Рабочая программа и КТП по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей _______________________
________/______________/ ФИО Протокол №_______ от «___» __________2016 г | Согласовано Заместитель директора по УВР
_________/____________/ ФИО
«___» ___________2016 г | Утверждаю Директор школы
__________/_____________/ ФИО
Приказ №______ от «___» ___________2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Очур-оол Саяна Сергеевна
Учитель биологии высшей категории
2016г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________ ______________
(подпись) (расшифровка)
«____» _____________2016 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
Класс 5
Учитель Очур-оол Саяна Сергеевна
Количество часов:
Всего 35 часов;
в неделю 1 часа;
Плановых контрольных уроков 4
Количество контрольных уроков 4
Тестовых работ после каждого раздела
Практических и лабораторных работ 11
Планирование составлено на основе рабочей программы
для общеобразовательных программ школ, гимназий, лицеев при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.
Очур-оол Саяна Сергеевна
Рассмотрено руководителем методического объединения учителей биологии
Дирчин С.А. Протокол №_____ от « » ___________ 2016 г
Согласовано Заместителем директора УВР Дирчин С.А. __________ от «_____» __________ 2016 г
Календарно-тематическое планирование
Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю)
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся УУД | Д/З | К-во часов | Дата | |||||
план | факт | |||||||||||
Введение (6 ч) | ||||||||||||
1 | Биология – наука о живой природе | уонз | Раскрыть сущность курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»; познакомить учащихся с многообразием растительного мира. Значение биологии. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); изучение содержание параграфа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями; индивидуальная работа с текстом параграфа по предложенному алгоритму при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой | Предметные: Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. Метапредметные: Познавательные: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий. Регулятивные: Организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: Слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации | §1 | 1 | ||||||
2 | Методы исследования в биологии. Практическая работа «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью» | уонз | Познакомить с основными методами исследования биологии. Учить проводить фенологические наблюдения | Предметные: Знать методы исследования биологии. Уметь давать характеристику каждого метода. Выделять сезонные изменения в природе, жизни растений животных. Метапредметные: Познавательные: Работать с различными источниками информации; осуществлять элементарные научные исследования. Регулятивные: Определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы. Коммуникативные: Воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп | §2 | 1 | ||||||
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | уонз | Показать многообразие растений и животных, воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее. | Предметные: Знать признак живых организмов; .выявлять отличительные признаки живого от неживого. Метапредметные: Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую; давать определения понятий; структурировать учебный материал; разделить текст на смысловые блоки и составлять план параграфа. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: работать в составе творческих групп; эффекивно взаимодействовать со сверстниками | §3 | 1 | ||||||
4 | Среды обитания организмов | уонз | Сформировать понятие о среде обитания организмов и ее факторах; научить объяснять влияние экологич. факторов на организмы. | Предметные: Знать понятие о среде обитания; разные среды обитания; уметь давать характеристику каждому среду обитания. Метапредметные: Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; составлять план параграфа. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения | §4 | 1 | ||||||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | уонз | Ввести понятие о факторах среды, о взаимосвязи организмов с факторами неживой природы. | Предметные: Знать факторы неживой природы; понимать значение терминов. Давать определение экологические факторы; различать биотические, абиотичекие, антропогенные экологические факторы; характеризовать влияние факторов на живые организмы. Метапредметные: Познавательные: работать с различными источниками информации; осуществлять подбор материала по заданной теме; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы | §5 | 1 | ||||||
6 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Введение» (экскукрсия) | ук | Конкретизировать и углубить знания. Формирование у учащихся способности к рефлексии; развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины этих затруднений; сравнение результатов с эталоном. | Предметные: Умение применять знания при выполнении письменных работ. Метапредметные: Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | 1 | |||||||
Глава 1 Клеточное строение организмов (7 ч) | ||||||||||||
7 | Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа №1 «Знакомство с увеличительными приборами» | ку | Сформировать представление о клетке; о клеточном строении организмов; познакомить с основными увеличительными приборами. | Предметные: Научиться давать определение понятия клетка; объяснять значение увеличительных приборов для изучения клетки; описывать устройство увеличительных приборов, правила работы ними. Отрабатывают умение работать с микроскопом. Метапредметные: Познавательные: давать определения понятий; работать с приборами; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками | § 6 | 1 | ||||||
