Внеурочная деятельность
методическая разработка по биологии (5 класс)

Программа по внеурочной деятельности в 5 классе с использованием методического комплекта "Байкальский сундучок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baykalskiy_sunduchok.docx42.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа по внеурочной деятельности обучающихся 6 классов разработана в соответствии:

 -  с Приказом Министерства образования и науки России (далее – Минобрнауки России)  от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644);

 - Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

 -  Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);

 -  Письмом Минобрнауки России от 07.08.2015г. № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций»;

 - Основной образовательной программой начального общего и основного общего образования МАОУ СОШ №26;

 -  Учебно-методическим комплектом для учащихся младшего и среднего школьного возраста «Байкальский сундучок» в рамках проекта «Каждая капля имеет значение»

  Курс «Байкальский сундучок»  направлен на формирование экологической культуры обучающихся среднего звена.

 Актуальность программы 

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. 

Озеро Байкал является одним из крупнейших пресноводных озер мира,  которое содержит 20 процентов поверхностных ресурсов пресной воды Земли. Качество воды в озере подвержено рискам, связанным с деятельностью человека. Точечные и рассредоточенные источники загрязнения увеличиваются в связи с промышленной деятельностью, а также с «диким» туризмом и расширением туристических объектов и летних построек вокруг озера Байкал, представляя растущую угрозу водной экосистеме Байкала. Отсутствие осведомленности среди местного населения и туристов также является причиной роста нагрузки на окружающую среду. Все эти факторы приводят к ухудшению качества водных ресурсов.

Программа «Байкальский сундучок» адресована обучающимся 6 класса.

Цель курса – привлечение учащихся к вопросам изучения и сохранения озера Байкал – уникального на планете Земля, сформировать экологическое мировоззрение, мышление, сознание, культуру, направленные на рациональное экономическое использование природных ресурсов Байкала.

Задачи обучения:

  • расширить знания учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережья, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, особенности природных условий и современного состояния;
  • рассмотреть и определить экономическую роль и значение озера Байкал в жизни людей;
  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу.
  • развитие наблюдательности у учащихся, способности живо откликаться на события жизни;
  • развитие  творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
  • создание  условий для практической и исследовательской деятельности учащихся;
  • вовлечение в посильные  природоохранные  дела.
  • воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности;
  • формирование и воспитание у школьников любви  и бережного отношения  к своей Родине;
  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.                                

Программа разработана таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Содержание познавательного блока занятий составляют сведения о Байкале,   взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы вокруг Байкала, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений Байкала, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе.          Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с этими знаниями дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, показывать на карте Прибайкалья и Забайкалья основные высотные пояса; составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;

оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье; у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей  предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Активизации деятельности учащихся  способствует разнообразие форм работы: занятия в классе продолжаются экскурсиями в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, фотовыставки,  встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей и др.                                      

 Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат

На изучение курса «Байкальский сундучок» отведён 1 час в неделю, 34 учебные недели (34 часа  в учебный год). Срок реализации программы – один учебный год.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

            личностные результаты:

  • создавать и  преобразовывать модели и схемы для  решения экологических  задач;
  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижение цели в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • передавать партнеру последовательно и полно информацию;                                                                                                                                    
  • вступать в диалог, ставить проблему, аргументировать её актуальность;  
  • задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнером;                                                                                                                                        
  • работать в группе, осуществлять взаимный контроль;

            предметные результаты:

  • называть особенности географического положения озера Байкал; основные притоки озера; особенности климатических и погодных условий на озере; особенности пищевых отношений; возникновение и геологическое происхождение Байкала,      
  • характеризовать на уровне общих представлений водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды, течения;
  • кратко характеризовать историю открытия озера Байкал, современные методы изучения озера Байкал;
  • перечислять и кратко характеризовать основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье, важнейшие природоохранные проблемы на Байкале.

                                                                                                                                           

           метапредметные результаты:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • делать умозаключение и выводы на основе аргументации; иметь опыт презентаций; осваивать познавательные, регулятивные, коммуникативные ключевые компетенцию
  • взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением с использованием возможностей интернета;                                        
  • адекватно оценивать правильность выполнения экологических  действий и вносить необходимые коррективы;
  • отображать в речи содержание совершаемых действий, анализировать свои действия в отношении природы Бурятии, Байкала.
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность:
  • выполнять наблюдения и практические исследовательские  работы, фиксировать  их результаты;
  • составлять рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы,  материалов учебника и дополнительной литературы, подобранной самостоятельно.

