Рабочая программа и КТП по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Очур-оол Саяна Сергеевна

Рабочая программа и КТП по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl_prog_ktp.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрено

       Руководитель

методического

объединения учителей _______________________

 

________/______________/

                            ФИО

Протокол №_______

от «___» __________2016 г

Согласовано

   Заместитель

директора по УВР

 

_________/____________/

                            ФИО

 

 «___» ___________2016 г

Утверждаю

     Директор школы

 

 

__________/_____________/

                            ФИО

 

Приказ №______

от «___» ___________2016  г

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по биологии

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

 

ДЛЯ  5 КЛАССА

 

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

                                                                                                                              Составитель программы

Очур-оол Саяна Сергеевна

Учитель биологии  высшей  категории

 

  

 

  

2016г.

                                                                                            

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

 

    СОГЛАСОВАНО                                                    

Заместитель директора по УВР:

 ___________        ______________

(подпись)                (расшифровка)

 «____» _____________2016 г.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по биологии

Класс  5

 

Учитель  Очур-оол Саяна Сергеевна

 

Количество часов: 

       Всего  35  часов;          

       в неделю  1  часа;

Плановых контрольных уроков  4

Количество контрольных уроков 4

Тестовых работ после каждого раздела

Практических и лабораторных работ  11

Планирование составлено на основе рабочей программы

для  общеобразовательных программ школ, гимназий, лицеев при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.

Очур-оол Саяна Сергеевна

Рассмотрено руководителем методического объединения учителей биологии

Дирчин С.А. Протокол  №_____  от «          » ___________ 2016 г

Согласовано Заместителем директора УВР Дирчин С.А. __________ от «_____» __________ 2016 г   


Календарно-тематическое планирование

Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю)

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

УУД

Д/З

К-во часов

Дата

план

факт

Введение (6 ч)

1

Биология – наука о живой природе

уонз

Раскрыть сущность курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»; познакомить учащихся с многообразием растительного мира. Значение биологии. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); изучение содержание параграфа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями; индивидуальная работа с текстом параграфа по предложенному алгоритму при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой

Предметные:

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология».

Раскрывают

значение биологических знаний в современной жизни.

Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

Метапредметные:

Познавательные: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий.

Регулятивные:

Организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные:

Слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации

 §1

1

2

Методы исследования в биологии.

Практическая работа «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью»

уонз

Познакомить с основными методами исследования биологии. Учить проводить фенологические наблюдения

Предметные:

Знать методы исследования биологии.

Уметь давать характеристику  каждого метода. Выделять  сезонные изменения в природе, жизни растений животных.

Метапредметные:

Познавательные:

Работать с различными источниками информации; осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные:

Определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы.

Коммуникативные:

Воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп

 §2

1

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

уонз

Показать многообразие растений и животных, воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.

Предметные:

Знать  признак живых организмов; .выявлять отличительные признаки живого от неживого.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую; давать определения понятий; структурировать учебный материал; разделить текст на смысловые блоки и составлять план параграфа.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: работать в составе творческих групп; эффекивно взаимодействовать со сверстниками

 §3

1

4

Среды обитания организмов

уонз

Сформировать понятие о среде обитания организмов и ее факторах; научить объяснять влияние экологич. факторов на организмы.

Предметные:

Знать понятие о среде обитания; разные среды обитания; уметь давать характеристику каждому среду обитания.

Метапредметные:

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; составлять план параграфа.

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения

§4

1

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

уонз

Ввести понятие о факторах среды, о взаимосвязи организмов с факторами неживой природы.

Предметные:

Знать факторы неживой природы; понимать значение терминов. Давать определение экологические факторы; различать биотические, абиотичекие, антропогенные экологические факторы;  характеризовать влияние факторов на живые организмы.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; осуществлять подбор материала по заданной теме; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы

§5

1

6

Контрольно-обобщающий урок по теме «Введение»

(экскукрсия)

ук

Конкретизировать и углубить знания.

