Внеурочная деятельность 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)

Ооржак Оксана Викторовна

Новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 34 академических часа, включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_6_klass.docx41.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Ак-Довурак

Рассмотрено

На заседании ШМО учителей

биологии, химии и географии

___________Сарыглар А.А.

«___»_____________2018г.

Согласовано

Зам. директора по УВР.

__________Сарыглар У.М.

«___»___________ 2018г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №4 г. Ак-Довурак

__________Салчак А.А.

«___»_________2018г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Зеленая лаборатория»

Направление:общеинтеллектуальное

Класс: 6

Составила:

 Ооржак Оксана Викторовна

Учитель биологии

Ак-Довурак, 2018г.


Пояснительная записка

Введение

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже XX - XXI веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Самарской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 34 академических часа, включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель: Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
  • Знакомить с биологическими специальностями.

                Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

                Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 12 – 13  лет.
  • Продолжительность образовательного процесса - 1 года.
  • Количество часов - 1 учебный час в неделю.
  • За год (34 недели) - 34 занятия.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

  • Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
  • Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
  • Частично-поисковые методы:(при систематизации коллекционного материала).
  • Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
  • Наглядность:просмотр видео-, кинофильмов,. компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Планируемые результаты освоения  программы

В результате изучения курса  «Зеленая лаборатория»обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

  • умение работать с разными источниками информации;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение особенностей строения  клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;
  • приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
  • различение на части и органоидов клетки, органов цветкового растения;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений растений к среде обитания;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3.В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Планируемый результат

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышениекоммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
  • ведение здорового образа жизни

Способы  проверки  ожидаемых  результатов:

  • демонстрация  практических умений  и  навыков
  • смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
  • творческие  отчёты, доклады
  • дискуссия.
  • проектно-исследовательская работа.
  • конференция.
  • творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
  • отчетная выставка.

Для фиксирования оценок качества обучения можно использовать такие формы, как:

  • диагностические карты;
  • табель развития;
  • папка достижений («Портфолио»).

Содержание программы.

Материал курса разделен на темы.

Первая тема «Осенние явления в природе»расширяет знания детей об осенних изменениях в жизни растений, животных, птиц. Правила сбора и переработки грибов.

Во второй теме «Природа под микроскопом»учащиеся знакомятся с разнообразием организмов на Земле. Царства живой природы. Одноклеточные организмы. Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.

 В третьей теме «Зеленый мир»учащиеся рассматривают основные процессы, протекающие в растении и с помощью различных опытов отвечают на вопросы «Как растут растения? Что едят? Как двигаются? Как из семени прорастает растение? Какие условия необходимы для прорастания семян и т.д.» Школьники приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но описывать и анализировать полученные результаты.

Четвертая тема «Весна в природе» расширяет знания детей об весенних изменениях в жизни растений, животных, птиц. Предполагает практическую деятельность, в ходе которой на основе полученных знаний учащиеся выращивают растения для клумб.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Всего часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

1.

Осенние явления в природе

8 часов

3 часа

5 часов

2.

Природа под микроскопом

9 часов

3 часа

6 часов

3.

Зеленый мир

8 часов

3 часа

5 часов

4.

Весна в природе

9 часов

3 часа

6 часов

Итого

34 часа

12 часов

22 часа


Календарно - тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во

Формы работы

Вид занятия

Дата

Осенние явления в природе (8 часов)

 1

Введение. Сезонность в природе.

1

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности

теория

2

Осень в жизни растений и животных.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая работа

теория

3

Осенние пейзажи.

1

Экскурсия, фотосессия

практика

 4

Грибное царство.

1

Беседа, проектная деятельность

практика

5

Что мы знаем о грибах.

1

Проектная деятельность

теория

6

«Тихая охота». Правила сбора  и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.

1

Беседа, экскурсия с фотоаппаратом

практика

7

Подготовка  выставки и презентации мини-проектов.

1

Практическая работа

практика

8

О чем нам осень рассказала.

1

Выставка, презентация

практика

Природа под микроскопом (9 часов)

 9

Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

1

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.

