Описание опыта педагогической деятельности
методическая разработка по биологии

Панкова Елена Николаевна

«Применение информационно-компьютерных технологий

 на II ступени общего среднего образования

для  повышения качества образования

учащихся по биологии»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_zhivem_v_udivitelnoe_vremya.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта педагогической деятельности

«Применение информационно-компьютерных технологий

 на II ступени общего среднего образования

для  повышения качества образования

учащихся по биологии»

                                                                     Баран Елена Николаевна,

                                                                               учитель биологии,

                                                                         email:alenabaran74@gmail.com

 

1.Информационный блок

Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...

(М.М. Поташник, действительный член Российской академии образования).

Мы живем в удивительное время, когда на наших глазах меняется представление о грамотности человека. Если десять лет назад показателем грамотности служило умение читать и писать, сейчас необходимой составляющей является навык работы с компьютером, но уже совсем скоро каждый образованный человек должен будет уметь работать с роботами.

Без применения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в настоящее время немыслима не только организация научных исследований, но и образовательный процесс любого учебного заведения. Применение новых информационно-компьютерных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров на своих уроках. В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ является одним из приоритетов образования.

Я считаю, что внедрение в процесс обучения ИКТ обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Актуальность данной работы заключается в том, что появляется противоречие между трудностями усвоения учебного материала и падением мотивации к обучению у современных школьников и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта. Разрешить данное противоречие в моей практике позволяет использование ИКТ.

Целью данной работы является повышение качества образования по биологии через внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

Исходя из цели, я определила следующие задачи:

1.Выделить ключевые компетенции учащихся основываясь на Концепции учебного предмета, образовательного стандарта и учебной  программы по предмету «Биология», которые обеспечивают качество биологического образования.

2. Определить место и тип  урока  где можно использовать ИКТ.

3. Определить условия для использования ИКТ на уроках биологии.

4. Внедрить ИКТ на II ступени общего среднего образования и проанализировать их результативность.

5.Используя критерии качества образования определить эффективность использования ИКТ.

Мой опыт является обобщением работы над темой самообразования , которая началась в 2012 году и продолжается на данный момент.

2. Описание технологии опыта.

        Особенностью преподавания биологии в средней общеобразовательной школе является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе закрепления новых знаний. Установлено, что эффективность усвоения материала при использовании одних словесных методов изложения возможна в пределах 10 – 15 %, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25 %, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает уже 65 %.

Перед внедрением ИКТ в учебно-воспитательный процесс я в 2014 году проанализировала учебную  программу по предмету «Биология» 7 и 8 класса и выявила для себя разделы , которых уместно применять ИКТ.

В начале работы по данному направлению я использовала компьютер на уроках фрагментарно, пользуясь готовыми электронными ресурсами и презентациями, изготовленными другими педагогами. Затем сама научилась готовить презентации к урокам. После этого начала использовать электронные ресурсы по биологии, но систематического и осознанного использования добилась позже, когда начала ориентироваться во всем этом множестве и научилась отбирать необходимые ресурсы для каждого этапа урока. Впоследствии учащиеся на моих уроках и внеклассных мероприятиях стали использовать свои презентации, которые иллюстрировали их ответ, сообщение.

    Считаю, целесообразным применения компьютера на различных этапах урока:

• при объяснении нового материала (цветные рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, анимации короткие и сюжетные, интерактивные модели и рисунки, вспомогательный материал, электронные презентации);

• закрепления полученных знаний (задания с выбором ответа, тренажеры, интерактивные задания, биологические лабиринты, виртуальные лабораторные работы);

• для контроля знаний (компьютерное тестирование).

Также компьютер использую при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами я предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:1) в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других учащихся;2) в составлении опорных схем и конспектов;3) в подготовке различных сообщений и докладов;4) в изготовлении презентаций и др.

На этапе объяснения нового материала я применяю ИКТ в качестве наглядных средств обучения:

1. Цветные рисунки и фото. Учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т. к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные рисунки и фото позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни. Использование компьютера на уроках позволяет при объяснении нового материала использовать большой иллюстративный материал, что способствует лучшему усвоению материала.

Так, например, на уроке в 7 классе по теме «Строение и значение побега. Почки» я использую следующие иллюстрации: 1. Строение побега (рисунок), 2. Строение почек, 3. Разновидности почек растений, 4. Развертывание побега из почки, 5. Почки.

2. Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.

