Разработка урока по теме "Царство Грибы" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Скобникова Ирина Евгеньевна

Проектирование урока в 5 классе в условиях реализации ФГОС ООО

по теме «Царство Грибы»

 

Технология проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii_v_5_klasse_po_teme_2.docx208.76 КБ
Файл tablitsy.docx17.83 КБ
Файл pamyatka_gribnika.docx163.39 КБ
Файл kartochki.docx167.32 КБ
Файл kartochki_dlya_uroka.docx290.98 КБ
Файл griby.docx400.09 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Выпускная аттестационная работа

Проектирование урока в 5 классе в условиях реализации ФГОС ООО

по теме «Царство грибов»

Технология проблемного обучения

Работу выполнила слушатель КПК

 по программе «Теория и методика обучения в контексте ФГОС (биология)

учитель ГБОУ СОШ №43 Приморского района г. Санкт-Петербурга Скобникова И.Е.

г. Санкт-Петербург

2015 г

Содержание

1)Введение……………………………………………………………….стр. 2

2)Описание технологии…………………………………………………стр. 3-7

3)Описание урока (технологическая карта урока)…………………….стр. 8-19

4)Заключение…………………………………………………………….стр. 20

5)Список литературы……………………………………………………стр. 21

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока. Мой урок по теме «Царство грибов» адресован учащимся пятых классов. Он был разработан по учебно-методическому комплексу Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс», построен по концентрическому принципу. Оформление, разнообразные вопросы и задания, дополнительная информация и возможность параллельной работы с электронным приложением способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Изучение выбранной мною темы урока имеет важное прагматическое значение для школьников,  продиктовано не только необходимостью расширения кругозора учеников и формирования системных знаний по дисциплине «Биология», но и привитием ученикам позитивных поведенческих установок для вступления во взаимодействие с природой и превенции негативных последствий такого взаимодействия.

Таким образом, актуальность выбранной темы урока связана с теоретическим и практическим аспектом. Теоретический аспект состоит в формировании и систематизации знаний о строении и жизнедеятельности грибов, о видовом многообразии, их роли в природе и жизни человека. Практический же аспект заключается в развитии навыков определения съедобных и несъедобных грибов, грибов-двойников; оказания первой помощи при отравлениях грибами.

Описание технологии проблемного обучения

Технология проблемного обучения относится к интерактивному обучению и обладает огромный образовательным потенциалом. Основы проблемного обучения заложил американский философ и педагог Д. Дьюи, разрабатывая проблему развития мышления в учебной процессе. Д. Дьюи считал, что обучающийся должен самостоятельно разбираться в проблеме, выдвигать гипотезы, искать ответы, ошибаться и снова искать. В России проблемное обучение стало разрабатываться в русле исследования психологии мышления в 50-х годах под руководством известных психологов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна.

Педагогические возможности проблемного обучения состоят в следующем:

- создание возможностей для развития внимания, наблюдательности;

 - развитие самостоятельности, ответственности, критичности, инициативности;

- развитие эвристических и творческих способностей школьников;

- обеспечение прочности приобретаемых знаний.

Проблемное обучение позволяет формировать все виды УУД: познавательные, регулятивные, личностные.

                                   Приемы, этапы, стратегии

Проблемное обучение - это процесс обучения, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.

В основе проблемного обучения лежит решение какой-либо задачи, проблемы. На первом этапе технологии педагог предъявляет проблемную ситуацию, осуществляет постановку наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы. Формулировка проблемы, в отличие от проблемной ситуации, означает, что теперь познающему удалось хотя бы предварительно расчленить данные (известное и искомое неизвестное). Это расчленение выступает в словесной формулировке проблемы в виде проблемной задачи. Проблемная задача предполагает ряд действий – для ее решения обучающемуся нужно самостоятельно провести частичный поиск. Еще одно базовое понятие проблемного обучения – это проблемный вопрос. Проблемный вопрос стимулирует мысль, активизирует мышление, заставляет человека думать.

Способы создания проблемных ситуаций (по А.М. Матюшкину)

  1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов.
  2. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления.
  3. Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности. Противоречие в данном случае возникает между житейскими представлениями и научными знаниями об этих фактах.
  4. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении обучающимися заданий практического характера. Проблемная ситуация возникает при попытке обучающихся самостоятельно достигнуть поставленной цели.
  5. Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов.

Матрица согласования приемов технологии и УУД для основной школы

Прием

Деятельность педагога и обучающихся

Деятельность учащихся в терминах УУД

Предъявление проблемной ситуации

Педагог предъявляет проблемную ситуацию посредством наводящих вопросов; обучающийся осознает проблемную ситуацию, анализирует исходные данные и формулирует проблему

Познавательные УУД: ученик научится основам прогнозирования, а также научится формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позициями других учеников, делать умозаключения.

