Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по естествознанию (5, 6 класс) на тему

Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon estestvoznanie.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 г Вяземского

Вяземского муниципального района Хабаровского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» 5 – 6 класс

Учитель-составитель рабочей программы:

Палтусов Алексей Дмитриевич,

высшая квалификационная категория

г. Вяземский

2013 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе ФГОС с учетом авторской программы А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» и адаптирована к условиям обучения в физико-математическом лицее, входит в состав из части, формируемой участниками образовательного процесса, и является пропедевтическим курсом по отношению к основному курсу физики 7 – 9 классов.

Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Стандарте основного общего образования.

Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Программа включает пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов; примерное поурочно-тематическое планирование с указанием минимального числа часов, отводимых на их изучение, определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.

Общая характеристика учебного предмета

«Физика: пропедевтический курс» – интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.

Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Пропедевтика основ физики;
  • Получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования);
  • Формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественнонаучного цикла (в частности, к физике).

Введение физики на ранней стадии обучения в 5 – 6 классах требует изменения как формы изложения учебного материала, так и методики его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений, опытов и измерительных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.

Основное содержание программы включает разделы: «Введение», в котором дается представление о том, что изучают физика, «Тела и вещества», «Взаимодействие тел», «Физические явления», «Человек и природа».

Из всего комплекса современных методов познания природы в курсе содержатся сведения о некоторых из них: наблюдениях, измерениях, экспериментах, моделировании и показывается их взаимосвязь; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Выполняя пропедевтическую роль, курс «Физика» содержит системные, а не отрывочные знания. Большое внимание в нем уделяется преемственным связям между начальной и основной школой, интеграции знаний вокруг ведущих идей, определяющих структуру курса и способствующих формированию целостного взгляда на мир.

В курсе даются первые представления о таких понятиях, как «масса», «взаимодействие», «сила», «энергия», «атом», «молекула».

Получаемые учащимися сведения о веществах и их превращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.

Интеграция различных естественнонаучных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.


Место предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 70 учебных часов, в том числе в 5, 6 классах по 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

В соответствии с учебным планом основного общего образования курсу «Физика: пропедевтический курс» предшествует курс «Окружающий мир» в начальной школе, включающий некоторые знания из области физики. В свою очередь, содержание курса «Физика: пропедевтический курс» служит основой для последующего изучения курса физики в основной школе.

Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Естествознание» являются:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики;
  • Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
  • Формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.

Метапредметными результатами изучения курса «Естествознание» являются:

  • Освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);
  • Формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, СБ, периодические издания и т. д.);
  • Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).

Предметными результатами изучения курса «Естествознание» являются:

  • Освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
  • Формирование элементарных исследовательских умений;
  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 КЛАСС (35 ч, 1 ч в неделю)

Введение

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Физика – наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

Знакомство с простейшим физическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Лабораторные работы

Знакомство с лабораторным оборудованием.

Знакомство с измерительными приборами.

Определение размеров физического тела.

Измерения объема жидкости.

Измерение объема твердого тела.

Тела и вещества

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

Температура. Термометры.

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Плотность вещества.

Лабораторные работы

Сравнение характеристик тел.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Измерение температуры воды и воздуха.

Наблюдение делимости вещества.

Наблюдение явления диффузии.

Измерение плотности вещества.

Взаимодействие тел

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.

Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.

Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.

Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.

Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение.

Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

Лабораторные работы

Измерение силы трения.

Определение давления тела на опору.

Измерение выталкивающей силы.

Выяснение условия плавания тел.

6 класс

(35 ч, 1 ч в неделю)

Физические явления

Механическое движение. Виды механических движений Скорость. Относительность механического движения. Звук, источник звука. Эхолот.

Лабораторные работы:

Вычисление скорости движения бруска;

Наблюдение источников звуков

Тепловые явления

Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Теплопередача.

Лабораторная работа:

От чего зависит скорость испарения жидкости

Электромагнитные явления

Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр.

Ампер – единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.

Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.

Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).

Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения.

Действия тока. Тепловое действие тока.

Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.

Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.

Лабораторные работы: 

Последовательное соединение.

Параллельное соединение.

Наблюдение различных действий тока.

Сборка простейшего электромагнита.

Действие на проводник с током.

Световые явления

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.

Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.

Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.

Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).

Глаз и очки.

Разложение белого света в спектр. Радуга. Химические явления

Лабораторные работы

Наблюдение теней и полутеней.

Изучение отражения света.