Формирование у учащихся способности к рефлексии;  развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины этих затруднений; сравнение результатов с эталоном.

Предметные:

Умение применять знания при выполнении письменных работ.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

1

Глава 1 Клеточное строение организмов (7 ч)

7

Устройство увеличительных приборов    

Лабораторная работа №1 «Знакомство с увеличительными приборами»

ку

Сформировать представление о клетке; о клеточном строении организмов; познакомить с основными увеличительными приборами.

Предметные:

Научиться давать определение понятия клетка; объяснять значение увеличительных приборов для изучения клетки; описывать устройство увеличительных приборов, правила работы ними.

Отрабатывают умение работать с микроскопом.

Метапредметные:

Познавательные: давать определения понятий; работать с приборами; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками

§ 6

1

8

Строение клетки

уонз

Изучить строение растительной клетки и значение ее частей. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя.

Предметные: научиться давать определение понятия клетка;  выделяют существенные признаки строения клетки.

 Уметь распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки.

Метапредметные:

Познавательные: давать определения понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками

§ 7

 1

9

Строение клеток кожицы чешуи лука

Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

ку

Изучить строение растительной клетки и значение ее частей. Развивать

умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами.

Предметные:

Научиться давать определение понятия клетка; описывать особенности строения растительной  клетки; различать на рисунках и микропрепаратах основные части и структуры растительной клетки; сравнивать клетки мякоти плодов и клетки кожицы чешуи лука;

 Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом

Метапредметные:

Познавательные: давать определения понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками

§ 7

1

10

Химический состав клетки

уонз

Сформировать представление о химическом составе клетки, их роль в клетке. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схемами и иллюстрациями. Развитие у учащихся навыков классификации биологических объектов на основании определенных критериев, построения схем, таблиц; индивидуальная работа с текстом.

Предметное:

Знать химические вещества;

уметь объяснять роль веществ; характеризовать химический состав клетки; различать понятия химический элемент и химическое вещество; классифицировать вещества, входящие в состав клетки;

Метапредметные:

Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения

§8

1

11

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

ку

Дать первоначальное представление о жизнедеятельности клетки; закрепить базовые понятия по строению клетки. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя.

Предметное:

Научиться описывать процессы жизнедеятельности клетки; наблюдать при помощи увеличительных приборов за движением цитоплазмы; описывать процесс взаимодействия между соседними клетками; различать молодые и старые растительные клетки.

Метапредметные:

Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы.

Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме.

§ 9

1

12

Ткани

Лабораторная работа №4 « Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

ку

Систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности растительной клетки; дать элементарные знания о тканях растительного организма и о функциях.

Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя.

Предметные:

Знать определение понятия ткань; различать на рисунках, таблицах типы растительных тканей; описывать особенности строения и функционирования основных растительных тканей.

Уметь объяснять значение каждого типа ткани в растительном организме.

Метапредметные:

Познавательные: давать определения понятий; структурировать учебный материал; разделить текст на смысловые блоки и составлять план параграфа.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками

§ 10

1

13

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

ук

Конкретизировать и углубить знания о клетке,  о клеточном строении организмов;

Предметные:

Умение применять знания при выполнении письменных работ.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

 1

Разнообразие организмов (22 ч)

Глава 2  Царство бактерии (2 ч)

14

Строение и жизнедеятельность бактерий.

уонз

Сформировать представления о бактериях; об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями.

Предметные:

Научиться описывать  особенности   строения и жизнедеятельности бактерий; различать формы бактериальных клеток и называть их; объяснять причины широкого распространения бактерий;

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения

§ 11

1

15

Роль бактерий в природе и жизни человека.

ку

Знакомить с различными группами бактерий, их ролью в природе и жизни человека.

