План – конспект занятия по программе «Правильный выбор»
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Предлагаемая программа «Правильный выбор» служит решению задачи профилактики употребления старшими подростками и молодыми людьми психоактивных веществ, а также рискованного сексуального поведения, приводящего к распространению заболеваний, передающихся половым путем.

Поскольку для педагогов важно не просто сформировать у учащихся убеждения в правильности определенных действий, но и перевести их в область поведения, в основу программы положена работа по развитию у школьников социальных установок, как основных личностных образований, связанных с намерениями человека поступать определенным образом.

Работа по программе способствует овладению подростками представлениями:

  • о понятиях «здоровье», «здоровый жизненный стиль» и возможностях человека, зависящих от его здоровья;
  • о референтном окружении и о том влиянии, которое оно может оказывать на формирование индивидуальной позиции в отношении здоровья;
  • о механизмах принятия решений и способах отстаивания права на их осуществление;
  • об этике и безопасности сексуальных отношений;
  • о ВИЧ/СПИДе и путях его передачи;
  • о механизмах формирования зависимостей;
  • о последствиях употребления психоактивных веществ и наркотиков;
  • об административной и уголовной ответственности за поведение, связанное с распространением наркотических веществ, заражением ВИЧ-инфекцией.

Программа привлекает подростков к активному участию в моделировании жизненных ситуаций, что способствует выработке у них адекватных приемов поведения в обстоятельствах, связанных с риском потери здоровья.

Реализация программы сопряжена со значительным повышением требований к образовательному уровню ведущих (классного руководителя, педагога-психолога или социального педагога). В связи с этим к каждой теме прилагается информационный материал, который призван помочь педагогу в проведении занятий. Важно уметь правильно преподнести рассматриваемые вопросы, учитывая возраст учащихся и определенную «специфичность» восприятия подростками ряда тем, подчеркнуть серьезность обсуждаемых проблем, показать, что они касаются каждого.

В ходе каждого занятия решаются три основные задачи: в области представлений, отношений и поведенческих интенций, что согласуется с законами социальной психологии о механизмах формирования социальных установок.

По окончании изучения всего курса подростки должны знать:

  • что представляет собой здоровье (его основные аспекты и компоненты), факторы риска, здоровый жизненный стиль;
  • о референтных группах, социальных влияниях, оказываемых на человека различными агентами влияния;
  • способы бесконфликтного отстаивания собственной позиции, необходимые личностные ресурсы;
  • психосексуальные особенности юношей и девушек в период становления репродуктивной функции, зависимости репродуктивного здоровья от поведения, об этике и безопасности сексуальных отношений;
  • о средствах контрацепции, способах предупреждения ИППП, нежелательной беременности;
  • о ВИЧ-инфекции и путях ее передачи; обусловленных наличием вируса проблемах ВИЧ-инфицированных, их родных и близких, путях помощи этим людям;
  • о психоактивных веществах, последствиях их употребления и злоупотребления,
  • об административной и уголовной ответственности за поведение, связанное с распространением наркотических веществ, заражением ВИЧ-инфекцией.

Учащиеся должны уметь:

  • отстаивать собственный выбор в вопросах поддержания здорового жизненного стиля;
  • строить сексуальные отношения в соответствии с представлениями о здоровом жизненном стиле, собственной безопасности;
  • использовать средства защиты от ИППП, ВИЧ при сексуальных контактах;
  • корректно вести себя при контактах с ВИЧ-позитивными людьми, их родными и близкими;
  • критически воспринимать рекламу, пропагандирующую алкоголь, табак, и людей, предлагающих наркотики.

Результатом работы были разработаны классные часы на тему: «Последствия злоупотребления психоактивными  веществами».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_pravil_vyboru.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект  занятия по программе «Правильный выбор»
Программа формирования у старших подростков социальных установок

на здоровый образ жизни

социального педагога МБОУ Школа №150 г.о. Самара


ТЕМА:

«Принятие решений. Право на собственный жизненный стиль»


Цели занятий: 

- формирование мотивации к здоровому образу жизни и отказу от употребления алкоголя;

- выработка умения делать самостоятельный, осознанный выбор поведения и брать ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких.