8 | Строение клетки | уонз | Изучить строение растительной клетки и значение ее частей. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. | Предметные: научиться давать определение понятия клетка; выделяют существенные признаки строения клетки. Уметь распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Метапредметные: Познавательные: давать определения понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками | § 7 | 1 | ||||||
9 | Строение клеток кожицы чешуи лука Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» | ку | Изучить строение растительной клетки и значение ее частей. Развивать умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами. | Предметные: Научиться давать определение понятия клетка; описывать особенности строения растительной клетки; различать на рисунках и микропрепаратах основные части и структуры растительной клетки; сравнивать клетки мякоти плодов и клетки кожицы чешуи лука; Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом Метапредметные: Познавательные: давать определения понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками | § 7 | 1 | ||||||
10 | Химический состав клетки | уонз | Сформировать представление о химическом составе клетки, их роль в клетке. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схемами и иллюстрациями. Развитие у учащихся навыков классификации биологических объектов на основании определенных критериев, построения схем, таблиц; индивидуальная работа с текстом. | Предметное: Знать химические вещества; уметь объяснять роль веществ; характеризовать химический состав клетки; различать понятия химический элемент и химическое вещество; классифицировать вещества, входящие в состав клетки; Метапредметные: Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения | §8 | 1 | ||||||
11 | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | ку | Дать первоначальное представление о жизнедеятельности клетки; закрепить базовые понятия по строению клетки. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. | Предметное: Научиться описывать процессы жизнедеятельности клетки; наблюдать при помощи увеличительных приборов за движением цитоплазмы; описывать процесс взаимодействия между соседними клетками; различать молодые и старые растительные клетки. Метапредметные: Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы. Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме. | § 9 | 1 | ||||||
12 | Ткани Лабораторная работа №4 « Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | ку | Систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности растительной клетки; дать элементарные знания о тканях растительного организма и о функциях. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. | Предметные: Знать определение понятия ткань; различать на рисунках, таблицах типы растительных тканей; описывать особенности строения и функционирования основных растительных тканей. Уметь объяснять значение каждого типа ткани в растительном организме. Метапредметные: Познавательные: давать определения понятий; структурировать учебный материал; разделить текст на смысловые блоки и составлять план параграфа. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками | § 10 | 1 | ||||||
13 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | ук | Конкретизировать и углубить знания о клетке, о клеточном строении организмов; | Предметные: Умение применять знания при выполнении письменных работ. Метапредметные: Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | 1 | |||||||
Разнообразие организмов (22 ч) | ||||||||||||
Глава 2 Царство бактерии (2 ч) | ||||||||||||
14 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | уонз | Сформировать представления о бактериях; об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями. | Предметные: Научиться описывать особенности строения и жизнедеятельности бактерий; различать формы бактериальных клеток и называть их; объяснять причины широкого распространения бактерий; Метапредметные: Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения | § 11 | 1 | ||||||
15 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | ку | Знакомить с различными группами бактерий, их ролью в природе и жизни человека. | Предметные: Научиться описывать особенности строения и жизнедеятельности бактерий; различать формы бактериальных клеток и называть их; объяснять причины широкого распространения бактерий; роль различных групп бактерий. Метапредметные: Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения | § 12 | 1 | ||||||
Глава 3 Царство грибы (5 ч) | ||||||||||||
16 | Общая характеристика грибов Лабораторная работа №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | ку | Подчеркнуть особое положение грибов в системе орг. мира; выделить характерные признаки грибов, особенности их строения. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. | Предметное: Научиться характеризовать особенности строения жизнедеятельности грибов; уметь различать грибы - сапротрофы и грибы – паразиты. Описывать процессы питания и размножения грибов; различать одноклеточные и многоклеточные грибы. Метапредметное: Познавательные: работать с различными источниками информации; характеризовать и сравнивать объекты; составлять конспект урока в тетради. Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оуенивать результаты своей работы. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них | § 13 | 1 | ||||||
