РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 класса
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Вертинская Екатерина Анатольевна

Рабочая программа по естествознанию для основной школы  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения  и авторской программы Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова.

В ней представлено систематическое изложение содержания курса «Естествознание. Введение в естественные науки. 5 класс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_dlya_5_a_kl_vertinskaya_e.a.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

   Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»

«Согласовано»                                                                                                                                                                 «Утверждаю»

Председатель МО                                                                                               Директор НОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»

Т. А. Щур

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 А  КЛАССА

НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

 (Учебно-методический комплекс авторов Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова» издательства «Русское  Слово»

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Разработчик программы

Вертинская Е.А.

Педстаж 22 года,

Высшая квалификационная категория

2012 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по естествознанию для основной школы НОУ «Альма Матер»  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения  и авторской программы Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова.

В ней представлено систематическое изложение содержания курса «Естествознание. Введение в естественные науки. 5 класс»

Характеристика предмета

Естествознание — интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматривается многообразие природного мира, научные методы и пути познания человеком природы. Изучение естествознания формирует ценностное отношение школьника к природе, создает условия для воспитания уважения к научной истине.

Изучение естествознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. систематизация знаний учащихся об объектах природы, их многообразии и единстве, полученных в начальной школе; пропедевтика основ естественно-научных знаний;
  2. получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  3. развитие у учащихся устойчивого интереса к естествен- но-научным знаниям;
  4. формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курс естествознания на ступени основного общего образования является пропедевтическим, включая интегрированные сведения из курсов биологии, физики, химии, географии и астрономии. Естествознание изучается в 5 классе, общее число часов по предмету —68 ч.

Результаты изучения предмета

Личностными результатами изучения естествознания являются:

  1. развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
  2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;

  1. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Метапредметными результатами изучения естествознания в основной школе являются:

  1. овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  2. освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
  3. формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде СЕ), периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
  4. развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

Предметными результатами выпускников основной школы являются:

  1. в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
  2. в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи;
  3. в трудовой сфере — формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
  4. в эстетической сфере — приводить примеры, дополняющие научные данные образами, взятыми из произведений литературы и искусства;

в сфере физической культуры — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами контроля своего физического состояния.

Психологическая характеристика 5А класса

В 5А классе учатся 16 человек, 6 мальчиков и 10 девочек.

В целом класс отличается высоким интеллектуальным уровнем, что является одной из основных составляющих успешного обучения.

Большинство детей в классе могут продолжительное время сохранять концентрацию внимания на хорошем уровне, или даже выше,  что позволяет сохранять высокий уровень работоспособности учащихся на протяжении всего урока.

 Несильные показатели у 2ух человек: Носыревой Даши и Гришиной Инны. Для того чтобы допускать меньше ошибок, они снижают скорость, работают в медленном темпе. Поэтому важно их не торопить. Цуцкарева Тимофея желательно «притормаживать» во время работы. Он старается утвердиться, сделать быстрее, и при этом может наделать больше ошибок.

Наряду с внутренней (удовольствие от учебного процесса), преобладает  внешняя положительная мотивация, стремление к высоким оценкам,  желание быть первым, что может мешать более глубокому отношению к учебным предметам.

Явного лидера нет. Среди мальчиков авторитетным мнением обладает Анпилов Боря, самостоятельная позиция у Неровного Владимира. У девочек пользуются авторитетом Горид Соня, Петрова Ульяна. Желательно следить за процессом и иногда останавливать их, поскольку эффект их влияния может быть демотивирующим.  Может повести за собой Панферова Света, но чаще всего не хочет брать на себя эту роль.  

Содержание программы

     Тема 1. Введение (2 часа)

   Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.

    Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение)

     Персоналии: Жан Анри Фабр

     

     Тема 2. Мир астрономии (9 часов)

      Возникновение и развитие астрономии как науки; объекты изучения астрономии; методы и приборы, которые используют астрономы; значение астрономических знаний для изучения своей планеты, ориентации на местности, расчетах орбит космических кораблей и спутников.

