Подготовка к ЕГЭ
методическая разработка по биологии (11 класс)

Данзанова Хандама Чойжамсоевна

Пояснительная записка

 

Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии, методах исследования, роли ученых в познании окружающего мира, об общих признаках биологических систем, основных уровнях организации живой природы, роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

 

Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, их многообразии, делении клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов и процессы, протекающие в них.

 

Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах, об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки, защите среды от загрязнения мутагенами, наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике, селекции организмов и биотехнологии; овладение умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

На заседании МО

_______/_____________/

                 ФИО

Протокол № ___

от «___»__________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»:_________

                                                      Галданова С.З.

«___»_____________20__г.

«Утверждаю»

Директор  МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»:__________

                                     Ринчинова С.С..

 Приказ № ____

от  «___»____________20___г.

План работы

По подготовке к ЕГЭ 11 класс

«Решение и анализ теоретических заданий

при подготовке к ЕГЭ по биологии»

Учитель: Данзанова Х.Ч

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии, методах исследования, роли ученых в познании окружающего мира, об общих признаках биологических систем, основных уровнях организации живой природы, роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, их многообразии, делении клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов и процессы, протекающие в них.

Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах, об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки, защите среды от загрязнения мутагенами, наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике, селекции организмов и биотехнологии; овладение умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.

ВЫПУСКНИК ДОЛЖЕН

ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:

основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез:

  • основные положения биологических теорий (клеточная; хромосомная; синтетическая теория эволюции, антропогенеза);
  • основные положения учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных
  • растений; В.И. Вернадского о биосфере);
  • сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого
  • сходства; биогенетического);
  • сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их

цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды);

  • сущность гипотез (чистоты гамет, происхождения жизни, происхождения человека);

строение и признаки биологических объектов:

  • клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов;
  • генов, хромосом, гамет;

сущность биологических процессов и явлений:

  • обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, питание, дыхание, брожение,
  • хемосинтез, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост;
  • митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных;
  • оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез);
  • взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного отбора;

современную биологическую терминологию и символику по цитологии,генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу.

УМЕТЬ

объяснять:

  • роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя

биологические теории, законы и правила;

  • отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
  • причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;

устанавливать взаимосвязи:

  • строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического иэнергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

решать:

  • задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания);

распознавать и описывать:

  • клетки растений и животных;

сравнивать (и делать выводы на основе сравнения):

  • биологические объекты (клетки, ткани);
  • процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека,пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез);
  • митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение урастений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

для обоснования

  • правил поведения в окружающей среде;
  • мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями,животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Тематическое планирование.

№ урока

Тема занятия

Дата

проведения

1.

Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

2.

Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

3.

Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.

4.

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

5.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.

6.

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.

7.

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.  Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

8.

Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

9.

Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и

размножения организмов. Роль мейоза и митоза.

10.

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы,гетеротрофы, аэробы, анаэробы.

11.

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

12.

Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.

13.

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

14.

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т.Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов.

15.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная

система.

16.

Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

17.

Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции.

18.

Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.

19.

Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

20.

Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

21.

Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений идомашних животных.

22.

Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

23.

Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни. Решение заданий с множественным выбором ответов.

24.

Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на клеточно-организменном уровне организации жизни.

25.

Установление последовательности биологическихпроцессов.

26.

Применение биологических знаний в практическихситуациях (практико-ориентированное задание).

27.

Задание с изображением биологического объекта(рисунок, схема, график идр.).

28.

Задание на анализбиологической информации.

29.

Решение задач по цитологии на применение знаний вновой ситуации.

30.

Решение задач по цитологии на применение знаний вновой ситуации.

31.

Решение задач по генетике на применение знаний вновой ситуации.

32.

Решение задач по генетике на применение знаний вновой ситуации.

33.

Итоговая диагностическая работа.

34.

Анализ диагностической работы, коррекция знаний.


Учебно-методическое обеспечения образовательного процесса:

  1. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2017-2018 года.
  2. Георгий Лернер: ЕГЭ-2017. Биология. Тренировочные задания. Эксмо-Пресс, 2016 г.
  3. Георгий Лернер: ЕГЭ-2017. Биология. Интеллект-Центр, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...