План-конспект по теме "Формы естественного отбора"
презентация к уроку по биологии (9 класс)

Карпаев Андрей Владимирович

Данный план-конспект опирается на изучение форм естественного отбора и затрагивает основные термины и понятия, необходимые для изучения материала по стандартам ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_otbora.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции.

Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.

Задачи:

Обучающие: ознакомление учеников о формах естественного отбора и их роли в жизни живого мира.

Воспитательные: воспитание ценностного и уважительного отношения учеников к природе,

Развивающие: продолжение развития навыков логического мышления.

Тема: «Формы естественного отбора»

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение работать с разными источниками биологической информации.

Способности к самостоятельному приобретению знаний и умений.

Осознание значимости знаний для социума; Осознание целостной природы.

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Формы

работы

фронтальный устный опрос,

индивидуальный письменный опрос (по карточкам)

Используемые ЦОРы (цифровые образовательные ресурсы)

1.

www. nsportal.ru

2.

www. infourok.ru

Средства обучения: учебник "Биология. Профильный уровень. 10 класс / Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., индивидуальные карточки с заданиями, плакат «Естественный отбор».

Новые термины: формы отбора, движущий отбор, стабилизирующий отбор, половой отбор, популяция.

                                          Ход урока

1.

Организационный момент.

-приветствие;

-проверка отсутствующих

2 минуты

2.

Актуализация опорных знаний.

10 минут

   

      На предыдущих уроках мы познакомились с главными движущими силами эволюции. Вспомните, что является главными движущими силами эволюции по Ч. Дарвину? (Наследственная изменчивость, борьба за существования, естественный отбор).

Что является результатом эволюционного процесса? (Появляются новые более приспособленные виды живых организмов).

А теперь мы с вами закрепим наши знания, выполнив предложенный тест.

Карточка №1

  1. Ученый, совершивший открытие клеточной теории?
  2. Селекция – это...
  3. Назовите две формы искусственного отбора?
  4. Что такое  наследственность?

Карточка №2

  1. Ученый-геолог, идеи которого повлияли на формирование теории эволюции Ч.Дарвина.
  2. Искусственный отбор – это...
  3. Бессознательный искусственный отбор – это...
  4. Понятие «мутация».

Ученики слушают и отвечают на вопросы.

Учитель дает письменную работу на карточках.

3.

Изучение нового материала.

26 минут

 

     Генетической основной любой формы естественного отбора является наследственная изменчивость, а причиной – влияние условий среды. Мутанты, бывшие прежде менее приспособленными по сравнению с нормальным генотипом, при благоприятном для них изменении условий среды получают преимущество и постепенно вытесняют прежнюю норму. Результатом длительного действия отбора является преобразование популяционного генофонда, замена одних, количественно преобладающих, генотипов другими.

      Движущая форма естественного отбора.

Движущий отбор был описан еще Ч. Дарвином. Само название «движущий» говорит о том, что такой отбор выступает в качестве творческой силы эволюции. При движущей форме отбора происходит отсев мутаций с одним значением среднего признака, которые заменяются мутациями с другим средними значениями признака. Эта форма отбора выявляется легче других. В итоге, действия движущей формы отбора, например, возникает увеличение размеров потомков по сравнению с предками. Другие формы могут уменьшаться в размерах. Так, на остров Средиземного моря попали в конце третичного периода слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами. Мутации карликовости подхватывались движущей формой отбора, а исходные аллели, определявшие нормальный для слонов размер, отсеивались вследствие гибели крупных особей. В результате на островах Средиземноморья возникли карликовые слоны ростом до полутора метров (они были истреблены первыми охотниками, заселившими эти острова). Ч. Дарвин объяснял происхождение многих бескрылых насекомых, живущих на океанических островах, действием движущего отбора.

      Классическим примером действия движущего отбора в природе служит так называемый индустриальный меланизм. В районах, не подвергавшихся индустриализации, у бабочки березовой пяденицы белая окраска соответствует светлой березовой коре. Среди светлых бабочек на стволах берез встречались и темные, но они были хорошо заметны и склевывались птицами. Развитие промышленности привело к загрязнению воздуха, и белые березы покрылись слоем копоти. Теперь на темных стволах птицы гораздо легче замечали не темных, а типичных светлых бабочек. Постепенно в загрязненных районах частота встречаемости темных (мутантных) особей резко возросла и они стали преобладающим, хотя еще сравнительно недавно встречались исключительно редко.