      Основные понятия: астрономия; Вселенная; небесные тела: звезды, планеты, астероиды, кометы, метеорные тела; Солнце; Солнечная система: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; Спутники; Солнечные и Лунные затмения; Созвездия; Календарь лунный, солнечный, григорианский; Космические явления.

       Персоналии: Аристотель, Пифагор, Аристарх Самосский, Птолемей, Бируни, Омар Хайям, Улугбек, Николай Коперник, Джордано Бруно, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон, Галилео Галилей, Циолковский К.Э., Гагарин Ю.А., Королев С.П., ЛомоносовМ.В.

        Тема3. Мир физики (10 часов)

         Возникновение и развитие физики как науки; объекты изучения физики; методы и приборы, которые используют ученые физики; основные законы физики и физические явления; значения знаний физических законов для изучения своей планеты, создания техники, обеспечения безопасности человека и защиты природы.

        Основные понятия: физика; физические явления: механические тепловые, электрические, звуковые световые; молекулы; атомы; электроны; сила тяжести; сила трения; энергия: механическая, электрическая, атомная; электрический ток; электрическая цепь; магнитное поле; магнитные линии; инфразвук; ультразвук; спектр; электронные устройства; радиоактивные вещества; радиоактивное загрязнение.

         Персоналии: Исаак Ньютон, Альберт Энштейн.

   

         Тема 4. Мир химии (10 часов)

         Возникновение и развитие химии как науки; объекты изучения химии; методы и приборы, которые используют ученые химики; основные химические явления; знание знаний химии для развития промышленности, сельского хозяйства, обеспечение безопасности и здоровья человека, защиты природы.

          Основные понятия: химия; алхимия; чистые вещества и смеси; выпаривание, отстаивание,

фильтрование, дистилляция; химический элемент; простые и сложные вещества; металлы и неметаллы; химические явления.

           Персоналии: Цай Лунь, Педаний Диоскорид, Гай Плиний Старший, Парацельс, Георг Агрикола, Ванночо Бирингуччо, Роберт Бойль, Ломоносов М.В., Антуан Лавуазье.

           Тема 5. Мир биологии (14 часов)

           История развития биологии как  науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.

          Основные понятия: биология; биосфера; клетка; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.

          Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.

       

          Тема 6. Мир географии ( 8 часов)

          История развития географии как науки; вклад путешественников в развитие географии; методы географических исследований; изображения земной поверхности; строение, форма и размеры Земли; полюса ; экватор; материки; Евразия, Африка, Северная Америка; Южная Америка; Австралия; Антарктида, Мировой океан.

          Персоналии: Геродот, Пифей, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колуб,                           

                

         
 

          

       

     

Тематическое планирование по курсу «Естествознание. Введение в естественные науки».

5 класс. 2012-2013уч.года

дата

№ уроков

            Темы урока


               

Основные виды деятельности

учащихся

Дом.задание

Уч.-наглядн.комплекс.

Практические работы



    1.

     

    2.



       

3.



  4.

               

   



 5.    

   



   


   



6.

   




7.    

   

 8.    

 

9.

 

10.    


       

11.




    12.

   

   13.  

14.




15.


  16-17



   .


     





18-



19  





    20.

21

   





 22.  


   23.

   





24.


   


   



   

 25.  



   





26.



   


   





   


27-28








29.




30.



  31.


32.











33.




34.


35.



36.





37.









38.






39.





40.







41.







42.




43.







44.



45-46.





47.

48-49.


50.





51.



52.





53.

54.
















55.





56.




57.





58.



59.





60.


61.


62.


63.


64.



65.

66.



67.






68.

ВВЕДЕНИЕ.-  5 часов.


Науки о природе.


Методы изучения природы.



Органы чувств и их роль в познании мира.