Задачи:

- сплочение группы, создание доверительной атмосферы; развитие навыков конструктивного общения;

- расширение представлений о негативных последствиях употребления алкогольных напитков;
- формирование умения противостоять негативному влиянию и отстаивать свою жизненную позицию;

- формирование у учащихся  представления о важности  твердых жизненных принципов, ориентированных на здоровый образ жизни.


Используемые методы: игра-дискуссия, мини-лекция, тренинговые упражнения, наглядный пример.

Ход занятия.

  1. Разминка

Упражнение на знакомство «Мы идем в поход»

Ведущий: Представьте, что мы собираемся в поход. Каждый из вас должен взять с собой предмет, название которого начинается на первую букву Вашего имени.

Первый участник называет свое имя и предмет. Высказываемся по кругу, но начиная со второго участника, каждый, прежде, чем назвать своё имя и предмет, повторяет сказанное предыдущим человеком.

Упражнение «Нетрадиционный способ приветствия»

Ведущий: Когда люди встречаются, они друг друга приветствуют. Можно приветствовать словами (здравствуйте, привет, добрый день и т.д.). Но можно приветствовать  мимикой, жестами.

Группа делится пополам, образуя два круга: внешний и внутренний лицом друг к другу  (если количество участников нечетное, то к одной из подгрупп присоединяется ведущий). Образовавшиеся пары здороваются тем способом, который называет ведущий:

- кивком головы;

- улыбкой;

- глазами;

- плечом;

- рукопожатием.

При этом внешний круг с каждый новым

способом сдвигается относительно внутреннего на одного человека вправо или влево (т. е. меняется состав пар).

  1. Основная часть

Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты?»

        Ведущий пускает по кругу куб, сделанный из листов бумаги, на которых записаны вопросы. Участник, держащий в руках куб, зачитывает вопрос и отвечает на него, если правильно, снимает следующий лист с вопросом. Если не знает ответа, то передает куб тому, кто первым ответил правильно.

Участник, который последним ответит на вопрос является победителем в этой игре. Ему достаётся приз, который был завёрнут в середину куба и предоставляется право зачитать вслух афоризм, который записан на последнем листе куба.

Вопросы игры:

  1. Может ли от пива, слабоалкогольного напитка,  развиться алкоголизм?
  2. Можно ли по внешнему виду человека определить употребляет ли он алкоголь или нет?
  3. Согласны ли Вы с утверждением, что человек имеет право выпивать сколько хочет и где он хочет?
  4. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно?»
  5. Безвредно ли употреблять иногда возбуждающие и влияющие на психику вещества?
  6. Может ли алкоголь помочь человеку адаптироваться  в новом коллективе?
  7. Согласны ли Вы с тем, что употребление пива не причиняет вреда здоровью?
  8. Является ли алкоголь важным средством для реализации жизненных целей?

Афоризм: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит как аспид» (Книга притчей Соломоновых).

Мини-лекция ведущего « Негативное влияние сверстников»

        Ведущий: Известно, что, когда ребёнок маленький, ему 3-5-6 лет, главными и самыми значимыми людьми для него являются родители. Они кормят его, одевают, защищают от опасностей и т.д.

        Когда ребёнок идёт в школу, для него авторитетом номер один становится учитель. Нередко можно услышать: «Мама, ты ничего не понимаешь! Вот учительница сказала…». Но это только в младших классах.

С наступлением подросткового периода основными советчиками и приоритетными людьми для подростка становятся сверстники. И это нормально – это часть взросления, часть перехода к взрослой жизни, потому что впоследствии тебе её придется прожить с мужем или женой,  с человеком примерно твоего же возраста, а не с родителями или учителями. Они только закладывали в тебя нужный фундамент для того, чтобы ты состоялся.