Коммуникативные УУД: использование адекватных языковых средств для выражения своих чувств и мыслей      

Формулировка проблемной задачи

Приблизительное расчленение данного (известного) и искового (неизвестного) в виде проблемной задачи

Познавательные УУД: ученик научится осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач, делать выводы на основе аргументации

Проблемный вопрос

Постановка проблемного вопроса

Познавательные УУД: ученик научится объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; структурировать тексты, уметь выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, делать умозаключения на основе аргументации

Составление гипотез и отбор оптимальной

Педагог осуществляет постановку наводящих вопросов, сообщает необходимую информацию. Ученик выдвигает гипотезу

Познавательные УУД: ученик научится выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, делать выводы

Решение проблемной ситуации

Ученик осуществляет проверку гипотезы, решает проблему. Учитель дает указания

Познавательные УУД: ученик научится строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, структурировать тексты

Регулятивные УУД: ученик научится самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы

Анализ решения проблемной ситуации

Педагог осуществляет анализ действий ученика в ходе решения. Ученик анализирует ход решения

Познавательные УУД: ученик научится осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Регулятивные УУД: ученик научится самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, а также научится основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленного на достижение поставленных целей

Технологическая карта урока.

Урок по биологии в 5 классе по теме: «Царство Грибы»

Разработчик: Скобникова И.Е.

Предмет: биология

Класс: 5 класс в  условиях реализации ФГОС ООО

Тип урока:  урок «открытия» нового знания

Технология урока:  технология проблемного обучения

Тема урока: «Царство грибов»

Цель урока: сформировать общее представление о царстве грибов; подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.

Задачи:

- Обучающие:

•  рассмотреть особенности строения грибов;

•  выделить характерные признаки этих организмов;

•  познакомить с особенностями питания, размножения грибов;

•  определить роль грибов в природе и жизни человека.

- Развивающие:

• обучать умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи;

• способствовать развитию мышления школьников через создание проблемной ситуации

- Воспитательные:

• развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы;

• формировать эмоционально-ценностное отношение к миру;

• участвовать в формировании позитивного общения «учитель-ученик», «ученик-ученик».

Планируемые результаты

Предметные:познакомиться с основами строения шляпочных грибов, научиться называть представителей съедобных, несъедобных, ядовитых и плесневых грибов; определять значение грибов в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека.

Метапредметные:

Коммуникативные: формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: использовать разнообразные приемы работы с информацией, осуществлять постановку и формулирование проблемы.

Личностные:имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика, проявляют любознательность и интерес к изучению природы.

Освоение предметных знаний (базовые понятия):плодовое тело, грибница, шляпочные грибы, грибы-паразиты, грибы-симбионты, микориза, ядовитые грибы, почкование,

Оборудование и материалы: таблицы с изображением грибов, мультимедийное оборудование, презентация «Царство Грибы», цветные карточки с изображением грибов, листы формата А4, фломастеры или цветные карандаши, муляжи грибов.

Методы обучения и формы работы:  частично-поисковый (эвристический), проблемного изложения,  групповой, игровой, наглядный.

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация опорных знаний. 5мин.
  3. Целеполагание  и мотивация – 5 мин.
  4. Интеллектуальная разминка – 5 мин.
  5. Актуализация новых знаний и их  применение – 15 мин.:
  • актуализация знаний учащихся
  • самостоятельная работа с учебниками по изучению нового материала
  • работа в группах по созданию моделей «Особенности строения, жизнедеятельности, значения грибов»
  1. Обобщение полученных знаний. Итоги урока – 5 мин.
  2. Домашнее задание – 2 мин.
  3. Рефлексия – 1 мин.

№ п/п

Этапы урока

Задачи

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент

1.Подготовка учащихся к работе – распределение по группам.

2.Создание продуктивных условий для взаимодействия учителя и учащихся.

Презентация к уроку

Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика

(ученики занимают места в группах).

Учитель активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала; организует проверку домашнего задания:

1)Почему ученые считают, что бактерии являются первыми живыми организмами на Земле?

Ответ: они имеют простое строение, не имеют ядра, переживают неблагоприятные условия среды в виде споры.

2) Благодаря каким особенностям строения бактерии могут переносить неблагоприятные условия жизни? Ответ: твердая оболочка, цисты.

3) Где могут обитать бактерии?

Ответ: в воде, в воздухе, в почве, в живых организмах.

4) В чем особенности строения бактерий?

Ответ: снаружи бактерии покрыты оболочкой, не имеют ядра, имеют органы передвижения – жгутики или реснички.

5) Какова положительная и отрицательная роль бактерий в природе и жизни человека?

Ответ: почвенные бактерии участвуют в образовании перегноя. В результате жизнедеятельности бактерий образовались залежи руд, запасы природного газа. Болезнетворные бактерии вызывают заболевания человека и животных.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников.

Личностные:

Отвечают на приветствие, настраиваются на работу.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем, планирование учебного сотрудничества, лидерства и согласование действий с партнером.

Регулятивные:

Настраиваются на восприятие материала урока.

2

Актуализация  знаний.

