Исследовательский проект "Живые ископаемые - щитни"
проект по биологии (6 класс)

Лунякова Татьяна Сергеевна

Исследовательский проект "Живые ископаемые - щитни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shchitni.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Живые ископаемые - щитни Выполнила: ученица 6 класса ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» Кураева Елизавета Руководитель: Лунякова Т.С.

Слайд 2

Цель работы: изучение особенносте й обитания щитней Задачи: Регулярное наблюдение и сбор информации о щитнях в естественной среде обитания. 2 . Изучение научной литературы. 3. Обработка полученной информации.

Слайд 3

Щитни – относительно малоизученные животные, хотя распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. Несмотря на широкое распространение, щитни представлены совсем небольшим количеством видов. В Европе наиболее часто встречается 2 вида – весенние разновидности ( Lepidurusapus ) и летние разновидности ( Triopscancriformis ). Первые предпочитают холодные водоёмы с температурой до 15 ° С, поэтому они встречаются только весной, вторые более теплолюбивые, поэтому появляются летом.

Слайд 4

Царство Животные Тип Членистоногие Подтип Ракообразные Класс Жаброногие Подкласс Листоногие Отряд Щитни Семейство Щитни

Слайд 5

Название происходит от хитинового щитка, который почти полностью покрывает спину животного. Латинское название типового рода Triops (от греч. «трехглазый») щитни получили из-за органа, напоминающего третий глаз, (его функция точно не установлена). Это может быть науплиальный глаз , отличающий свет от темноты и помогающий щитням ориентироваться в пространстве. Щитни ( Notostraca ), подотряд беспозвоночных животных отряда листоногих ракообразных . Щи́тни ( лат. Triopsidae ) — семейство небольших пресноводных ракообразных класса жаброногих , выделяемое в подотряд Notostraca .

Слайд 6

Размеры щитней сравнительно не велики и вирируют в среднем от 4 до 6 см. Размер самого крупного пойманного щитня составлял 11 см.

Слайд 7

С брюшной стороны тело щитня несет большое количество близко сидящих листовидных конечностей. Это органы передвижения, выполняющие функцию жабр. В строении щитня отмечено еще одно любопытное явление. На каждом сегменте, начиная с тринадцатого, имеется не одна, а четыре-шесть пар ног. Поэтому общее число пар ног у него достигает 70. Такого количества ног нет ни у какого другого ракообразного.

Слайд 8

Щитни имеют уникальную систему выживания, благодаря которой и сохранились столь долгое время неизменными. Щитни живут в мелких временных (эфемерных) пресных водоемах, где у них нет естественных врагов. Предпочитают стоячие воды. Водоемы, в которых живут щитни, пересыхающие в определённые времена года - лужи, канавы, овраги. В таких водоёмах щитни часто появляются внезапно и в больших количествах. После того, как низменность заполнилась водой, в течение нескольких часов (24—72) из находящихся в земле цист вылупляются личинки (наутилусы щитней размером около 0,5 мм. Они очень быстро развиваются, проходя несколько стадий, через примерно 2 недели становятся полностью половозрелыми взрослыми особями и откладывают в грунт цисты следующего поколения .

Слайд 9

Щитни всеядны, кроме того — они главные хищники в своей экологической нише, съедают всё, что меньше их. У большинства видов широко распространён каннибализм, но проявляется он, как правило, в случае нехватки другой пищи.

Слайд 10

Большую часть времени щитни проводят у дна, копаясь в грунте в поисках пищи. Щитни активны круглые сутки, однако для нормальной жизнедеятельности им необходим свет. Иногда щитни плавают у поверхности воды брюшком вверх. Неизвестно, что заставляет их делать это. Такое поведение взрослых особей тем более странно, что, выставляя напоказ ярко-красное брюшко, щитни делаются лёгкой добычей птиц. Щитни регулярно линяют, особенно в начале жизни, сбрасывая свой ставший тесным панцирь .

Слайд 11

Мы изучили п ресноводный пересыхающий водоем (лужа), где поселились щитни. Место расположения: опушка лесного массива близ с.Введенье Шуйского района.Средняя глубина лужи 24 см, теплая с глинистым дном. При визуальном учете мы насчитали около 40 особей . Это было сделать очень трудно, так как щитни находились в постоянном движении. Наблюдение щитней в естественных условиях обитания:

Слайд 12

Мы проводили измерение один раз в две недели в течение августа . Это позволило определить увеличение численности особей в течение месяца, так как полностью половозрелыми особи становятся в течение 3 недель

Слайд 14

На высохших местах лужи я мы нашли много пустых панцирей размером от 4 до 8 см . Из этого можно сделать вывод, что при достаточном питании щитни быстро растут и сбрасывают панцирь, который им стал тесен .

Слайд 15

В результате наблюдений мы сделали вывод, что щитни питаются личинками комаров, икрой лягушек, частицами грунта, мелкими насекомыми, которые попали в воду. При чем, если насекомое попало в воду и находилось на поверхности, то щитни подплывали к нему брюшком кверху.

Слайд 16

С помощью термометра мы проводили измерение температуры воды в луже утром (в 7-00) и вечером (в 18-00). В утренние часы температуры воды была ниже 14°С. Щитни были неактивны и находились на дне водоема. Если подплывали к поверхности, то движения их были замедленны, в основном двигались только задние ноги, служащие для дыхания.

Слайд 18

Выводы: Щитни успешно приспособились к жизни во небольших временных водоемах. Оплодотворенные яйца могут находиться в состоянии цист долгое время, сохраняя жизнеспособность. Доказательством этому служит внезапное массовое появление щитней в летний период. Большую часть жизни щитни проводят в состоянии покоя, а в короткие периоды активности их поколения находятся в очень однообразных условиях, именно это позволяет щитням оставаться неизменными на протяжении многих лет. В их экологической нише у них нет врагов и конкурентов .

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные ископаемые России

План конспект урока Полезные ископаемые России 8 класс....

Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Открытый  урок  потгеографии в  7 классе  по теме  "Рельеф и полезные  ископаемые Африки"  Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...

Австралия.Географическое положение.Рельеф, полезные ископаемые.

Материал содержит презентацию к уроку "Австралия.Географическое положение.Рельеф, полезные ископаемые", для обучающихся 7 класса....

Поурочный план "Полезные ископаемые Казахстана"

Разработка поурочного плана по полезным ископаемым Казахстана...

Рельеф и полезные ископаемые Австралии.

Урок продолжает тему ролевой игры. Проводится в виде путешествия с исследованием рельефа и полезных ископаемых Австралии....

Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения.

Презентация по биологическому краеведению Саратовской области для учащихся 7 класса....