Наблюдение отражения света в зеркале.

Наблюдение преломления света.

Получение изображений с помощью линзы.

Наблюдение физических явлений. I

Человек и природа

Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.

Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.

Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы.

Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции .

Лабораторные работы

Измерение атмосферного давления барометром.

Изготовление простейшего гигрометра.

Знакомство с простыми механизмами.

Вычисление механической работы.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа курса «Физика: пропедевтический курс» для 5 класса.

Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 – 6 классы. Учебник.

Гуревич А. Е., Краснов М. В., Нотов . ., Понтак . С.

Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 класс. Рабочая тетрадь.

Список наглядных пособий

  1. Лампа накаливания.
  2. Теплоизоляционные материалы.
  3. Глаз как оптическая система.
  4. Строение атмосферы Земли.
  5. Барометр-анероид.
  6. Двигатель внутреннего сгорания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

УДД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятив-ные

Личностные

1

Физика – наука о природе. Физические явления

1

Урок получения новых знаний

Знать понятия: «физика», «физические явления»

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

работа с понятием по схеме «понятие – предложение – вопрос- ответ»; Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

2

Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория

1

Комбинированный урок

Знать основные понятия

3

Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование

1

Урок практикум

Знать названия лабораторного оборудования, уметь применять

Составление словаря понятий;

Умение работать с реальными объектами,

как источником информации, Развитие устной монологической речи.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

4

Лабораторная работа №1 «Определение размеров физического тела»

1

Урок практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием

структурирование полученных знаний, составление и обоснование причинно-следственных связей.

Построение продуктивного взаимодействия между сверстниками и учителем в проведении эксперимента

5

Простейшие измерения. Лабораторная работа № 2 «Определение объема измерительного цилиндра и твердого тела»

1

Урок практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием

6

Характеристики тел и веществ

1

Комбини-рованный урок

Знать смысл понятий «вещество». Уметь использовать основные физические приборы

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста.

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения

7

Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества

1

Комбини-рованный урок

Уметь описывать и объяснять физическое явление: диффузия

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Развитие устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах.

8

Масса тела. Эталон массы

1

Комбини-рованный урок

Знать:

- определение массы;

- единицы масс.

Уметь воспроизвести или написать формулу

Составление словаря понятий

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

9

Лабораторная работа № 4 «Определение массы тела»

1

Урок практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

10

Температура. Термометр. Лабораторная работа № 5 «Измерение температуры воздуха и воды»

1

Урок практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием

11

Строение вещества. Молекулы и атомы

1

Комбини-рованный урок

Знать смысл понятий:

Вещество, взаимодействие, атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия.

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Развитие устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах.

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

12

Движение молекул. Диффузия

1

Комбини-рованный урок

13

Взаимодействие частиц вещества

1

Комбини-рованный урок

14

Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений

1

Комбини-рованный урок

15

Строение атома

1

Комбини-рованный урок

Знать классификацию строения вещества

Введение новой физической величины, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка);

Проведение дискуссии по темам

16

Плотность вещества

1

Комбини-рованный урок

Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу.

17

Связь между плотностью, массой и объемом

1

Комбини-рованный урок

Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества

составление словаря понятий, объяснение связи между плотностью, массой и объемом;

Ответы на вопросы по теме.

Проведение дискуссии по темам

18

Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества»

1

Урок практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

19

Самостоятельная работа

1

Урок контроля

Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества

Проверка перевода теоретических знаний в практические умения

Формирование волевой саморегуляции, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия

20

Сила как характеристика взаимодействия

1

Комбини-рованный урок

Знать определение силы, единицы его измерения и обозначения

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

работа с понятием по схеме «понятие – предложение – вопрос- ответ»; Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

21

Явление тяготения. Сила тяжести

1

Комбини-рованный урок

Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу.

Введение новой физической величины, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка);

Проведение дискуссии по темам

22

Вес тела. Невесомость. Деформация. Виды деформации. Сила упругости

1

Комбини-рованный урок

Знать определение силы упругости, вес тела. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу.

23

Деформация. Виды деформации. Сила упругости

1

Комбини-рованный урок

Знать определение силы упругости, вес тела. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

24

Измерение сил. Динамометр.

1

Урок практикум

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора

25

Сила трения. Роль трения в природе и технике

1

Комбини-рованный урок

Знать определение силы трения. Уметь привести примеры

26

Способы усиления и ослабления трения.