Постановка  учебной задачи

Презентация к уроку

Учитель: Ребята, вы верите в чудеса? Я тоже верю. Я купила волшебные шарики (показываю дрожжи) и испекла такой вкусный хлеб, через неделю обнаружила, что чудеса продолжаются (показываю плесень на хлебе). Кто творит такие чудеса?

Что за чудище такое? То поменьше, то большое.

Можно встретить под берёзой, на пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой, и на хлебе те дары.

Могут паразитом быть - злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину, поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться, если тесто на дрожжах.

 Есть плодовые тела и разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была? Догадались ли, вы, детки?

Совершенно верно - это грибы.

К какому царству относятся эти организмы?

Учитель помогает учащимся определить тему урока.

Мы продолжаем путешествовать по царствам природы. Добро пожаловать в Царство грибов!

Учащиеся  отвечают устно.

Учащиеся дискутируют, выдвигают предположения.

Учащиеся формулируют тему урока «Царство Грибы» и записывают ее в тетрадь.

Личностные:

Действия смыслообразования.

Познавательные:

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Регулятивные:

Контролируют правильность ответов одноклассников, прогнозируют результат.

3

Целеполагание и мотивация

Вызов интереса к данной теме, мотивация изучения материала.

Презентация к уроку

Учитель помогает определить предметные цели урока.

Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока.

У каждого из вас есть   на столе «Лист самооценки», отметьте, пожалуйста, галочкой   в левой колонке (З), что вы уже знаете о Царстве грибов?

Лист самооценки (ЗНАЛ / УЗНАЛ  на  уроке)

З

 Почему грибы  выделяют в отдельное царство

У

 Как питаются и  размножаются грибы

 Что изучает наука «микология»

Что такое симбиоз или микориза.

Что такое «ведьмины круги»

Представителей  царства грибов

Новые слова (термины)

Ничего не знал/ ничего не узнал

Моя  оценка работы на уроке

Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.

Одним из чудес, одной из загадок органического мира, бесценным даром природы являются грибы. Грибы, представляющие самостоятельное царство органического мира, и царство это удивительное, таинственное, загадочное.

Дети предлагают варианты ответов.

Учащиеся слушают, смотрят, заполняют лист «Цели»

Определяют предметные цели урока: сформировать общее представление о царстве грибов; подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.

Отвечают.

Познавательные:

Самостоятельное формулирование темы и цели урока.

4

Интеллектуальная разминка

Актуализация знаний

www/biologiy.ru,

http://www.prozagadki.ru

презентация к уроку

 Предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе.

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,
 Круглый, гладенький, красивый,
 С ножкой толстой и прямой
.  (Подосиновик)

2) Ходят в рыженьких беретах,

 Осень в лес приносят летом.

 Очень дружные сестрички –

 Золотистые ... (Лисички)

 3) В лесу, на радость людям, 

 средь молодых сосёнок, 
 В блестящей тёмной шляпке 
 растёт грибок... 
(Маслёнок)

4)Этот гриб живёт под елью,
 Под ее огромной тенью.
 Мудрый бородач-старик,

 Житель бора – …(Боровик)

5)Он в лесу стоял,  никто его не брал, 
 В красной шапке модной, 

 Никуда не годный. (Мухомор)

 6)Бледная она стоит,  у неё съедобный вид. 
 Принесешь домой - беда, будет ядом та еда. 
 Знай, что этот гриб - обманка, 

 Враг наш - бледная...(Поганка)

.

Фронтальная работа.Ребята  разгадывают  загадки, и одновременно видят на экране

изображения отгаданных ими грибов.altalt

altalt

altalt

Личностные:

Соблюдение нравственно-этических норм поведения при фронтальной работе, уважительное отношение к иному мнению.

Познавательные:

Выдвигают предположения ответов.

Коммуникативные:

Строят понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные:

Контролируют правильность ответов одноклассников.

5

Актуализация новых знаний и их применение

  • Обеспечение усвоения новых  знаний с помощью различных заданий (самостоятельная работа с учебниками по изучению нового материала; работа в группах по созданию моделей «Особенности строения, жизнедеятельности, значения грибов»)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f7bd01f-0a01-022a-01bf-4c57d11a4bd7/%5BBIO6_08-53%5D_%5BIM_01%5D.SWF

www.ecosystema.ru/07referats/oceans.htm

презентация к уроку

Грибы известны людям давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. И на Руси грибы были не только на столе крестьянина, подавались они и на царский стол. А что же такое гриб?

Проблемный вопрос: грибы – это растения или животные? (Учитель помогает)

Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо разобраться с особенностями строения и жизнедеятельности грибов.

Поэтому сейчас вы приступаете к работе по группам, на столах у вас находятся карточки с заданиями. Ваша задача познакомиться с текстом, ответить на вопросы в течение 10 минут и поделиться информацией с другими ребятами.

Самостоятельная работа по группам с учебниками и раздаточным материалом  по изучению нового материала.

А теперь, чтобы немножко отдохнуть, мы проведем физкультминутку:

Вырос гриб на тонкой ножке.

