Рабочая программа по биологии 5 класс (Сонин)
рабочая программа по биологии (5 класс)

Егорова Екатерина

Рабочая программа по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Саловская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена на заседании

кафедры химии и биологии

___________ /Громова О.И./

Протокол №___ от _________2018 г.

Утверждена

 Директор МОУ «Саловская СОШ»

_________________         /Егорова В.И. /

Приказ № _______ от__________2018 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса «Биология» в 5 классе

                                                               Составитель: учитель биологии

                                  Егорова Е.В.

2018

         Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской учебной программы  основного общего образования

 «Биология. Введение в биологию. 5 класс », а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения учебной  программы по биологии в 5 классе:

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.)

Содержание учебного предмета

Биология. Введение в биологию. 5 класс.

(34 часа, 1 час в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)

Введение - 4часа.

Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы:

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований. (Л\р №1)
  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. (Л\р №2)

 Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма- 3часа .

Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические  вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы:

  • Устройство ручной лупы и светового микроскопа. (Л\р №2)
  • Строение клеток кожицы чешуи лука. (Л\р № 3)
  • Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.(Л\р №4)

Процессы жизнедеятельности организмов – 2часа.

Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.

Демонстрационные работы:

  • Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
  • Выделение зелеными листьями  в процессе фотосинтеза кислорода.

Раздел 2.  Многообразие организмов, их классификации (14 часов.)

Эволюция растений и животных – 1час.

Как развивалась жизнь на Земле.

Разнообразие живого – 1 час.

Бактерии. Грибы – 2часа. 

Царства живой природы: Бактерии, Грибы.

Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Демонстрации:

  • Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.

 Многообразие растительного мира –5 часов. 

Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов  в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

Демонстрации:

  • Водоросли в аквариуме.
  • Листья и споры папоротников.
  • Хвоя и шишки голосеменных растений.
  • Строение цветкового растения (органы).

Многообразие животного мира – 5 часов.

Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

Раздел 3 .Среда обитания живых организмов  (6часов)

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.

Лабораторные и практические работы:

  • Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев). (Л/р №5)
  • Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. (Пр.раб. №1)

             

     Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.

Лабораторные и практические работы:

  • Измерение своего роста и массы тела. (Л\р №6)
  • Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. (Пр.раб. № 2)

Календарно-тематическое планирование

Содержание

(Раздел, тема)

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)

Введение – 4ч

1

Что такое живой организм

1

Сравнивает разные живые организмы

Формирует понятие «живой организм»

Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах

Доказывает  связь живой и неживой природы

2

Наука о живой природе

Лабораторная работа №1

1

л\р

Показывает рисунки, связанные с природой,

Противопоставляет различные науки о природе

Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает

Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе

Осмысливает разнообразие наук о природе

3

Методы изучения природы

Лабораторная работа №2

1

лр

Знакомится с  методами изучения природы

Исследует различные методы изучения природы,

Знакомится с оборудованием для научных исследований.

Проводит  наблюдения, опыты и измерения с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Моделирует изучение природы, анализирует полученные знания;

Осмысление методов изучения природы

4

Увеличительные приборы

Лабораторная работа №3

1

лр

Знакомится с работой лупы и светового микроскопа, историей их открытия

Изучает правила работы с микроскопом

Распознает части светового микроскопа,

Знакомится с методикой приготовления микропрепаратов

Демонстрирует приготовление микропрепарата, оценивает приготовление микропрепаратов

Понимает  важность открытия увеличительных приборов, в том числе современных

Клетка - основа строения и жизнедеятельности организма - 5ч .

5

Живые клетки

1

Знакомится с историей открытия и  понятием «клетка»

Доказывает, что они живые

Изучает различные виды клеток

Объясняет причину их отличия

Распознает части клетки: органоиды

Сравнивает животную и растительную клетки

Осознает единство строения клеток

Моделирует строение клеток

Понимает появление множества клеток из одной

6

Химический состав клетки

Лабораторная работа №4

1

лр

Перечисляет  химические элементы, входящие в состав живых организмов,

Сравнивает химический состав тел живой и неживой природы

Знакомится с названиями химических веществ клетки

Приводит примеры органических и неорганических веществ

Понимает их роль в организме

Изучает химический состав семян

Обобщает знания о клетки, доказывает единство происхождения клетки

Осознает сложность строения клеток

7

Вещества и явления в окружающем мире.

