Главные вкладки

    план конспект занятия к программе театра моды "Дизайн-форма"
    план-конспект занятия (8 класс) на тему

    Донская Оксана Алексеевна

    Раздел  программы «Основы художественного моделирования»,

    подраздел «Художественное оформление одежды».

     

    Тема занятия: «Текстильный дизайн в коллекции одежды»

     

    Характеристика занятия.  В разделе программы изучаются понятия «композиции» как объединения всех элементов формы художественного произведения в единое целое  и виды современных отделок ткани в  согласованности  их с композицией костюма. Практическое задание – анализ и защита творческой работы учащихся  «Образец текстильного дизайна».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_konspekt_zanyatiya_studii_teatr_mody.doc140.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект занятия студии театр моды «Дизайн-форма».

    Преподаватель: Донская О.А.

    Раздел  программы «Основы художественного моделирования»,

    подраздел «Художественное оформление одежды».

     

    Тема занятия: «Текстильный дизайн в коллекции одежды»

    Характеристика занятия.  В разделе программы изучаются понятия «композиции» как объединения всех элементов формы художественного произведения в единое целое  и виды современных отделок ткани в  согласованности  их с композицией костюма. Практическое задание – анализ и защита творческой работы учащихся  «Образец текстильного дизайна».

    Цель занятия: обучить детей умению анализировать творческую работу.

    Задачи:

    Обучающие:

    - закрепить знание основных средств композиции;

    - научить детей анализировать творческую работу с помощью соотношения первичных элементов форм в композиции;

    - научить воплощать в жизнь дизайнерскую идею, как идею выразительности композиции, в создании коллекций одежды.

    Развивающие:

    - развивать умения анализировать и делать выводы при выполнении творческого проекта;  

    - развивать креативное мышление;

    - развивать умение видеть перспективу своего труда и практическое применение полученных ЗУН.

    Воспитательные:

    - воспитывать у детей уверенность в себе,

    - воспитывать способность к самооценке,

    - формировать коммуникативные навыки

    Тип занятия – Комбинированное (систематизация, обобщение, закрепление ранее изученного материала с обучением новым знаниям и умениям).

    Вид занятия: защита творческих работ.

    Формы деятельности: групповая, индивидуальная.

    Методы обучения:

    объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый метод.

         

    Оборудование:

    • учителю – карточки с опорными понятиями, образец текстильного дизайна, таблица «Соотношение первичных элементов форм в композиции» для групповой работы.
    • учащимся – выполненные на предыдущих занятиях образцы текстильного дизайна и эскизы, индивидуальные таблицы «Соотношение первичных элементов форм в композиции».

    Прогнозируемый результат занятия:  по результатам проведенного анализа  творческих работ учащихся «Образец текстильного дизайна»  определить, применимы ли данные работы при создании новой  коллекции одежды для сценического показа «Шахматы».

    Структура занятия:

    1. Организационный момент.
    2. Мотивация и актуализация учебной деятельности. Сообщение  темы и цели занятия.
    3. Повторение, закрепление пройденного материала.
    4. Изучение нового материала.
    5. Закрепление нового материала:
    1. Самостоятельная работа – анализ собственного образца текстильного дизайна;
    2. Коллективная работа – защита творческих работ.
    1. Подведение итогов.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    Проверить готовность учащихся к занятию. Повторить правила поведения и техники безопасности на уроке.

    1. Мотивация и актуализация учебной деятельности. Сообщение  темы и цели занятия.

    Мода диктует неповторимость образов, индивидуальность стиля, стремительное изменение модных тенденций. Современные профессиональные дизайнеры одежды все чаще представляют на подиумах мира изделия из  инновационных  материалов, созданных по их авторским эскизам, стараются применить новейшие разработки в области химических составов тканей, облегчить технологические способы обработки для увеличения объема выпускаемой продукции, разработать интересный дизайн, сделать то, чего нет в мире и природе.  Мы с вами занимаемся изучением этого опыта, потому что, зная основы, можно создавать  новое, сделать открытия и для себя, и в последующем для человечества.

    Вы знаете, что результатом всей нашей работы за учебный год должна стать коллекция одежды для сценического показа. Мы прошли уже несколько этапов создания новой коллекции, сегодня мы продолжим работать по теме «Текстильный дизайн в коллекции одежды», однако невозможно двигаться вперед, если ты не проанализировал и не оценил результаты достигнутого. Сегодня вы сможете научиться анализировать собственные творческие работы.

    3. Закрепление пройденного материала.