17 | Шляпочные грибы | уонз | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями. Развивать понятия о многообразии живых организмов; об особенностях строения шляпочных грибов. Понятие симбиоз. | Предметное: Научиться описывать особенности строения шляпочных грибов; различать на рисунках и муляжах трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы; объяснять значение спорообразования у грибов; сравнивать споры бактерий и грибов; объяснять значение симбиоза между шляпочными грибами и растениями. Метапредметные: Познавательные: работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: планировать выполнение заданий учителя и представлять результаты работы. Коммуникативные: работать в составе творческих групп; выступать перед аудиторией | § 14 | 1 | ||||||
18 | Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей» | ку | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями. | Предметные: Научиться характеризовать особенности строения жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей; уметь различать мукор, пеницилл, дрожжи на рисунках и натуральных объектах; выращивать культуру мукора и дрожжей; готовить микропрепараты плсневых грибов и дрожжей; объяснять значение мукора и дрожжей. Метапредметное: Познавательные: работать с Натуральными объектами и приборами; осуществлять элементарные научные исследования. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя по готовому плану; представлять результаты работы; оценивать качество выполнения работы и вносить коррективы в случае необходимости. Коммуникативные: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками | § 15 | 1 | ||||||
19 | Грибы – паразиты. | уонз | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями. | Предметные: Научиться давать определение понятия паразит; сравнивать симбиоз и паразитизм; приводить примеры паразитических грибов; определять по внешним признакам растения вид заразившего гриба; описывать строение гриба трутовика. Метапредметные: Познавательные: давать определения понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; формулировать вопросы и отвечать на них | § 16 | 1 | ||||||
20 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Бактерии. Грибы» | ук | Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины этих затруднений. | Предметные: Умение обобщать и применять полученные знания на практике. Метапредметные: Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | 1 | |||||||
Глава 4 Царство растения (15 ч) | ||||||||||||
21 | Разнообразие, распространение, значение растений. | уонз | Сформировать представление о многообразии царства растений; с разнообразием мест обитания растений; выяснить значение растений в природе и жизни человека. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями. | Предметные: научиться характеризовать ботанику как науку о растениях; характеризовать растения как представителей самостоятельного царства живой природы; различать низшие и высшие растения; раскрыть роль растений в природе и жизни человека. Метапредметные: Познавательные: классифицировать объекты по заданным критериям; составлять конспект урока в тетради. Регулятивные работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы. Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения | § 17 | 1 | ||||||
22 | Водоросли. Лабораторная работа № 7 «Изучение особенностей строения зеленых водорослей» | ку | Формировать представления о различных отделах растительного мира; выделить особенности строения одноклеточных водорослей. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. | Предметные: Знать что водоросли самые древние растения на Земле; водоросли низшие растения; особенности строения одноклеточных водорослей; различать на рисунках и в таблицах представителей одноклеточных и многоклеточных водорослей; приводить примеры зеленых, бурых, красных водорослей. Метапредметные: Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; давать описание и характеризовать объекты. Регулятивные: работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы. Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения. | §18 | 1 | ||||||
23 | Многообразие водорослей. Роль в природе и в жизни человека. | уонз | Изучить особенности строения многоклеточных водорослей; познакомиться с красными и бурыми водорослями. Роль в природе и в жизни человека. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями. | Предметные: Знать что водоросли самые древние растения на Земле; водоросли низшие растения; особенности строения одноклеточных водорослей; различать на рисунках и в таблицах представителей одноклеточных и многоклеточных водорослей; приводить примеры зеленых, бурых, красных водорослей. Метапредметные: Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; давать описание и характеризовать объекты. Регулятивные: работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы. Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения. | § 18 | 1 | ||||||
24 | Лишайники | уонз | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями. Познакомить с особенностями строения, приспособленностью к симбиотическому образу жизни; определить их роль в природе и в жизни человека. | Предметные: Знать строение слоевища лишайника; о том, что лишайник – это симбиоз водоросли и гриба; значение лишайников в природе; уметь различать кустистые, листоватые, накипные лишайники; выявить у лишайников признаки растений и признаки грибов; приводить примеры лишайников с разной формой слоевища. Метапредметные: Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их | § 19 | 1 | ||||||
