План-конспект по экономике 10 класс "Причины и формы участия государства в регулировании экономики"
план-конспект урока по экономике (10 класс)

Кристина Сергеевна Кузнецова

План-конспект по экономике 10 класс "Причины и формы участия государства в регулировании экономики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект по теме «Причины и формы участия государства в регулировании экономики»

Урок: Экономика.

Класс: 11.

Тема урока: «Причины и формы участия государства в регулировании экономики»

Цель урока: расширить представление обучающихся о причинах и формах участия государства в регулировании экономики.

Задачи урока:

Образовательная: сформировать у учащихся знания о роли государства в экономике.

Воспитательная: формирование чувства само- и взаимоуважения при работе на уроке, чувство ценности интеллектуального

Развивающая: создать условия для повышения интеллектуального уровня, развития личности учащихся в результате мыслительной деятельности при построении знаний.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осмысливает опыт предшествующих поколений, определять свою позицию и ответственное поведение в современном обществе.

Метапредметные:

- самостоятельно приобретает новые знания и практические умения в ходе выполнения заданий и ответов на вопросы;

- ведет анализ и отбор необходимой информации, овладевает навыком вычленения главного;

- работает с текстом: анализирует, ищет в нем ответы на вопросы, приводит примеры.

Предметные:

- знает определение понятия «Экономическая политика государства»;

- различает прямое и косвенное регулирование рынка государством;

- может назвать причины и формы участия государства в регулировании экономики.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: тетрадь, презентация, проектор.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Актуализация

Здравствуйте! Садитесь.

Практически во всех современных экономических системах государство использует различные рычаги для воздействия на экономику. Где-то государственное регулирование происходит в больших масштабах, где-то – в меньших, но, как показывает практика, совсем без его вмешательства экономика эффективно развиваться не может.

Как вы думаете, почему же государственный контроль так важен для экономики?

Не лучше ли предоставить полную экономическую свободу производителям?

Приветствуют учителя

Предполагают. Высказывают свое мнение.

Личностные:

-высказывать свое мнение, точку зрения.

Целеполагание

Исходя из нашего разговора постарайтесь сформулировать тему и цель нашего сегодняшнего урока.

Формулируют тему и цель урока.

Пример темы: «Роль государства в экономике».

Пример цели: углубить знания о необходимости государственного вмешательства в экономическую сферу, о его возможных положительных и отрицательных последствиях

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их.

Мотивация

Рынок способен самостоятельно и эффективно решать многие экономические проблемы общества, но есть несовершенства рыночных механизмов, которые государство вынуждено компенсировать.

Определите основные несовершенства рынка, указав верное слово:

- Рынок способен или не способен противостоять монополизации;

- Рынок способен или не способен вообще или в необходимом количестве производить общественные блага;

- Рынок обеспечивает или не обеспечивает социальных гарантий населению;

- Рынок обеспечивает или не обеспечивает полного информирования общества об экономической ситуации в стране;

- Рынок пригоден или непригоден для устранения внешних эффектов;

- Рынок развивается циклически: периодически повторяются кризисы или не развивается.

Именно из-за этого возникает необходимость во вмешательстве государства и проведении грамотной экономической политики.

К основным несовершенствам рынка относятся:

- Рынок не способен противостоять монополизации;

- Рынок не способен вообще или в необходимом количестве производить общественные блага;

- Рынок не обеспечивает социальных гарантий населению;

- Рынок не обеспечивает полного информирования общества об экономической ситуации в стране;

- Рынок непригоден для устранения внешних эффектов;

- Рынок развивается циклически: периодически повторяются кризисы.

Познавательные:

- соотносить информацию, представленную в разных формах.

Регулятивные:

-высказывать свое мнение, точку зрения.

Освоение нового содержания и способов действия

Экономическая политика государства – это процесс реализации экономических функций государства путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.

Регулятивные:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

Познавательные:

- извлекать необходимую информацию из текста;

- структурировать учебный материал.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

Составление конспекта. Рассказ учителя.

Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике:

1) обеспечение экономического роста;

2) создание условий экономической свободы;

3) обеспечение экономической безопасности;

4) обеспечение полной занятости;

5) достижение экономической эффективности.

Экономические функции государства:

1) стабилизация экономики;

2) защита прав собственности;

3) регулирование денежного обращения;

4) перераспределение доходов;

5) регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками;

6) контроль над внешнеэкономической деятельностью;

7) производство общественных благ;

8) компенсация внешних эффектов;

9) поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.

Экономические задачи, наилучшим образом решаемые государством:

1) Защита основ рыночной экономики. Государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий.

2) Производство общественных благ. Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах (например, оборона, бесплатное образование, медицина, посещение библиотек, парков и др.).

3) Учёт внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты — связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (не участвующих в производстве) в результате производства или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара. Задачка государства — исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие меры, как убеждение, рекламные кампании, субсидирование (для положительных внешних эффектов) и налогообложение (для отрицательных эффектов), разработка стандартов безопасности и др.

4) Разработка и финансирование программ помощи нуждающимся.

Регулирование государством рынка.

Прямое

Косвенное

Предполагает использование преимущественно административных методов:

• законодательная деятельность государства;

• расширение государственных заказов;

• развитие государственного сектора в экономике;

• лицензирование отдельных видов деятельности.

Предполагает использование преимущественно экономических методов:

• денежно-кредитная (монетарная) политика;

• бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Принадлежит приоритет в рыночной экономике.

Суть косвенных методов:

1. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса.

Основной институт, реализующий эту политику, — Центральный банк.

Основные инструменты:

1) Операции на открытом рынке — наиболее весомый и ежедневно применяемый способ контроля государства за предложением цены в стране. Он связан с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.) Центральным банком за наличные деньги.

Задание:

Расположите следующие высказывания в виде последовательной цепочки:

I. центральный банк продаёт ценные бумаги

→ сокращение количества денег в обращении, возрастание процента

→ деньги становятся «дорогими»

→ он получает взамен денежные средства.

II. центральный банк покупает ценные бумаги

→ «удешевление» денег

→ падение нормы процента.

Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы.

2) Политика учётной ставки (ставки рефинансирования) — позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путём изменения учётной ставки процента.

Учётная ставка процента — это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам.

Например, коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у Центрального банка под определённый процент, т. е. учётную ставку (например, 10%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного (например, 20%).

Вопрос: поднимут или снизят коммерческие банки ставку процента своим клиентам, если Центральный банк повысит учётную ставку процента?

Таким образом, Центральный банк воздействует на экономику, проводя политику «дешёвых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.

3) Изменение нормы обязательных резервов — в соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в Центральном банке. Размер этого резерва устанавливает Центральный банк.

Задание: Выберите правильный вариант:

При снижении резерва у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт / уменьшается.

С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т. е. уровень процента, возрастает, деньги становятся «дорогими» / «дешевыми».

Политика резервов, проводимая Центральным банком, является наиболее жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования.

2. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — это система мероприятий, направленная на регулирование экономики с помощью государственных расходов и налогов.

Основной институт, реализующий эту политику, — Правительство РФ в лице Министерства финансов и налоговой службы.

Основные инструменты:

1) государственные расходы;

2) налоги.

Конспектируют.

Ответ:

I. Центральный банк продаёт ценные бумаги → он получает взамен денежные средства → сокращение количества денег в обращении, возрастание процента → деньги становятся «дорогими».

II. Центральный банк покупает ценные бумаги → падение нормы процента → «удешевление» денег.

Если Центральный банк повысит учётную ставку процента, то коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам.

Центральный банк снизит учётную ставку → коммерческие банки снизят ставку процента своим клиентам.

Ответ:

При снижении резерва у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт.

С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т. е. уровень процента, возрастает, деньги становятся «дорогими».

Закрепление:

1. Установите соответствие между примерами государственного регулирования и его видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.

ПРИМЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А) развитие государственного сектора в экономике

1) прямое

Б) увеличение налогов

2) косвенное

В) уменьшение нормы обязательных банковских резервов

Г) расширение государственных заказов

Д) понижение учётной ставки банковского процента

2. Найдите в приведённом списке позиции, раскрывающие рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства, и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

1) развитие системы экономического образования в средней школе

2) антимонопольное законодательство

3) кредиты, предоставляемые государством фирмам

4) вручение государственных наград за производственные успехи

5) налоговая политика

6) содержание государственного аппарата

3. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводит принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите не менее двух последствий.

4. Основным инструментом денежно-кредитной политики государства в условиях рынка выступает регулирование…

○ государственных расходов и доходов

○ размера минимальной оплаты труда

○ учётной ставки банковского процента

○ ставки подоходного налога

*Подсказка: Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка и на ставки по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации юридическим и физическим лицам.

5. В условиях рыночной экономики государство не может полностью устраниться из экономической жизни, так как:

1) рынок не способен решить ряд значимых для общества проблем

2) необходимо распределять ограниченные факторы производства

3) оно устанавливает равновесную цену товаров и услуг

4) его задачей является экспорт произведённых товаров

6. Государство выполняет различные функции в экономической жизни общества. Так оно является производителем общественных благ. Какой из приведённых ниже примеров иллюстрирует эту функцию?

1) правительство изменило порядок налогообложения предприятий

2) в рамках государственной программы развития образования открылась новая школа

3) Центральный банк выдал лицензию коммерческому банку

4) правительство и Центральный банк осуществили комплекс антиинфляционных мер.

7. Верны ли следующие суждения о роли государства в экономике?

а) Рыночный механизм не может без помощи государства обеспечить надежную и эффективную обороноспособность страны.

б) Государство финансирует фундаментальную науку.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. К формам прямого регулирования государством экономики относится:

1) налогообложение

2) развитие государственного сектора

3) кредитно-денежная политика

4) внешнеэкономическая политика

9. Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике.

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

А) обеспечение охраны правопорядка

1) социальное обеспечение населения

Б) организация работы общественного транспорта

2) производство общественных благ

В) выплата пенсий, субсидий

Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров

Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами

10. Задание: Прочитайте текст и выполните задания 1−4).

Текст:

Роль государства в экономике

Мы уже говорили, что экономика не существует в чистом виде, но является смешанной системой с переплетением элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства. <…>

Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые даёт нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определённых групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.

Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берёт это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого — ничьё дело». Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка.

<…>

Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства.

(Самуэльсон Пол. Экономика. Вводный курс)

Как авторы характеризуют современную экономическую систему? Приведите авторскую характеристику и укажите, опираясь на текст и знание курса, две отличительные черты современной экономической системы.

. Как авторы поясняют причины того, почему нерегулируемая рыночная экономика не устраивает демократическое государство? Приведите две причины с опорой на авторский текст.

Укажите на основании текста три обстоятельства, которые вынуждают современное государство выходить на арену разрешения экономических проблем?

Авторы пишут о важности оказания современным государством общественных услуг, именуемых иногда общественными благами. Опираясь на текст и знание курса, приведите не менее четырёх примеров выполнения современным государством функции производства общественных благ.

Авторы подчёркивают, что в расходах государства значительную долю составляют деньги налогоплательщиков, отмечая, что «общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства». Какую функцию налогов характеризуют авторы? Дайте ответ на вопрос и проиллюстрируйте данную функцию налогов двумя конкретными примерами.

1. Ответ:

А

Б

В

Г

Д

1

2

2

1

2

2. Ответ: 2, 3, 5.

3. Пример: ситуация в России конца 1980-х годов, когда государство с помощью введения всевозможных карточек, талонов пыталась ограничить спрос и сдержать рост цен.

Последствия:

1) появление товарного дефицита;

2) рост теневой экономики;

3) оживление спекуляции.

4. Ответ:

• учётной ставки банковского процента

Т.к. денежно-кредитная политика в настоящее время – одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка и на ставки по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации юридическим и физическим лицам.