Так, например, на уроке в 8 классе по теме «Отряды насекомых с полным превращением», я демонстрирую учащимся следующие слайд-шоу:1. Отряд Жесткокрылые, 2.Отряд Чешуекрылые, 3.Отряд Двукрылые, 4. Отряд Перепончатокрылые, 5. Отрицательная роль насекомых.

Все это позволяет экономить время на уроке и наглядно иллюстрирует многообразие класса Насекомые, позволяя достичь поставленной цели урока: познакомить учащихся с многообразием насекомых и их значением в природе и жизни человека.

3. Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень: 1.возможность использования паузы, что дает возможность на уроке акцентировать внимание детей на поставленных задачах урока; 2.копирование кадра; 3.увеличение отдельного фрагмента; 4.сопровождение фрагмента текстом, выносками;5.создание собственного объекта на основе кадра.

В своей практике использую различные видеофрагменты. Например, на уроке «Этапы пищеварения» в 9 классе демонстрирую учащимся видеофрагмент «Пищеварение в желудке», который в подробностях показывает процесс пищеварения в желудке. В 7 классе при изучении темы «Общая характеристика протистов» использую видеофрагменты «Строение и жизнедеятельность амебы и инфузории-туфельки».

В процессе работы над данной темой накоплен видеоматериал, который позволяет активно использовать этот вид электронных ресурсов в процессе объяснения нового материала.

4. Анимации. Психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счет синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами. А также использую анимации при проведения физкультминутки на уроке.

При изучении темы «Кольчатые черви» в 8 классе применяю следующие анимации:1. Движение дождевого червя; 2. Бесполое и половое размножение дождевого червя.

5.Интерактивные модели и рисунки, схемы.

Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы, в которых фрагменты могут «оживать» в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей.

В своей практике, при объяснении нового материала, использую различные интерактивные модели, которые позволяют наглядно и объемно рассмотреть строение живых организмов:1. на уроке в 9 классе «Строение головного мозга» интерактивная модель «Головной мозг в черепе», которая показывает в трехмерном пространстве расположение головного мозга;2.при изучении темы «Компоненты внутренней среды организма» в 9 классе демонстрирую учащимся интерактивные модели «Процесс свертывания крови», иллюстрирующую процесс свертывания крови человека, «Терморегулирующая функция крови», на которой можно продемонстрировать учащимся, что происходит с кровеносными сосудами при различных условиях окружающей среды; 3.на уроках в 7 классе, при изучении темы «Царство Грибы» демонстрирую интерактивную модель «Строение клетки гриба, данная модель детально показывает объемное строение клетки гриба, что облегчает понимание учащимися ее структурной организации;

6. Мультимедийные презентации. На этапе объяснения нового материала использую мультимедийные презентации, которые сделаны мною . Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности.

 При составлении презентации я придерживаюсь следующих требований к презентациям:

• слайды не должны быть перегружены текстом, лучше разместить короткие тезисы, даты;

• иллюстрации должны быть реалистичными;

• наиболее важный материал выделяю ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти;

• при длительном объяснении можно для релаксации включить заставку с изображением природы, тихую музыку, видеофрагмент;

• слайды не должны быть перегружены анимацией, так как это отвлекает внимание учащихся.

В ходе работы над темой мною были разработаны электронные презентации к различным урокам.

Не лишним является  использование компьютера на этапе закрепления полученных знаний. На этом этапе я предлагаю учащимся ряд индивидуальных (групповых) заданий и задач разного типа. ИКТ мне помогает создать их вариативность, среди них могут быть тестовые задания; теоретические вопросы, ответы на которые можно проверить при обращении к компьютерным моделям и вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями теоретического материала . Многие задания для школьников переведены в электронную форму MyTest, что мне позволяет сократить «бумажную» работу и время проверки. А ученикам показать эффективность и прозрачность, и понятную для них систему оценивания результатов их работы.

Так как в своей деятельности ставлю в основу повышения качества образования, то в этом мне помогают такие виды деятельности как:

          1.Работа с заданиями с выбором ответа – компьютерные технологии позволяют анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты. Выполнение учащимися таких заданий позволяет закрепить полученные ими знания по изучаемому материалу.

2. Работа с тренажерами. Данный вид работы позволяет многократно проработать и закрепить знания учащихся и отработать умения определять части и органы живых организмов. Подобные тренажеры использую для закрепления материала по темам: «Органы цветковых растений» в 7 классе. Режим доступа: http://www.biology.ru/course/content/chapter10/section4/paragraph3/theory.html#.WJtewTmFmc4. Или тема «Опорно-двигательная система» в 9 классе; режим доступа:https://interneturok.ru/biology/8-klass/bopornodvigatelnaya-sistemab/skelet-konechnostey/trainers. Тренажеры использую не только на уроках , но и на факультативных занятиях.

На этапе контроля знаний ИКТ позволяет решить ряд задач:

• повышает объективность оценки ответов;

• позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;

• сокращает время проверки знаний учащихся.

      Практически каждый урок я завершаю тестированием. Иногда это тестирование учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях, тогда тест просто демонстрируется на доске. Можно использовать его для групповой работы. В этом случае группа учащихся совместно выполняют тест у компьютера. И третий вид работы – это самостоятельная работа учащихся за компьютером.  

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основываясь на материале, наработанном за время изучения и применения ИКТ, можно сформулировать следующие выводы.

Использование компьютера на уроках биологии позволило мне повысить заинтересованность учащихся, сделать свою работу и работу учащихся более активной, а изучение биологических объектов более наглядным.

 За время работы я собрала необходимый материал для проведения уроков, его классифицировала  и разработала презентации по предмету. Я  разработала и провела серию уроков с использованием ИКТ  по биологии .

         Анализ качества обученности проводился в 3 классах на одной параллели ( в «а»  и «б» классах проводились уроки с использованием ИКТ, а в «в» классе проводились традиционные уроки). И  оказалось что процент качества повысился в опытном класс  .

       Кроме того,  применение ИКТ способствовало  развитию творческих способностей учащихся. Так, сравнивая 2014-2015 и 2015-2016 учебные года можно сделать вывод , что  количественный и качественный состав учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня увеличился . В 2014-2015 учебном  год ученики приняли участие  в 7 номинациях, и отмечен ученик   Акцызный Максим дипломом районной научно-практической конференции по биологии, химии, географии, экологии. За 2015-2016 учебный год ученики под моим руководством приняли участие в 7 номинациях, но победителей стало больше : а) в предметном конкурсе «Синица-2014» Рощин Александр отмечен призом  4 степени; б). В результате участия в городской олимпиаде по биологии учащийся 6 класса Хвалько Константин был награжден дипломом 2 степени;  в)Областной конкурс исследовательских проектов учащихся Витебской области «Оценка качества животных жиров» Акцызный Максим и Ворона Виктор заняли 1 место.

       Одним из результатов моей работы стало развитие моей ИКТ - компетентности. Я участвовала районном конкурсе профессиональных достижений «Педагогическая панорама» с уроком  «Строение и функция органов дыхания», в номинации «Лучшая методическая разработка учебного занятия по предмету «Биология»» 2015 и отмечена Дипломом 3 степени Отдела образования, спорта и туризма Октябрьского района г. Витебска.

       Предполагаю совершенствовать опыт, применяя новейшую технику и создавая новые ЭСО и программные продукты. Планирую принять участие в методических семинарах с цель передачи опыта молодым педагогам, а также предполагаю заняться дистанционным обучением для налаживания обратной связи в процессе обучения.                      

Приложение 1

1. Паразиты в теле человека. (При изучении паразитических червей).

2. Был ли прав Дарвин. (При изучении эволюции органического мира).

3. Гиблые места. (При изучении раздела «Экология»).

4. Дисфлексия. (При изучении заболеваний нервной системы человека в 8 классе).

5. Великая тайна воды. (При изучении химического состава клетки).

6. Чернобыльская авария. (При изучении раздела «Экология»).

7. Жизнь млекопитающих (1-9 части) (При изучении «Млекопитающих»).

8. Чувства человека. (При изучении анализаторов человека).

9. Мимикрия. (При изучении приспособленности организмов к среде обитания).

10. Плесень. (При изучении царства «Грибы»).

11. Дом. (При изучении темы «Проблема происхождения жизни»).

Результативность выступления учащихся  на конкурсах и олимпиадах разного уровня .

За 2012-2013 учебный  год

1.Участие в областной культурно-экологической акции «Сбережем Зеленую ель»;

2.Участие в областной культурно-экологической акции «Зеленый наряд школы»;

3.Областная культурно-экологическая акция «День Земли – 2013 г.»;

4.Областная акция в рамках года Бережливости в номинации «Поможем пернатому другу» (Санина Д., Смолякова А., 11 класс);

5.Районная выставка-конкурс экологических вестников «Красота родной Земли» (Кравченко А., 6 класс с рисунком «Удод птица года 2013»);

6.Областной конкурс в рамках XI Международного детского экологического форума «Зеленая планета – 2013» в номинации «Эко-объектив» (Кузьминчук В., 11 класс);

7.Областной этап республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» представлена листовка Кожар М., 6 класс.