25 | Мхи. Лабораторная работа № 8 «Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов) | ку | Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Строение и происхождение мхов. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. Подготовка сообщений и создание презентаций с последующим выступлением и взаимопроверкой результатов | Предметное: Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов как высших споровых растений; различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов печеночные и листостебельные мхи; сравнивать мхи с многоклеточными водорослями и делать выводы на основе сравнения; объяснить значение спор в жизни мхов; описывать процесс размножения мхов на примере кукушкина льна; строение и жизнедеятельность сфагнума. Метапредметное: Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их. | § 20 | 1 | ||||||
26 | Многообразие мхов. | ку | Познакомить с многообразием, практическим значением мха сфагнума. | Предметное: Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов как высших споровых растений; различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов печеночные и листостебельные мхи; сравнивать мхи с многоклеточными водорослями и делать выводы на основе сравнения; объяснить значение спор в жизни мхов; описывать процесс размножения мхов на примере кукушкина льна; строение и жизнедеятельность сфагнума. Объясняют роль мхов природе и жизни человека Метапредметное: Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их | § 20 | 1 | ||||||
27 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Лабораторная работа № 9 «Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника» | ку | Познакомить с особенностями строения хвощей, плаунов, папоротников; отметить усложнение в их строении. Практическое значение. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. Подготовка сообщений и создание презентаций с последующим выступлением и взаимопроверкой результатов | Предметное: Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей, папоротников как высших споровых растений; Знать условия, необходимые для жизни плаунов, хвощей, папоротников; строение. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и в жизни человека. Метапредметные: Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения | § 21 | 1 | ||||||
28 | Голосеменные. | уонз | Сформировать представление о голосеменных; отличием от споровых. Строение хвои и шишек, фитонциды. | Предметные: научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности голосеменных как высших семенных растений; объяснять механизм образования семени у голосеменных растений; приводить доказательства преимущества семенного размножения перед споровым Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Метапредметные: Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения | § 22 | 1 | ||||||
29 | Многообразие голосеменных Лабораторная работа №10 « изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов) | ку | Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. Подготовка сообщений и создание презентаций с последующим выступлением и взаимопроверкой результатов | Предметное: Уметь распознавать и описывать, выявлять приспособления, узнавать на рисунках; определять значение в природе и жизни человека. Метапредметное: Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их | § 22 | 1 | ||||||
30 | Покрытосеменные или цветковые | уинт | Особенности строения покрытосеменных растений; приспособленности к условиям жизни покрытосеменных растений. Жизненные формы растений. | Предметные: научиться характеризовать особенности строения цветковых как высших семенных растений; Знать что цветок – орган семенного размножения покрытосеменных растений; что семена защищены плодом; о жизненных формах. Выделяют существенные признаки. Метапредметные: Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения | § 23 | 1
| ||||||
31 | Многообразие и значение покрытосеменных. | ку | Познакомить с многообразием, практическим значением покрытосеменных растений. | Предметные: научиться различать однолетние, двулетние, многолетние растения, приводить примеры; объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека Метапредметное: Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их | § 23 | 1 | ||||||
32 | Контрольно-обобщающий урок «Отделы растений» | ук | Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины этих затруднений. | Предметные: Умение обобщать и применять полученные знания на практике. Метапредметные: Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | 1 | |||||||
33 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | ку | Познакомить с основными этапами исторического развития и усложнения растений. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания; индивидуальное заполнение таблицы при опоре на теоретические материалы при консультативной помощи учителя с последующим представлением результатов и взаимопроверкой | Предметные: научиться описывать методы изучения древних растений; приводить доказательства усложнения строения растений в процессе эволюции; характеризовать этапы развития растительного мира описывать строение первых наземных растений. Метапредметные: Познавательные: работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения | § 24 | 1 | ||||||
34 | Развитие семенных растений. | ку | Выход растений на сушу. происхождение высших споровых растений, развитие семенных растений. | Описывают основные этапы развития растительного мира. Определяют ключевые понятия палеонтология, палеоботаника | § 24 | 1 | ||||||