Для каждого подростка, как и для любого человека вообще, (но для подростка особенно!) важно быть кем-то принятым, быть в компании, быть с кем-то, вместе с кем он бы мог сказать: «МЫ!» (Например: «Мы пошли туда-то или туда-то», «У нас так не принято», «Мы так не думаем» и т.д.) В компании парень (или девушка) будет зачастую поступать так, как поступают все, ходить туда же, куда и все, слушать ту же, что и все, музыку, так же одеваться, курить, если все курят и т.д.

        В компании многие люди ведут себя так, как  они никогда бы не повели себя в одиночку. В «толпе» своих друзей подросток будет делать даже то, чего он делать, на самом деле, не хочет - просто потому, что так делают все, а он не хочет от них отличаться, выглядеть на их фоне «белой вороной», быть засмеянным или отвергнутым.

В человеке существуют две глубинные потребности (здесь можно нарисовать на доске весы с двумя чашами, одна из которых перевешивает другую): 1) потребность быть хорошим и 2) потребность быть принятым. То есть в глубине души ты знаешь, как правильно поступить (потому что у каждого есть совесть), ты хочешь состояться, быть счастливым, никого не расстраивать своим поведением и т.д. Но (!) ты очень не хочешь остаться один, быть кинутым, непонятым, отвергнутым (подписать под нижней, перевешивающей чашей «быть принятым», под верхней – «быть хорошим»/«поступать правильно»). Потребность «быть принятым» в жизни часто перевешивает.

Из-за этого многие подростки идут на поводу у своей компании и делают то, чего бы им, на самом деле, не хотелось и что впоследствии навсегда может поменять их жизнь. И часто это влияние оказывается негативным, влечёт за собой трагические последствия.

Вам, наверное, хорошо известны случаи, когда из-за негативного давления сверстников подростки совершают асоциальные поступки, начинают очень рано жить половой жизнью (зачастую это беспорядочные половые связи)  «просто потому, что все это уже делали, а я - нет»; начинают курить сигареты, «план» и пробовать другие наркотики; пьют со всеми за компанию, а потом становятся хроническими алкоголиками! (Дело в том, что среди нас достаточно много людей с неразвитой волей и несформировавшимися жизненными принципами, особенно среди подростков, т.е таких людей, которые не умеют противостоять чужому влиянию, не осознают важности выработки собственной жизненной позиции.

Однако твоя жизнь остаётся твоей жизнью, а не общей жизнью твоей компании. Представьте ситуацию: несколько лет назад в одной из школ города произошла следующая трагическая история: старшеклассники собрались на вечеринку дома у одного из одноклассников. Веселились. Соревновались, кто выпьет больше. Когда одному из ребят стало плохо,  все побоялись вызвать скорую или позвонить родителям, решили ждать до утра Парень умер. Одноклассники, завернув его в одеяло, отнесли  к дверям родительской квартиры. Конечно, не всегда всё заканчивается так трагично, тем не менее, твоя жизнь остаётся твоей жизнью...  

И каждый из вас сам должен будет решать, как выбираться из проблемы наркомании, что делать с нежеланным ребёнком, искать деньги на лекарства и врачей, если вдруг окажется, что он болен венерической болезнью. Вряд ли кто-то из друзей будет откупать тебя от тюрьмы в случае преступления и т.п. У каждого из нас своя жизнь и свои цели, за достижение или недостижение которых предстоит отвечать только самому.  

Игра «Убеди товарища!»

Ребята делятся на три подгруппы. Задача одной подгруппы: убедить товарищей приобрести как можно больше алкоголя, чтобы праздник прошёл весело. Задача второй подгруппы: противостоять влиянию и найти аргументы в пользу того, что праздник может быть весёлым и без алкоголя.

Третья подгруппа — сомневающиеся. Их задача: сделать выбор. Они выходят из комнаты, не зная, в чём их будут убеждать. За 3-4 минуты две другие подгруппы должны придумать как можно больше аргументов, чтобы убедить сомневающихся в правильности своей позиции.

Например:

1 команда

2 команда

Без выпивки праздник бывает только в д/саду.

