Программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Бойкова Анна Александровна

Программа по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass_biologiya_dlya_gos_1_2004.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО

ГИМНАЗИЯ №12

(АОУ ГИМНАЗИЯ № 12)

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы ___________

Цепляева К. В.

«__________» 20__ г.

РАБОЧАЯ

 ПРОГРАММА

по биологии

9  классы

Составитель: Бойкова А.А.,

учитель  высшей категории

2016 год

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Авторская  программа Пономаревой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С. (Биология: 5 -9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2012.).

                                 Программа рассчитана на 68 ч., 2 часа в неделю

Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )

Биология—наука о живом мире

Биология— наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей

Методы биологических исследований

Обобщение ранее изученного материала. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами

Общие свойства живых организмов

Отличительные признаки живого и неживого: химический состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Взаимосвязь живых организмов и среды.

Многообразие форм жизни

Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы —неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни

Обобщение и систематизация знаний по теме 1

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

Многообразие клеток

Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.

Лабораторная работа№ 1«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

Химические вещества в клетке Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей углеводов, липидов, белков в клетке и организме Их функции в жизнедеятельности клетки

Строение клетки

Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями

Органоиды клетки и их функции

Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции

Обмен веществ —основа существования клетки

Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки —обеспечение её нормального функционирования

Биосинтез белка в живой клетке

Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков

Биосинтез углеводов —фотосинтез

Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение

Обеспечение клеток энергией.

Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородный (ферментативный, или гликолиз) и кислородный. Роль митохондрий в клеточном дыхании

Размножение клетки и её жизненный цикл

Размножение клетки путём деления —общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот— деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.

Лабораторная работа № 2«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

Обобщение и систематизация знаний по теме 2

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)

Организм — открытая живая система(биосистема)

Организм как живая система. Компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы«организм». Регуляция процессов в биосистеме.

Бактерии и вирусы.

Разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и не клеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы. Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов в природе

Растительный организм и его особенности

Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных частей—корня и побега— в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластиди крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое. Особенности полового размножения. Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое

Многообразие растений и значение в природе

Обобщение ранее изученного материала. Многообразие растений: споровые и

семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы отдела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение семени в сравнении со спорой

Организмы царства грибов и лишайников.

Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами — растениями и животными — и отличие от них. Специфические свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение

Животный организм и его особенности

Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ (гнёзд, нор).Деление животных по способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные

Многообразие животных

Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые

Сравнение свойств организма человека иживотных

Обобщение ранее изученного материала. Сходство человека и животных. Отличие человека от животных. Системы органов у человека как организма: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные способности человека. Причины, обусловливающие социальные свойства человека

Размножение живых организмов

Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений— бесполого и полового — у животных и растений

Индивидуальное развитие организмов

Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона:зигота, дробление, гаструла с дифференциациейклеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения

Образование половых клеток. Мейоз

Понятие и диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе

Изучение механизма наследственности

Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов. Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в.

Основные закономерности наследственности организмов

Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме

Закономерности изменчивости

Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и  ненаследственная изменчивость. Типы наследственной(генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная

Лабораторная работа № 3«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

Ненаследственная изменчивость

Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у растений и животных

Лабораторная работа № 4  «Изучение изменчивости у организмов»

Основы селекции организмов

Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о биотехнологии

Обобщение и систематизация знаний по теме 3

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни

Современные представления о возникновении жизни на Земле

Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

Особенности первичных организмов. Появление автотрофов — цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появление биосферы

Этапы развития жизни на Земле

Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни

Идеи развития органического мира в биологии

Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результаты эволюции. Значение работ Ч. Дарвина

Современные представления об эволюции органического мира

Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории эволюции

Вид, его критерии и структура

Вид — основная систематическая единица. Признаки вида как его критерии.

Популяции — внутривидовая группировка родственных особей. Популяция — форма существования вида

Процессы образования видов

Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические

Основные направления эволюции

Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

Обобщение ранее изученного материала об эволюции. Эволюция — длительный исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований

Основные закономерности эволюции

Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, не программированное развитие жизни, адаптации, появление новых видов.

Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

Человек — представитель животного мира

Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны

Эволюционное происхождение человека

Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека

Ранние этапы эволюции человека Ранние предки человека. Переход к прямохождению — выдающийся этап эволюции человека. Стадии антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек

Поздние этапы эволюции человека

Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека

Человеческие расы, их родство и происхождение

Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас

Человек как житель биосферы и его

влияние на природу Земли

Человек —житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле — главная задача человечества

Обобщение и систематизация знаний по теме 4

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)

Условия жизни на Земле

Среды жизни и экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные

Общие законы действия факторов среды на организмы

Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм

Приспособленность организмов к действию факторов среды

Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов

Биотические связи в природе

Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей

Взаимосвязи организмов в популяции

Популяция—особая над организменная система, форма существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность

Функционирование популяций в природе

Демографические характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция численности популяции

Природное сообщество—биогеоценоз

Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ и поток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

Экосистемная организация живой природы. Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Биосфера—глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты ,характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере

Развитие и смена биогеоценозов

Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены(сукцессии). Устойчивость биогеоценозов(экосистем). Значение знаний о смен еприродных сообществ

Многообразие биогеоценозов (экосистем)

Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы

Основные законы устойчивости живой природы

Цикличность процессов в экосистемах.

Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряженная численность их видов, круговорот веществ и поток энергии, цикличность процессов

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека к природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения.

Лабораторная работа № 6  «Оценка качества окружающей среды»

Экскурсия в природу  «Изучение и описание экосистемы своей местности»

Обобщение и систематизация знаний по теме 5

Итоговый контроль усвоения материала курса биологии 9 класса

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Наименование разделов, тем по программе и тем занятий

Кол-во

часов

Срок план

Срок факт

Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч )

1

Биология — наука о живом мире

1

1.09

2

Методы биологических исследований

1

6.09

3

Общие свойства живых организмов

1

8.09

4

Многообразие форм жизни

1

13.09

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»

1

15.09

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

6

Многообразие клеток

Лабораторная работа № 1

«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

1

20.09

7

Химические вещества в клетке

1

22.09

8

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции 

1

27.09

9

Обмен веществ — основа существования клетки

1

29.09

10

Биосинтез белка в живой клетке 

1

4.10

11

Биосинтез углеводов — фотосинтез 

1

6.10

12

Обеспечение клеток энергией 

1

11.10

13

Размножение клетки и её жизненный цикл

Лабораторная работа № 2

«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» б/о

1

13.10

14

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне»

1

18.10

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)

15

Организм — открытая живая система (биосистема)

1

20.10

16

Бактерии и вирусы

1

25.10

17

Растительный организм и его особенности

1

27.10

18

Многообразие растений и значение в природе

1

8.11

19

Организмы царства грибов и лишайников

1

10.11

20

Животный организм и его особенности

1

15.11

21

Многообразие животных

1

17.11

22

Сравнение свойств организма человека и животных

1

22.11

23

Размножение живых организмов

1

24.11

24

Индивидуальное развитие организмов

1

29.11

25

Образование половых клеток. Мейоз

1

1.12

26

Изучение механизма наследственности

1

6.12

27

Основные закономерности наследственности организмов

1

8.12

28

Закономерности изменчивости Лабораторная работа № 3

«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

1

15.12

29

Ненаследственная изменчивость

Лабораторная работа № 4

«Изучение изменчивости у организмов»

1

20.12

30

Основы селекции организмов 

1

22.12

31

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» Проверочная работа  « Закономерности жизни на организменном уровне»

1

27.12

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

32

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

1

12.01

33

Современные представления о возникновении жизни на Земле 

1

17.01

34

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1

12.01

35

Этапы развития жизни на Земле

1

17.01

36

Идеи развития органического мира в биологии

1

19.01

37

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

1

24.01

38

Современные представления об эволюции органического мира

1

26.01

39

Вид, его критерии и структура

1

31.01

40

Процессы образования видов 

1

2.02

41

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

1

7.02

42

Основные направления эволюции 

1

9.08

43

Примеры эволюционных преобразований живых организмов 

1

14.02

44

Основные закономерности эволюции

Лабораторная работа № 5

«Приспособленность организмов к среде обитания»

1

16.02

45

Человек — представитель животного мира

1

21.02

46

Эволюционное происхождение человека

1

28.02

47

Ранние этапы эволюции человека

1

2.03

48

Поздние этапы эволюции человека 

1

7.03

49

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

9.03

50

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли 

1

14.03

51

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

Проверочная работа  «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

1

16.03

52

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)

1

28.03

53

Условия жизни на Земле

1

30.03

54

Общие законы действия факторов среды на организмы 

1

4.04

55

Приспособленность организмов к действию факторов среды 

1

6.04

56

Биотические связи в природе 

1

11.04

57

Взаимосвязи организмов в популяции

1

13.04

58

Функционирование популяций в природе

1

18.04

60

Природное сообщество — биогеоценоз

1

20.04

61

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

1

25.04

62

Развитие и смена природных сообществ

1

27.04

63

Многообразие биогеоценозов (экосистем)

1

4.05

64

Основные законы устойчивости живой природы

1

11.05

65

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы 

Лабораторная работа № 6

«Оценка качества окружающей среды»

1

16.05

66

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»

1

18.05

67

Итоговый контроль знаний курса биологии 
9 класса

1

23.05

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей ………..

 от __________ № __

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ___________ …………….

«__________» 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Программа по биологии класс 5-9 ФГОС

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...