5. Ответ: 1) рынок не способен решить ряд значимых для общества проблем.

6. Ответ: 2) в рамках государственной программы развития образования открылась новая школа.

7. Ответ: 3) верны оба суждения

8. Ответ: 2) развитие государственного сектора

9. Ответ:

А

Б

В

Г

Д

2

2

1

2

1

Авторская характеристика:

авторы характеризуют современную экономику как смешанную.

2 отличительные черты:

1) переплетение элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства;

2) сочетание различных форм собственности на средства производства и гарантии их правового равенства.

Приведены причины:

Нерегулируемый стихийный рынок может:

1) обречь людей на голод, на падение доходов;

2) породить в обществе социальный раскол, нищету одних и возможность других извлекать огромные доходы;

3) привести к обострению в обществе социальных проблем и т. д.

Обстоятельства:

Государство выходит на арену с готовностью понести расходы в целях:

1) предоставить больничные койки заболевшим,

2) выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице;

3) обеспечить минимальный жизненный уровень своих сограждан.

Приведены примеры:

1) освещение улиц;

2) реализация крупных инфраструктурных проектов;

3) организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка;

4) тушение лесных пожаров, охрана окружающей среды и т. д.

Ответ: авторы характеризуют социальную функцию налогов, направленную на удовлетворение совокупных интересов общества, на преодоление социальных конфликтов.

Приведены примеры:

За счёт налоговых поступлений:

1) осуществляются выплаты неимущим;

2) выплачиваются пособия по безработице;

3) оказывается помощь инвалидам, престарелым, молодым семьям, женщинам и т. д.

Познавательные:

- соотносить информацию,представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;

- структурировать учебный материал.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Рефлексия

Дополните фразу и запишите на листочках.

• Больше всего на уроке мне запомнилось …

• На уроке я не понял(а)…

• Я молодец потому, что …

Записывают ответы.

Регулятивные:

- оценить свои учебные достижения, поведение.

Домашнее задание

Знать определение понятия «Экономическая политика государства».

Уметь называть причины и формы участия государства в регулировании экономики.

Дополнительно:

Задача (с объяснением):

В государстве Z за пять лет построено 11 новых больниц, 16 школ, реконструировано 5700 км. дорог. Какую экономическую функцию государства можно проиллюстрировать данным примером?

○ перераспределение ресурсов страны

○ регулирование денежного обращения

○ производство общественных благ

○ борьба с безработицей

Решение задачи: Школы, больницы, и дороги могут быть отнесены к общественным благам (доступ к которым предоставляется людям неконкурентно на безвозмездной основе).

Таким образом, правильный ответ: производство общественных благ.

Основные и дополнительные термины:

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики – комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг – сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Дополнительные источники:

Роль государства в экономике – URL: (дата обращения: )

Роль государства в современной экономике – URL: (дата обращения: )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока географии в 6 классе "Форма, размеры и движение Земли" (ФГОС)

Конспект урока "Форма, размеры и движение Земли" содержит подробную технологическу карту изучения темы. Урок проводится с использованием ЭОР....

План - конспект урока в 5 классе "Неопределённая форма глагола"

Урок русского языка в 5 классе "Неопределённая форма глагола"...

План-конспект урока: "Естественный отбор и его формы"

Материал рассчитан на учащихся 10-11 классов, изучающих базовый курс "Общей биологии". Урок сопровождается презентацией....

План - конспект урока информатики Тема урока: Наглядные формы представления информации

Представлены материалы, участвовавшие в районном конкурсе учителей информатики...

Положение о конкурсе «Лучший план-конспект занятия дополнительного образования в нетрадиционной форме»

Цели и задачи конкурса:Развитие творческого потенциала и стимулирование профессионального мастерства педагогов;Выявление талантливых, творчески работающих педагогов;Повышение качества образования в уч...

Буклет "Роль государства в регулировании экономики"

Буклет "Роль государства в регулировании экономики"...