 Предметные:

Научиться описывать  особенности   строения и жизнедеятельности бактерий; различать формы бактериальных клеток и называть их; объяснять причины широкого распространения бактерий; роль различных групп бактерий.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения

§ 12

1

Глава 3 Царство грибы (5 ч)

16

Общая характеристика грибов

Лабораторная работа №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

ку

Подчеркнуть особое положение грибов в системе орг. мира; выделить характерные признаки грибов, особенности их строения.

Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя.

Предметное:

Научиться характеризовать  особенности строения жизнедеятельности грибов; уметь различать грибы - сапротрофы и грибы – паразиты. Описывать процессы питания и размножения грибов; различать одноклеточные и многоклеточные грибы.

Метапредметное:

Познавательные: работать с различными источниками информации; характеризовать и сравнивать объекты; составлять конспект урока в тетради.

Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оуенивать результаты своей работы.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них

§ 13

1

17

Шляпочные грибы

уонз

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями.

Развивать понятия о многообразии живых организмов; об особенностях строения шляпочных грибов.

Понятие симбиоз.

Предметное:

Научиться описывать особенности строения шляпочных грибов; различать на рисунках и муляжах трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы; объяснять значение спорообразования у грибов; сравнивать споры бактерий и грибов; объяснять значение симбиоза между шляпочными грибами и растениями.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: планировать выполнение заданий учителя и представлять результаты работы.

Коммуникативные: работать в составе творческих групп; выступать перед аудиторией

§ 14

1

18

Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей»

ку

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями.

Предметные:

Научиться характеризовать  особенности строения жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей; уметь различать мукор, пеницилл, дрожжи на рисунках и натуральных объектах; выращивать культуру мукора и дрожжей; готовить микропрепараты плсневых грибов и дрожжей; объяснять значение мукора и дрожжей.

Метапредметное:

Познавательные: работать с

Натуральными объектами и приборами; осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя  по готовому плану; представлять результаты работы; оценивать качество выполнения работы и вносить коррективы в случае необходимости.

Коммуникативные: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками

§ 15

1

19

Грибы – паразиты.

уонз

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями.

Предметные:

Научиться давать определение понятия паразит; сравнивать симбиоз и паразитизм; приводить примеры паразитических грибов; определять по внешним признакам растения вид заразившего гриба; описывать строение гриба трутовика.

Метапредметные:

Познавательные: давать определения понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; формулировать вопросы и отвечать на них

§ 16

1

20

Контрольно-обобщающий урок по теме «Бактерии. Грибы»

ук

Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины этих затруднений.

Предметные:

Умение обобщать и применять полученные знания на практике.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

1

Глава 4 Царство растения (15 ч)

21

Разнообразие, распространение, значение растений.

уонз

Сформировать представление о многообразии царства растений; с разнообразием мест обитания растений; выяснить значение растений в природе и жизни человека.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями.

Предметные: научиться характеризовать ботанику как науку о растениях; характеризовать растения как представителей самостоятельного царства живой природы;  различать низшие и высшие растения; раскрыть роль растений в природе и жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: классифицировать объекты по заданным критериям; составлять конспект урока в тетради.

Регулятивные работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы.

Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения

§ 17

1

22

Водоросли.

Лабораторная работа № 7 «Изучение особенностей строения зеленых водорослей»

ку

Формировать представления о различных отделах растительного мира; выделить особенности строения одноклеточных водорослей.

Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя.

Предметные:

Знать что водоросли самые древние растения на Земле; водоросли низшие растения; особенности строения одноклеточных водорослей; различать на рисунках и в таблицах представителей одноклеточных и многоклеточных водорослей; приводить примеры зеленых, бурых, красных водорослей.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; давать описание и характеризовать объекты.

Регулятивные: работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы.

Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения.

 §18

1

23

Многообразие водорослей. Роль в природе и в жизни человека.

уонз

Изучить особенности строения многоклеточных водорослей; познакомиться с красными и бурыми водорослями. Роль в природе и в жизни человека. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями.