Обмен веществ. Питание

1

Узнает о сущности обмена веществ, его составляющих (питание, дыхание)

Сравнивает питание у разных организмов

Понимает сущность фотосинтеза – питания зеленых растений с помощью солнечного света

Наблюдает образование крахмала в зеленых листьях на свету и образование кислорода в процессе фотосинтеза

Объясняет разницу в питании разных организмов (гетеротрофы и автотрофы)

Соотносит свой способ питания с другими;

Формулирует важность обмена веществ, разнообразие питания у организмов

Понимает  сложность строения живых организмов

8

Великие естествоиспытатели

1

Знакомится с  именами  великих естествоиспытателей и их значением для истории биологии,

Запоминает имена ученых и их значение для биологии,

Формулирует  оценку вклада ученых-биологов в развитие науки

Понимает  роль исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе

9

Контрольная работа №1 по разделу «Клетка-основа строения и жизнедеятельности»

1

к\р

Выявляет сущность процесса дыхания, его важность для живых организмов,

Сравнивает способы дыхания у разных организмов (растений и животных: водных, наземных),

Объясняет разницу способов дыхания у разных организмов

Раскрывает роль дыхания в жизни организмов

Осмысливает  важность для живых организмов процесса дыхания

Раздел 2. Многообразие организмов, их классификация – 14ч.

Эволюция растений и животных -2ч.

10

Как развивалась жизнь на Земле.

1

Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле

Различает древних животных и растений  по картинкам

Комментирует первичность водных обитателей

Объясняет необходимые изменения у животных  при выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанном с полетом и с похолоданием.

Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды.

Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов

Дает определение Эволюции органического мира

Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных.

11

Разнообразие живого

1

Сравнивает представителей царств живой природы

Приводит примеры основных представителей царств живой природы

Выявляет отличительные признаки представителей царств живой природы

Определяет предмет изучения систематики

Классифицирует организмы по правилам очередности таксонов  систематики

Понимает принцип современной классификации живых организмов

Бактерии. Грибы – 2ч.

12

Бактерии

Узнает о бактериях, представителях отдельного царства живой природы.

Характеризует главное отличие клетки бактерии от клеток других царств

Выделяет существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток.

Знает правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.

Имеет представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека

13

Грибы

1

Знакомится  с царством Грибов, его особенностями

Изучает строение гриба (грибница (мицелий), гифы, плодовое тело)

Классифицирует грибы (шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты)

Распознает шляпочные съедобные грибы и ядовитые

Объясняет «дружбу» некоторых шляпочных грибов и деревьев (симбиоз – взаимовыгодное сожительство)

Описывает значение основных групп грибов

Многообразие растительного мира - 5ч

14

Водоросли

1

Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез)

Приводит примеры систематических групп растений

Узнает особенности строения и распространения водорослей

Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение

Описывает значение водорослей в природе и для человека

15

Мхи. Папоротники

1

Знакомится с мхами (появление органов и спор) ,с папоротниками (особенностями строения и размножения)

Сравнивает строение водоросли и мха

Понимает причину их отличия (растения суши)

Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума Распознает листья со спорами  папоротника в гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов

Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов

Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле

Понимает происхождение каменного угля и нефти

Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник

16

Голосеменные растения

1

Знакомится с многообразием голосеменных

Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.

Выясняет отличие споры от семени

Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Изучает расположение семян на шишках, хвоинки – видоизмененные листья

Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения)

Приводит примеры использования голосеменных растений человеком

17

Покрытосеменные

(цветковые) растения

1

Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений. Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных (цветок, плод)

Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых

Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные).

Выделяет  и сравнивает особенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания

18

Значение растений в природе и жизни человека.  

