Главные вкладки

    Рабочая программа по естествознанию 5 класс Н.И.Сонин 1 час в неделю фгос
    рабочая программа по биологии (5 класс)

    Пояснительная записка

     

    Данная рабочая программа разработана на основе:

    • Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012
    • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644);
    • Примерной  программы по учебным предметам. Биология. 5-11 классы:  – М.: Дрофа, 2012.
    • Образовательной  программы основного образования МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»
    • Учебный план МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» на 2017 – 2018 учебный год

                Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников Н.И. Сонина: Естествознание: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений/Плешаков А.А., Сонин Н.И. –М.: Дрофа, 2012

    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, а также Программы для общеобразовательных  школ Природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М., «Дрофа», 2012 г  рассчитана на 35 учебных часов.

    Цель: раскрыть способы и историю познания природы человеком, раскрыть роль естественных наук в познании окружающего мира и в жизни человека.

    Задачи:

    • Сформировать представления о вселенной, естественных науках, царстве живой природы, экологических проблемах, средах обитания, природных зонах.
    • Развивать умения пользоваться учебником, таблицами, картами, использовать дополнительные источники информации, выполнять практические работы.
    • Воспитывать бережное отношение к природе.
    • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

       Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.   В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

    Формы контроля – тестирование, фронтальный опрос.                           

     Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

    А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Естествознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2012г, 174с.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 5_klass.docx49.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

     «Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»

    «Рассмотрено»

    На заседании МО

    _______/_____________/

                     ФИО

    Протокол № ___

    от «___»__________20___г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»:_________

                                                          Галданова С.З.

    «___»_____________20__г.

    «Утверждаю»

    Директор  МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»:__________

                                         Ринчинова С.С..

     Приказ № ____

    от  «___»____________20___г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по _Естествознанию________________________

    предмет

    класс__5__________________________________

    ФИО учителя_Данзанова Хандама Чойжамсоевна

    ______учитель биологии____________________

                 Должность, категория

    20172018 учебный год

    Пояснительная записка

    Данная рабочая программа разработана на основе:

    • Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012
    • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644);
    • Примерной  программы по учебным предметам. Биология. 5-11 классы:  – М.: Дрофа, 2012.
    • Образовательной  программы основного образования МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»
    • Учебный план МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» на 2017 – 2018 учебный год

            Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников Н.И. Сонина: Естествознание: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Плешаков А.А., Сонин Н.И. –М.: Дрофа, 2012

    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, а также Программы для общеобразовательных  школ Природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М., «Дрофа», 2012 г  рассчитана на 35 учебных часов.

    Цель: раскрыть способы и историю познания природы человеком, раскрыть роль естественных наук в познании окружающего мира и в жизни человека.

    Задачи:

    • Сформировать представления о вселенной, естественных науках, царстве живой природы, экологических проблемах, средах обитания, природных зонах.
    • Развивать умения пользоваться учебником, таблицами, картами, использовать дополнительные источники информации, выполнять практические работы.
    • Воспитывать бережное отношение к природе.
    • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

       Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.   В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

    Формы контроля – тестирование, фронтальный опрос.        

     Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

    А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Естествознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2012г, 174с.

    Учебно-тематический план

    Тема

    Количество часов

    В  том  числе на:

    НРК

    Примечание

     

     

     

    демонстраций

    Практических работ

    1.

    Изучение природы

    3

     

    3

    1 Экскурсия по местности

    2.

    Вселенная

    8

    2

    1

    1 Звезды на ночном небе Закаменского района

    3.

    Земля

    8

     

    1

     

    4.

    Жизнь на Земле

    8

     

    3

    5.

    Человек на Земле

    8

    1

    2

    1 Экскурсия в музей

     

    Итого

    35

    3

    10

     

     

    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Личностные УУД:

    • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижения науки.
    • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира
    • Осознание потребности и готовности к самообразованию,  в том числе и в рамках самообразовательной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)
    • Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
    • Оценка экологического риска взаимоотношения человека и природы.
    • Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

    Метапредметные УУД:

    Регулятивные УУД:

    • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД
    • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечные результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.
    • Составлять индивидуально или в группе план решения проблемы, проекта.
    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
    • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

    Познавательные УУД:

    • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.
    • Выявлять причины и следствия простых явлений.
    • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.
    • Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
    • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
    • Составлять тезисы, различные виды планов.
    • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.д.)
    • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

    Коммуникативные:

    • Самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе (определять цели, договариваться друг с другом и т.д.).
    • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.
    • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
    • Понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения, доказательства, факты, гипотезы, теории.
    • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

    ИКТ-компетентности:

    1)        Обращение с устройствами ИКТ (включение и выключение устройств ИКТ;  техника безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.)