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой,

Как из шляпки грибной.

Все тихонечко вздохнем,

Вновь грибы учить начнем.

Учитель: Предлагаю внимательно послушать выступления представителей от каждой группы и  сделать краткие записи в тетрадив форме таблицы:

Признаки сходства грибов с растениями

Признаки сходства грибов с животными

Признаки, характерные только для грибов

Актуализация знаний учащихся.

Дети предлагают варианты ответов.

Учащиеся  работают в группах, выполняют предложенные задания, изучая раздаточные материалы, а также §12 учебника.

По окончании 10 минут работы представители групп выходят к доске и представляют аргументированные ответы на проблемные вопросы в течение 2  минуты.

Во время  выступления групп  на экране появляются слайды презентации.

Класс следит за правильностью ответов.

Учащиеся кратко  записывают в тетрадь информацию, полученную от учеников разных групп. Заполняют таблицу .

Личностные:

Соблюдение нравственно-этических норм поведения при работе в группах.

Коммуникативные:

Осознанное построение речевого высказывания, взаимодействие с одноклассниками во время поиска информации, осуществляемого при работе в группах.  

Регулятивные:

Умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, поиск и выделение необходимой информации.

6

Обобщение знаний. Итоги урока

Анализ и оценка успешности достижения цели

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f7bd01f-0a01-022a-01bf-4c57d11a4bd7/%5BBIO6_08-53%5D_%5BIM_01%5D.SWF

www.ecosystema.ru/07referats/oceans.htm

презентация к уроку

Ребята, сегодня на уроке мы изучали представителей Царства грибов. Давайте подведем итоги!

Учитель подводит учеников к выводу об особенностях строения грибов, причинах выделения грибов в отдельное царство.

1)Чем грибы похожи на растения?

Ответ: растут всю жизнь; неподвижны (пассивное движение); размножаются спорами; поглощают пищу путем всасывания.

2) Что общего у грибов с животными?

Ответ: по типу питания – гетеротрофы; имеют в составе клеточной стенки хитин; в клетках отсутствует хлоропласты.

Вывод: так как грибы имеют общие черты как с растениями, так и с животными, они были выделены в отдельное царство живой природы.

3)Грибы – враги или друзья?

Ответ: нельзя однозначно сказать, являются грибы друзьями или врагами, так как приносят и пользу, и вред.

Вывод: грибы играют важную роль в общем круговороте веществ в природе, участвуют в образовании плодородных почв, являются санитарами среды, используются для получения витаминов, антибиотиков. Паразитируя на растениях и животных, изделиях из кожи, дерева, бумаги, грибы вызывают их порчу.

4) Как отличить ложные грибы-двойники от съедобных? (Работают с раздаточным материалом)

5) Какие советы вы могли бы дать грибнику: как, где и когда следует собирать грибы?(Работают с раздаточным материалом)

Ответ: не брать незнакомые грибы, гриб следует  срезать, а лучше выкручивать из земли. Грибы собирают со второй половины августа.

6) Какую первую помощь нужно оказать человеку при отравлении грибами?

 Ответ: Сделать промывание желудка: выпить 5-6 стаканов кипяченой воды  или бледно-розового раствора марганцовки. Затем нажать пальцами на корень языка и вызвать рвоту.

7)Каково значение грибов в природе и жизни человека?

8)Можно ли назвать грибы чудом природы? Почему?

Молодцы, вы хорошо справились с заданиями.

Помните: «Кто много читает, тот много знает», природа хранит много тайн. Открывайте загадочные и удивительные тайны природы!

Настало время оценить Вашу работу на уроке. Возьмите «Лист самооценки» и  отметьте галочкой в колонке справа, что нового вы узнали о грибах на уроке? Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе группы, поставьте себе оценку «5» или оцените свою работу другой отметкой.

Ребята отвечают на вопросы.

Ученики, используя раздаточные материалы, находят отличия бледной поганки от шампиньона, белого гриба от сатанинского, белого гриба от желчного гриба

Ученики оценивают свой труд на уроке.

Познавательные:

Участвуют в беседе по обсуждению полученных результатов.

Коммуникативные:

Анализируют и структурируют информацию, дают оценку результата своего труда.

Регулятивные:

Осуществляют контроль процесса выполнения задания.

7

Домашнее задание

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания.

http://900igr.net/kartinki/biologija/Urok-Griby

http://planetadetstva.net/pedagogam/gotovimsya-k-shkole/pervyj-raz-v-pervyj-klass-itogovoe-zanyatie.html

Ваше домашнее задание –  сочинить сказку с участием грибов или подготовить презентацию о грибах, выписать определения в рабочую тетрадь.

Учащиеся  записывают варианты домашнего задания и предлагаемые источники дополнительной информации.

Познавательные:

Совершенствование навыка работы с информацией.

8

Рефлексия

Самооценка и оценка событий.

презентация к уроку

Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда приклейте на доску листочек желтого цвета. Если вам что-то не понравилось, приклейте на доску листочек зеленого цвета.

Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания!