Цветовая гамма растений. Составление палитры красок одного растения.


Знакомство с различными техниками рисования.



Т Е М А  2 . Мир астрономии–12 часов.


Как древние люди представляли себе Вселенную.



От Коперника до наших дней.

Солнечная система. Планеты земной группы.

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Малые тела солнечной системы.


Мир звезд.

Созвездия.



Земля-планета Солнечной системы.

Как возникла Земля

Форма и размеры Земли.Вращение Земли вокруг оси и обращения вокруг Солнца.

Луна –спутник Земли


Практическое значение астрономии. Обобщение темы « Мир астрономии»

  1. время и календарь;
  2. живые организмы и космос.


Т Е М А  3  МИР ФИЗИКИ. –15 часов.



Что изучает физика.



Молекулы и атомы.





Движение тел.

Изменение характера движения в результате взаимодействия тел.



Энергия.


Разнообразие тепловых явлений(нагревание и охлаждение, испарение и конденсация, кипение, плавление. Тепловое расширение)

Электричество.








Приключение с магнитом.








Звук. Свет.




 








Обобщение темы «Мир физики»:

  1. физика и практика;
  2.  физика и охрана окружающей среды.



Урок-экскурсия

В «Лабиринтум»



Контрольная работа за 1 полугодие.


Анализ работы



Проектная работа: «Игрушка своими руками»





Т Е М А  4. МИР ХИМИИ –11 часов.


Истоки науки химии.




Химические знания в средние века.

Начало современной химии.


Многообразие веществ.




 

Смеси и чистые вещества.








Основные способы разделения веществ.





Химический элемент. Простые и сложные вещества.



Распространение хим.элементов в природе. Органические и неорганические вещества



Химические явления.






Химия в наши дни. Химия и окружающая среда.


Урок-защита проекта




РАЗДЕЛ  -5 –МИР БИОЛОГИИ –12часов.


Что изучает биология. Из истории биологии.


Как классифицируются организмы.

- классификация растений;

- классификация животных.

Экскурсия в мир клеток

Жизнь начинается. Жизнь продолжается.


Нужны все на свете.





Как животные общаются между собой.


Биология и практика.





Урок обобщения и контроля знаний.

Защита проектов










РАЗДЕЛ  - 6 – МИР ГЕОГРАФИИ –13 часов



География в античный период. Кто были первыми путешественниками?


География Средневековья. Страницы Великих географических открытий.

Первое кругосветное путешествие Магеллана.


«Хождение за три моря». Тверской купец Афанасий Никитин.

Освоение Севера, открытие северо-запада Сев. Америки, открытие Антарктиды.


Строение Земли.


Мировой океан.


Евразия. Самый большой материк.

Первое знакомство с Африкой.

Америка – одна часть Света, но два материка.


Австралия.

Антарктида.

Обобщение темы.


Заключение курса. «Проверь свои знания»Единство наук о природе, подведение итогов работы, летние задания.

Итоговая контрольная работа



Таблицы и картины, иллюстрирующие явления природы.

Термометр,линейки,    часы,весы.


















Карта звездного неба, атласы, Гномон.





Фотографии планет с борта косм.аппаратов.





Карта звездного неба, изображение созвездий.



Глобус Земли, схема смены лунных фаз, песочные часы, календари.



Таблицы и гербарии светолюбивых  теневыносливых растений.












Штатив,колба.заполненая воздухом, спиртовка.

Модели молекул различных веществ; пробирка с сахаром, штатив, спиртовка; набор трафаретов моделей атомов.

Метал.монета, перо птицы, муляж рыбы, проросшее семя фасоли, губка, булавки.










Иллюстрации электр. Приборов.






Бумажные султаны, пластмассовые линейки, кусочки бумаги, стекл.палочка, шелк, эбонит.палочки, мех.

Магнит полосовой и дуговой, железные опилки, лист картона, магнитный железняк.


