Критерии оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
методическая разработка по биологии на тему

Критерии оценивания исследовательской деятельности обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся разрабатываются с учетом целей и задач на данном этапе образования

Карта анализа учебно-исследовательской деятельности учащихся ( по способам деятельности)

Организация дела  (регулятивные УУД)

Познание мира (познавательные УУД)

Общение с людьми (коммуникативные УУД)

Проявление чувств и воли (личностные УУД)

1.Выбор темы (названия):

-самостоятельно;

-с помощью.

Определение цели:

-самостоятельно;

-с помощью.

Составление плана:

самостоятельно;

-с помощью.

1.Сбор информации:

-Из разных источников;

-собственных наблюдений;

-опытов, практических действий и т.п.;

-самостоятельно

1.Выражение своих мыслей:

-ясность и доступность изложения;

-логичность;

-целостность выступления;

-Правильность и красота речи

1.Доведение замысла до воплощения:

-полное воплощение;

-частичное воплощение;

- упрощение цели по ходу работы.

Преодоление трудностей:

-про трудности не известно (не было);

-трудности преодолены полностью;

- частично;

-большая часть трудностей не преодолена

2.Реализация плана:

-самостоятельно или с помощью;

-в соответствии с замыслом;

-корректировка плана упростила достижение результата

2.Создание собственного продукта

(в т.ч. с переработкой информации):

- оригинальный продукт;

- с элементом новизны;

- воспроизведение неизвестного

2. Понимание вопросов(при защите проекта):

- быстрое и чёткое понимание;

-понимание после уточнения проблемы при понимании вопросов

2. Эмоциональная самооценкасвоей работы:

- степень интереса;

- удовлетворённость;

-увлечённость темой

3.Самооценка

результатов и хода выполнения проекта:

- самостоятельно или по вопросам;

- адекватность самооценки;

-выделение трудностей;

-признание неудач полностью самостоятельно

3.Представление информации(текст, схема, модель, объект и т.п. ):

- творческое, оригинальное;

- типовое

3. Договориться в споре (при защите проекта):

-аргументированное (или нет) отстаивание своей позиции;

- корректировка позиции под воздействием аргументов;

- растерянность в споре;

- дискуссия отсутствовала

3.Возможно, но необязательно (только по самооценке автора, без публичного обсуждения и осуждения):

- решение моральных проблем, противоречий при оценке или выборе поступков ( в ходе работы над проектом)

Карта послеоперационного анализа учебно-исследовательской деятельности

№п/п

Действия

Операции

Отметка о выполнении

1.

Ориентация в научной проблеме исследования

Изучение теоретического материала

2.

Заполнение бланка готовности к лабораторной работе

3.

Самоконтроль готовности по вопросам

4.

Анализ проблемы и актуальности исследования

С какими сложностями(противоречиями) сталкивается исследователь при исследовании теплопродукции живого организма

5.

Почему важно уметь определять значение теплопродукции живого организма?

6.

Определение объекта и предмета исследования

Что является объектом исследования?

7.

Что является предметом исследования

8.

Сформулируйте гипотезу исследования

9.

Формулирование целей и задач исследования

Сформулируйте цель исследования

10.

Сформулируйте задачи исследования

11.

Определение методики исследования

Какие методы исследования вам знакомы?

12.

Обоснуйте выбор вами метода исследования

13.

Планирование эксперимента

Какие приборы и оборудование вам необходимы исследования?

14.

Объясните, почему при исследовании эффективнее использовать цифровую лабораторию

15.

Раскройте суть проведения исследования

16.

Проведение эксперимента исследования

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Отметка о выполнении

№п/п

Действие

Операции

25.

Обработка результатов исследования

Заполните таблицу непосредственных измерений

26.

Оцените погрешности измерения

27.

Анализ результатов исследования

Сравните полученные данные с научными(справочными) данными

28.

Формулирование выводов исследования

Сделайте вывод о возможности и целесообразности изучения явления или процесса

29.

Сделайте выводы

30.

Представление результатов исследования

Обсудите результаты вашего исследования с товарищами по группе

31.

Подготовьте краткое сообщение по результатам вашего исследования

32.

Представьте ваше сообщение в группе

33.

Использование ИК-технологий для представления проекта

Представление информации

34.

Создание структуры презентации

35.

Содержание и соотношение текстовой и графической информации

36.

Подготовка заключения.

Критерии оценивания проектной деятельности учащегося

Критерии оценивания презентации проекта (его защиты и ответы на вопросы):

  1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем (познавательные УУД).

Проявляется в умении ставить проблему и выбирать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения  и т.д.

  1. Сформированность предметных знаний и способов действий,проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой (темой) использовать имеющиеся знания  и способы действий.
  2. Сформированность регулятивных действий,проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять  своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные  возможности для  достижения  целей, осуществлять  выбор наилучших стратегий в трудных ситуациях.
  3. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить  и оформить  работу, представить её результаты, аргументированно ответить на  вопросы.

Критерии оценивания проектной деятельности

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

базовый

повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работавцеломсвидетельствуетоспособности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий ,достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить ,продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, включая поиск и обработку  информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза макета, объекта, творческого решения.

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности, проявляющееся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обосновано в соответствии с рассматриваемой проблемой, использовать имеющиеся знания и действия Ошибки отсутствуют.

Регулятивные действия

Коммуникативные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирование работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются элементы самооценки и самоконтроля учащегося.

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки проектной презентации. Автор отвечает на вопросы

Работа самостоятельно тщательно спланирована и последовательно реализована, использованы ресурсные возможности для достижения целей, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

Тема ясно определена и пояснена.

Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

При этом  для образовательных учреждений есть право  уточнять, изменять или  дополнять  данные критерии.

При итоговой оценке проекта (исследования)   рекомендуется учитывать ещё и :

  1. Участие в проектировании (исследовании): активность каждого участника в соответствии с его возможностями, взаимная поддержка участников проекта(если их несколько), умение отвечать оппонентам, результаты собственной деятельности;
  2. Выполнение проекта (исследования): объём освоенной информации; её применение для  достижения поставленной цели;
  3. Также могут оцениваться: корректность  применяемых методов исследования, глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей, эстетика оформления проекта.

        Источник:  Т. В. Уткина, Е.А. Низдиминова  Достижение метапредметных  результатов через  учебно - исследовательскую и проектную деятельность учащихся. ЧИППКРО Челябинск 2014 стр 42-47

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение системно-деятельностного подхода в обучении, как условие формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными д...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС ...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Презентация на тему "Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС"...

Статья "Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"

В статье рассматривается проблема исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочное время. Представлены виды проектов. Приведены примеры из опыта работы....

Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся в свете требований ФГОС

В статье рассматриваются некоторые проблемы внедрения исследовательской и проектной деятельности учащихся в школе...

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Накопленный материал систематизирован и представлен  педагогическому сообществу в виде рабочей программы внеурочной деятельности в 7 классе «Основы  проектной деятельности»....