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения»

1

Урок практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

27

Давление твердых тел

1

Комбини-рованный урок

Знать понятие давления твердых лет

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения

28

Зависимость давления от площади опоры. Лабораторная работа № 8 «Определение давления тела на опору»

1

Урок практикум

Понимать зависимость давления от площади опоры.

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

29

Передача давления жидкостями и газом.
Закон Паскаля

1

Комбини-рованный урок

Понимать явление передачи давления жидкостями и газом.
Знать закон Паскаля

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения

30

Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды

1

Комбини-рованный урок

Понимать явление давления на глубине жидкости; сообщающиеся сосуды

31

Действие жидкости на погруженное в нее тело. Архимелова сила. Лабораторная работа № 9 «Измерение выталкивающей силы»

1

Урок практикум

Понимать действие жидкости на погруженное в нее тело. Знать понятие архимедова сила

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

32

Условия плавания тел. Лабораторная работа  № 10 «Выяснение условия плавания тел»

1

Урок практикум

Понимать условия плавания тел.

33

Контрольная работа

1

Урок контроля

Уметь воспроизводить и находить физические величины

Проверка перевода теоретических знаний в практические умения

Формирование волевой саморегуляции, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия

34

Обобщающий урок

1

Комбини-рованный урок

35

Резерв

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

Название изучаемой темы

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

УУД

Познавательные

Коммуника-тивные

Регулятив-ные

Личностные

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

1

Механическое движение. Виды механических движений

1

Урок получения нового знания

Знать:

- явление инерции, физический закон, взаимодействие;

- смысл понятий: путь. Скорость, масса, плотность.

Уметь: - описывать и объяснять равномерное и прямолинейное движение;

 - использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы;

- выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости;

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

2

Скорость. Лабораторная работа «Вычисление скорости движения бруска»

1

Урок практикум

структурирование полученных знаний, составление и обоснование причинно-следственных связей.

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

3

Относительность механического движения

1

Комбинированный урок

составление структурно-семантической схемы учебного текста

Проведение дискуссии по темам

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

4

Звук, источник звука. Эхолот. Лабораторная работа «Наблюдение источников звуков»

1

Урок практикум

Знать понятие «Звуковые волны», физические характеристики звука: высота, тембр, громкость

структурирование полученных знаний, составление и обоснование причинно-следственных связей.

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

5

Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел

1

Урок получения нового знания

Знать понятия:

Тепловое движение, Температура

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

6

Плавление и отвердевание

1

Комбинированный урок

Знать понятия: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

работа с понятием по схеме «понятие – предложение – вопрос- ответ»; Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

7

Испарение и конденсация. Лабораторная работа «От чего зависит скорость испарения жидкости»

1

Урок практикум

Знать понятие испарения, объяснить процесс поглощения энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

8

Теплопередача

1

Комбинированный урок

Знать понятие «Теплопроводность»

«Конвекция»

«Излучение»

составление структурно-семантической схемы учебного текста

Проведение дискуссии по темам

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

9

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

1

Урок изучения нового материала

Знать понятие Электризация тел при соприкосновении. Объяснять взаимодействие заряженных тел.

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста;

Ответы на вопросы по теме.

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

10

Электромагнитное поле. Объяснение электрических явлений.

1

Урок изучения нового материала

Знать понятие «электрическое поле»

работа с понятием по схеме «понятие – предложение – вопрос- ответ»; Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

11

Электрический ток. Сила тока. Амперметр

1

Комбинированный урок

Знать:

- понятия: электрический ток, источники электрического тока;

- условия возникновения электрического тока

12

Напряжение. Вольтметр. Источники тока.

1

Комбинированный урок

Знать понятие «напряжение», единицы напряжения, обозначение физической величины, устройство вольтметра, обозначение его в электрических цепях. Уметь с ним работать

13

Напряжение. Сопротивление

1

Комбинированный урок

Знать понятие «сопротивление», обозначение физической величины, единицы измерения. Обозначение его в электрических цепях

14

Последовательное и параллельное соединение

1

Комбинированный урок

Уметь рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление цепи при последовательном соединении проводников

15

Лабораторная работа «Последовательное и параллельное соединение»

1

Урок практикум

Уметь измерять и находить по показаниям приборов значение физических величин,

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

16

Электрическое поле

1

Урок изучения нового материала

Знать понятие «электрическое поле», его графическое изображение

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Развитие устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах.