Ребята выбирают соответствующие листочки и прикрепляют их на доску.

Регулятивные:

Оценка своей учебной деятельности.

Заключение

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок значит и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом, актуальный. Актуальный (от лат. actualis – деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

    Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель является не просто проводником знаний, а личностью, обучающей способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Разработанный мною урок нацелен на формирование у учеников следующих компетенций: умение работать в команде, критически мыслить, умение вырабатывать собственную позицию и аргументировать ее, умение вести полемику. Вместе с тем изучение данной темы предполагает освоение большого объема терминологии, в связи с чем педагогу необходимо доступно пояснять употребляемые им термины и стараться не перегружать речь новыми для обучающихся словами. Кроме того, структура урока рассчитана на весьма интенсивную работу как учителя, так и учеников, поэтому следует сделать оговорку, что педагогу, проводящему такой урок, нужно быть готовым оперативно вносить коррективы в его структуру, не нарушая его целостность, в зависимости от степени подготовленности и общей эрудиции учащихся.

Список литературы

  1. Константинова И.В.  Рабочая программа по учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова  «Биология. Введение в биологию». - Волгоград: Учитель, 2015
  2. Константинова И.В.  Технологические карты уроков по учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию». - Волгоград:  Учитель, 2015
  3. Калинова Г.С. Дидактические карточки. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.6кл. - М.:Школа-Пресс,2001
  4. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб: КАРО, 2015.
  5. Пименов А.В. Биология. Полный курс подготовки к ЕГЭ. – М.:АСТ, 2014.

Интернет-ресурсы:

WWW.Wikipedia.org-Википедия, свободная энциклопедия

WWW.school-collection.edu.ru-Единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов.

WWW.fcior.edu/ru/wps/portal/main-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

WWW.intergu.ru-Интернет-сообщество учителей.

http://temnyjles.narod.ru/Gribi-kn.htm

http://www.stihi.ru/2011/01/06/50

Мультимедийное средства  обучения.

1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодия»,2006.

2.Электронное приложение к учебнику – Режим доступа http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/biology

4.Библиотека электронных наглядных пособий» Биология.6-9кл. « - ООО» Кирилл и Мефодий»,2



Предварительный просмотр:

Учащиеся заполняют таблицу

Царство Грибы

Признаки сходства с растениями

Признаки сходства с животными

Признаки, характерные только для грибов

- неподвижны;

- имеют прочные клеточные стенки;

- часто осуществляют вегетативное размножение;

- растут верхушечной частью;

- всасывают питательные вещества.

- питаются готовыми органическими веществами – гетеротрофы;

- в клеточных стенках хитин;

- запасной продукт – гликоген;

- образуют мочевину.

- основа вегетативного тела – грибница или мицелий;

- грибница состоит из нитей – гиф;

- гифы состоят из многоядерных или одноядерных клеток;

- переплетение гифов образует плодовое тело.

Учащиеся заполняют таблицу

Роль грибов в природе и жизни человека огромна.

Роль грибов

Положительная

Отрицательная

- разложение остатков животных и растений, повышение плодородия почвы;

- в медицине - антибиотик (пенициллин);

- укрепляют иммунную систему;

- в пищевой промышленности:

а) как продукты питания

б) в хлебопечении, пивоварении, виноделии, производстве спирта, производстве уксусной кислоты

в) для осветления фруктовых соков

- приготавливают препараты для уничтожения вредных насекомых и сорняков;

- переработка сырья, грубых кормов;

- разрушение бумажных отходов.

- порча продуктов питания;

- болезни растений (фитофтора, чёрная ножка и др.);

- портят смазочные масла, нефтепродукты, вызывают коррозию металла;

- портят книги, произведения искусства;

- вредят здоровью людей и животных.

Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов



Предварительный просмотр:

грибная пора.jpg



Предварительный просмотр:

                                         C:\Documents and Settings\Александр\Мои документы\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\52.jpg

                   Белый гриб, или боровик

Окраска шляпки самая различная – от белой до темно-бурой  с фиолетовым  оттенком. Это зависит от того, в каком лесу грибы растут. Трубчатый слой вначале белый, затем желтый и зеленоватый. Ножка беловатая или светло-буроватая, с белым сетчатым рисунком. Мякоть белая, плотная, на изломе не меняет цвета, без особого вкуса но с приятным грибным запахом.

                             

     

C:\Documents and Settings\Александр\Мои документы\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\67.jpg

Желчный гриб ( ложный белый)

Очень похож на боровик. В литературе этот гриб называют желчным.  Отличается от боровика и подберезовика грязно-розовым трубчатым слоем( у боровика он белый, желтый, зеленоватый: у подберезовика – серый) и на сломе мякоть краснеет. Ножка имеет темный сетчатый рисунок (у боровика  сеточка белая, у подберезовика сеточки вообще нет), у земли слегка клубневидная. Главное отличие – горький вкус, который не исчезает при любой обработке.