    • На предыдущих занятиях  мы с вами погрузились в творческий мир создания коллекций. А  начали мы с чего?      Правильно с идеи. Кто же мне ответит что такое идея коллекции?        (ИДЕЯ – мысленный образ какого либо предмета, явления, выделяющий его основные черты).

    Кто напомнит нашу идею?

    • После этого мы приступили анализу источников информации и создали банк вариативности идей.  Из множества идейных рядов нам понравились (КАКИЕ?) следующие: шахматы ассоциируются 1) с шахматными  фигурами,  2) с шахматным полем или доской, и 3) с написанными буквенными обозначениями шахмат на разных языках мира, мы назвали это общим понятием «граффити».  Мы решили создать новую ткань для шахматной коллекции.
    • (Какой был следующий этап?)  Следующим этапом стала разработка эскизов и предварительных зарисовок  по данной идее.  Что такое ЭСКИЗ? (Слово эскиз имеет фр. происхождение и обозначает предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части)  (Давайте с вами уточним и посчитаем сколько эскизов было на каждом направлении? Смешанное?) П.Р. разложить эскизы по направлениям. Вывод: смешанное направление в эскизах появляется потому, что композиция с одним направлением была недостаточно выразительной.
    • Какой следующий этап был преодолен?  Правильно этап художественно-технологического поиска, выбора оптимальных цветовых, конструктивных и технологических решений для выполнения образца текстильного дизайна в материале и приемов декорирования.  (Каким цветам вы старались отдать предпочтение?  Какими технологическими приемами  пользовались при создании композиции текстильного дизайна. (аппликация, печкворт, нашивание, декорирование, перфорация, в том числе с помощью выжигания, вышивание, отстрачивание на швейной машине).
    • Далее вы выполнили образцы текстильного дизайна.

    Вы все замечательно потрудились, узнали много нового, не устаю повторять вам, что вы своими руками делаете эксклюзивные вещи, что очень ценится во всем мире.

    • Сегодня мы приступаем  к следующему этапу творческого проектирования Анализ текстильного дизайна.

    4. Новая тема.

    Сделать анализ выполненных вами образцов текстильного дизайна вам поможет таблица «Соотношение первичных элементов форм в композиции».

    Прежде всего напомните мне, что такое композиция? (Композиция- объединение всех элементов в одно целое, выражающее одну идею, мысль, образ).

    В первом столбике перечислены основные средства композиции.

    В следующих столбиках указаны первичные элементы формы, которые мы будем оценивать по основным средствам композиции.

    • Начнем с 1. Геометрический вид -  определяется очертаниями поверхности, т.е. силуэтом и соотношением размеров формы. В композиции квадрат всегда подразумевает стабильность, рациональность;  круг и овал - это замкнутость и спокойствие, движение, мягкость, легкость;  треугольник – движение, динамика, романтизм. Давайте оценим предложенный образец.

    2. Декоративно-конструктивный компонент - состоит из конструктивных линий, по которым происходит соединение отдельных частей изделия, и декоративных – они определяют рисунок и не связаны с конструкцией изделия,  они украшают поверхность ткани. Давайте оценим предложенный образец.

    1. Детали - это составные части композиции. Давайте оценим предложенный образец.

    1. Теперь проанализируем цвет нашей композиции.

    5. Фактура ткани - строение лицевой поверхности материала (гладкость, блеск, ворсовость, перфорация, прозрачность, мягкость, жесткость). Давайте оценим предложенный образец.

    • Теперь находим композиционный центр, а ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Давайте оценим предложенный образец.
    • На основе проведенного анализа делаем выводы:

    5. Закрепление новой темы.

    1. У вас на столах лежат таблицы (№1) и изготовленные вами на предыдущих занятиях образцы ТД. Предлагаю вам сделать подобный анализ ваших образцов.

    Самостоятельная работа детей. Учитель проводит текущий инструктаж на протяжении выполнения практической работы.

    b) Кто из вас готов охарактеризовать свою работу по текстильному дизайну?  

    Учащиеся характеризуют работы, отвечают на вопросы.

    -Что явилось идейным замыслом композиции?

    -Какие использовались технологические способы обработки материалов?

    -Где расположен центр композиции?

    -Какие были сложности в работе?

    -В каком элементе одежды может применятся ваш дизайн?

    -Какие средства композиции преобладают в творческой работе?

    Такой анализ вы можете проводить не только для текстильного дизайна, но и для характеристики костюма, коллекции одежды, применять в дизайне интерьера и других видах дизайна.

    Как вы думаете общая коллекция должна быть выполнена в едином цветовом решении?? Или может мы ее объединим  применением одного текстильного дизайна??... А может мы оставим все Т.Д. как они есть, но объединим коллекцию по конструктивному признаку у всех будет один фасон платья?? Подумайте над этими вопросами к следующему уроку.