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

17

Связь между напряжением, сопротивлением, силой тока

1

Комбинированный урок

Знать определение Закон Ома для участка цепи, его физический смысл

18

Решение задач

1

Урок практикум

Уметь решать задачи на закон Ома

Применение теоретических знаний на практике

Проверка перевода теоретических знаний в практические умения

Формирование волевой саморегуляции, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия

19

Действие электрического тока

1

Комбинированный урок

Знать понятие «электрический ток в металлах». Уметь объяснить действие электрического тока и его направления

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Развитие устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах.

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

20

Постоянные магниты. Магнитное поле. Взаимодействие магнитов.

1

Комбинированный урок

Знать понятие магнитного поля. Уметь объяснять наличие магнитного поля Земли и его влияние

21

Самостоятельная работа

1

Урок практикум

Уметь применять на практике полученные теоретические знания

Проверка перевода теоретических знаний в практические умения

Формирование волевой саморегуляции, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

22

Свет. Источник света. Распространение света

1

Урок получения нового знания

Знать понятие «источники света». Уметь объяснить прямолинейное распространение света

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

23

Световой луч. Образование теней. Солнечное и лунное затмение. Лабораторная работа «Свет и тень».

1

Урок практикум

Знать основные закономерности

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

24

Отражение света. Зеркала. Лабораторная работа «Отражение света зеркалом»

1

Урок практикум

Знать законы отражения света

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

25

Преломление света. Лабораторная работа «Наблюдение за преломлением света»

1

Урок практикум

Знать законы преломления света

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

26

Линзы. Ход лучей в линзах

1

Комбинированный урок

Знать что такое линзы. Давать определение и изображать их

Уметь строить изображения, даваемые линзой

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

27

Лабораторная работа «Наблюдение изображений в линзе»

1

Урок практикум

Приобретение навыков при работе с оборудованием. Построение изображений с помощью линз

Структурирование знаний на основе полученных экспериментальных данных

Участие в коллективном обсуждении проблем, парная работа для получения экспериментальных данных.

проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, делать выводы на основе наблюдений, соблюдать разумные правила техники безопасности

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

28

Оптические приборы

1

Комбинированный урок

Знать законы отражения и преломления в оптических приборах, уметь отличать

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

29

Глаз и очки

1

Комбинированный урок

Знать законы отражения и преломления в оптических приборах, уметь отличать

30

Разложение белого света в спектр.  Цвет тел

1

Комбинированный урок

Изучение оптических явлений на практике

устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

31

Атмосфера. Барометр

1

Комбинированный урок

Уметь:

использовать физические приборы для измерения давления

составление словаря понятий, составление структурно-семантической схемы учебного текста

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка).

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

32

Влажность воздуха. Гигрометр и психрометр

1

Урок получения нового знания

Знать понятие влажности воздуха и принципы работы приборов для измерения влажности

устной монологической речи, участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование успешных взаимодействий между участниками в микро-группах

33

Механизмы. Механическая работа

Энергия. Механическая энергия. Источники энергии

1

Комбинированный урок

Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения

Знать:

- определение физических величин: энергия

- единицы измерения энергии;

Составление письменного объяснения по структурно-семантической схеме учебного текста (расшифровка)

34

Итоговая контрольная

1

Комбинированный урок

Знают базовые понятия (стандарт)

Проверка перевода теоретических знаний в практические умения

Формирование волевой саморегуляции, способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия

35

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 класса

Рабочая программа по естествознанию для основной школы  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочие программы по естествознанию 5-9 классы.

Рабочие программы по естествознанию содержат  программы по Природоведению 5 класс и биологии 6-9 классы....

Рабочая программа по естествознанию для 6 класса: "Удивительный мир планеты Земля"

Программа внеурочной деятельности по естествознанию для 6 класса...

Рабочая программа по естествознанию 5,6 классы и КТП

Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной прогр...

Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс, согласно ФГОС (метапредметы: "Проблема" ,"Знак", "Задача")

Программа разработана на основе ФГОС ООО с учетом авторской программы А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» и адаптирована н...

рабочая программа по естествознанию 10-11 класс

Рабочая программа по естествознанию для 10-11-го класса составлена с использованием  авторской программы для 10 – 11 классов О.С. Габриеляна «Естествознание» (Габриелян О.С. Раб...

Рабочая программа по естествознанию 10-11 класс (Габриелян О. С.)

Рабочая программа по естествознанию (Габриелян О. С.) 10-11 класс...