    2)        Создание графических объектов. (Создание и редактирование изображений с помощью инструментов графического редактора; создание графических объектов проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств; создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами)

    3)        Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании (Проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных и их обработка, в том числе статистически и с помощью визуализации; проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике; анализ результатов своей деятельности и затрачиваемых ресурсов)

    4)        Коммуникация и социальное взаимодействие (соблюдение норм информационной культуры, этики и права).

    Предметные УУД:

    • Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, примеры различных способов размножения растений, приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека.
    • Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты.
    • Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
    • Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
    • Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.
    • Находить значение указанных терминов в справочной литературе.
    • Кратко пересказывать доступный по объему текст, выделять его главную мысль.
    • Пользоваться приборами для проведения опытов и наблюдений, простейших исследований.

    Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

    • Соблюдение мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями; травматизма, стрессов, вредных привычек; нарушение осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
    • Рациональная организация труда и отдыха, наблюдение правил поведения в окружающей среде.
    • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
    • Проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

    СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 5 КЛАССА

     

    Тема 1. Изучение природы (3 часа)

     

       Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

     Практические работы

       Знакомство с оборудованием для научных исследований.

       Проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

       Великие естествоиспытатели.

     Тема  2. Вселенная (8 часов)

     

     Представление о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

       Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV – XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику.

       Роль Дж. Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

       Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звёзды. Многообразие звёзд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

     

    Демонстрации

       Карта звёздного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

     

    Практические работы

       Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд.

     

     

    Тема 3. Земля (8 часов)

     

       Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

       Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О.Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

       Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружаемом мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержение вулканов, гейзеры.

       Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества и смеси.

       Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире ( горение, гниение).

       Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

       Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

       Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающее возможность жизни на планете.

     Практические работы

          Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра.

     Тема  4.  Жизнь на Земле (8часов)

     

       Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

       Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

       Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

       Наземно – воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

       Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

       Природные зоны земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

       Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

     Практические работы

       Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев и др.). Примеры приспособленности растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

     Тема 5. Человек на Земле (8 часов)

     

       Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

       Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих учёных. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далёких земель.

       Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

       Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины. Борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

       Здоровье человека и безопасность жизни.

       Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

       Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

       Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

     Демонстрации

       Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

     Практические работы

       Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

    Учебно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение учебного процесса

                   1.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

          - Сонин Н.И., Плешаков А.А. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2012.

          - Сонин Н.И. Естествознание. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2012.

          - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2012.

    2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

    3. Демонстрационные таблицы.

    4. Географические карты материков.

    5. Экранно-звуковые средства.

    6. Электронное приложение к УМК www.drofa.ru

    7. Электронно-образовательные ресурсы:

    Каталог информационно-познавательных ресурсов http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee

    Единое окно доступа к информационным ресурсам http://window.edu.ru/resource/842/49842.

                                                                                                                                                                                                                              Приложение

    Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Дата

    Тема урока

    Планируемые результаты

    предметные

    метапредметные

    личностные

    1

    Тема 1. Изучение природы. 3 часа

     Науки о природе

    Знание объектов изучения

    естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии

    Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

    Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

    Познавательный интерес к естественным наукам

    2

    Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

    Ознакомление

    с методами исследования живой природы и

    приобретение элементарных

    навыков их использования

    Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

    Понимание

    значимости

    научного исследования природы

    3

    Великие естествоиспытатели.

    Знание и оценка вклада ученых-биологов в

    развитие науки

    Познавательные УУД:

    умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

    Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

    Понимание

    роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе

    4

    Тема 2. Вселенная. 8 часов

     

    Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.

    Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

    Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

    К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

    Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.

    П: объяснять представления древних людей о Вселенной.

    Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.

    5

    Николай Коперник и его модель Вселенной.

    Джордано Бруно и Галилео Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Коперника.

             

    Научиться читать и понимать текст.

    К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

    Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.

    Формирование навыков организации своей деятельности в группе.

    6

    Соседи солнца. Планеты земной группы.

    Научиться составлять характеристику планет по плану.

    К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    П: объяснять главное отличие Земли от других планет.

    Формирование познавательного интереса к предмету изучения.

    7

    Планеты – гиганты. Самая маленькая планета – Плутон.

    Спутники планет.

    Научиться выделять признаки планет.

    К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли.

    Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

    8

    Астероиды, кометы.  Метеоры, метеориты.

     

    Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»,

    К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    П: объяснять особенности различных небесных тел.

    Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

    9

    Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда.

    Многообразие звёзд. Созвездия.

     

    Научиться находить на звёздном небе созвездия.

    К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба.

    Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

    10

    Галактики.

     

    Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте.

    К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

    Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    П: выделять различия галактик

    Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

    11

    Проверочная работа по теме «Вселенная».

     

    12

    Тема 3. Земля. 8 часов

     

    Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли.

    Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте.

    К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

    Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли.

    Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

    13

    Внутреннее строение Земли.

    Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире и их использование человеком.

    Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

    К: устанавливать рабочие отношения, сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

    Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

    П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек.

    Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию.

    14

    Землетрясения.  Вулканы и гейзеры.

    Научиться обозначать объекты на контурной карте.

    К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.

    Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

    15

    Суша.

    Научиться различать материки по контурам и особенностям природы.

    К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    П: уметь характеризовать природу шести материков Земли.

    Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

    16

    Воздушная одежда земли

    Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли».

    К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

    Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды».

    Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

    17

    Вода на Земле

    Научиться подписывать реки на контурной карте.

    К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов.

    Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

    18

    Неповторимая планета

    Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.

    К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.

    Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

    19

    Проверочная работа по теме «Земля»

    20

    Тема 4. Жизнь на Земле. 8 часов

     

    Как развивалась жизнь на Земле.

    Знание основных этапов развития жизни на Земле.

    Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

    Понимание  этапов формирования жизни на Земле, гипотез возникновения Земли.

    21

    Живые клетки.

    Знание основных понятий разнообразия клеток. Знание главных частей клеток

    Познавательные УУД:

    умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД:

    умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

    Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

    22

    Разнообразие живого

    Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

    Познавательные УУД:

    умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД:

    умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

    Понимание

    научного значения классификации живых организмов

    23

    Три среды обитания

    Знание компонентов природы. Представление о

    многообразии

    обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах.

    Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

    Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

    Понимание

    необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

    24

    Жизнь на разных материках

    Знание матери-

    ков планеты и

    их основных

    природных особенностей.

    Умение находить материки на карте. Общее представление о расти-

    тельном и животном мире

    каждого материка.

    Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

    информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое

    восприятие природы.

    Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД:

    умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою

    точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

    Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

    26

    Природные зоны Земли

    Знание природных зон планеты и

    их основных

    природных особенностей.

    Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны.

    Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

    информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое

    восприятие природы.

    Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

    Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных природных зонах.

    27

    Жизнь в морях и океанах

    Знание роли

    Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне

    Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

    Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

    Осознание роли Мирового

    океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах

    28

    Проверочная работа по теме «Жизнь на Земле»

    29

    Тема 5. Человек на Земле. 8 часов

    Как человек появился на Земле

    Знание основных этапов антропогенеза. Знание характерных особенностей предковых форм Человека разумного.

    Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

    Познавательный интерес к естественным наукам

    30

    Как человек открывал Землю

    Знание основных этапов открывания земли, знание о великих путешественниках, открывших землю

    Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

    Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

    Познавательный интерес к естественным наукам

    31

    Как человек изменил Землю

    Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов

    Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

    Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным  правилам работы в кабинете.

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

    Осознание

    влияния факторов среды на

    живые организмы

    32

    Жизнь под угрозой

    Приведение доказательств необходимости

    охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

    Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

    информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

    Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

    Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

    Осознание степени негативного влияния человека

    на природу и необходимости ее охраны.

    Принятие правил поведения

    в живой природе

    33

    Не станет ли Земля пустыней

    Приведение доказательств необходимости

    охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

    Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

    Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

    Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

    Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

    Осознание степени негативного влияния человека

    на природу и необходимости ее охраны.

    Принятие правил поведения

    в живой природе.

    34

    Здоровье человека и безопасность жизни.

    Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

    Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

    Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания

    на практике, понимание важности сохранения здоровья.

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

    Развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

    Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной

    доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

    35

    Обобщение темы «Человек на Земле».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС, Н.И. Сонин

    Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, ав...

    рабочая программа по биологии 5 класс Н.И.Сонин ФГОС

    Пояснительная записка биология 5 класс Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса   составлена на основе:...

    Рабочая программа по биологии 7 класс Н.И.Сонин 2 часа в неделю фгос

    Пояснительная запискаРабочая программа по биологии для учащихся 7  класса  разработана на основе следующих нормативных документов:Федерального Закона Российской Федерации «Об образован...

    Рабочая программа по биологии 8 класс Н.И.Сонин 2 часа в неделю фгос

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012Федерального компонента государственного образовательного стандарта основн...

    Рабочая программа по биологии 9 класс Н.И.Сонин 2 часа в неделю

    Пояснительная запискаРабочая программа по биологии для учащихся 9  класса  разработана на основе следующих нормативных документов:Федерального Закона Российской Федерации «Об образован...

    Рабочая программа по биологии 10 класс Н.И.Сонин 2 часа в неделю (профильный уровень)

    Пояснительная запискаРабочая программа по биологии для учащихся 10  класса  разработана на основе следующих нормативных документов:Федерального Закона Российской Федерации «Об образова...

    Рабочая программа по биологии 11 класс Н.И.Сонин 3 часа в неделю (профильный уровень)

    Пояснительная записка  Рабочая программа по биологии для учащихся 11  класса  разработана на основе следующих нормативных документов:Федерального Закона Российской Федерации «...