Незачем тратить деньги на выпивку, лучше потратить на интересные развлечения, например, караоке или вкусную еду.

Мы не лохи, чтобы в игры играть.

Из-а алкоголя могут возникнуть проблемы с родителями, со здоровьем.

Без пива драйва не будет.

Если кого-то вырвет, кто будет убирать?

Рефлексия: чьи аргументы показались более убедительными? Почему?

Обучение навыкам сопротивления давлению.

  • Как научиться противостоять негативному давлению?
  • Как научиться отстаивать свою позицию в ситуации нравственного выбора?

Для этого существуют конкретные приёмы, которые надо знать каждому, чтобы суметь в критической ситуации чётко выразить свою жизненную позицию.

Овладение этими приёмами очень важно для нашей жизни. Ведь когда Вы отказываете кому-либо, нужно уметь это сделать так, чтобы, во-первых, ни у кого не осталось сомнений в твёрдости Вашего выбора, а во-вторых, чтобы Ваш отказ не вызвал агрессии со стороны окружающих, не обострил ситуации.

Вот конкретные приёмы. (Ведущий записывает приёмы на доске).

Приём №1: Стойте на своём.

Что он подразумевает?

На поступившее негативное предложение говорите твёрдое и решительное «НЕТ»!

Скажите «НЕТ» так, как будто это ваше последнее «НЕТ». Очень многое зависит от тона высказывания.

 Скажите это, прямо глядя в глаза лидеру группы.

Объясни, почему «НЕТ», обоснуй. Например, ты можешь сказать: «Нет, спасибо, меня это не вдохновляет!  Или: «Спасибо, но у меня другие планы» и т. д.

Ты можешь оказывать обратное (позитивное) давление на тех, кто склоняет тебя к вредным, опасным для здоровья и для жизни поступкам. Например, если подруга настойчиво предлагает тебе курить, спроси её: давно ли она курит? Почему она начала курить? Не беспокоит ли ее неприятный запах изо рта, который чувствуют окружающие, огрубевший голос, желтый цвет зубов и т.д. Когда вы задаёте такие вопросы, человек вынужден обороняться и уже не будет давить на вас.

Если подруга/друг предлагает тебе нечто, не соответствующее твоим принципам, просто скажи: «А я думала ты мне подруга, и не станешь предлагать мне такое! Настоящие друзья так не делают». Не бойся повторять свою позицию снова и снова.

Приём  №2: Убеждайте.

Понятно, что  люди, с которыми ты общаешься, скорее всего, твои друзья, и ты не хочешь, чтобы с ними случились какие-то неприятности. Поэтому, если ты видишь, что такое может случиться, то действуй во имя жизни: например, в компании, которая решила провести время, употребляя алкогольные напитки, выскажи своё мнение о вреде алкоголя. Перетяни их на свою, позитивную сторону. Например, вместо того, чтобы пойти в какой-то сомнительный клуб, предложи им сходить на новый фильм, а потом зайти в пиццерию или прогуляться по центру города. Эффективней всего договариваться с лидером группы.

Приём №3: Уходите!        

Если        ты видишь, что переубедить ребят невозможно и что эти люди не идут за тобой, просто уходи. Разворачивайся и уходи, несмотря на обидные насмешки в твой адрес, упрёки и оскорбления. Выражение «ты мне не друг, потому что ты не делаешь со мной того-то и того-то» почти всегда является манипулятивным. Настоящие друзья будут любить и принимать тебя таким, какой ты есть, и не будут постоянно пытаться подделать тебя под себя. Если твои друзья давят на тебя для того, чтобы ты сделал так, как им удобно, то задумайся: друзья ли они тебе? Может, тебе стоит поменять круг общения?  

        Всегда помни, что за последствия в твоей жизни будешь отвечать только ты, а не кто-то другой. Другими словами, никто потом не будет отвечать за твою жизнь.

Раздача буклетов «Умей сказать «Нет!»