                                                                                                                              C:\Documents and Settings\Александр\Мои документы\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\52.jpg

 Белый гриб, или боровик

Окраска шляпки самая различная – от белой до темно-бурой  с фиолетовым  оттенком. Это зависит от того, в каком лесу грибы растут. Трубчатый слой вначале белый, затем желтый и зеленоватый. Ножка беловатая или светло-буроватая, с белым сетчатым рисунком. Мякоть белая, плотная, на изломе не меняет цвета, без особого вкуса но с приятным грибным запахом.

                           

  Сатанинский гриб

Шляпка выпуклая, светло сероватой или зеленоватой окраски, в сырую погоду слизистая.C:\Documents and Settings\Александр\Мои документы\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\60.jpg

Трубчатый слой ярко-красного цвета  с мелкими порами.

Ножка желтая, вверху красноватая, с красным сетчатым рисунком.

Мякоть крепкая, на изломе сначала краснеющая, потом синеющая, со сладковатым вкусом, но неприятным запахом.

В сыром виде гриб сильно ядовит.

                                                           

               

                                             

                             Бледная поганка

Бледная поганка больше всего похожа  на шампиньоны, сыроежки, зеленушки. Шляпка ее белая, бывает зеленоватая, желтоватая, с гладким краем. Пластинки, не прикрепленные к ножке, белые, мягкие. Ножка у поганки длиной до 15 см, толщиной до 2 см,  белая или желтовато-зеленая, вверху с тонким пленчатым кольцом. От ножки съедобных грибов ее отличает клубневидное утолщение у основания, заключенное в белую или зеленоватую пленку – воротничок.  Гриб смертельно опасен!

C:\Documents and Settings\Александр\Мои документы\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\20ц.jpg

      ШампиньонC:\Documents and Settings\Александр\Мои документы\ЖОНКИНА ПИСАНИНА\29.jpg

Шляпка шаровидная, с глубоко загнутым внутрь краем, гладкая, сухая, шелковистая. Ножка 4 – 8 см, толщиной 1-2 см, прямая, ровная, с широким белым кольцом. У шампиньона нет у основания утолщения, похожего на клубень. Мякоть беля, плотная, на изломе сначала розовеет, с приятным запахом. Пластинки у шампиньона никогда  не бывают белыми, а шляпка зеленоватой в отличие от поганок, которые могут быть и белыми и зеленоватыми. Пластинки у молодого шампиньона розовые, а у зрелого – темные, даже черные.



Предварительный просмотр:

Текст №1

  1. Прочитайте текст и придумайте заголовок к нему.
  2. На какие группы можно разделить грибы?
  3. Ответьте на  вопрос в конце текста.

Царство грибов включает более 100 тыс. видов, среди которых могут быть грибы от микроскопических до крупных размеров, тело которых достигает полуметра т и более (съедобные грибы- белый, подберезовик и др.) Грибы произрастают всюду- в поле, в лесу, пустынях и горах, почве и воде. Тело грибов – мицелий – это грибница, состоящая из грибных нитей – гифов. Плодовое тело – это ножка со шляпкой. Споры грибов есть в воздухе, они встречаются даже на расстоянии 10 км над поверхностью Земли.  Царство грибов делится на два подцарства высшие и низшие грибы. У Низших грибов мицелий лишен перегородок и представляет собой гигантскую разветвленную клетку( см. рис.) Некоторые микроскопические грибы состоят из одной клетки и мицелия не имеют (например, дрожжи). Клеточная стенка оболочки гриба состоит из хитина.  У высших грибов  плотно сплетенные  гифы мицелия образуют плодовое тело, в котором созревают споры.  

На нижней поверхности шляпки есть толстый слой, состоящий из узких трубочек (такие грибы называют трубчатыми) или из тонких пластинок (пластинчатые грибы). На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры. Обычно плодовое тело возвышается над почвой, поверхностью пней или стволов деревьев (белый гриб, подберезовик, мухомор и др.), но некоторые грибы имеют подземное плодовое тело округлой формы (трюфель).

Мицелий гриба под микроскопом

??? Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников. Чем же грибы заслужили такое описание? Было ли основание назвать так грибы? Прав ли ученый, назвав так грибы? Почему ученые долгое время спорили, к животным или растениям отнести эти организмы, и, в конце концов, выделили их в самостоятельное царство?

Текст №2

  1. Прочитайте текст и придумайте заголовок к нему.
  2. Заполните таблицы
  3. Ответьте на вопрос в конце текста.

Грибы – гетеротрофные организмы, т.к. питаются готовыми органическими веществами. По типу питания они могут быть сапротрофами, паразитами или находиться в симбиозе с другими организмами, например древесными растениями. Грибы-сапротрофы разрушают отмершие остатки живых существ. Грибы-симбионты живут во взаимовыгодном сожительстве с растениями. Микориза – это симбиоз гриба и растения, хорошо распространен в природе.

