Разработка урока "Задачи на моногибридное скрещивание" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Разработка урока по теме "Задачи на моногибридное скрещивание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_na_monog.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение генетических задач на моногибридное скрещивание
Задачи: закрепить знание сущности первого и второго законов Менделя, гипотезы чистоты гамет, умение работать с генетической символикой; сформировать навыки решения задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие законы Менделя; модель аппликация «Моногибридное скрещивание и его цитологические основы»; тексты с условиями задач.
Ход урока
- Проверка и закрепление знаний.
Вопросы:
- Какие признаки называются доминантными и какие рецессивными?
- Какие гены называются аллельными?
- Дайте объяснение таким понятиям, как гомозигота и гетерозигота.
- В чем сущность 1 закона Менделя?
- Каковы цитологические основы единообразия признаков гибридов первого поколения?
- В чем сущность 2 закона Менделя?
- Каковы цитологические основы расщепления признаков у гибридов второго поколения?
- В чем смысл закона чистоты гамет?
- Отработка практических навыков решения задач.
Выполнить практическую работу.
Решение задач на моногибридное скрещивание. Стр 124
Прежде чем решать задачи на моногибридное скрещивание, нужно научиться определять число и типы гамет.
1.Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа ААВвГгддЕЕ?
Решение: число типов гамет определяется формулой 2n, где 2 означает, что в генотипе есть гетерозиготное состояния аллелей, а n – число таких состояний. Типы гамет определяются таким образом, что для первой пары аллелей общее число типов гамет делится пополам, для второй пары аллелей каждая половина снова делится пополам, и т.д. так узнается, с какой последовательностью нужно чередовать доминантный и рецессивный аллель.
22 = 4, АВГдЕ АвГдЕ АВгдЕ АвгдЕ
2. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа АаВвССддЕе?
23 = 8, АВСдЕ аВСдЕ АВСде аВСде АвСдЕ авСдЕ
АвСде авСде
Решение задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.
- Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Дано: а – гладкая окраска А – полосатая окраска Р: ♀ Аа × ♂Аа | Решение: Р:♀ Аа × ♂ Аа Ф: пол пол G: А а А а F1 : АА : Аа: Аа : :аа Пол пол глад Ответ: 75 % - с полосатой окраской; 25% - с гладкой окраской. | |
Найти: F1 - ? |
- У флоксов окраска цветков может быть белой и кремовой. При скрещивании растения с белыми цветами с растением, имеющим кремовые цветы, в потомстве половина растений имеет белые цветы и половина – кремовые; при скрещивании белоцветковых растений между собой расщепления не бывает. Как объяснить такое наследование окраски цветков?
Решение:
Р: ♀ аа × ♂ Аа Р: ♀ аа × ♂ аа
Бел крем бел бел
G: а А а G: а а
F1: аа : Аа F1: аа
1 бел : 1 крем бел
Ответ: наследование окраски цветов – моногенное, кремовая окраска – доминантный признак; белая – рецессивный.
- Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.
Примечание: если в задаче речь идет о людях, то вводятся следующие обозначения родителей: О – женщины; - мужчины.
Дано: А – карие глаза А – голубые глаза Р: О – Аа - Аа | Решение: Р: А а А а G: А а А а
F1 :АА Аа Аа аа кар кар кар гол 1 : 2 : 1 – по генотипу 3 : 1 – по фенотипу Ответ: 1 АА: 2 Аа: 1 аа; 3 детей с карими и один с голубыми глазами. | |
Найти: Генотипы женщины-? F1 левши - ? | ||
Для учащихся |
Выполнить практическую работу.
Решение задач на моногибридное скрещивание. Стр 124
Прежде чем решать задачи на моногибридное скрещивание, нужно научиться определять число и типы гамет.
1.Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа ААВвГгддЕЕ?
Решение задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.
- Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
- У флоксов окраска цветков может быть белой и кремовой. При скрещивании растения с белыми цветами с растением, имеющим кремовые цветы, в потомстве половина растений имеет белые цветы и половина – кремовые; при скрещивании белоцветковых растений между собой расщепления не бывает. Как объяснить такое наследование окраски цветков?
- Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.
Примечание: если в задаче речь идет о людях, то вводятся следующие обозначения родителей: О – женщины; - мужчины.
Домашнее задание: § 28, ответить на вопросы в конце параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс
Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.
1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами." 2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по биологии (9 класс) на тему "Моногибридное скрещивание.I и II законы Менделя"
ФИО -Хобракова Н.В.Предмет - биологияКласс- 9 УМК: Линия УМК "Сфера жизни"(концентрический вариант).Биология. С.Г.Мамонтов,В.Б.Захаров,И.Б.Агафонова,Н.И.Сонин.Оборудование: таблицы &laq...
Разработка к уроку "Заготовка продуктов. Разработка интеллект-карты" для 7 класса
Данная разработка дает возможность учителю проявить свои творческие способности и провести урок, используя слайды в формате Word. С помощью данной разработки в течение урока учитель организует работу ...