Ведущий: Людей, которые легко поддаются влиянию окружающих, принято называть ведомыми. Хотелось бы кому-нибудь из вас осознавать, что Вы ведомый и Вас, как козу на верёвке, можно тянуть за собой? Ведь ведомый — это тот, кого ведут, тот, кто ведётся, как безответное, бессловесное, безропотное существо. Хотелось бы Вам осознавать, что Вы — ведомый человек? Если нет, то чтобы противостоять негативному влиянию, необходимо иметь внутренний стержень.

Наглядный пример «Жизненные принципы»

Сейчас, на примере одного опыта, мы рассмотрим жизнь двух людей и то, как они повели себя в схожих сложных ситуациях.

Для опыта нам понадобятся: два пластиковых прозрачных стакана, зелёнка, йод, немного хлорки, шприц или пипетка, вода и палочка, чтобы всё перемешать.

К началу урока должны быть приготовлены два стакана, наполовину наполненные обычной водой, в один из которых добавляется хлорка (желательно в таблетках – это самый сильный концентрат, и она наиболее эффективно даёт нужный результат), а в другой – меньше одной капли зелёнки для того, чтобы вода окрасилась в светло-зелёный цвет. Перед началом занятия на столе также должны лежать наполненный йодом шприц и палочка.

Ведущий берёт в руки стаканчики, показывает их учащимся и говорит: «Представим, что это – два человека, например, два парня (или две девушки), назовём их Саша и Леша (во всех играх и предметных уроках желательно употреблять редко встречающиеся имена, которые, вероятнее всего, не носят учащиеся в данной группе), им по 16 лет (желательно говорить примерный возраст учащихся, чтобы они понимали, что это – их ровесники, такие же ребята, как и они). Они живут в одном районе, учатся в одной школе, их семьи имеют одинаковый достаток. НО между ними есть одно различие: этот (показываете на стаканчик с прозрачной водой) имеет свои жизненные принципы, знает свою цель и идёт к ней, а этот (показываете на другого) – не имеет твердых жизненных принципов, взглядов, убеждений. Он делает так, как все, плывёт по течению. Поскольку они живут в одном районе, то встречаются с одинаковыми трудностями. Так вот этому (показываете на стакан с зеленоватой водой, а в другую руку берете шприц с йодом) местная «толпа» из района предлагает: «Слушай! Давай с нами курнёшь травы (ситуации можно придумывать свои, в зависимости от специфики слушающей вас аудитории). Бесплатно, Витёк всех угощает!» (прыскаете из шприца в стакан некоторое количество йода, вода становится мутной, темнеет - т.е. йод символизирует негативное давление сверстников). Он соглашается: «А почему бы и нет… Ведь все это делают и все равно заняться нечем». (Размешиваете помутневшую воду палочкой). Видите? Что с ним происходит? (обычно ребята здесь дают приблизительно правильный ответ). Да, он портится. Его личность ломается, он начинает деградировать. Все те же парни предлагают ему: «Слушай, Лёх, пойдем на дискотеку в «Плазму» (хорошо упоминать названия клубов, которые известны, популярны в вашем районе/городе - для большей актуальности). Там сегодня все!!! Такие девчонки! – ты ещё ТАКОГО (!!!) не пробовал», и он соглашается: «Конечно, ведь в жизни надо всё попробовать, зачем терять удовольствие?» (добавляете еще йода в стакан). «Что происходит? – Поскольку человек не имеет своих твёрдых убеждений и правильных жизненных целей, жизнь его становится ещё более мутной».

Ставите на стол первый стакан и берете стакан с хлоркой: Что происходит с этим человеком? Все та же компания предлагает ему: «Давай ширнёмся!», он говорит: «Простите, но у меня свои планы. Тем более что мне нравятся мои мозги такими, какие они есть. Я не хочу быть «тормозом» или умереть в тридцать». Слушай, Сань, пошли с нами: сегодня классная тусня, и девчонки!... Такого ты еще не пробовал!!!». - «Спасибо, но у меня спортивная секция» или «Спасибо, я хочу серьезных отношений с нормальной девушкой, а дешёвый секс мне не нужен - не хочу потом ходить по больницам». При каждом поводе (для первого и для второго юноши это должны быть одни и те же ситуации, чтоб показать, как по-разному можно реагировать на одни и те же предложения) добавляете в стакан с хлоркой йод, но он каждый раз уничтожается раствором. Вот! Видите!? Этот парень имеет твёрдые жизненные принципы, поэтому никакой встречный ветер не может сломить его. Такие ситуации будут его гнуть, но никогда не сломят – в нём есть крепкий внутренний стержень.