Размножаются грибы бесполым или  половым путём. Бесполое размножение происходит при помощи специализированных клеток — спор или вегетативно. Споры развиваются в спорангиях, возникающих на специализированных гифах – спорангиеносцах. Вегетативное размножение осуществляется частями грибницы или почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов). У некоторых грибов существует половое размножение. В этом случае грибница образуется в результате слияния специализированных половых клеток.

1.

                                ?                                          ?                                       ?

2.

             ?                                        ?

???Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?

Текст №3

  1. Прочитайте текст и придумайте заголовок к нему.
  2. Заполните таблицу, используя жизненный опыт.
  3. Ответьте на вопрос в конце текста.
  • Многие шляпочные грибы – ценный продукт питания (40% белка, 10-15% углеводов, витамины А , В, С, РР, Д, соли калия, фосфора, железа), по питательности грибы превосходят мясо и яйца.  Шляпочные грибы используются в медицине. Плесневые грибы служат источником антибиотиков.  Дрожжевые грибы применяются в хлебопечении, в виноделии, при изготовлении сыров, кефира, творога.  Грибы используют для получения ферментов, витаминов, лекарственных препаратов (плесневые, спорынья).  Раньше из гриба навозника делали чернила.
  • Грибы – возбудители болезней человека (микозы, молочница и др.). Грибы – возбудители заболеваний домашних животных (стригущий лишай ). Есть грибы – паразиты культурных растений (трутовики, головня, спорынья, парша, фитофтора, мучнистая роса и др.), а также   грибы, разрушающие деревянные постройки человека.  Грибами можно отравиться.
    Мы сталкиваемся с ними гораздо чаще, чем принято думать. Подходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли в лес за грибами, пьем ли холодный квас, беспокоят человека ногти и стопы или получаем ли укол антибиотиков. Нигде не обошлось без встречи с грибами или результатом их жизнедеятельности.  ГГрибы используют в пищу.
  • В плодовых телах плодовыхгрибов насекомые откладыʙают личинки.
  • Сʙоей грибницей ʙсасыʙают из почʙы ʙоду с минеральными солями и отдают ее дереʙьям.
  • Санитары  леса. Разлагают листʙу, стʙолы погибших дереʙьеʙ, образуя перегной.  В природе нет бесполезных организмов!

 

Представители

Роль в  природе

Роль в жизни человека

??? Грибы – наши враги или друзья?

Текст №4

  1. Прочитайте текст и придумайте заголовок к нему.
  2. Назовите причины образования кругов из грибницы грибов?
  3. Ответьте на  вопрос в конце текста.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/63/Hexenring_auf_einer_Wiese%2C_Sperrberg%2C_Niedergailbach.JPG/192px-Hexenring_auf_einer_Wiese%2C_Sperrberg%2C_Niedergailbach.JPG

Опята на лугу

Ведьмины круги – это многочисленные колонии грибов одного вида. Такие колонии образуют правильные круги размером до нескольких сотен метров. В наших лесах многочисленная армия грибников очень быстро вытаптывает грибницу и не дает грибам образовывать большие круги. Но встретить круг диаметром метров в двадцать или даже в тридцать вполне возможно.

Если споры попадают в почву, то они образуют грибницу. Грибница развивается в форме лучей равномерно направленных  в разные стороны. Так образуется круг из грибницы.

Грибница забирает из почвы все питательные вещества и почва быстро истощается. На истощенной почве погибают все растения, даже сама грибница. Только остается часть грибницы расположенная по кругу. Вот из останков грибницы и появляются плодовые тела грибов. Постепенно круг расширяется. Даже определена скорость роста круга – 30 сантиметров за год.

Проходит время, и плодородие почвы постепенно восстанавливается. В центре круга появляется трава, но грибы все дальше уходят от центра. Проплешины в траве образуют тоже грибы. Это работа микроскопического грибка микозы.

Наиболее часто загадочные круги образуют мухоморы, рыжики, луговые опята, лисички  и дождевики. Вероятность встретить такие круги довольно низкая. Не так уж и часто они появляются в лесах. Если найдете круг, то Вам повезло: счастье ожидает великое! Нужно только верить.

???? Разрастание  грибницы идет во все стороны радиально и диаметр ее ежегодно увеличивается на 30 см. Установите  возраст грибницы, если диаметр ее круга равен 12 метрам ?

Дополнительный материал на каждый стол

Среди шляпочных грибов есть и съедобные, и несъедобные виды. Самые ядовитые грибы — бледная поганка и белая поганка (или вонючий мухомор). Отравление этими грибами вызывает быструю смерть человека. Опасны для человека и мухоморы — красный, королевский и серый (рис.)Несъедобные грибыРис.  Несъедобные (ядовитые) виды грибов: 1 — бледная поганка; 2 — красный мухомор; 3 — серый мухомор; 4 — ложная лисичкаНекоторые ядовитые грибы внешне похожи на съедобные (ложно-опенок серо-желтый, ложные лисички), их иногда используют в пищу по ошибке, что очень опасно. Ядовитыми нередко становятся и старые плодовые тела съедобных шляпочных грибов.