       В странах с передовой сельскохозяйственной культурой все чаще отказываются от химических средств защиты растений от вредителей (насекомых, грибков). Поскольку через ограниченное число поколений движущим отбором фиксируются у вредителей мутации устойчивости к химическим веществам. Вместо химической обработки признано целесообразным через 10-12 лет заменять старый сорт новым, которого еще «не нашли» вредители.

       Стабилизирующий отбор. 

Известно, что реликтовое растение гинкго и потомок первоящера гаттерия, а также кистеперая рыба – латимерия существуют почти без изменения миллионы лет. Как объяснить такую стабильность видов, если в природе постоянно совершается мутационный период? Ответ на этот вопрос дает учение о стабилизирующем отборе, разработанное крупнейшим эволюционистом И.И. Шмальгаузеном.

       Стабилизирующий отбор наблюдается в том случае, если условия внешней среды длительное время остаются достаточно постоянными. В относительно неземной среде преимуществом обладают типичные, хорошо приспособленные к ней особи со средним выражением признака, а отличающиеся от них мутанты погибают. Известно много примеров стабилизирующего отбора.  

       Так, после снегопада и сильных ветров в Северной Америке было найдено 136 оглушенных, полуживых домовых воробьев, 72 из них выжили, а 64 погибли. Погибшие птицы имели или очень длинные, или очень короткие крылья. Особи со средними, «нормальными», крыльями оказались более выносливыми. Почему?

(В результате действия стабилизирующей формы отбора мутации с широкой нормой реакции замещаются мутациями с тем же значением средней, но более узкой нормой реакции).

       Стабилизирующий отбор ведет к большой фенотипической однородной популяцией. Если он действует длительное время, то создается впечатление, что популяция или вид не изменяются. Однако эта неизменность кажущаяся и касается лишь внешнего облика популяции, генофонд же ее продолжает изменяться на основе появления мутации с тем же значением средней, но с более узкой нормой реакции.

Стабилизирующая форма отбора характерна и для человека. Известно, что нарушения по самым мелким 21-22-й парам хромосом ведут к тягчайшему наследственному заболеванию – синдрому Дауна. Если возникнут отклонения в числе и форме более крупных хромосом, это приведет к гибели оплодотворенных яйцеклеток. Самопроизвольные (спонтанные) аборты часто вызваны гибелью эмбрионов с ненормальностями в хромосомах средних размеров.

Таким образом, стабилизирующая форма отбора в течение сотен тысяч и миллионов поколений оберегает виды от существенных изменений, от разрушающего влияния мутационного процесса, выбраковывая мутантные формы. Без стабилизирующего отбора не было бы устойчивости (стабильности) в живой природе.

     Стабилизирующий и движущий отборы взаимосвязаны и представляют две стороны одного процесса. Популяции постоянно вынуждены приспосабливаться к изменениям условий среды. Движущий отбор будет сохранять генотипы, которые наиболее соответствует изменениям среды. Когда условия среды стабилизируются, отбор приведет к созданию хорошо приспособленной к ней формы. С этого момента в действие вступает стабилизирующий отбор, который будет поддерживать типичные, преобладающие генотипы и устранять от размножения уклоняющейся от средней нормы мутантные формы.

    Половой отбор.

    Выживание организмов является важным, но не единственным компонентом естественного отбора. Другим важнейшим компонентом является привлекательность для особей противоположного пола. Ч. Дарвин назвал это явление половым отбором. «Эта форма отбора определяется не борьбой за существование в отношениях органических существ между собою или с внешними условиями, но соперничеством между особями одного пола, обычно самцами, за обладание особями другого пола».

      Половой отбор - это естественный отбор на успех в размножении. Признаки, которые снижают жизнеспособность их носителей, могут возникать и распространяться, если преимущества, которые они дают в успехе размножения значительно выше, чем их недостатки для выживания.

Было предложено две основные гипотезы о механизмах полового отбора.

      Согласно гипотезе «хороших генов» самка «рассуждает» следующим образом: «Если этот самец, несмотря на его яркое оперение и длинный хвост, каким-то образом умудрился не погибнуть в лапах хищника и дожить до половой зрелости, то, следовательно, он обладает хорошими генами, которые позволили ему это сделать. Значит, его стоит выбрать в качестве отца для своих детей: он передаст им свои хорошие гены». Выбирая ярких самцов, самки выбирают хорошие гены для своих потомков.

Согласно гипотезе «привлекательных сыновей» логика выбора самок несколько иная. Если яркие самцы, по каким бы то ни было причинам, являются привлекательными для самок, то стоит выбирать яркого отца для своих будущих сыновей, потому что его сыновья унаследуют гены яркой окраски и будут привлекательными для самок в следующем поколении. Таким образом, возникает положительная обратная связь, которая приводит к тому, что из поколения в поколение яркость оперения самцов все более и более усиливается. Процесс идет по нарастающей до тех пор, пока не достигнет предела жизнеспособности.

       В выборе самцов самки не более и не менее логичны, чем во всем остальном их поведении. Когда животное чувствует жажду, оно не рассуждает, что ему следует попить воды, для того чтобы восстановить водно-солевой баланс в организме – оно идет на водопой, потому что чувствует жажду. Точно так же и самки, выбирая ярких самцов, следуют своим инстинктами – им нравятся яркие хвосты. Все те, кому инстинкт подсказывал иное поведение, все они не оставили потомства.  Таким образом, мы обсуждали не логику самок, а логику борьбы за существование и естественного отбора – слепого и автоматического процесса, который, действуя постоянно из поколения в поколение, сформировал все то удивительное разнообразие форм, окрасок и инстинктов, которое мы наблюдаем в мире живой природы.

Учитель рассказывает новый материал, учащиеся слушают.

Учитель объясняет материал, учащиеся начинают запись материала под диктовку.

Работа с плакатом «Естественный отбор».

Учащиеся внимательно слушают.

Работа с плакатом «Естественный отбор».

Запись информации под диктовку в тетрадь.

Учащиеся слушают и отвечают на проблемный вопрос.

Учащиеся слушают, делая пометки в тетрадь.

Учащиеся записывают в тетрадь информацию.

Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Учащиеся слушают, а затем записывают.

Учащиеся слушаю, затем записывают основные тезисы.

Подведение итогов.

4.

Задание на дом.

Параграф 7, вопросы на странице 55-56. Повторить предыдущие темы.

2 минуты

Литература:

1. Биология. Общие закономерности. 9 класс / Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Агафонова И. Б.,Сонин Н. И

2. Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс.- Пеляева О. Н., Сунцова И.Д.

www.nsportal.ru

www.infourok.ru

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический                                  
университет имени И.Н. Ульянова»

Естественно-географический факультет                                                                          

Кафедра зоологии                                                                                            

Специальность «География. Биология»

План - конспект  урока

По общей биологии

 9 класс

на тему: «Формы естественного отбора»

Допускается к проведению урока в 9”Б” классе школы №27                                                                                                                                                                                          

студент ЕГФ группы ГБ-10-1-1 Карпаев А.В.                                                                                                                                                                                              Учитель: Зайцева Л.А.

Дата:-__________/роспись____________                                                                                                                                                              

                                                               

Руководитель практики: Канцерова И.Е.

Ульяновск , 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Борьба за существование. Естественный отбор" 11 класс

Разработка урока "Борьба за существование и естественный отбор" с использованием презентации . Программа Пасечника В.В. 2010 г. Учебник .А.А.Каменский «Биология 10 – 11» м.: Дрофа.2009 г ....

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Учебно-методический комплекс урока «Приспособления живых организмов к среде обитания» включает  в себя электронное приложение, методическую разработку урока, макет рабочей тетради. Урок проблемны...

План-конспект урока биологии в 9 классе с применением ЭОР на тему "Учение Ч.Дарвина о естественном отборе"

Урок "Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе" разработан на основе базового учебника Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебн. Для общеобразовательных заведений/С.Г. Мамонтов, ...

Презентация "Естественный отбор. Формы естественного отбора"

Презентация предназначена для 9-х классов, изучающих биологию по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина.Слайд № 1: Заглавный слайдСлайд № 2: Определение естественного отбора и борьбы за с...

план-конспект урока по теме"Формы естественного отбора"

одни существа идут, другие следут за нимиодни укрепляются, другие слабеютодни создаются, другие разрушаются...

План-конспект урока: "Естественный отбор и его формы"

Материал рассчитан на учащихся 10-11 классов, изучающих базовый курс "Общей биологии". Урок сопровождается презентацией....