Вывод: каждому из вас решать, человеком с какими жизненными принципами быть: будут ли вас подстраивать под себя обстоятельства, все «прелести» и соблазны мира, или же вы будете использовать любые трудности для своей пользы и пользы своих близких… И такой человек, принципиальный, с твёрдыми жизненными принципами (показываете на стакан с хлоркой), общаясь с таким, беспринципным (берёте в другую руку стакан с темной водой), может легко повлиять на другого (добавляете немного хлорированной воды в воду с йодом, и она становится светлой - «человек очищается»). То есть человек, бесхребётный, беспринципный, на человека с твёрдыми убеждениями повлиять не может (выливаете грязную воду в хлорированную: становится очевидным, что грязная вода снова очищается). А человек, у которого есть твёрдые жизненные принципы,  становится более стойким, а его жизнь напоминает не грязную лужу, а чистый, ясный поток, который не смогут замутить никакие жизненные нечистоты.

Но чтобы наша жизнь сложилась так, как мы хотим, чтобы реализовались наши планы, сбылись мечты, надо работать над собой, выработать жизненные принципы и твёрдую жизненную позицию.

  1.       3. Заключительная часть
  1. Подведение итогов работы через письменную рефлексию в форме анкеты «Неоконченные предложения»:
  2. 1. «На сегодняшнем занятии я понял (а)...»;
  3. 2. «Противостоять негативному влиянию и отстаивать свою жизненную позицию можно...»;
  4. 3. «Я думаю, что  жизненный выбор зависит...»;
  5. 4. «Полученные на занятиях знания помогут мне...»;
  6. 5. «Я хотел(а) бы пожелать нашей группе..., а ведущему...».

Упражнение-релаксация «Очищающее дыхание»
        
Вдыхаем «красивый» воздух разного цвета (каждый выбирает свой любимый цвет). Вас наполняет энергия, сила, доброта. А выдыхаете воздух некрасивый (черный, серый, коричневый). Выдыхаете все плохое, что мешает – усталость, неприятности, ссоры с друзьями, неуверенность. Наполняетесь «красивым» воздухом и становитесь добрее, светлее, увереннее.

Социальный педагог                                                                                       Е.А.Поспелова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильный выбор - привилегия информированного человека.

Данная статья рекомендуется для прочтения родителям, с целью выявления и предупрежения наркомании у подростков, и борьбы с его погубным влиянием....

ПРОГРАММА по профессиональному самоопределению и самопознанию подростков (8-9 классы) детского дома:«Первые шаги к правильному выбору»

Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей...

Проект (программа) "Мой правильный выбор".

Проект (программа) по профилактике наркомании среди несовершеннолетних....

Программа по профилактике правонарушений, преступлений, употребления ПАВ среди обучающихся "Сделай правильный выбор"

Данная программа разработана на основе анализа ситуации в школе методами наблюдения, тестирования, анкетирования, целью которых являлось выявление среди обучающихся табакокурения, употребления алкогол...

Программа по профориентации "Правильный выбор"

Адаптированный элективный курс по психологии для 9-х классов составлен на основе «Личностного портфолио старшеклассника» (З.М. Молчановой). Данный курс включает в себя 2 части: «Мой ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии» для обучающихся 9 класса, 2020-2021 год

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оцен...

Программа "Правильный выбор"

Программа направлена на индивидуальную воспитательную работу с учащимися школы, первичную профилактику с подростками с отклоняющимся поведением и подростками, совершившими правонарушения...