35 | Итоговый урок. Летние задания. | ку | Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольных функций: представление учащимися вариантов работ, понятийно обоснованных эталонов выполнения заданий и объективно обоснованных критериев оценивания каждого задания работы; индивидуальное написание проверочной работы с последующим анализом ее результатов с заданным эталонов; оценивание полученных результатов | Предметные: Умение обобщать и применять полученные знания на практике. Метапредметные: Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | л/з | 1 |
Пояснительная записка
Программа по биологии для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и ориентирована на использование учебника В.В.Пасечника
Общая характеристика предмета
Курс биологии для 5 класса "Бактерии. Грибы. Растения" имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Тематическая последовательность обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному – биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира и понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и основы ее устойчивого развития, формирование навыков практической деятельности.
Распределение времени на изучение отдельных тем курса указано ориентировочно. Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования второго поколения.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для 5 класса «Бактерии. Грибы. Растения», разработанной авторским коллективом в составе В.В.Пасечника. В рабочей программе отсутствуют изменения авторской программы.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 5 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Структура программы
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников; список литературы; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов; отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий;
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 5 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками и установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Цели изучения курса
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о живой природе, общих методах ее изучения;
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;
воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде, общей культуры поведения в природе;
формирование компетентности в сфере защиты окружающей среды, ухода за растениями, сохранения собственного здоровья на основе использования в повседневной жизни биологических знаний и умений.
Требования к подготовке школьников
Называть (приводить примеры):
- общие признаки живого организма;
- основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
- примеры природных и искусственных растительных сообществ, приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
- строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений;
- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, организмов, лишайника как комплексного организма;
- особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений;
- растительные сообщества, роль растений в природе, приспособленность растительных организмов к жизни в сообществе;
- роль человека в жизни растений.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
- взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
- роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, природных сообществ;
- необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
- организмы бактерий, грибов, растений;
- клетки, органы и системы органов растений;
- наиболее распространенные и исчезающие виды растений своего региона,
- растения разных семейств, классов, отделов; съедобные и ядовитые грибы.
Соблюдать правила:
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
- проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
- профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
- выращивания культурных растений.
Владеть умениями:
излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.
Формы организации познавательной деятельности
Фронтальная; Групповая; Парная; Индивидуальная.
Методы и приемы обучения
Объяснительно-иллюстративный метод обучения; Самостоятельная работа с электронным учебным пособием; Поисковый метод; Проектный метод; Игровой метод; Метод проблемного обучения; Метод эвристической беседы; Анализ; Дискуссия; Диалогический метод; Практическая деятельность; Проектирование.
Содержание контроля:
знание понятия, термины; умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения; умение использовать полученные знания на практике
Формы контроля:
тестирование; устный контроль; самоконтроль; выполненные задания в рабочей тетради; результаты лабораторных работ; выполненные проекты.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ. Оценка.
Используемая литература:
1. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009.
2. Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В. рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию
3 Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.
4. Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2012.
5. Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 кл. Методическое пособие к учебнику. – М.: Дрофа, 2012.
6. В.Н.Семенцова Биология Технологические карты уроков 6,7 классы / Санкт-Петербург 2003
7. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника 6 класс.
Электронные ресурсы:
- 1С: Школа. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Граф, 2006.
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.
- Тесты для учащихся. Биология – 6-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.
