Экологическая профориентация
учебно-методический материал по биологии

Гурьева Светлана Олеговна

В материале представлена информация об экологических профессиях, направлениях экологической профориентации. Знакомство с 15 экологическими профессиями будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_proforientatsiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая профессиональная ориентация

Экологическая профессиональная ориентация – новое направление в профессиональной ориентации молодежи, включающее в себя систему форм, методов и мероприятий, направленных на формирование экологического профессионального самоопределения, целенаправленный профессиональный выбор в сфере «Человек-Экология» и построении экологической профессиональной карьеры.

 Основными понятиями экологической профориентации являются:

  1. Экологические профессии – профессии сферы «Человек-Экология».
  2. Экологический профиль – интегрированная система экологического профильного образования и экологической профориентации молодежи.
  3. Экологическое мировоззрение – система экологических знаний, убеждений, взглядов, формируемых в процессе интегрированного экологического профильного образования.
  4. Экологический профессиональный план – план построения экологической профессиональной карьеры.
  5. Экологическая мотивация – система целей, ожиданий, притязаний, желаний, стремлений, влияющих на выбор экологических профессий и построения экологической карьеры.

 Направления экологической профориентации:

  1. Экологическое профессиональное информирование.
  2. Экологическое профессиональное консультирование.
  3. Экологическая профессиональная диагностика.
  4. Экологическое профессиональное просвещение.
  5. Экологическое профориентационное активное обучение (тренинги, мастер-классы).
  6. Научное экологическое профориентационное направление.
  7. Экологическая профессиография.
  8. Экологическое профильное образование.
  9. Экологическая профориентационная площадка.

 

У меня есть идея создания на базе нашей школы «Экологической профориентационной площадки. Цель экологической профориентационной площадки – создание и реализация интегрированной системы экологической профессиональной ориентации молодежи.

Экологическая профориентационная площадка – экспериментально-практическая инновационная площадка, включающая в себя:

  1. экологические профориентационные мероприятия, направленные на формирование экологического профессионального самоопределения молодежи;
  2. научную эколого-профориентационную деятельность, направленную на методологическую разработку системы экологической профориентации молодежи, экологического профильного образования;
  3. методическую эколого-профориентационную деятельность для разработки новых форм, методов и мероприятий экологической профориентации молодежи;
  4. информационную эколого-профориентационную деятельность, включающая в себя информационные проекты в средствах массовой информации, тиражирование специализированных брошюр, буклетов, пособий.

Сегодня остановлюсь на 2 вопросах:

  1. Экологическое профессиональное информирование
  2. Экологическое мировоззрение

Потребность в экологически чистом мире меняет рынок труда и наборы навыков для специалистов. Уже сейчас крупные предприятия вынуждены изменить свое отношение к устойчивости и реагировать на растущие изменений численности населения и состояния нашего климата.

Бизнес-лидеры реагируют на эти проблемы, например, активно начинается добыча на свалках; предприятия могут получить более дешевые и более локальные источники материалов спасая их от свалок, а не от добычи сырья.

В будущем будут востребованы новые профессии, например, «менеджер водного следа», который будет контролировать расход воды в производстве и предлагать более эффективные способы производства товаров и услуг.

Эти изменения начинают просачиваться в экономику в целом. К 2020 году количество зеленых рабочих мест, по прогнозам, увеличится на 1,4 млн.

Более глубокое понимание этой растущей зеленой экономики крайне необходимо, особенно в сфере образования. Независимый опрос YouGov, и Глобальный план действий, выпущенный в Великобритании, показывает, что современное образование не в состоянии дать молодым людям возможность приобретать навыки, которые они должны иметь для получения зеленых рабочих мест в будущем

В России бизнес-школа «Сколково» и Агентство стратегических инициатив также выпустили «Атлас новых профессий», в котором опубликован список самых востребованных экологичных профессий будущего.

Итак давайте рассмотрим, какие зеленые профессии будут востребованы в ближайшие 10 лет

