Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс, согласно ФГОС (метапредметы: "Проблема" ,"Знак", "Задача")
рабочая программа по естествознанию (5 класс)

Программа разработана на основе ФГОС ООО с учетом авторской программы А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» и адаптирована на преподавание метпредметов «Проблема», «Знак», автор Громыко Ю.В., 1998 год.  Входит в состав из части, формируемой участниками образовательного процесса, и является пропедевтическим курсом по отношению к основному курсу физики  и химии в 7 – 9 классах.

По учебному  плану МОУ «СОШ №3»  курс составляет: в 5 классе 34 часа. В 1 полугодии 5 класса (17 часов) программа ориентирована на метапредмет «Проблема», во 2 полугодии (17 часов) – на метапредмет «Знак». В 6 классе (34 часа) - программа ориентирована на метапредмет "Задача"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvoznanie_5-6.docx47.15 КБ

Предварительный просмотр:

Программа разработана на основе ФГОС ООО с учетом авторской программы А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» и адаптирована на преподавание метпредметов «Проблема», «Знак», автор Громыко Ю.В., 1998 год.  Входит в состав из части, формируемой участниками образовательного процесса, и является пропедевтическим курсом по отношению к основному курсу физики  и химии в 7 – 9 классах.

По учебному  плану МОУ «СОШ №3»  курс составляет: в 5 классе 34 часа. В 1 полугодии 5 класса (17 часов) программа ориентирована на метапредмет «Проблема», во 2 полугодии (17 часов) – на метапредмет «Знак». В 6 классе (34 часа) - программа ориентирована на метапредмет "Задача"

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Естествознание» являются:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки 
  • формирование целостного мировоззрения экологической культуры человека
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию
  • формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики и химии;
  • научиться видеть проблему, выдвигать гипотезы, уметь схематизировать материал, освоить различные алгоритмы задач;
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
  • формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.
  • использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков

Метапредметными результатами изучения курса являются:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели

- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр.), составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

- работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, лабораторные приборы, компьютер.

- осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

- использовать для познания окружающего мира различные естественно-научные методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия

- строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- умение структурировать  и схематизировать материал, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков

- умение работать с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.) 

- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

- использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

- самостоятельно создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)

- учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

- различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории

-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

Предметными результатами изучения курса «Естествознание» являются:

Обучающийся научится:

  • формирование основ научного мировоззрения и физического мышления:

- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;

- характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества

  •  проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов:

- проводить измерение силы тяжести, силы упругости, силы трения;

  • диалектический метод познания природы:

- оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании;

- обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества

- разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности вещества, анализе причин возникновения силы упругости и силы трения, освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук

  • формирование элементарных исследовательских умений, умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни:

- определять цену деления измерительного прибора;

- измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей;

- на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез

Основное содержание учебного предмета

 

5 КЛАСС (34 ч, 1 ч в неделю)

Тема 1. Введение (7 часов) . Метапредмет  «Проблема»

  • Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

(Учимся работать в группах)

  • Тела и вещества. Что изучает физика.

(Как найти проблему в тексте)

  • Что изучает химия. Вещества.

(Создание проблемной ситуации)

  •  Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

(Что такое проблемный вопрос?)

  • Знакомство с простейшим физическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

(Экспериментальное решение проблемы)

  • Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

(Экспериментальное решение проблемы)

      Лабораторные работы

  • Знакомство с лабораторным оборудованием.
  • Знакомство с измерительными приборами.
  • Определение размеров физического тела.
  • Измерения объема жидкости.
  • Измерение объема твердого тела.

Тема 2. Тела и вещества(10 часов)

  • Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).

(Анализ текста , как способ решения проблемы)

  • Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

(Создание проблемной ситуации)

  • Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

(Учимся искать противоречия)

  • Температура. Термометры.
  • (Анализ текста , как способ решения проблемы)
  • Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества.

(Диалог, как основная форма общения)

  • Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах.

           (Что такое гипотеза? Как сформулировать гипотезу?)

  • Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения

(Учимся делать выводы)

Лабораторные работы

  • Сравнение характеристик тел.
  • Наблюдение делимости вещества.
  • Наблюдение явления диффузии.
  • Измерение массы тела на рычажных весах.
  • Измерение температуры воды и воздуха.