    6. Подведение итогов.

    Все справились с поставленной задачей.

    Отметить интересные дизайнерские находки, сложный технологический   процесс,  лучшую защиту.  Всех  похвалить

    - на следующем занятии   мы переходим к новому этапу творческого проектирования – «Эскизирование коллекции», затем                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

    Табл.1  Соотношение первичных элементов форм в композиции.

    Основные средства композиции

    Первичные элементы формы

    Геометрический вид

    Декоративно-конструктивный компонент

    Детали

    Цвет

    Фактура ткани

    ПРОПОРЦИЯ

    (соотношение между величинами целого и отдельных деталей)

    МАСШТАБНОСТЬ (соразмерность  деталей друг с другом)

    МЕТР

    (повторение равных величин через равные промежутки)

    РИТМ

    (закономерное чередование эл-тов, происходящее с определенной последовательностью и частотой)

    СТАТИКА

    (отсутствие зрительного движения, идея покоя)

    ДИНАМИКА

    (состояние движения, развития, изменения какого-либо явления)

    СИММЕТРИЯ

    (закономерное расположение равных частей относительно друг друга)

    АССИМЕТРИЯ

    ( противоположно симметрии, не равенство)

    КОНТРАСТ

    (резко выраженная противоположность однородных признаков)

    Целостность композиции  заключается  в соблюдении первичных элементов.

    Самоанализ занятия

    Эпиграфом моей работы служат слова Сухомлинского Василия Александровича:            «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме»

    Данное занятие разработано в рамках темы самообразования «Развитие креативности учащихся посредством проектной деятельности»

    Тема занятия: «Текстильный дизайн в коллекции одежды».

    Занятие входит в раздел  программы «Основы художественного моделирования», подраздел «Художественное оформление одежды», неразрывно логически связано с предыдущими и последующими занятиями, так как является одним из этапов работы над коллективным творческим проектом по созданию новой коллекции одежды «Шахматы» для сценического показа.

    В данном разделе программы изучаются понятия «композиции» как объединения всех элементов формы художественного произведения в единое целое  и виды современных отделок ткани в  согласованности  их с композицией костюма. Практическое задание - выполнение детьми образца ТД.

    Актуальность  данного занятия является системность во взаимодействии базового и дополнительного образования включающая в себя выполнение проектной деятельности учащимися.

     Новизна  –

    Авторство заключалось в разработке и применении на занятии таблицы «Соотношение первичных элементов форм в композиции»  для  проведения анализа текстильного дизайна, которая в последующем может применятся для анализа характеристики костюма, коллекции одежды,  в дизайне интерьера и других видах дизайна.

    Занятие проводилось с учащимися студии театр моды «Дизайн-форма». Группа состоит из 10 человек с которыми я работаю второй год, так же присутствовали выпускники которые тоже хотят участвовать в создании  новой коллекции.

    Цель занятия: обучить детей умению анализировать творческую работу,

    Была выбрана в соответствии с содержанием учебного материала, необходимым уровнем знаний и умений учащихся,  а также прогнозирует конечный результат учащихся на занятии.

    Для достижения поставленной цели были определены следующие  Задачи:

    Обучающие:

    - закрепить знание основных средств композиции;

    - научить детей анализировать творческую работу с помощью соотношения первичных элементов форм в композиции;

    - научить воплощать в жизнь дизайнерскую идею, как идею выразительности композиции, в создании коллекций одежды.

    Развивающие:

    - развивать умения анализировать и делать выводы при выполнении творческого проекта;  

    - развивать креативное мышление;

    - развивать умение видеть перспективу своего труда и практическое применение полученных ЗУН.

    Воспитательные:

    - воспитывать у детей уверенность в себе,

    - воспитывать способность к самооценке,

    - формировать коммуникативные навыки

    Тип занятия – Комбинированное (систематизация, обобщение, закрепление ранее изученного материала с обучением новым знаниям и умениям). Подобран в соответствии с темой и целью занятия

    Вид занятия: защита творческих работ.

    Формы деятельности: групповая, индивидуальная.

    Методы обучения:

    объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый метод.

         

    Оборудование:

    • учителю – карточки с опорными понятиями, образец текстильного дизайна, таблица «Соотношение первичных элементов форм в композиции» для групповой работы.
    • учащимся – выполненные на предыдущих занятиях образцы текстильного дизайна и эскизы, индивидуальные таблицы «Соотношение первичных элементов форм в композиции».

    Прогнозируемый результат занятия:  по результатам проведенного анализа  творческих работ учащихся «Образец текстильного дизайна»  определить, применимы ли данные работы при создании новой  коллекции одежды для сценического показа «Шахматы».

    Структура занятия:

    1.Организационный момент.

          2.Мотивация и актуализация учебной деятельности. Сообщение  темы и цели занятия.

    3.Повторение, закрепление пройденного материала.

    4.Изучение нового материала.

    5.Закрепление нового материала:

    1. Самостоятельная работа – анализ собственного образца текстильного дизайна;
    2. Коллективная работа – защита творческих работ.

    6.Подведение итогов.

    Анализ структуры

    Для решения  поставленных задач мною была выбрана структура занятия, которая полностью соответствует  его цели и типу; дидактическим требованиям к современному уроку.

       Было  рационально  распределено время  на каждом этапе занятия.

    Каждый этап урока логично переходил в следующий и прослеживалась взаимосвязь этапов,  осуществлялись межпредметные связи  и связи с жизнью.  

    К занятию был подготовлен план-конспект отражающий взаимодействие деятельности педагога и деятельности учащихся в соответствии с задачами

    . Анализ содержания урока

    Содержание занятия  соответствовало цели, было логично  и в доступной форме изложено учащимися. Прослеживалась научность, учитывалась сложность и профессиональная направленность  материала. Теоретические положения связывались с практическим применением. Содержание занятия соответствовало потребностям и интересам учащихся. На занятии формировались самостоятельность мышления и познавательный интерес.

    Выстраивая данный урок я опиралась на следующие дидактические принципы: сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя, принцип комплексности, системности и последовательности, принцип наглядности обучения.  

    Анализ деятельности учителя

     Комбинированный тип занятия отражался в подборе методов Отбор методов обучения был произведен в соответствии с целями, задачами, содержанием занятия и с учетом отсутствия учебников у учащихся.  Основным методом был объяснительно- иллюстрационный,  где с помощью устного слова, наглядных таблиц и практического показа это обеспечило в более сжатые сроки концентрироваться на данном виде работы  и фиксировать в памяти излагаемый материал..

    Частично- поисковый метод применялся в создании проблемной ситуации при анализе творческой деятельности, учит самостоятельно выполнять шаги в целостном процессе познания при опоре на имеющиеся знания

     При использовании всех методов обучения считаю важным внедрять здоровьесберегающие технологии

    На занятии

    На занятиях  использовались групповая и индивидуальная формы организации  учебно-познавательной деятельности они наиболее эффективны при  комбинированном данном типе занятия. На уроке бала организована смена видов деятельности учащихся дети слушали, раскладывали эскизы, заполняли таблицу, отвечали на вопросы, защищили свою творческую работу.

    Качество освоения нового материала  определялась по уровню защиты образцов ТД

    На занятии использовались  наглядные пособия и творческие работы учащихся,

    Во время выполнения практического задания мною использовался текущий инструктаж

    Анализ деятельности учащихся

    Занятие проводилось в быстром темпе не позволяющим учащимся скучать и бездельничать, дети были активны и с интересом работали.  Отличались активностью и работоспособностью на разных этапах занятия Соблюдали культуру труда на занятии.  Осознанно и умело применяли знания в различных ситуациях. Соблюдали культуру межличностных отношений, дружелюбно  своевременно правильно реагировали на оценку учителя.

    Индивидуальный подход прослеживался в

     Основной формой занятия  это комбинированный урок он позволил оптимально сочетать в себе  методы применяемые на заняти……….. обеспечивающие высокие показатели успеха занятия.

    Оценка результативности урока  по анализу представленных работ и достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин

    Психологический А З.

    Перед началом занятия учащиеся были собраны и позитивно настроены, ощущалось волнение ..Ритмическое чередование легкого материала с трудным, устной деятельности с письменной на давало рассеиваться вниманию, способствовала активности  Создание проблемной ситуации способствовало развитию мыслительных операций:  сравнению, анализу, синтезу, обобщению что создавало условия для развития творческого мышления. Занятие общему развитию личности ребенка и коллектива в целом.

     Психологическая атмосфера на занятии была открытой и доброжелательной, создан  комфортный психологический климат,  были установлены доверительные отношения, учащиеся не боялись защищать свои работы и отстаивать свою точку зрения. Педагог старался проявлять ь толерантность и оптимизм.

    Предложения по повышению эффективности урока

    Интерактивная доска, пользование сетью Интернет и скайпом  

    .ведь современное занятие должно основываться на традиционных признаких, но в то же время рассматриваться не только как вариативная , но и как постоянно развивающаяся форма.

    моменты релаксации, динамические паузы,

     

    Методы обучения: cловесные и практические: опрос беседа, дизайн –анализ, мозговая атака.    

    Оборудование.    Кабинет для заниятия, столы стулья, творческие работы,  разработки для проведения занятий- наглядный материал. Карты опроса для разработки и организации контроля и проверки результативности.,  письменные принадлежности. Разнообразные текстильные материалы

    Для решения поставленных задач мною была выбрана структура урока, которая полностью соответствует типу и виду занятия, с рациональным распределением времени на каждом этапе. Каждый этап урока логично переходил в следующий, осуществлялись межпредметные связи и связи с жизнью.

    Этот урок продолжает развивать практические навыки и умения обучающихся в изучении основных средств композиции (опис по табл?), способствует укреплению знаний, полученных ранее, формирует представления  о дизайне в целом и в частности текстильном дизайне, о технологических и конструктивных способах и приемах выполнения творческой работы. Он непрерывно связан с предыдущими занятиями по разделу, т.к. в нем были затронуты такие фундаментальные понятия как  идея, эскиз, композиция включающая в себя основные её средства: масштабность, пропорцию, метричность, ритм, статичность, динамичность, симметрию, асимметрию, контраст в соотношении с первичными элементами форм: геометрическим видом, декоративно-конструктивным компонентом, деталями. Цветом, фактурой ткани. И отношений между ними. Что способствовало формированию умений и навыков при защите творческого задания, которые понадобятся нам при составлении коллекций одежды.

    Структура урока включала в себя следующие компоненты:

    1. Организационный момент.
    2. Повторение и проверка ранее усвоенных знаний учащихся, актуализация необходимых для изучения темы знаний и способов деятельности.
    3. Объяснение нового материала.
    4. выполнение практического задания для обобщения знаний по ранее узученному материалу.
    5. Текущий инструктаж.
    6. Подведение итогов занятия.

    7. сообщение темы следующего урока.

    Выполнение требований программы: Тема выбранного занятия полностью соответствует  учебной

    Контингент учащихся на уроке:

    Основной составляющей моего урока является четкая логическая последовательность этапов урока:

    -мотивация учащихся на урок, в том числе проблемная ситуация по теме урока;

    -целепологание урока

    -актуализация прежних знаний

    изучение нового материала посредством максимального самостоятельного участия детей

    -систематический регулятивный контроль знаний и умений учащихся

    автоматизация полученных знаний.

     

    - принцип непрерывности и преемственности процесса образования

    - принцип системности во взаимодействии базового и дополнительного образования включающий в себя проектную деятельность.

    - принцип индивидуализации (личностно ориентированного подхода)

    - принцип деятельностного подхода (через систему мероприятий учащиеся включаются в различных виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка.)

    - Принцип творчества (каждое дело, занятие-творчество учащихся и педагога)

    - принцип постоянного совершенствования и корректировки программы обучения.

    -принцип свободы предусматривает самостоятельный поиск неординарных решений в системе органичения учебной темы.

    Соотношение первичных элементов форм в композиции.

    Основные средства

    композиции

    Первичные элементы формы

    Геометрический

    вид

    Детали

    Декоративно-

    конструктивный

    компонент

    Цвет

    Фактура

     ткани

    ПРОПОРЦИЯ

    МАСШТАБНОСТЬ

    МЕТР

    РИТМ

    СТАТИКА

    ДИНАМИКА

    СИММЕТРИЯ

    АССИМЕТРИЯ

    КОНТРАСТ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

    Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

    План-конспект урока "В чувашском театре"

    План-конспект урока "В чувашском театре"...

    Конспект занятия - "Волшебный мир театра"

    Цель: Развитие гармоничной творческой личности ребенка с помощью приобщения к театральному искусству. Благодаря театрализованным играм и спектаклям ребята становится более раскрепощенными, ...

    план-конспект занятия по программе "Основы плетения" , тема: "Женские украшения"

    Цель занятия: заинтересовать обучающихся учебным курсом образовательной программы "Основы плетения"....

    План – конспект занятия по программе «Волна»

    Программа «Волна»,  направлена на обучение детей  среднего школьного возраста диафрагмальному типу дыхания, который является наиболее оптимальным и эффективным для работы организма человека,...

    План – конспект занятия по программе «Правильный выбор»

    Предлагаемая программа «Правильный выбор» служит решению задачи профилактики употребления старшими подростками и молодыми людьми психоактивных веществ, а также рискованного сексуального поведения, при...

    План-конспект занятия. Представления собственного инновационного педагогического опыта. План учебно-тренировочного занятия

    laquo;Технико-тактические действия в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости»...