Запись голосов птиц, колокольчик, камертон.

Карманный фонарик, плоское зеркало, трехгранная призма. Таблица «дневные хищные птицы»;

На парту: - стакан с водой, стеклянную палочку.


Иллюстрации: извержение вулкана, грозы, радуги, костра;

Приборы: компас, наст.лампа, эл.плитка,бинокль, фотоаппарат, колокольчик, микроскоп, лупа.





















Таблицы, иллюстр.продукцию хим.промыш.

Образцы металлов, сплавов, стекла.



Вода в стакане, газ в пробирке, кусок льда, спиртовка.




Смесь глины с водой, эмульсия раст.масла с водой,

На парту – образцы гранита. Сахар, стакан с водой.




Оборудование к лабораторной работе



Модели и трафареты  моделей атомов, коллекция металлов.


Штатив, спиртовка, семена подсолнечника, лист белой бумаги, стакан с водой, марля, раствор йода, крахмал.


Стакан, питьевая сода, уксус.кислота,порошок серы, малахит, железные опилки, известковая вода, пробирка с отводной трубкой.



.





Постановка опыта по выяснению роли света в жизни растений.

















Пр.р.№1. нахождение на звездной карте Полярной звезды.



Пр.р. №2. Значение света в жизни растений.




















































Демонстрация работы эл.цепи.






Пр. Р № 4/Свойства магнита.







ПР.Р № 5/ Наблюдение преломление света.















































Демонстрация опыта  по переходу воды из одного состояния в другое.


 Лабор.работа по определению различий чистых веществ и смесей.



Лаборат.работа «Разделение смесей путем отстаивания, выпаривания и фильтрования».





Лабораторная работа «Определение сл.орган.веществ в составе семян».











Составление учащимися таблицы.

Объяснительное чтение  учебника.

Творческие отчеты по летним заданиям .

Изучать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде.

Составлять описания объекта изучения.

Создавать проектные работы по теме «Развитие представлений о природе»








Составление учащимися:

А) развернутого плана  текста параграфа

Б) таблиц;

В) заданий для взаимопроверки знаний;

Описывать одну из планет Солнечной Системы.

Работать  с информационными источниками (Интернет, энциклопедии, научно-популярная литература)

Работать с подвижной картой звездного неба

Г) моделирование созвездий

Д) рисунки;

Посещение Планетария.


Описывать Землю как элемент Солнечной Системы.


Наблюдать смены фаз Луны. Изучать фотографии поверхности Луны.

Создавать презентации и сообщения по теме: «Космос»


Работа в группах.

Объяснительное чтение.








Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы

Моделирование строения молекул.




Сбор фактов о скорости передвижения различных животных, исследовать прямолинейное движение. Строить графики по результатам измерений.




Наблюдать расширение газов и жидкостей. Наблюдать испарение и кипение воды.



Постановка опыта: сбор простой эл.цепи.







Исследовать свойства постоянных магнитов, изготовление игрушки с использованием магнита (прект)






Исследовать явления отражения и преломления, явления разложения солнечного света призмой.

Составление фантастического рассказа об исчезновении света и звука.

подведение итогов

экскурсия «Световые явления. Сезонные явления в природе» ( парк, лес).





cоставление вопросов для взаимопроверки.




Создавать отчеты по теме : «Мир физики и мир химии» на основе материала экскурсии





Составление развернутого плана.


изготовление игрушки с использованием магнита, презентация своей работы.








Составление развернутого плана.

Доклады и сообщения об ученых.

Участвовать в дискуссии



Наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, изучать и описывать свойства различных в-в.



Заполнение таблицы.



cоставление вопросов для взаимопроверки.



Составлять план проведения простейшего исследования. Описывать результаты наблюдений, делать логические выводы к работе


Распознавать простые и сложные в-ва по составу, моделировать строение этих в-в.Характеризовать состав по данным формулам.