(Экспериментальное решение проблемы)

    Контрольная работа №1 «Тела и вещества»

Тема №3.Химические представления о веществах (10 часов) 

Метапредмет-«Знак»

  • Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева.

(Что такое графическое изображение?)

  • Строение атома. Атомы и ионы.

(Схема-система знаков)

  • Химические формулы. Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).

(Формула, как графическое  изображение )

  • Кислород. Горение в кислороде. Фотосинтез. Водород. Воздух — смесь газов.

(Схематизация понимания  графических образов)

  • Растворы и взвеси. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.

(Составление схем, используя текст учебника)

  • Плотность вещества

(Самостоятельное составление знаковых формул, используя схемы-трафареты)

  • Решение задач на определение плотности вещества

(Выстраивание собственного метода решения схематических задач)

Лабораторные работы

  • Наблюдение горения
  • Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ
  • Обнаружение кислорода в составе воздуха.
  • Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрование

(Практическое составление схем)

  • Измерение плотности вещества

(Практическое составление схем)

Контрольная работа №2 «Химические элементы. Вещества»

Тема №4  Взаимодействие тел(7 часов)

  • Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.

     (Практическое составление схем)

  • Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы. Виды сил.

(Чертёж, как способ схематизации)

  • Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.

(Составление таблиц, как способ схематизации)

  • Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

(Графический редактор, как способ схематизации)

  • Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.

(Лабораторная работа, как практический способ составления схем)

  • Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

(Проект, как практический способ составления схем)

Лабораторные работы:

  • Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.
  • Наблюдение различных видов деформации.
  • Исследование зависимости силы упругости от деформации.
  • Наблюдение зависимости инертности от массы тела.
  • Изучение различных видов трения.
  • Измерение силы тяжести и  силы трения

Контрольная работа № 3 «Виды сил»

6 КЛАСС (34  ч, 1 ч в неделю)

Метапредмет-«Задача»

Тема №1 Физические явления (22  часа)

1. Физические явления. (Задача. Виды задач)

2.  Механическое движение. Виды механических движений (Решение графических задач)

3. Относительность механического движения .  Решение задач на тему "Скорость" (Задача. Виды задач)

4. Электромагнитные явления. Электрический ток. Напряжение.(Определение хода решения задачи- использование знаков и схем)

5. Сила тока. Источники тока.(Моделирование объекта задачи, при помощи измерительных приборов)

6. Электрические цепи (Решение задач, с использование графических схем)

7. Последовательное  и параллельное соединение  (Решение задач, с использование графических схем)

8. Контрольная работа № 1 "Электрические явления"

Лабораторные работы:

1. Последовательное соединение.

2. Параллельное соединение.

3. Наблюдение различных действий тока.

4. Сборка простейшего электромагнита.

5. Действие на проводник с током.

9. Световые явления. Свет. Источники света.  (Творческие  задачи и способы их решения)

10.Свойства света. Тень. (Практическое применение задач в нашей жизни)

11. Зеркала и их виды.(Практическое применение задач в нашей жизни)

12.Линзы. Преломление света (Практическое применение задач в нашей жизни)

13.Оптические приборы (Использование приборов для решения практических задач)

14. Глаз и очки.(Практическое применение задач в нашей жизни)

15. Разложение белого света. Радуга. (Творческие  задачи и способы их решения)

16. Контрольная работа №2 " Световые явления"

Лабораторные работы

1.Наблюдение теней и полутеней.

2. Изучение отражения света.

3. Наблюдение отражения света в зеркале.

4. Наблюдение преломления света.

5. Получение изображений с помощью линзы.

6. Наблюдение физических явлений.

17. Звуковые явления. Звук. Распространение звука. (Творческие  задачи и способы их решения)

18. Тепловые явления. Тепловое расширение. Учет и использование теплового расширения.( (Решение практических задач, с использованием лабораторного оборудования)

19.Плавление и отвердевание.

(Самостоятельное составление творческих задач, используя источники интернета и дополнительной литературы)

20. Испарение и конденсация. Изучение процесса испарения жидкостей (Проект, как способ решения задач)

21. Теплопередача (Проект, как способ решения задач)

22.Контрольная работа №3 "Тепловые явления"

Лабораторные работы:

1. "Наблюдение изменения объема жидкостей и газов  при нагревании

и охлаждении."