8.Районная научно-практическая конференция по биологии, химии, географии, экологии. Отмечен дипломом ученик   11 «Б» Акцызный Максим.

.

За 2013-2014 учебный  год

1. Участие в областной культурно-экологической акции «Сбережем Зеленую ель»;

2.Участие в областной культурно-экологической акции «Зеленый наряд школы»;

3.Областная культурно-экологическая акция «День Земли – 2014 г.»;

4. В результате участия в предметном конкурсе «Синица-2014» Рощин Александр учащийся 8 «А»  отмечен призом  4 степени.

3. В результате участия в городской олимпиаде по биологии учащийся 6 класса Хвалько Константин был награжден дипломом 2 степени

4.Участие в рамках Всемирной компании против СПИД/ВИЧ проведен школьный конкурс плакатов, рисунков, выпущены агитлистовки для классных коллективов;

          5. Награждена  дипломом 2 степени  Наместникова Анна как участник районной выставки – конкурса рисунков «Земля – наш дом»;

6. Дипломом 3 степени награжден Кожар Денис учащийся 11 класса победтель областного этапа Всероссийского детского экологического форума « Зеленая планета -2012» в номинации «Современные технологии на службе у природы»

7.Областной конкурс исследовательских проектов учащихся Витебской области «Оценка качества животных жиров» Акцызный Максим и Ворона Виктор (10 кл.)  заняли 1 место

За 2014-2015 учебный   год

1.        Районный заочный конкурс «Молодежь за здоровый образ жизни»,  номинация  агитлистовка Афанасьевой Софьи отмечена дипломом 2 степени.

2.        Районный этап экофестиваля «Эхо Чернобыля».

3.        Диплом 3 степени Отдела образования, спорта и туризма Октябрьского района г. Витебска. Районный конкурс профессиональных достижений «Педагогическая панорама» в номинации «Лучшая методическая разработка учебного занятия по предмету «Биология»» 2015.

За 2015-2016 учебный   год

1.        Республиканский конкурс «Синица -2015» Мартинович Антон, учащийся 8 «а» класса отмечен призом 4 степени.

2.        Областная культурно-экологическая акция «Зеленый наряд школы».

3.        Культурно - экологическая акция «Поможем пернатому другу», представлен отчет.

4.        Областная культурно- экологическая акция «Зеленый наряд школы». Номинация «Бабушкин цветок». Представлен   проект озеленения учебных кабинетов и мультимедийная презентация.

5. Дипломом  Водного знатока награждена Анисимова Анна ученица  10 класса

Награждения

1.        Благодарность учителю биологии Баран Е.Н. по итогам районного конкурса кабинетов. 2012

2.        Почетная грамота Витебского городского исполнительного комитета отдел образования. За добросовестный творческий труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Приказ №82 от 19.08.2013.

3.        Грамота Государственного учреждения дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи Октябрьского района города Витебска». За активное участие в конкурсе «Красота родной природы». 2013.

4.        Областная культурно-экологическая акция «Зеленый наряд школы», номинация «Кантри».2014

5.        Диплом 3 степени Отдела образования, спорта и туризма Октябрьского района г. Витебска. Районный конкурс профессиональных достижений «Педагогическая панорама» в номинации «Лучшая методическая разработка учебного занятия по предмету «Биология»» 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание личного опыта педагогической деятельности

Являясь руководителем творческой группы "Информатизация обучения" я добиваюсь, чтобы учителя поняли, что процесс информатизации и компьютеризации охватывает все сферы современного общества....

Описание опыта педагогической деятельности

Методическая разработка  «Формирование лексических навыков в разноуровневых группах на среднем этапе обучения»...

Описание опыта воспитательной деятельности руководителя отряда «Юнармия».

Краткое описание опыта для руководителя отряда "Юнармия"...

«Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности

Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах....

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие коммуникативных способностей через творческую самореализацию обучающихся на уроках английского языка».

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы. В ней автор анализирует мотивации учеников к изучению иностранных языков и формир...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Применение современных образовательных технологийна уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов....

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПИСАНИЕ ОПЫТАПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...