Тематическое планирование

Перечень разделов и тем

Количество часов

Введение. История и география озера Байкал

11

1

Введение. День рождения Байкала

1

2

Почему наше озеро зовётся Байкалом?

1

3

Байкальская горная страна

1

4

Острова, мысы Байкала

1

5

Реки, впадающие в Байкал

1

6

Погода  на Байкале

1

7

Байкальские ветры

1

8

Загадочные глубины Байкала

1

9

Маленькие озёра у большого Байкала

1

10-11

Думаем, играем, экспериментируем, творим!

2

Жизнь на байкальских берегах

11

12

Биологическое  разнообразие Прибайкалья и Забайкалья

1

13

Синичкин день

1

14

Горные леса

1

15

Степь

1

16

Луга и болота

1

17

Особо охраняемые природные территории

1

18

Всемирный день китов и морских млекопитающих

1

19

Забайкальский национальный парк (ЗНП)

1

20

Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники

1

21

Памятники Природы на побережье Байкала.

1

22

Думаем, играем, экспериментируем, творим

1

Жизнь в озере Байкал

8

23

Эндемизм обитателей Байкала

1

24

Международный день защиты бельков

1

25

Зоопланктон. Всемирный День Воды

1

26

Байкальские моллюски

1

27

Всемирный День Земли

1

28

Рыбы Байкала

1

29

День подснежника

1

30

Думаем, играем, экспериментируем,  творим

1

Человек на Байкале

4

31

Охрана окружающей среды. День Солнца

1

32

Влияние человека на озеро Байкал

1

33

Как мы охраняем озеро Байкал

1

34

Думаем, играем, экспериментируем, творим

1

Содержание программы

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

1

Введение. День рождения Байкала

1

Элементы лекции. Практическая работа с рисунками и картой.

Поиск на карте местоположение озера, работа со словарём, картой.

2

Почему наше озеро зовётся Байкалом?

1

Путешествие - исследование с элементами лекции. Практическая работа  со словарями

Поиск информации в разной литературе. Работа со словарем.

3

Байкальская горная страна

1

Путешествие по карте  с элементами лекции. Практическая  работа с  картой

Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками.

4

Острова, мысы Байкала

1

Путешествие по книге «Байкальский сундучок» Практическая  работа с рисунками и картой

Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками.

5

Реки, впадающие в Байкал

1

Путешествие с элементами лекции. Практическая работа с рисунками и картой

Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками.

6

Погода  на Байкале

1

Практическая  работа с рисунками и картой

Работа с картами, схемами, таблицам, рисунками.

7

Байкальские ветры

1

Исследование с элементами лекции. Практическая  работа с рисунками и картой

Исследовательская работа.  Работа с картами, схемами, таблицам, рисунками

8

Загадочные глубины Байкала

1

Путешествие с элементами  исследования.

Исследовательская  работа. Работа со  схемами, таблицам, рисунками.

9

Маленькие озёра у большого Байкала

1

Мини-исследование. Практическая  работа с рисунками и картой

Исследовательская работа. Карты, рисунки.

10-11

Думаем, играем, экспериментируем, творим!

2

Практическая  работа с  картой и тестами.

Исследовательская работа. Карты, рисунки, схемы, таблицы.

12

Биологическое  разнообразие Прибайкалья и Забайкалья

1

Практическое занятие с элементами лекции. Практическая  работа с рисунками и картой.

Отметить на карте места обитания отдельных растений и животных.

Физическая и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья.

13

Синичкин день

1

Практическая  работа с картой.  

Физическая и контурная карты Фотоматериалы разных птиц Байкала.

14

Горные леса

1

Урок-конференция с использованием кинофрагментов и презентаций.

Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места обитания редких и исчезающих растений и животных горных лесов. Контурные карты и фигурки растений и животных.

15

Степь

1

Урок-конференция с использованием кинофрагментов и презентаций.

Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места расположения степей в Прибайкалье и Забайкалье. Контурные карты и фигурки растений и животных.

16

Луга и болота

1

Практическая  работа с картой,  видеофильм

Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места расположения лугов и болот в Прибайкалье и Забайкалье.

Контурные карты, рисунки и фотографии растений и животных.

17

Особо охраняемые территории

1

Урок-путешествие. Работа в группах. Подготовка информации об охраняемых территориях.

Составление таблицы с информацией об охраняемых территориях.

Зарисовки, фотографии, рисунки, карта.

18

Всемирный день китов и морских млекопитающих

1

Урок-путешествие. Работа в группах. Подготовка информации.

Составление  правил по охране морских животных. Зарисовки, фотографии,

рисунки, карта.

19

Забайкальский национальный парк (ЗНП)

1

Виртуальное путешествие. Работа в группах. Подготовка информации о ЗНП

Составление маршрута путешествия по ЗНП. Зарисовки, фотографии, рисунки,

карта.

20

Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники

1

Виртуальное путешествие. Работа в группах. Подготовка информации.

Составление маршрута путешествия. Зарисовки, фотографии, рисунки, карта.

21

Памятники Природы на побережье Байкала.

1

Виртуальное путешествие. Работа в группах. Подготовка информации.

Составление маршрута путешествия Зарисовки, карта..

22

Думаем, играем, экспериментируем, творим

1

Игра - Конкурс между командами.

Маршруты по картам, составление программы путешествий. Карты, фотографии, рисунки.

23

Эндемизм обитателей Байкала

1

Открытие новых знаний. Поисковая работа

Работа с картой, рисунками, фотографиями. Рисунки, фотографии, карта озера Байкал. Видеофильм. Сообщения  ко дню защиты морских млекопитающих.

24

Международный день защиты бельков

1

Открытие новых знаний. Поисковая работа

Работа с рисунками, фотографиями. Рисунки нерпы, детёнышей.

25

Зоопланктон. Всемирный День Воды

1

Открытие новых знаний. Поисковая работа

Работа с раздаточным материалом, рисунками. Раздаточный материал,

рисунки, кинозарисовки.

26

Байкальские моллюски

1

Открытие новых знаний. Поисковая работа

Работа с раздаточным материалом, рисунками. Раздаточный материал,

рисунки, кинозарисовки.

27

Всемирный День Земли

1

Конференция.

Работа с микроскопом рассматривание обитателей байкальской воды. Рисунки, кинофрагменты.

28

Рыбы Байкала

1

Открытие новых знаний. Поисковая работа.

Составление классификационной схемы рыб, обитающих в Байкале.

Рисунки рыб, снимки.

29

День подснежника

1

Киноурок.

Работа с картой Байкала, рисунками и фотографиями.

30

Думаем, играем, экспериментируем,  творим

1

Игра - путешествие

Работа с картами, рисунками, фотографиями. Подготовка презентаций работ. Схемы, карты, графики, рисунки.

31

Охрана окружающей среды. День Солнца

1

Поиск информации. Открытие новых знаний.

Урок изучения нового материала. Карта России, рисунки, фотографии источников загрязнений

32

Влияние человека на озеро Байкал

1

Конференция.

Составление карты загрязнений озера.

. Карты, рисунки, фото.

33

Как мы охраняем озеро Байкал

1

Практикум: Решение экологических задач.

Указать  на карте территории, на которых запрещены или ограничены виды деятельности. Фотографии, таблицы, тексты законов.

34

Думаем, играем, экспериментируем, творим

1

Игра  «Знатоки Байкала»

Работа с картами, рисунками, фотографиями. Подготовка презентаций работ. Схемы, карты, графики, рисунки.

Учебно-методическое обеспечение курса:

  1. «Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета;
  2. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Мысль, 2004 г.
  3. Гольдфарб С.И. Мир Байкала. – Иркутск: ООО «Репроцентр А1», 2016 г.
  4. Гурулев С.А. Что в имени твоём, Байкал? – Новосибирск: Наука, 2011 г.
  5. Доржиев Ц.З., Намзалов Б.Б. Байкал. Мир живой природы. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ 2011 г.
  6. Иметхенов А.Б. Памятники природы Байкала. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991 г.
  7. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных. – 2-е изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ: Изд. Дом «Информполис», 2005 г.
  8. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды растений и грибов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Наука, 2012г.
  9. Кузеванова Е. Н.  « Контурные карты Байкала», Иркутск 2012г.
  10.   Кузеванова Е.Н.  «Байкаловедение. Животный мир Байкала. Человек и Байкал» . Иркутск. 2015 г.
  11. Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...