15 экологичных профессий будущего

  1. Зеленые инженеры. Зеленый инженер сообщит вам, сколько энергии использует ваше устройство и как использовать его более эффективно. Он не только восстановит работу вашего прибора, но и произведет «тест потребления энергии» в вашем доме.
  2. Городской фермер. Зеленый садовод, который помогает выращивать зеленые насаждения, овощи и фрукты на крышах и стенах зданий. В будущем они могут сократить локальные загрязнения воздуха, лучше изолировать здания и увеличить биоразнообразие.
  3. Зеленый консультант колл-центра. Для обеспечения экспертных рекомендаций населению по телефону о том, как они могут использовать свои приборы более эффективно: экономить энергию, воду и деньги.
  4. Координаторы движения. Для реализации новых технологических систем, чтобы сократить время в пути и заторах, позволяя людям планировать свои поездки лучше, сократить пробки и оптимизировать передвижение.
  5. Менеджеры отслеживания. Чтобы проверить источник продуктов, которые они продают, а проблемы будут расти и среди потребителей в том, чтобы товары, которые они покупают были произведены этично и были промаркированы.
  6. Полигонные шахтеры. Чтобы уменьшить растущие затраты на ресурсы, растущие вместе со спросом. Внезапно стоимость вещей, которые мы выбросили в прошлом, будут увеличиваться в цене и будут «добыватся» из старых свалок.
  7. Проектировщик 3D-печати в строительстве. Проектирует макеты конструкций и подбирает наилучший набор компонентов для их печати, сопровождает процесс печати домов.
  8. Урбанист-эколог. Проектирует новые экологически чистые города на основе экологических биотехнологий; специализируется в областях экологичного строительства, зеленой энергетики и контроля загрязнения среды.
  9. Экопроповедник. Проповедует экологически осознанный образ жизни, проводит образовательные программы для детей и взрослых.
  10. Виртуальные рабочие поддержки здоровья. Чтобы помочь пациентам следить за своим здоровьем в домашних условиях с использованием цифровых технологий, снизить нагрузки на службы здравоохранения, сократить время передвижения больных и количество в больницах и ускорить процесс восстановления.
  11. Проектировщик «умной» среды. Чтобы предоставить клиентам компетентные рекомендации, по эффективности использования воды и энергии, подобрать и установить экономные приборы и оборудование, разработать программные и технологические решения для дома и для офиса.
  12. Механики экологичных автомобилей. Чтобы идти в ногу с меняющимся миром автомобилей, в будущем это будет новое поколение автомобилей от гибридов до электрокаров. Механику необходимы будут новые навыки, чтобы обслуживать и ремонтировать эти автомобили будущего.
  13. Специалист по преодолению системных экологических катастроф. Предотвращает катастрофы, которые осознаются людьми постепенно: загрязнение вокруг промышленных центров, радиационные свалки, тающие ледники.
  14. Экоаудитор. Специалист, который производит аудит промышленных предприятий и дает рекомендации по снижению воздействия на окружающую среду за счет модернизации производства, изменения практик и способов работы.
  15. Рециклинг-технолог. Специалист по разработке и внедрению технологий многократного использования материалов, а также разработке технологий безотходного производства.

Формирования экологического мировоззрения

        Главная задача школы в области экологического воспитания – формирование экологической культуру и ответственности.   

В школе закладываются основы ответственного отношения к природе, приобретаются знания, навыки и практический опыт изучения и охраны окружающей среды, а также формируется понимание места и значение человека в биосфере.

      Цель экологического воспитания - формировать  любовь к природе, стремление познать природные законы и понимание того, что природа – дом человека, который необходимо беречь.

      Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач:

  • Cформировать основные природоохранные умения и навыки, побуждать детей к применению полученных теоретических знаний на практике;
  • Привлечь учащихся к научно-исследовательской работе по охране окружающей среды;
  • Раскрыть глобальность проблем экологии, их взаимосвязи с деятельностью человека;
  • Воспитание экологического сознания у детей, способности быть защитником природы, быть с природой.

    Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности

Формы работы

  1. Уроки.  Через уроки предметов естественнонаучного цикла педагоги формируют у учащихся экологическое мышление, их ответственность за поступки, чистоту мыслей, развивают личность.
  2. Программа дополнительного образования  «ХХХХХХ».

Цель программы: в процессе изучения конкретных объектов природы  способствовать формированию у воспитанников ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека - т.е. экологизация сознания воспитанников.

Задачи программы:

1. Освоение воспитанниками способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и её отдельных компонентов;

2. Развитие специальных умений и навыков обращения с веществами, обучение выполнению несложных исследований, соблюдению правил по технике безопасности;

3. Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве

4. Выработка на этой основе экологически грамотного поведения и критического мышления воспитанников;

5. Создание условий для творческой самореализации и саморазвития воспитанников.

Формы и методы. В программе отдаю предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

  • стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ситуационная игра, лекции, беседы, рефераты, анкетирование, компьютерные технологии);
  • способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы - беседа, наблюдение, опыт, лабораторные и практические работы исследовательского и проблемного характера с ипользованием параллельных заданий, экскурсия;
  • обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений, интерактивные занятие с конечным продуктом обучения)
  • вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности - очистка территории, изучение источников загрязнения окружающей среды различными веществами, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции и пр.).

  1. Традиционно в нашей школе одна из главных форм экологического воспитания – организация работы на пришкольном участке.  Самые первые практические навыки по изучению и охране природы ребята получают на пришкольных участках.
  2. В планах на будущее освещать Международные экологические акции.
  1. 22 марта - День воды
  2. 1 апреля - День птиц
  3. 7 апреля - День здоровья
  4. 22 апреля - День Земли
  5. 5 июня - День окружающей среды
  6. 27 сентября - День туризма

Весной и осенью проводим экологические десанты по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории.

И хотя выполняется по экологическому воспитанию наших школьников немало, мы будем продолжать запланированную экологическую работу с использованием интересных методов и форм воспитания и обучения.
Я, как педагог, убеждена, что роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.

Учитель биологии                                                                С.О.Гурьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

презентация по профориентации "День профориентации"

Презентация в 9 классе, кругый стол "День профориентации"...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)

Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...

Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему: "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в ОУ"

Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в образовательных учреждениях". сентябрь ...