1

Выстраивает эволюционное направление развития растений

Понимает причины изменения в филогенезе (от воды на сушу)

Отличает по картинкам древние вымершие или редкие растения (псилофиты, риниофиты, древовидные папоротники, хвощи, плауны, секвои…)

Приводит примеры  роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека

Классифицирует растения на дикорастущие и культурные (пищевые, технические, декоративные, кормовые, лекарственные)

Доказывает, что в природе не существует абсолютно вредных растений

Приводит примеры растений, занесенных в Красную книгу

Формулирует правила поведения в лесу

Раздел 7. Многообразие животных – 5ч

19

Животные. Простейшие

1

Приводит примеры животных

Выделяет особенности представителей царства животных

Отличает клетку растения и клетку животного

Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими

Отличает Простейших от бактерий

Описывает некоторых представителей Простейших (амебу, инфузорию, малярийного плазмодия)

Понимает опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути его заражения

20

Беспозвоночные животные

1

Делит животных на одноклеточных и многоклеточных (беспозвоночных и позвоночных)

Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных

Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных типов беспозвоночных: кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих, иглокожих

Распознает беспозвоночных животных по типам

Определяет наиболее распространенный тип

21

Позвоночные животные

1

Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных

Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в зависимости от среды обитания.

Распознает позвоночных животных по классам

Определяет наиболее распространенный класс, наиболее высокоорганизованный.

Анализируют и моделируют очередность исторической последовательности появления классов животных в процессе эволюции.

Знакомятся с названиями вымерших древних животных: стегоцефала, динозавров, фороракоса, археоптерикса, саблезубого тигра, мамонта…

22

Значение животных в природе и жизни человека.

1

Характеризуют роль животных в природе (цепи питания) и жизни человека (домашние, служебно-декоративные,  паразиты, ядовитые)

Демонстрируют знания о существовании различных пород животных

Осваивают навыки содержания домашних животных.

23

Контрольная работа № 2 по разделу: «Многообразие животных»

1

к\р

Царства природы, бактерии, грибы, растения, животные.

Раздел 3.  Среда обитания живых организмов -  6ч.

24

Три среды обитания.

1

Знакомится с тремя средами обитания

Характеризует условия каждой из них

Выявляет приспособления организмов к среде обитания.

Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания

25

Жизнь на разных материках.

1

Демонстрирует  элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты

Отличает представителей флоры и фауны по полушариям, материкам

Использует карту растений и животных Земли

Знает и умеет находить  материки планеты на карте.

Систематизирует информацию о многообразии растительного и животного мира материков.

26

Природные зоны Земли.

1

Перечисляет природные зоны Земли

Понимает причины их смены

Характеризует положение и условия основных природных зон:

(тундра, тайга, широколиственный и смешанный  лес, травянистая равнина – степь и саванна, пустыня, субтропический лес)

Приводит примеры многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).

27

Жизнь в морях и океанах.

Лабораторная работа №5

1

л\р

Приводит примеры морских обитателей

Объясняет приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана.

Понимает рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах

Соотносит внешний вид морских обитателей и природное сообщество

Осознает роль Мирового океана на планете.

28

Контрольная работа № 3 по разделу «Среда обитания живых организмов»

1

к\р

Наземная, водная, почвенная среды обитания живых организмов.

Раздел 4. Человек на Земле – 5ч.

29

Как человек появился на Земле?

Лабораторная работа №6

1

л\р

Получает представление об эволюции человека.

Выделяет три вида людей

Характеризует все три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного: неандертальца и кроманьонца)

Находит сходство и отличия человекообразных обезьян и современного человека

Понимает роль  совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека

Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа

Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека

30

Как человек изменил Землю

1

Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности

Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект)

Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации

31

Жизнь под угрозой.

1

Называет исчезнувшие виды растений и животных.

Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Понимает причины исчезновения видов

Обсуждает способы сохранения биологического разнообразия

Объясняет причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Определяет степень личного участия в природоохранной работе.

Предлагает меры по уменьшению опустынивания планеты

32

Не станет ли Земля пустыней?

1

Называет исчезнувшие виды растений и животных.

Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Понимает причины исчезновения видов

Обсуждает способы сохранения биологического разнообразия

Объясняет причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Определяет степень личного участия в природоохранной работе.

Предлагает меры по уменьшению опустынивания планеты

33

Здоровье человека и безопасность жизни.

Лабораторная работа №7

1

л\р

Формулирует понятие Здорового образа жизни

Запоминает ядовитые растения и животные

Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных

Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.

34

Итоговый тест

1

Биологическое разнообразие,  Красная книга, здоровый образ жизни.

Материально-техническое обеспечение предмета

1. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

3. Демонстрационные таблицы.

4. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

 5. Экранно-звуковые средства:  видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.

Рабочая программа по биологии, концентрический  курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК  Н.И.Сонин, В.И. Сонина...