Рабочая программа по предмету "БИОЛОГИЯ"для студентов СПб ГБ ПОУ Экономический колледж
рабочая программа по биологии (10 класс)

Калашник Оксана Степановна

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО контролер-кассир, продавец, контролер сбербанка, дисциплина входит в общеобразовательный цикл.Определяется область применения примерной программы,место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины, структура и содержание учебной дисциплины.В программу вошли рабочий тематический план (содержание учебной дисциплины), планирование практических занятий,самостоятельной работы обучающихся.Показаны информационное обеспечение обучения и перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы, способы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа по биологии39.26 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(СПб ГБ ПОУ ЭК)

Рассмотрено и одобрено

Педагогическим Советом

Протокол №1 от 30.08.2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБ ПОУ

«Экономический колледж»

_________В.М. Лисовский

«30»августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.08БИОЛОГИЯ

профессии:

38.01.02 «Продавец контролер-кассир»

38.01.03 «Контролер банка»

Санкт-Петербург 2018

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  

Организации-разработчики: СПб ГБ ПОУ «Экономический колледж»

Разработчики: преподаватель Калашник О.С.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1.1. Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО контролер-кассир, продавец, контролер сбербанка.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл

1. 3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
  •  единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека;
  •  влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека;
  • взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора,
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных,
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании);
  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 61 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 41часа;

самостоятельной работы обучающегося - 20 часов;


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

61

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

41

в том числе:

практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- работа с источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами; подготовка к практическим занятиям;

- подготовка отчетов по результатам практических занятий;

-подготовка сообщений: составление словаря профессиональных терминов и т.д.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. 1.  Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Всего за учебный год 61 час

I семестр

Введение

Содержание учебного материала

1

1

Особенности современного описательного периода. Свойства живого, систематизация, уровни организации живого. Многообразие биологических наук, их значение в жизни человека.

Раздел 1. Клетка – единица живого

32

Тема 1.1

Химический состав клетки

Содержание учебного материала

6

2

Неорганические соединения клетки. Элементарный состав клетки. Вода. Минеральные соли.

Понятие о биополимерах. Строение и функции углеводов и липидов в клетке Биополимеры – белки. Состав, строение и функции белков.

Биополимеры – нуклеиновые кислоты, строение, состав, функции

АТФ и другие органические вещества клетки.

ДНК и РНК  – химический состав, строение, удвоение ДНК, биологическая роль.

Практические занятия

2

№1

Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках растений.

Тема 1.2.

Строение и функции клетки

Содержание учебного материала

7

2

Из истории изучения строения клетки. Основные положения клеточной теории. Строение наружной мембраны растительнойи животной клетки; их общие свойства и различия строения. Плазматическая мембрана. Цитоплазма и её органоиды

Органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, клеточный центр – пластиды, вакуоли, реснички, жгутики – строение, функции. Строение ядра и хромосом; диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Прокариотическая клетка. Разнообразие эукариотов. Вирусы. Опасности заражения вирусными инфекциями. Последствия заражения ВИЧ.

Практические занятия

1

№2

«Изучение клетки под микроскопом, работа с моделью, аппликацией»

ВСЕГО за Iсеместр: 27 часов (14 часов теории, 3 часа практических занятий, 10 часов ВСР)

II семестр

Тема 1.3

Физиология клетки

Содержание учебного материала

4

2

Фотосинтез. Роль хлоропластов в фотосинтезе. Космическая роль зелёных растений. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фотосинтез и хемосинтез зелёных растений. Пластический и энергетический обмен. Генетическая информация. Код. ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Роль белков-ферментов в синтезе ДНК и РНК.

Практические занятия

2

№3

Биосинтез белка. Составление схемы процесса в цитоплазме клетки.

Самостоятельная работа обучающихся

10

Химический состав клетки. Биополимеры – белки. Состав, строение и функции белков.

Биополимеры – нуклеиновые кислоты.

ДНК и РНК – строение, удвоение ДНК, биологическая роль- создание презентаций, рефератов, сообщений.

Строение и функции клетки. Основные органоиды клетки, их функции, клеточная теория, вирусы и бактерии. Неклеточные формы жизни.

ВИЧ-инфекция. СПИД-Сообщения, доклады, презентации. Реакция фотосинтеза. Преобразование энергии в клетке. Генетическая информация. Код. ДНК. Возможности современно генной инженерии. Современные биотехнологии.-Сообщения, доклады, презентации

Раздел 2.

Размножение организмов

11

Тема 2.1

Бесполое и половое размножение.

Митоз.Мейоз.