Распознавать орг и неорг.в-ва. Распознавать кислород и углекислый газ, крахмал.


Составление конспекта


Выявлять химические явления, систематизируя известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов

Определять горные породы и минералы по образцу,  Создавать проектные работы( коллекции, презентации, сообщения) по теме «Использование веществ человеком».

Участвовать в дискуссии






Составлять таблицы



Отработать приемы классификации живых организмов


Наблюдать и сравнивать строение растительной и животной клеток.


Описывать растения различных природных зон, описывать организмы, обитающие в пресной воде, по коллекциям, составлять цепи питания, составлять описания ( по заданному плану) особенностей взаимодействия живых организмов в природном сообществе.


Осваивать простейшие приемы оценки экологического состояния воды, воздуха. Растительности и почвы.


Конференция.


Выступление с презентациями и сообщениями по темам: «Развитие жизни на Земле»,  «Растения и животные мира , занесенные в Красные книга».







Объяснительное чтение. Работа с картами – нанесение маршрутов путешествий.

ПРАКТические работы: обучение работе с контурными картами.

Доклады и сообщения.




Сообщения учащихся.

Объяснять значения экспедиций

Просмотр диафильмов.

Составление кроссвордов, вопросов  и тестов для взаимопроверки.

Викторина

Практические работы с картами: составление и нанесение маршрутов экспедиций,

Сбор материалов,


Составление картосхем, ребусов, криптограмм, шарад, кроссвордов.





Отчеты о проделанной работе.

Брейн – ринг.



Урок систематизации и обобщения полученных знаний и умений.







П.1



П.2



















П.3

П.4




П.5


П.6



П.7


П.8


П.9












П.10


П.11










П.12



П.13





П.14







П.15









П.16







П.17








П.18,п.19











П.20


П.21




























П.22




П.23


П.24



П.25






П.26









П.27





П.28






П.29






П.30







П.31










П.32

П.33




П.35



П.36


П.34

П.37

П.38

-39

П.40





П.41



П.42





П.43

П.44

П.45
















П.46




П.47




П.48





П.49



П.49




П.50,51


П.52


П.53












Стр.

241-

245

Планируемые результаты обучения по курсу

«Естествознание»

5 а класс

1.Регулятивные УУД

  1. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
  2. Составлять план выполнения проекта совместно с учителем
  3. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными  и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ)
  4. В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
  5. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам

2.Личностные УУД

  1. Объяснять самому себе:

 свои некоторые черты характера;

 свои отдельные ближайшие цели саморазвития;

 свои наиболее заметные достижения.

3. Познавательные УУД

  1. Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
  2. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)
  3. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  4. Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
  5. Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  6. Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта
  7. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ.
  8. Составлять сложный план текста.
  9. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

4. Коммуникативные УУД

  1. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  2. Учиться  критично относиться к своему мнению
  3. Понимать точку зрения другого (в том числе автора):для этого владеть правильным типом читательской деятельности; самостоятельно использовать приемы изучающего чтения на различных текстах, а также приемы слушания

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

  1. книгопечатной продукции(программно–методическое пособие)Стандарт основного общего образования по  , Примерная программа основного общего образования по естествознанию, сборник авторских программ по природоведению, учебно-методический комплект по естествознанию, справочные издания и дидактические материалы к урокам естествознания.
  2.    Учебно–методический комплект по естествознанию  :учебник по естествознанию авторов  Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова (М.: «Русское Слово»,учебник для 5 класса.
  3.          Справочные издания: словарь естественнонаучных терминов, справочник по природоведению, атлас–определитель растений и животных, атлас географических карт, хрестоматия по природоведению, научно–популярная литература естественнонаучного содержания для младших подростков,

Печатные пособия(портреты великих ученых–естествоиспытателей ,демонФизическая карта миратаблицы: «Правила использования лабораторного оборудования», «Вещества вокруг нас», «Физические явления», «Погодные явления», «Разнообразие живых организмов», «Здоровый образ жизни», «Способы оказания первой  помощи», таблицы по основным темам курса природоведения и др.)