- ЦОРы Единой коллекции: «Биология 6 класс» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/?interface=pupil&class=48&subject=29 .
- Уроки биологии с применением информационных технологий. Электронное приложение. Москва Издательство «Глобус» 2010.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема урока | К-во часов | к/р | л/р | экскурсии |
Введение (6 ч) | |||||
1 | Биология – наука о живой природе | 1 | |||
2 | Методы исследования в биологии. Практическая работа «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью» | 1 | 1 | 1 | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов, отличительные признаки живого | 1 | |||
4 | Среды обитания организмов | 1 | |||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | |||
6 | Контрольно-обобщающий урок по теме « Введение» | 1 | 1 | ||
Глава 1. Клеточное строение организмов(7 ч) | |||||
7 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Знакомство с увеличительными приборами» | 1 | 1 | ||
8 | Строение клетки | 1 | |||
9 | Строение клетки Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» | 1 | 1 | 1 | |
10 | Химический состав клетки | 1 | |||
11 | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | 1 | 1 | ||
12 | Ткани. Лабораторная работа №4 « рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | 1 | 1 | ||
13 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка» | 1 | 1 | ||
Глава 2. Царство Бактерии (2 ч) | |||||
14 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1 | 1 | ||
15 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | |||
Глава 3. Царство Грибы (5 ч) | |||||
16 | Общая характеристика грибов. Лабораторная работа №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | 1 | 1 | 1 | |
17 | Шляпочные грибы | 1 | |||
18 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей» | 1 | 1 | ||
19 | Грибы паразиты | 1 | |||
20 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Грибы» | 1 | 1 | ||
Глава 4. Царство Растения (15 ч) | |||||
21 | Разнообразие, распространение, значение растений | 1 | |||
22 | Водоросли. Лабораторная работа № 7 «Изучение особенностей строения зеленых водорослей» | 1 | 1 | 1 | |
23 | Многообразие водорослей. Роль в природе и в жизни человека. | 1 | |||
24 | Лишайники | 1 | |||
25 | Мхи лабораторная работа № 8 «Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов) | 1 | 1 | ||
26 | Многообразие мхов. | 1 | |||
27 | Плауны. Хвощи. Папоротники. лабораторная работа № 9 «Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника» | 1 | 1 | ||
28 | Голосеменные. | 1 | |||
29 | Многообразие голосеменных Лабораторная работа № 10 « изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов) | 1 | 1 | ||
30 | Покрытосеменные или Цветковые | 1 | 1 | ||
31 | Многообразие и значение покрытосеменных. | 1 | |||
32 | Контрольно-обобщающий урок «Отделы растений» | 1 | 1 | ||
33 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 1 | |||
34 | Развитие семенных растений. | 1 | |||
35 | Итоговый урок. Летние задания. | 1 | |||
Итого | 35 | 4 | 11 | 6 |
Содержание программы
Введение. Биология – наука о живой природе (6 ч)
Что изучает биология. Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Методы исследования в биологии. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
1. Клеточное строение растений (7 ч)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Химический состав клетки.
Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм.
Лабораторные работы
Приемы работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами.
Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи;
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей
2. Царство Бактерии (2 ч.)
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растений и животных. Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).
3. Царство Грибы (5 ч.)
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы – Грибы. Питание, строение, споровое размножение грибов. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы; съедобные и несъедобные грибы. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.
Лабораторные работы
Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов.
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
3. Царство Растения (15 ч.)
Многообразие мира растений, распространение, значение в природе и жизни человека. Признаки растений. Основные органы растений. Ботаника – наука о растениях.
Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
Лишайники. Общая характеристика лишайников, их особенности строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.
Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека.
Лабораторные работы
Изучение особенностей строения зеленых водорослей.
Изучение особенностей строения мха
Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и папоротника.
Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Развитие семенных растений.
Заключение обобщение знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-602680-1425300722.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов
Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-710714-1472846248.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-440771-1411296571.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114925-1549781182.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-1114577-1569933441.jpg)
Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)
Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)...