Содержание учебного материала

4

2

Жизненный цикл клетки. Митоз. Виды бесполого размножения: вегетативное, почкование, спорообразование, фрагментация. Половое размножение – партеногенез, гермафродитизм.

Биологическое значение мейоза. Образование половых клеток.  Мейоз. Особенности образования и строение мужских и женских половых клеток (гамет). Развитие половых клеток. Оплодотворение растений и животных. Двойное оплодотворение у растений. Зародышевое развитие организмов. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды: алкоголя, курения, химических воздействий.

Практические занятия

2

№4

Составление сравнительной таблицы процессов митоза и мейоза в клетках.

№5

Оплодотворение у растений и животных

Самостоятельная работа обучающихся

5

Организм как единое целое. Периоды постэмбрионального развития у человека. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды: алкоголя, курения, химических воздействий, излучения.

Развитие организмов и окружающая среда. Размножение организмов - Сообщения, доклады, презентации

Раздел 3.

Основы генетики

15

Тема 3.1

Моногибридное скрещивание.Дигибридное скрещивание.

Содержание учебного материала

7

2

Предмет и задачи генетики. Понятие о гене. Доминантные и рецессивные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип. Фенотип. Законы Г. Менделя.

Первый закон Менделя - закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования признаков

Практические занятия

3

№5

Моногибридное скрещивание. Решение задач

№6

Дигибридное скрещивание. Решение задач.

Самостоятельная работа обучающихся

5

Основы генетики. Свойства генов. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система взаимодействующих генов. Влияние условий среды на качественные и количественные признаки.-  Сообщения, доклады, презентации.

Дифференцированный зачёт

2

2

ВСЕГО ЗА IIсеместр: 34часа (17 часов теории, 7 часов практических занятий, 10 часов ВСР)

ИТОГО за I курс: 61час (31 часов теории, 10 часов практических занятий, 20 часов ВСР)


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Общая биология. 10 – 11 классы; учеб.для общеобразоват. Учреждений
  2. : базовый уровень [ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.] под ред. Д.К. Беляева, изд-во «Просвещение». – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительные источники:

  1. . Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват.  учеб. заведений /В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. –  9-е изд, стереотип.  – М.: «Дрофа», 2015. – 624с.

Интернет-ресурсы:

  1. www. Biology.ru
  2. http://www.dron t.ru/ecosites.ru.html
  3. http://www.nature.ok.ru/
  4. http://www.aseko.org/
  5. http://www.ecoline.ru/books/
  6. http://www.education.spb.ru/gtp/gtp.htm
  7. http://fadr.msu.ru/ecocoop/
  8. http://bella-terra.hotbox.ru
  9. http://www.ecostudy.yar.ru/index2.html
  10. http://express.irk.ru/sc/ecology/azbuka/index.htm
  11. http://zelenyshluz.narod.ru/
  12. http://www.greenpeace.ru/gpeace/

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- комплект лабораторных принадлежностей;

- химические реактивы;

- химическая посуда;

- вытяжной шкаф

- электронная библиотека;

- комплект учебно-методической литературы;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- учебно-инновационный комплекс «интерактивная доска»

- проектор

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:  

- объяснять  функции неорганических веществ  в жизнедеятельности   клетки;

Текущий. Письменное выполнение заданий

- связывать деятельность органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней;

Текущий. Фронтальный опрос по ДЗ.

- объяснять роль зелёных растений в преобразовании энергии;

- составлять схемы процессов  образования белков и нуклеиновых кислот;

Текущий. Фронтальный опрос по ДЗ.

- доказывать эволюционное происхождение мейоза и его приспособительное   значение в жизни клетки;

Текущий. Фронтальный опрос по ДЗ.

- показать негативное влияние вредных привычек на организм в процессе онтогенеза;

Текущий. Фронтальный опрос по ДЗ.

- использовать генетическую терминологию;

- решать генетические задачи;

- характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости;

- объяснять значение гибридологического метода Г. Менделя;

- формулировать закон независимого наследования;

Текущий. Фронтальный опрос по ДЗ.

Письменное выполнение заданий

Тематический. Самостоятельная работа

Знания:

-уровни проявления живой материи, формы ее существования и свойства, отличающие живую материю от неживой;

Письменное выполнение заданий

- элементарный химический состав клетки;

Самостоятельная работа

- структуру и функции РНК, АТФ;

- органоиды клетки; строение ядра и хромосом;

- строение вирусов и бактерии;

Текущий. Фронтальный опрос

- этапы энергетического и пластического обмена;

Фронтальный опрос

- биологическое значение кроссинговера;

- периоды постэмбрионального развития;

- типы постэмбрионального развития;

Тематический. Письменное выполнение заданий