Формирование экологической культуры и экологическое просвещение учащихся
статья на тему

Файзрахманова Зиля Салимьяновна

 "Человек, овладевший экологической культурой,

подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования,  

заботится об улучшении окружающей среды,

не допуская её разрушения и загрязнения"

 А.А.Плешаков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Файзрахманова  Зиля  Салимьяновна
МОБУ       Куртлыкульская  СОШ,
Караидельский  район   Республика Башкортостан

Формирование экологической культуры и экологическое просвещение учащихся

 "Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования,  заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения"

 А.А.Плешаков

Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.

Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, профессиональным учебным заведениям, которые, вооружая учащихся современными знаниями и жизненным опытом, по существу работают на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности учащихся.

. Экологическое образование и воспитание позволяют прививать общечеловеческие ценности гуманистического характера:

понимание жизни как высшей ценности;

человек как ценность всего смысла познания;

универсальные ценности природы;

ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.

 Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:

в области общественно-политической деятельности;

в профессиональной сфере;

в учебно-познавательной деятельности;

компетентность в эколого-практической деятельности.

 Во время работы в Куртлыкульской средней школе нами накоплен богатый опыт формирования экологической культуры, который осуществляется в следующих формах:

1. предметная - деятельность на уроках экологии (изучение теоретического материала, решение экологических задач, выполнение творческих работ, составление кроссвордов и многое другое);

2. межпредметная - внедрение экологического содержания в уроки химии, географии, биологии, просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;

3. внеурочная - различные формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы: проведение экологических мероприятий, участие в экологических акциях, организация экологических выставок, разработка и проведение классных часов.

Работа по воспитанию экологической культуры развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает перспективами природоохранной деятельности. Формирует познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает правильному поведению деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.

В прошедшем учебном году мы провели ряд мероприятий, посвященных Году охраны окружающей среды.

 В 10-м классе была организована пресс-конференция «Сохранить природу - сохранить жизнь», на которой учащиеся рассматривали важные вопросы, связанные с экологией. Большое внимание мы уделили экологической обстановке в Караидельском районе, в своей родной деревне Куртлыкуль. Ребята активно участвовали при обсуждении этих проблем.

Защита природы касается всех нас. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.