2."Нагревание стеклянной трубки"

3." Наблюдение охлаждения жидкости при испарении."

4."Отчего зависит скорость испарения жидкостей?"

Тема №2 "Химические явления"(8 часов)

 23.  Химические  явления (Практическое применение задач в нашей жизни)

24. Типы химических реакций. (Самостоятельное составление творческих задач, используя источники интернета и дополнительной литературы)

25. Оксиды. Кислоты. Основания. (Самостоятельное составление творческих задач, используя источники интернета и дополнительной литературы)

26. Лабораторная работа "Действие  кислот и оснований на индикаторы"(Практическое применение задач в нашей жизни)

27.Белки.Жиры.Углеводы. (Проект, как способ решения задач)

28.Лабораторная работа "Распознавание крахмала"(Практическое применение задач в нашей жизни)

29 . Природный газ и нефть. (Творческие  задачи и способы их решения)

30. Контрольная работа №4 по теме "Химические явления"

 Тема №3  Человек и природа  (4 часа)

31.Древняя наука "Астрономия".В мире звезд. Карта звездного неба.

(Творческие  задачи и способы их решения)

        32. Солнце. Солнечная система. .(Определение хода решения задачи- использование знаков и схем)

33. Годичное и суточное движение Земли (Практическое применение задач в нашей жизни)

 34. Луна - естественный спутник Земли. (Проект, как способ решения задач)

Реализация НРЭО Челябинской области

Раздел (тема)

№ урока

Тема урока

Тематика НРЭО

Источник информации

Тела и вещества

8

Характеристики тел и веществ

Создание веществ с заданными свойствами(ЧМК, ЧТЗ, лакокрасочный завод)

Интернет –ресурсы, «Методических рекомендаций по использованию национально - регионального компонента в содержании учебного курса «Химия» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.2009 г. №103/3431,

Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / [В.Н.Кеспиков, М.И.Солодкова и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.

Взаимодействие тел

27

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие

Движение воздушного и наземного транспорта; службы обеспечения (аэропорт, ПАТО, в/ч Упрун)

Взаимодействие тел

31

Деформация.

Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление Зависимость силы упругости от деформации.

Учет деформаций конструкций (архитектура, строительные организации города,ЗМК, медицина)

Взаимодействие тел

32

Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

Изменение сил трения (коммунальные службы города, ГИБДД, производственный конвейер)

Тела и вещества

12

Температура. Термометры.

Метеостанция, метеозависимые люди (горбольница)

Тела и вещества

9

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Ильменский заповедник, рост кристаллов (завод Кристалл)

Введение

3

Что изучает химия? Вещества.

Полезные ископаемые Челябинской области

(экскурсия в городской краеведческий музей)

Введение

2

Что изучает физика? Тела и вещества.

Производственные технологии, торговые организации.

(полистирольный цех АИЗ)

Химические представления о веществах

18

Растворы и взвеси. Вода. Вода как растворитель Очистка природной воды.

Природные источники питьевой воды в Челябинской области. Способы очистки природной воды и получение чистой воды в регионе.(Водоканал)

Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение

7 часов

2

Тела и вещества

10 часов

3

Химические представления о веществах

10 часов

4

Взаимодействие тел

7 часов

6 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Физические явления

22 часа

2

Химические явления

8 часов

3

Человек  и природа

4 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 класса

Рабочая программа по естествознанию для основной школы  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 1 КЛАСС, СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, а также тематическое планирование....

Рабочие программы по естествознанию 5-9 классы.

Рабочие программы по естествознанию содержат  программы по Природоведению 5 класс и биологии 6-9 классы....

Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс ФГОС

Рабочая программа по естествознанию 5-6 класс ФГОС...

Рабочая программа по естествознанию для 6 класса: "Удивительный мир планеты Земля"

Программа внеурочной деятельности по естествознанию для 6 класса...

рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс согласно требованиям ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс согласно требованиям ФГОС . Отражены все необходимые моменты для выполнения данной программы....

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса согласно ФГОС СОО

    Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Прик...