Предметные:

Знать что водоросли самые древние растения на Земле; водоросли низшие растения; особенности строения одноклеточных водорослей; различать на рисунках и в таблицах представителей одноклеточных и многоклеточных водорослей; приводить примеры зеленых, бурых, красных водорослей.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; давать описание и характеризовать объекты.

Регулятивные: работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы.

Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения.

§ 18

 1

24

Лишайники

уонз

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями.

Познакомить с особенностями строения, приспособленностью к симбиотическому образу жизни; определить их роль в природе и в жизни человека.

Предметные:

Знать строение слоевища лишайника; о том, что лишайник – это симбиоз водоросли и гриба; значение лишайников в природе; уметь различать кустистые, листоватые, накипные лишайники; выявить у лишайников признаки растений и признаки грибов; приводить примеры лишайников с разной формой слоевища.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их

§ 19

1

25

Мхи.

Лабораторная работа № 8

«Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов)

ку

Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Строение и происхождение мхов. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. Подготовка сообщений и создание презентаций с последующим выступлением и взаимопроверкой результатов

Предметное:

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов как высших споровых растений; различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов печеночные и листостебельные мхи; сравнивать мхи с многоклеточными водорослями и делать выводы на основе сравнения; объяснить значение спор в жизни мхов; описывать процесс размножения мхов на примере кукушкина льна; строение и жизнедеятельность сфагнума.

Метапредметное:

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их.

§ 20

1

26

Многообразие мхов.

ку

Познакомить с многообразием, практическим значением мха сфагнума.

Предметное:

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов как высших споровых растений; различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов печеночные и листостебельные мхи; сравнивать мхи с многоклеточными водорослями и делать выводы на основе сравнения; объяснить значение спор в жизни мхов; описывать процесс размножения мхов на примере кукушкина льна; строение и жизнедеятельность сфагнума. Объясняют роль мхов природе и жизни человека

Метапредметное:

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их

§ 20

1

27

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Лабораторная работа № 9 «Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

ку

Познакомить с особенностями строения хвощей, плаунов, папоротников; отметить усложнение в их строении. Практическое значение.

Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. Подготовка сообщений и создание презентаций с последующим выступлением и взаимопроверкой результатов

Предметное:

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей, папоротников как высших споровых растений; Знать условия, необходимые для жизни плаунов, хвощей, папоротников; строение. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и в жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения

§ 21

1

28

Голосеменные.

уонз

Сформировать представление о голосеменных; отличием от споровых. Строение хвои и шишек, фитонциды.

Предметные:

научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности голосеменных как высших семенных растений; объяснять механизм образования семени у голосеменных растений; приводить доказательства преимущества семенного размножения перед споровым

Выделяют существенные признаки голосеменных растений.

Метапредметные:

Познавательные:

работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения

§ 22

 1

29

Многообразие голосеменных Лабораторная работа

№10 « изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов)

ку

Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. Подготовка сообщений и создание презентаций с последующим выступлением и взаимопроверкой результатов

Предметное:

Уметь распознавать и описывать, выявлять приспособления, узнавать на рисунках; определять значение в природе и жизни человека. Метапредметное:

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их

§ 22

1

30

Покрытосеменные или цветковые

уинт

Особенности строения покрытосеменных растений; приспособленности к условиям жизни покрытосеменных растений.

Жизненные формы растений.

Предметные: научиться характеризовать особенности строения цветковых как высших семенных растений; Знать что цветок – орган семенного размножения покрытосеменных растений; что семена защищены плодом; о жизненных формах. Выделяют существенные признаки.

Метапредметные:

Познавательные:

работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения

§ 23

1

 

31

Многообразие и значение покрытосеменных.

ку

Познакомить с многообразием, практическим значением покрытосеменных растений.

