План-конспект урока: "Естественный отбор и его формы"
методическая разработка по биологии (10, 11 класс) на тему

Осипова Татьяна Александровна

Материал рассчитан на учащихся 10-11 классов, изучающих базовый курс "Общей биологии". Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon estestvennyy_otbor_i_ego_formy.doc85.5 КБ
Файл estestvennyy_otbor_i_ego_formy.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по биологии

Класс: 11

Тема  урока: Естественный отбор и его формы

Педагогические цели  урока:

Образовательная: Изучить разные формы естественного отбора, сделать акцент на творческой роли естественного отбора

Развивающая: Продолжить формировать навыки анализировать информацию, выбирать главное, делать выводы из предложенных фактов; формировать навыки составления графиков биологических процессов.

Воспитательная: Формировать единую естественнонаучную картину мира на примере материала урока.  

Технологии: традиционная, личностно-ориентированная , ИКТ. Методы: беседа, просмотр презентации, работа с учебником, построение графиков процессов, анализ полученной информации.

Тип урока: комбинированный

Основное содержание темы, понятия, термины: естественный отбор; формы отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой.

Оборудование: презентация; учебник «Общая биология. 10-11», авт. А.Каменский, Е. Криксунов, В. Пасечник

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Приветствие класса, заполнение журнала, проверка готовности класса к уроку.

Построение перед уроком, рапорт дежурного кадета, приветствие; повторение д/з

2

Опрос учащихся

Задача: Проверить усвоение материала по теме «Борьба за существование и ее формы»

Фронтальный опрос

  1. Что такое борьба за существование?
  2. Формы борьбы за существование, с примерами по каждой форме.
  3. Какую форму борьбы считают самой острой и почему? Докажите.
  4. Каков итог борьбы за существование?
  5. Биологические задачи (выборочно) См.Приложение

Ответы с места, проверка правильности выполнения задания в тетради

3

Изучение нового учебного материала

Задача: Изучить формы естественного отбора и его творческую роль

Объяснение в форме беседы с просмотром презентации.

Естественный отбор действует в разных направлениях и приводит к разным результатам

  1. Движущий отбор (направленный)

Действует в изменяющихся условиях среды

В популяции от поколения к поколению происходит изменение признака в определенном направлении

Пример.

А) индустриальный меланизм – потемнение покровов тела бабочек - берёзовых пяденец;

Б) выработка у насекомых устойчивости к ядохимикатам

  1. Стабилизирующий отбор

Действует при длительном сохранении постоянных условий внешней среды

Такая форма отбора благоприятствует сохранению в популяции оптимального в данных условиях фенотипа.

Пример.

А) сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка (т.к. цветки должны соответствовать размерам тела насекомого – опылителя)

Б) сохранение реликтовых видов: гаттерия, латимерия, гинкго

3. Дизруптивный (разрывающий) отбор

Такой отбор имеет место, когда в разных частях ареала данного вида или популяции – различные условия среды обитания. Данная форма поддерживает появление 2 и более фенотипов, убирает все промежуточные формы.

Пример: Малый погремок успевает цвести до или после времени сенокоса, две фенотипических формы

  1. Половой отбор

Основан на соперничестве самцов за право спаривания с самками

Пример.

Дрофа – Красная книга Ростовской области.

Появление полового диморфизма (утка – селезень, самка и самец каракурта, лев и львица и др.); появление вторичных половых признаков (рога, яркая окраска, звуки и др.)

Творческая роль естественного отбора.

Самостоятельно изучить материал учебника, обсудить, сделать вывод о создании всего огромного многообразия видов в живой природе.

Запись темы урока, целеполагание

 

Во время объяснения кадеты ведут конспект в тетради  - по итогам беседы и просмотра презентации

Построение графика, разбор, пояснение своими примерами

Построение графика, разбор, пояснение своими примерами

Построение графика, пояснение своими примерами

Привести свои примеры действия полового отбора в природе; проявления полового диморфизма, вторичных половых признаков

Самостоятельное изучение материала по учебнику, написание вывода, обсуждение, аргументация

4

Закреп

ление учебного материала

Фронтальный опрос с использованием вопросов к § 58 в учебнике, вопросов из «Поурочных планов» к учебнику А.Каменского, Е.Криксунова, В.Пасечника; издательство «Учитель», г.Волгоград, стр.42-43

Ответы на вопросы, дополнения, исправления

5

Задание на дом

Д/з: § 58, конспект в тетради

Принять рапорт об окончании урока

В  дневнике -  запись д/з,

выставление отметок за урок. Построение класса, рапорт дежурного кадета об окончании урока


Приложение

  1. Многие насекомые приносят вред. Между насекомыми, растениями и врагами насекомых идет ожесточенная борьба за существование. Объясните почему бы не уничтожить насекомых, ведь сейчас для этого имеются эффективные средства?
  2. Можно ли считать симбиоз примером борьбы за существование? Приведите примеры.
  3. Опыты с посевами горчицы показали, что в условиях крайнего загущения (семена в почве буквально касались друг друга) гибель растений составила примерно 85%, когда же посеяли семена значительно реже, погибло уже 65%.  При минимальной густоте (2 см2 на одно семя) гибель всходов составила 7-17 %. Какими положениями эволюционного учения можно объяснить наблюдаемые явления с посевом и всходами горчицы?
  4. В теплице для выращивания растений созданы оптимальные условия жизни. Объясните, будет ли в этом случае происходить борьба за существование?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Естественный отбор и его формы Преподаватель АДЕКККК Осипова Т.А.

Слайд 2

Естественный отбор – выживание наиболее приспособленных организмов Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюционного процесса Естественный отбор – избирательное воспроизведение генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиям жизни популяции

Слайд 3

Движущий отбор

Слайд 4

Движущий отбор Индустриальный меланизм

Слайд 5

Стабилизирующий отбор

Слайд 6

Стабилизирующий отбор Гаттерия

Слайд 7

Стабилизирующий отбор Латимерия

Слайд 8

Гингко

Слайд 9

Шмель и клевер

Слайд 10

Дизруптивный (разрывающий) отбор

Слайд 11

Дизруптивный отбор Малый погремок

Слайд 12

Теневыносливые и светолюбивые формы растений Гилия тысячелистниковая

Слайд 13

Половой отбор Жук- олень Павлин

Слайд 14

Дрофа – Красная книга Ростовской области

Слайд 15

В чем состоит творческая роль естественного отбора? В результате создаются не только новые виды организмов, но и новые формы жизни. Отбор убирает из генофонда популяции, неэффективные с точки зрения выживания .

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии в 9 классе с применением ЭОР на тему "Учение Ч.Дарвина о естественном отборе"

Урок "Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе" разработан на основе базового учебника Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебн. Для общеобразовательных заведений/С.Г. Мамонтов, ...

Конспект урока «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»

Разработка конспекта урока по теме «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»...

план-конспект урока по теме"Формы естественного отбора"

одни существа идут, другие следут за нимиодни укрепляются, другие слабеютодни создаются, другие разрушаются...

план конспект занятия к программе театра моды "Дизайн-форма"

Раздел  программы «Основы художественного моделирования»,подраздел «Художественное оформление одежды». Тема занятия: «Текстильный дизайн в коллекции одежды» Характеристика занятия....

Ресурсный материал к уроку "Естественный отбор"

Ресурсный материал для проведения урока в 9 классе "Естественный отбор"...

План-конспект по теме "Формы естественного отбора"

Данный план-конспект опирается на изучение форм естественного отбора и затрагивает основные термины и понятия, необходимые для изучения материала по стандартам ФГОС...

План-конспект по экономике 10 класс "Причины и формы участия государства в регулировании экономики"

План-конспект по экономике 10 класс "Причины и формы участия государства в регулировании экономики"...