теория

10

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая работа

практика

11

Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий.

1

Рассказ, организация работы по мини-проектам

теория

12

Бактерии в жизни человека.

1

Беседа, проектная деятельность

теория

13

Бактерии в жизни человека.

1

Проектная деятельность

практика

 14

«Суд над бактерией»

1

Деловая Игра

практика

15

Простейшие организмы.

1

Рассказ, исследовательская работа с микроскопом

практика

16

Клетки растений и животных.

1

Рассказ, исследовательская работа с микроскопом

практика

17

Что показал нам микроскоп.

1

Викторина, отчетное занятие

практика

Зеленый мир (8 часов)

18

Мир растений. Особенности и многообразие растений.

1

Вводная лекция с элементами беседы, экскурсия.

теория

19

Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая работа

теория

20

Кто такие? Где живут? Определение растений.

1

Практическая работа с гербарием

практика

21

Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».

1

Практическая работа.

практика

22

Роль растений в природе и жизни человека.

1

Беседа. Проектная деятельность

теория

23

Съедобные и ядовитые растения.

1

Игра

практика

24

Лекарственные растения.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

практика

25

Растения красной книги Республики Тыва и меры по их охране.

1

Рассказ, проектная деятельность.

практика

Весна в природе (9 часов)

26

Признаки весны.

1

Вводная лекция с элементами беседы. Стихи. Загадки. Экскурсия

теория

27

Весна в жизни растений.

1

Рассказ учителя. Беседа.

Проращивание семян (опыты)

практика

28

Первоцветы под охраной.

По страницам красной книги Самарской области.

1

Рассказ учителя, проектная деятельность

теория

29

Вырастить растение своими руками.

Основы растениеводства.

1

Рассказ. Практическая работа Выращивание рассады овощных и комнатных растений.

практика

30

Способы вегетативного размножения растений.

1

Беседа. Практическая работа

практика

31

Весна в жизни животных.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

теория

32

Весенние пейзажи

1

Экскурсия в лес, фотосессия

практика

33

Секреты перелетных птиц.

1

Рассказ. Проектная деятельность.

практика

34

Итоговое отчетное занятие

1

Конкурс проектов. Конференция

практика


Материально-техническое обеспечение

•        учебный класс;

•        лаборантская  с  большим  количеством  пособий, моделей  и  макетов;

•        микроскопы, лупы, штативные  лупы

•        телевизор, видеомагнитофон;

•        мультимедийный  комплекс;

•        плакаты  биологической и  экологической  тематики;

•        динамические  пособия (+ магнитная  доска)

•        коллекция  комнатных  растений;

Методическое обеспечение

•        библиотечка литературы (биологической, экологической, методической), необходимой для работы и проведения занятий;

•        коллекция  видео-, кинофильмов;

•        компьютерные  презентации  биологической  тематики;

•        электронные  уроки;

•        виртуальные  лабораторные  работы (компьютерная  программа «Открытая  биология»).


Список литературы.

  1. Азбука среды. Фуфаева И.В. Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 2001.
  2. Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992

3.  Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о растениях. - Ярославль: Академия развития, 1997.

4. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия. Метод. пособие. - Нижний Новгород, 2007

5.   Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 2007

6. Балобанов В.В., Максимцева Т.А. Педметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2008.

7.   Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1997.

8. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 2007.

9.     Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1994.

10. Плешаков А.А. Зеленый дом: программно-методические материалы. – М., 2000г

11. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1996

12. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.

13. Смирнов А.В. Мир растений. – М.:Дрофа, 2003.

14. Сорокоумова Е.А. Уроки Экологи. - АО "Мэрил", 2007.

15. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 2007.

16. Удивительная планета Земля. Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест»,2007.

17. Ушакова М.М. По страницам экологического календаря.-Н.Новгород, Экоцентр «Дронт»,  2005.

18. Экология России. Хрестоматия - М.,  1995.

19. Юный эколог. 1 – 4 классы: программа кружка, разработка занятий, методические рекомендации/ Александрова Ю. Н. – Волгоград: Учитель, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса

Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»

В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....