  1. информационно-коммуникационных средства(справочные информационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения );
  2. экранно-звуковых пособия(видеофильмы по основным темам курса природоведения,
  3.  технических средств обучения(Компьютер мультимедийный(обеспечивается выходом в Интернет), интерактивная доска);
  4. учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование(комплект для конструирования простейших измерительных приборов (измерение массы, времени и др.)модели и приборы для демонстраций учителя, комплекты по основным темам курса естествознания для ученических практических работ и оборудование для организации практической работы в малых группах учащихся, комплект для моделирования строения атомов и молекул   ,глобус Земли физический лабораторный ,комплект лабораторного оборудования (штатив лабораторный, стаканы, чашки Петри, стаканы мерные, пробирки, колбы, стеклянные палочки,  микроскоп и т.д.);
  5. натуральных объекты (необходимые коллекции и гербарии, а также оборудование для организации живого уголка).
  6. ЦИФРОВЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

         Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам курса природоведения в том числе обучающие, тренинговые, контролирующие.

        

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература:

Программа  «Природа и человек». 5 кл. Сетка часов 2 ч. в неделю. Авторы: Плешаков А.А., Сивоглазов В.И.

  1. Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. «Природа и человек» 5 кл. (Введение в естественные науки) Просвещение, 2000 –2002.
  2. Сивоглазов В.И. и др. Рабочая тетрадь по курсу «Природа и человек» – М.: Просвещение, 2000.
  3. Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. «Природа и человек» 5 кл. Дидактический материал. – М.: Просвещение, 2000.

Дополнительная литература для учащихся:

  «Естествознание. Человек и окружающая среда». 5 кл. Авторы Кучер Т.В. и др                              

  1. Кучер Т.В. и др. «Естествознание. Человек и окружающая среда». 5 кл. – М.: Новый учебник, 2003.
  2. Кучер Т.В., Сафонова Л.И.
  3. «Естествознанию Человек и окружающая среда. 5 кл.» - М.: Новый учебник, 2003.

 «Естествознание». 5 кл. Сетка часов 2 ч. в неделю. Авторы: Сивоглазов В.И. и др.

1.       Сивоглазов В.И. и др. «Естествознание». 5 кл. – М.: Дрофа, 2003.

Дополнительная литература для родителей:
  1)http://olgapisaryk.livejournal.com/47852.html

 А. Ферсман "Воспоминания о камне" .
А. Ферсман "Занимательная геохимия"
А. Ферсман "Занимательная минералогия"
А. Ферсман "История одной тропы"
А. Ферсман "Путешествие за камнем"

В.Б. Вербицкий. «Подзеркалье или таинственный мир водоема».
И. Акимушкин. "Причуды природы"
И. Акимушкин, " Куда и как? "
И. Акимушкин, "Занимательная биология"
И. Акимушкин, четырехтомник "Мир животных". (7-9+)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по естествознанию. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа по естествознанию для 7 класса школ VIII вида содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к знаниям учащихся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по естествознанию 5 класс

Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 5-6 классы". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....

Рабочая программа по естествознанию 6 класс

Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 6 класс". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....

Рабочая программа по естествознанию (5 класс) (А. И. Никишов)

Данная рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Планирование составлено на основе образовательной программы  по е...

Рабочая программа по естествознанию 10 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы

рабочая программа и календарно-тематическое планирование  за 10 класс по курсу естествознание (основы экологии) для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно...

Рабочая программа по естествознанию 8 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы

рабочая программа и календарно-тематическое планирование  за 8 класс по курсу естествознание  для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно-двигательног...

Рабочая программа по естествознанию 6 класс "Природа живая и неживая" по программе В.В. Воронковой

Данная программа по природоведению составлена по программе в.В. Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII вида под редакцией Клепининой...