Есть грибы, которые поражают хлебные злаки. Например, головневый гриб поражает все растение, отчего оно выглядит как обугленное. Гриб спорынья поселяется в завязи цветка растения-хозяина (например, ржи). Ржавчинные грибы поражают листья и стебли растения, гриб фитофтора поражает все растения картофеля и помидоров. Трутовые грибы (трутовики, чага) губят древесину. Есть много видов грибов, паразитирующих на подземных частях растений: корнях, клубнях, луковицах. Зараженные грибами растения становятся нежизнеспособными. Имеется много видов грибов, паразитирующих на человеке и животных. Они поражают кожу, ногти, копыта.

В отличи от шампиньонов — сапрофитов, хорошо растущих на почве с большим содержанием перегноя, другие грибы могут жить только в присутствии корней деревьев и других высших растений. При этом они обычно выступают в роли симбионтов (сожителей), образуя грибокорень, или микоризу (от греч. мико - "гриб" и риза - "корень"). Такие отношения полезны обоим организмам. Растение посредством гиф гриба получает из почвы дополнительное количество воды с минеральными веществами, что помогает вырабатывать органические вещества, а гриб получает от растения углеводы и витамины.

Гриб мукор: если хлеб пролежит несколько дней в тёплом влажном месте, на нем появляется белый пушистый налёт, который через некоторое время темнеет. Это плесневый гриб-сапрофит мукор. Этот гриб часто поселяется также на фруктах, овощах, на конском навозе. Грибница мукора состоит всего из одной сильно разросшейся и разветвлённой клетки с множеством ядер в цитоплазме.

Размножается мукор обрывками грибницы или спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх и расширяются на концах. В этих чёрных расширениях, похожих на головки, образуются споры. После созревания спор головки лопаются, и споры разносятся ветром. Попав в благоприятные условия, они прорастают в грибницу.

Гриб пеницилл: на пищевых продуктах и на почве поселяются и другие плесневые грибы. Один из них- пеницилл. Грибница пеницилла, в отличии от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках. В клетках пеницилла образуется вещество, убивающее некоторые болезнетворные бактерии. Его специально разводят, чтобы получать лекарство для лечения многих болезней.

Дрожжи: с давних пор человек использует дрожжи для приготовления хлеба, пива, вина. Эти микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской.

Ядовитые грибы: Мухомор красный- род пластинчатых грибов порядка агариковых. Плодовое тело молодых мухоморов заключено в т. н. покрывало, которое разрывается и остается в виде пленки или чешуек на поверхности шляпки. Ок. 100 видов, распространены широко. Многие мухоморы ядовиты, особенно бледная поганка и красный мухомор. Мухомор серо-розовый, поплавок (отсутствует кольцо на ножке) и цезарский гриб - съедобны.

Ядовитые грибы: БЛЕДНАЯ  ПОГАНКА - самый ядовитый пластинчатый гриб из рода мухомор. Шляпка зеленая или зеленоватая до белой, с белыми пластинками. Ножка с пленчатым кольцом и мешковидным влагалищем. В лиственных, реже хвойных лесах Евразии и Сев. Америки

Ядовитые грибы: Среди грибов известен целый ряд ядовитых и несъедобных грибов, способных вызвать отравление. Это, прежде всего, мухоморы и поганки, ложные опята и др. Надёжных методов отличить съедобные и ядовитые грибы не существует; часто они входят в состав одного и того же семейства, поэтому следует собирать только те грибы, в которых вы уверены. Отравление могут вызвать и условно съедобные грибы – сморчки и строчки, непроваренные свинушки, непросоленые волнушки, белянки и другие грибы с едким вкусом. Причиной отравления могут служить и переросшие плодовые тела, в которых накопились продукты распада. Грибной яд опасен тем, что его действие проявляется лишь через 12–24 часов после отравления, когда нейтрализовать его практически невозможно.



Предварительный просмотр:

Калинковичский исполнительный комитет. Официальный сайт. -- …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Искусство (10 класс)

Урок по теме Искусство "Marc Chagall. Life in Colours" разработан для учащихся 10 класса по материалам учебника Андреасян "Let\'s discuss. 9-10" и дополнительным учебным материалам. Во вложенном архиве...

Разработка урока на тему "Причастие. 7 класс"

Урок построен в форме путешествия в замок причастия....

разработка урока по теме "Царство Бактерии", 6 класс (учебник И.Н. Пономаревой)

Урок биологии по  теме "Царство бактерии", 6 класс ( учебник И.Н. Пономаревой. урок проблемного изложения знаний, предесмотренна групповая работа на уроке, просмотр презентации....

разработка урока по теме "Царство Бактерии", 6 класс (учебник И.Н. Пономаревой)

Урок биологии по  теме "Царство бактерии", 6 класс ( учебник И.Н. Пономаревой. урок проблемного изложения знаний, предесмотренна групповая работа на уроке, просмотр презентации....

Разработка урока по теме "Индия", 7 класс, Урок- путешествие,ФГООС.

Урок- путешествие по теме:"Индия", 7 класс.План-конспект урока....

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)

В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...