Разработка урока "Задачи на моногибридное скрещивание" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Очур-оол Саяна Сергеевна

Разработка урока по теме "Задачи на моногибридное скрещивание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_na_monog.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

Задачи: закрепить знание сущности первого и второго законов Менделя, гипотезы чистоты гамет, умение работать с генетической символикой; сформировать навыки решения задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.

Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие законы Менделя; модель аппликация «Моногибридное скрещивание и его цитологические основы»; тексты с условиями задач.

Ход урока

  1. Проверка и закрепление знаний.

Вопросы:

  1. Какие признаки называются доминантными и какие рецессивными?
  2. Какие гены называются аллельными?
  3. Дайте объяснение таким понятиям, как гомозигота и гетерозигота.
  4. В чем сущность 1 закона Менделя?
  5. Каковы цитологические основы единообразия признаков гибридов первого поколения?
  6. В чем сущность 2 закона Менделя?
  7. Каковы цитологические основы расщепления признаков у гибридов второго поколения?
  8. В чем смысл закона чистоты гамет?
  1. Отработка практических навыков решения задач.

Выполнить практическую работу.

Решение задач на моногибридное скрещивание. Стр 124

Прежде чем решать задачи на моногибридное скрещивание, нужно научиться определять число и типы гамет.

1.Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа ААВвГгддЕЕ?

Решение: число типов гамет определяется формулой 2n, где 2 означает, что в генотипе есть гетерозиготное состояния аллелей, а n – число таких состояний. Типы гамет определяются таким образом, что для первой пары аллелей общее число типов гамет делится пополам, для второй пары аллелей каждая половина снова делится пополам, и т.д. так узнается, с какой последовательностью нужно чередовать доминантный и рецессивный аллель.

22 = 4, АВГдЕ   АвГдЕ             АВгдЕ    АвгдЕ

 2. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа АаВвССддЕе?

23 = 8, АВСдЕ    аВСдЕ             АВСде     аВСде             АвСдЕ      авСдЕ

            АвСде        авСде

Решение задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.

  1. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Дано:

а – гладкая окраска

А – полосатая окраска

Р: ♀ Аа ×  ♂Аа

Решение:

Р:♀ Аа × ♂ Аа

Ф:   пол      пол

G:   А а       А а

F1 :  АА : Аа: Аа : :аа

        Пол   пол     глад

Ответ: 75 % - с полосатой окраской;

            25% - с гладкой окраской.

Найти: F1 - ?

  1. У флоксов окраска цветков может быть белой и кремовой. При скрещивании растения с белыми цветами с растением, имеющим кремовые цветы, в потомстве половина растений имеет белые цветы и половина – кремовые; при скрещивании белоцветковых растений между собой расщепления не бывает. Как объяснить такое наследование окраски цветков?

Решение:

Р: ♀ аа × ♂ Аа                                Р: ♀ аа × ♂ аа

        Бел     крем                                     бел      бел

G:     а         А  а                              G:           а          а

F1:    аа : Аа                                     F1:         аа

1 бел  : 1 крем                                              бел

Ответ: наследование окраски цветов – моногенное, кремовая окраска – доминантный признак; белая – рецессивный.

  1. Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

Примечание: если в задаче речь идет о людях, то вводятся следующие обозначения родителей: О – женщины;       - мужчины.

Дано:

А – карие глаза

А – голубые глаза

Р:  О – Аа

          - Аа

Решение:

Р: А а                      А а

G:  А  а                  А   а

                                       

F1 :АА   Аа     Аа     аа

     кар   кар   кар    гол

     1    :     2       :      1 – по генотипу

      3 : 1 – по фенотипу

Ответ: 1 АА: 2 Аа: 1 аа; 3 детей с карими и один с голубыми глазами.

Найти:

Генотипы женщины-?

F1 левши - ?

  1. Домашнее задание: § 28, ответить на вопросы в конце параграфа.

Для учащихся

Выполнить практическую работу.

Решение задач на моногибридное скрещивание. Стр 124

Прежде чем решать задачи на моногибридное скрещивание, нужно научиться определять число и типы гамет.

1.Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа ААВвГгддЕЕ?

Решение задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.

  1. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

  1. У флоксов окраска цветков может быть белой и кремовой. При скрещивании растения с белыми цветами с растением, имеющим кремовые цветы, в потомстве половина растений имеет белые цветы и половина – кремовые; при скрещивании белоцветковых растений между собой расщепления не бывает. Как объяснить такое наследование окраски цветков?

  1. Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

Примечание: если в задаче речь идет о людях, то вводятся следующие обозначения родителей: О – женщины;       - мужчины.

Домашнее задание: § 28, ответить на вопросы в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс

Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по биологии (9 класс) на тему "Моногибридное скрещивание.I и II законы Менделя"

ФИО -Хобракова Н.В.Предмет - биологияКласс- 9 УМК: Линия УМК "Сфера жизни"(концентрический вариант).Биология. С.Г.Мамонтов,В.Б.Захаров,И.Б.Агафонова,Н.И.Сонин.Оборудование: таблицы &laq...

Разработка к уроку "Заготовка продуктов. Разработка интеллект-карты" для 7 класса

Данная разработка дает возможность учителю проявить свои творческие способности и провести урок, используя слайды в формате Word. С помощью данной разработки в течение урока учитель организует работу ...