 Предметные: научиться различать однолетние, двулетние, многолетние растения, приводить примеры; объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

Метапредметное:

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их

§ 23

 1

32

Контрольно-обобщающий урок «Отделы растений»

ук

Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины этих затруднений.

Предметные:

Умение обобщать и применять полученные знания на практике.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

1

33

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

ку

Познакомить с основными этапами исторического развития и усложнения растений. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания; индивидуальное заполнение таблицы при опоре на теоретические материалы при консультативной помощи учителя с последующим представлением результатов и взаимопроверкой

Предметные: научиться описывать методы изучения древних растений; приводить доказательства усложнения строения растений в процессе эволюции; характеризовать этапы развития растительного мира описывать строение первых наземных растений.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения

§ 24

1

34

Развитие семенных растений.

ку

Выход растений на сушу. происхождение высших споровых растений, развитие семенных растений.

Описывают  основные этапы развития растительного мира. Определяют ключевые понятия палеонтология, палеоботаника

§ 24

1

35

Итоговый  урок.

Летние задания.

ку

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольных функций: представление учащимися вариантов работ, понятийно обоснованных эталонов выполнения заданий и объективно обоснованных критериев оценивания каждого задания работы; индивидуальное написание проверочной работы с последующим анализом ее результатов с заданным эталонов; оценивание полученных результатов

Предметные:

Умение обобщать и применять полученные знания на практике.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

 л/з

1


Пояснительная записка

Программа по биологии для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и ориентирована на использование учебника В.В.Пасечника

Общая характеристика предмета

Курс биологии для 5 класса "Бактерии. Грибы. Растения" имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Тематическая последовательность обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному – биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира и понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и основы ее устойчивого развития, формирование навыков практической деятельности.

Распределение времени на изучение отдельных тем курса указано ориентировочно. Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования второго поколения.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для 5 класса «Бактерии. Грибы. Растения», разработанной авторским коллективом в составе В.В.Пасечника. В рабочей программе отсутствуют изменения авторской программы.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа адресована учащимся 5 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Структура программы

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников;  список литературы; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов; отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий;

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 5 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии  основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей  навыками и установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

  Цели изучения курса

Изучение биологии в  5 классе  направлено на достижение следующих целей:

Освоение  знаний о живой природе, общих методах ее изучения;

формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;

воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде, общей культуры поведения в природе;

формирование компетентности в сфере защиты окружающей среды, ухода за растениями, сохранения собственного здоровья на основе использования в повседневной жизни биологических знаний и умений.

Требования к подготовке школьников

Называть (приводить примеры):

  • общие признаки живого организма;
  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
  • примеры природных и искусственных растительных сообществ, приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений;
  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, организмов, лишайника как комплексного организма;
  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений;
  • растительные сообщества, роль растений в природе, приспособленность растительных организмов к жизни в сообществе;
  • роль человека в жизни растений.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, природных сообществ;
  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений;
  • клетки, органы и системы органов растений;
  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений своего региона,
  • растения разных семейств, классов, отделов; съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила: 

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды     обитания под влиянием деятельности человека;
  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
  • профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
  • выращивания культурных растений.

Владеть умениями: 

излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная; Групповая; Парная; Индивидуальная.

Методы и приемы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод обучения; Самостоятельная работа с электронным учебным пособием; Поисковый метод; Проектный метод; Игровой метод; Метод проблемного обучения; Метод эвристической беседы; Анализ; Дискуссия; Диалогический метод; Практическая деятельность; Проектирование.

Содержание контроля:

знание понятия, термины; умение самостоятельно отбирать   материал,  анализировать деятельность  человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения; умение использовать полученные знания на практике

Формы контроля:

тестирование; устный контроль; самоконтроль; выполненные задания в рабочей тетради; результаты лабораторных  работ; выполненные проекты.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ. Оценка.

   

 Используемая литература:

1. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009.

2. Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В. рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию

3 Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.

4.  Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2012.

5. Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 кл. Методическое пособие к учебнику. – М.: Дрофа, 2012.

6. В.Н.Семенцова Биология Технологические карты уроков 6,7 классы  / Санкт-Петербург 2003

7. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника 6 класс.

Электронные ресурсы:

  1. 1С: Школа. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  2. Лабораторный практикум. Биология 6-11  класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004. 
  3. Тесты для учащихся. Биология – 6-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.
  4. ЦОРы Единой коллекции: «Биология 6 класс»  http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/?interface=pupil&class=48&subject=29 .
  5. Уроки биологии с применением информационных технологий. Электронное приложение. Москва Издательство «Глобус» 2010.

Учебно-тематический план

урока

Тема урока

К-во

часов

к/р

л/р

экскурсии

Введение (6 ч)

1

Биология – наука о живой природе

1

2

Методы исследования в биологии. Практическая работа «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью»

1

1

1

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов, отличительные признаки живого

1

4

Среды обитания организмов

1

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

6

Контрольно-обобщающий урок по теме « Введение»

1

1

Глава 1. Клеточное строение организмов(7 ч)

7

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Знакомство с увеличительными приборами»

1

1

8

Строение клетки

1

9

Строение клетки

Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

1

1

1

10

Химический состав клетки

1

11

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост.

Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

1

1

12

Ткани.

Лабораторная работа №4 « рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

1

1

13

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка»

1

1

Глава 2. Царство Бактерии (2 ч)

14

Строение и жизнедеятельность бактерий

1

1

15

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Глава 3. Царство Грибы (5 ч)

16

Общая характеристика грибов.

Лабораторная работа №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

1

1

1

17

Шляпочные грибы

1

18

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей»

1

1

19

Грибы паразиты

1

20

Контрольно-обобщающий урок по теме «Грибы»

1

1

Глава 4. Царство Растения (15 ч)

21

Разнообразие, распространение, значение растений

1

22

Водоросли.

Лабораторная работа № 7 «Изучение особенностей строения зеленых водорослей»

1

1

1

23

Многообразие водорослей. Роль в природе и в жизни человека.

1

24

Лишайники

1

25

Мхи лабораторная работа № 8 «Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов)

1

1

26

Многообразие мхов.

1

27

Плауны. Хвощи. Папоротники.

лабораторная работа № 9 «Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

1

1

28

Голосеменные.

1

29

Многообразие голосеменных

Лабораторная работа № 10 « изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов)

1

1

30

Покрытосеменные или Цветковые

1

1

31

Многообразие и значение покрытосеменных.

1

32

Контрольно-обобщающий урок «Отделы растений»

1

1

33

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1

34

Развитие семенных растений.

1

35

Итоговый  урок.

Летние задания.

1

Итого

35

4

11

6

Содержание программы

Введение. Биология – наука о живой природе (6 ч)

Что изучает биология. Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Методы исследования в биологии. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1. Клеточное строение растений (7 ч)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Химический состав клетки.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм.

Лабораторные работы

Приемы работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами.

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи;

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

2. Царство Бактерии (2 ч.)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растений и животных. Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).

3. Царство Грибы (5 ч.)

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы – Грибы. Питание, строение, споровое размножение грибов. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы; съедобные и несъедобные грибы. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

Лабораторные работы

Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов.

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

3. Царство Растения (15 ч.)

Многообразие мира растений, распространение, значение в природе и жизни человека. Признаки растений. Основные органы растений. Ботаника – наука о растениях.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Лишайники. Общая характеристика лишайников, их особенности строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека.

Лабораторные работы

Изучение особенностей строения зеленых водорослей.

Изучение особенностей строения мха

Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и  папоротника.

Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Развитие семенных растений.

Заключение обобщение знаний.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9  класса к ГИА  (в новой форме ОГЭ) по биологии)...

Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС

Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...

Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)

Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный биолог" класс по ФГОС

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситу...