Рабочая программа и КТП по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей _______________________
________/______________/ ФИО Протокол №_______ от «___» __________2016 г | Согласовано Заместитель директора по УВР
_________/____________/ ФИО
«___» ___________2016 г | Утверждаю Директор школы
__________/_____________/ ФИО
Приказ №______ от «___» ___________2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ 9 КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Очур-оол Саяна Сергеевна
Учитель биологии высшей категории
2016г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________ ______________
(подпись) (расшифровка)
«____» _____________2016 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
Класс 9
Учитель Очур-оол Саяна Сергеевна
Количество часов:
Всего 70 часов;
в неделю 2 часа;
Плановых контрольных уроков 4
Количество контрольных уроков 4
Тестовых работ после каждого раздела
Практических и лабораторных работ 3; 3
Планирование составлено на основе рабочей программы
для общеобразовательных программ школ, гимназий, лицеев при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.
Очур-оол Саяна Сергеевна
Рассмотрено руководителем методического объединения учителей биологии
Очур-оол С.С. Протокол №_____ от « » ___________ 2016 г
Согласовано Заместителем директора УВР Дирчин С.А. __________ от «_____» __________ 2016 г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Биология. Введение в общую биологию. 9 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Д/З | Дата | ||
Кол-во часов часов | План | Факт | ||||||
Введение (3 ч) | ||||||||
1 | Биология- наука о живой природе. | уинт | Биология – наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биология», «микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «радиобиология», «космическая биология». Приводят примеры практического применения достижений биологии. Биология как комплексная наука, роль биологии в современном обществе. Приводят примеры профессий, связанные с биологией. | § 1 | 1 | ||
2 | Методы исследования в биологии | уинт | Понятие о науке. Методы научного познания. Этапы научного исследования. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: :наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория». Характеризуют основные методы научного познания, этапы научного исследования. Самостоятельно формулируют проблемы исследования. Составляют поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования. | § 2 | 1 | ||
3 | Сущность жизни и свойства живого | уинт | Сущность понятия «жизнь». Свойства живого. Уровни организации живой природы. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением «жизнь». Приводят примеры биологических систем разного уровня организации. Сравнивают свойства, проявляющиеся у объектов живой и неживой природы. | § 3 | 1 | ||
Раздел 1. Молекулярный | уровень (11 ч) | |||||||
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика | ку | Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды). Биополимеры. Мономеры. Основные понятия: микроэлементы, макроэлементы. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэлементы, макроэлементы», «органические вещества», белки, углеводы жиры, биополимеры, мономеры. Характеризуют молекулярный уровень организации живого. Описывают особенности строения органических веществ как биополимеров. Объясняют причины изучения свойств органических веществ именно в составе клетки; разнообразия свойств биополимеров, входящих в состав живых организмов. анализируют текст учебника с целью самостоятельного выявления биологических закономерностей. | §4 | 1 | ||
5 | Углеводы | ку | Углеводы или сахариды. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: углеводы или сахариды. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Характеризуют состав и строение молекул углеводов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры углеводов, входящих в состав организма, места их локализации и биологическая роль. | § 5 | 1 | ||
6 | Липиды | ку | Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная. Дают характеристику состава и строения молекул липидов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями липидов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры липидов, входящих в состав организма, места их локализации и биологическая роль. | §6 | 1 | ||
7 | Состав и строение белков | ку | Состав и строение белков. Белки или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белков. Денатурация белка | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Белки или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белков. Дают характеристику состава и строения молекул белков. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организма, места их локализации и биологическая роль. Приводят примеры денатурации белков. | § 7 | 1 | ||
8 | Функции белков | ку | Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая. | Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организма, места их локализации и биологическая роль. | § 8 | 1 | ||
9 | Нуклеиновые кислоты | ку | Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК, рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цистеин, тимин, урацил. Комплементарность. Транспортная РНК. Рибосомальная РНК. Информационная РНК. Нуклеотид. Двойная спираль ДНК. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: нуклеиновая кислота. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК, рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цистеин, тимин, урацил. Комплементарность. Транспортная РНК. Рибосомальная РНК. Информационная РНК. Нуклеотид. Двойная спираль ДНК. Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Решают биологические задачи (на математический расчет; на применение принципа комплементарности) | § 9 | 1 | ||
10 | Практическая работа «Решение биологических задач на применение принципа комплементарности» | уп | Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК, рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цистеин, тимин, урацил. Комплементарность. | Решают биологические задачи (на математический расчет; на применение принципа комплементарности). Обсуждают результаты с одноклассниками. | § 9 | 1 | ||
11 | АТФ и другие органические соединения клетки | ку | Аденозинтрифосфат (АТФ). Аденозиндифосфат (АДФ). Макроэргическая связь. Витамины жирорастворимые и водорастворимые | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: аденозинтрифосфат (АТФ), аденозиндифосфат (АДФ). Макроэргическая связь. Витамины жирорастворимые и водорастворимые Характеризуют состав и строение молекул АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли. Готовят выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека. Обсуждают результаты работы с одноклассниками. | § 10 | 1 | ||
12 | Биологические катализаторы | ку | Понятие о катализаторах. Биологические катализаторы. Фермент. Кофермент. Активный центр фермента. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «катализатор», «фермент», «кофермент», «активный центр фермента». Характеризуют роль биологических катализаторов в клетке. Описывают механизм работы ферментов. Приводят примеры ферментов, их локализации в организме и их биологической роли. Устанавливают причинно- следственные связи между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования. | § 11 | 1 | ||
13 | Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» | уп | Понятие о катализаторах. Биологические катализаторы. Фермент. | Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты на основе содержания лабораторной работы | § 11 | 1 | ||
14 | Вирусы | уинт | Вирусы. Капсид. Самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают проблемы происхождения вирусов. | § 12 | 1 | ||
Раздел 2 Клеточный уровень
| (12 ч) | |||||||
15 | Клеточный уровень: общая характеристика | уинт | Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Химический состав клетки. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «центрифугирование», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. Сравнивают принципы работы и возможности световой и электронной микроскопической техники | §13 | 1 | ||
16 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | ку | Общие сведения о строении клеток. Цитоплазма. Ядро. Органоиды. Мембрана. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. Сравнивают принципы работы и возможности световой и электронной микроскопической техники. | § 14 | 1 | ||
17 | Ядро | ку | Ядро, его строение и функции в клетке. Прокариоты. Эукариоты. Хромосомный набор клетки. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор». Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью. Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе | §15 | 1 | ||
18 | Органоиды клетки. Эндоплазмотическая сеть. Рибосомы. Комплекс гольджи. Лизосомы. | ку | Эндоплазмотическая сеть. Рибосомы. Комплекс гольджи. Лизосомы. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазмотическая сеть», «рибосомы», «комплекс гольджи», «лизосомы». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно- следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника. | § 16 | 1 | ||
19 | Органоиды клетки. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | ку | Митохондрии. Кристы. Пластиды: лейкопласты, хромопласты, хлоропласты. Граны. Клеточный центр. Цитоскелет. Микротрубочки. Центриоли. Веретено деления. Реснички. Жгутики. Клеточные включения. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно- следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника. | § 17 | 1 | ||
20 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот | ку | Прокариоты. Эукариоты. Анаэробы. Споры. Черты сходства и различия клеток прокариот и эукариот. Лабораторные и практические работы Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения клеток с целью выявления сходства и различий. | § 18 | 1 | ||
21 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | уинт | Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах | § 19 | 1 | ||
22 | Энергетический обмен в клетке | ку | Неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы. Гликолиз. Полное кислородное расщепление глюкозы. Клеточное дыхание. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз», «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания. | § 20 | 1 | ||
23 | Фотосинтез и хемосинтез | ку | Значение фотосинтеза. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Хемосинтез. Хемотрофы. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют световую и темновую фазы фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Решают расчетные математические задачи, основанные на фактическом биологическом материале. | § 21 | 1 | ||
24 | Автотрофы и гетеротрофы | ку | Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Сапрофиты. Паразиты. Голозойное питание | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ. Составляют схему «Классификация организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров (смысловое чтение) | § 22 | 1 | ||
25 | Синтез белков в клетке | уинт | Синтез белков в клетке. Ген. Генетический код. Триплет. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция. полисома | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции, применяя принцип комплементарности и генетического кода. | § 23 | 1 | ||
26 | Деление клетки. Митоз | ку | Жизненный цикл клетки. Митоз. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Редупликация. Хроматиды. Центромера. Веретено деления. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устанавливают причинно-следственные связи межу продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки. | § 24 | 1 | ||
Раздел 3 | Организменный уровень (15 ч) | |||||||
27 | Размножение организмов | уинт | Общая характеристика организменного уровня. Размножение организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. Гаметы. Гермафродиты. Семенники. Яичники. Сперматозоиды. Яйцеклетки | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем | § 25 | 1 | ||
28 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | ку | Стадии развития половых клеток. Гаметогенез. Мейоз: мейоз 1 и мейоз 2. Коньюгация и кроссинговер. Направительные тельца. Оплодотворение. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность митоза и оплодотворения. | § 26 | 1 | ||
29 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | ку | Онтогенез. Эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез). Постэмбриональный период онтогенеза. Биогенетический закон. Филогенез. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинно-следственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием. | § 27 | 1 | ||
30 | Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. моногибридное скрещивание. | уинт | Генетика, ген, генотип, аллельные гены, изменчивость, наследственность, фенотип, чистые линии. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генетика», «ген», «генотип», «фенотип», «аллельные гены»; признаки биологических объектов-генов и хромосом. Характеризуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г. Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание. | § 28 | 1 | ||
31 | Практическая работа «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание» | уп | Задачи на моногибридное скрещивание. | Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание. | § 28 | 1 | ||
32 | Неполное доминирование. Генотип. Фенотип. Анализирующее скрещивание. | ку | Неполное доминирование. Генотип. Фенотип. Анализирующее скрещивание. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное доминирование», «анализирующее скрещивание» «генотип», «фенотип». Характеризуют сущность анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании | § 29 | 1 | ||
33 | Практическая работа «Решение генетических задач на наследование признаков при неполное доминировании» | уп | закономерности наследования признаков при анализирующем скрещивании, при неполном доминировании. | Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании | § 29 | 1 | ||
34 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | ку | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное скрещивание. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание». Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решетки Пеннета. Решают задачи на дигибридное скрещивание. | § 30 | 1 | ||
35 | Практическая работа «Решение генетических задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании» | уп | закономерности наследования признаков при дигибридном скрещивании. | Решают задачи на дигибридное скрещивание. | § 30 | 1 | ||
36 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | уинт | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутасомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Сцепление гена с полом. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутасомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещивания. | § 31 | 1 | ||
37 | Практическая работа «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом» | уп | Наследование признаков, сцепленных с полом. | Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом. | §31 | 1 | ||
38 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции | уинт | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции». Характеризуют закономерности модификационной изменчивости организмов. приводят примеры модификационной изменчивости и проявлений нормы реакции. Устанавливают причинно-следственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции. Выполняют практическую работу по выявлению изменчивости у организмов. | §32 | 1 | ||
39 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | уинт | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Причины мутаций. Генные, хромосомные и геномные мутации. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «мутация», «генные мутации», хромосомные мутации», «геномные мутации», «мутагенные вещества». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов. | § 33 | 1 | ||
40 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | ку | Селекция. Гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор. Чистые линии. Близкородственное скрещивание. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез. Биотехнология. Антибиотики. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют методы селекционной работы. Сравнивают массовый и индивидуальный отбор. Готовят сообщения к уроку семинару «селекция на службе человека». | § 34 Подготовиться к семинару | 1 | ||
41 | Урок семинар | уп | Селекция на службе человека | Выступают с сообщениями, обсуждают сообщения с одноклассниками и учителями. | 1 | |||
Раздел 4. Популяционно - | видовой уровень (10 ч) | |||||||
42 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика | уинт | Понятие о виде. Критерии вида. Популяционная структура вида. Свойства популяций. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вид» «популяция». Дают характеристику критерии вида, популяционной структуры вида. Описывают свойства популяций. Объясняют роль репродуктивной изоляции и поддерживании целостности вида. | §35 Подготовиться к л/р | 1 | ||
43 | Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида» | уп | Изучение морфологического критерия вида | Выполняют практическую работу по изучению морфологического критерия вида. | 1 | |||
44 | Экологические факторы и условия среды | ку | Понятие об экологических факторах. Условия среды. Экологические условия: температура, влажность, свет. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «экология», «абиотические», «биотические», «антропогенные факторы» и их влияния на организмы. Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Устанавливают причинно-следственные связи на примере влияния экологических условий на организмы. | § 36 | 1 | ||
45 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. | ку | Основные заслуги К.Линнея, Ж.Б. Ламарка перед наукой. Сущность взглядов Линнея, становление систематики. Сущность взглядов Ламарка, его эволюционная теория. | Характеризуют основные заслуги и ошибочные взгляды К.Линнея и Ж.Б. Ламарка | § 37 Поготовить сообщения | 1 | ||
46 | Основные положения теории Ч.Дарвина. | ку | Основные положения теории Ч.Дарвина. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция». Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж.Б.Ламарка и основные положения учения Ч.Дарвина. Готовят сообщения или презентации о Ч.Дарвине. | § 37 | 1 | ||
47 | Популяция как элементарная единица эволюции | уинт | Популяционная генетика. Изменчивость генофонда. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «популяционная генетика», «изменчивость генофонда».называют причины изменчивости генофонда. Приводят примеры, доказывающие приспособительный характер изменений генофонда. Обсуждают проблемы движущих сил эволюции с позиций современной биологии. | §38 | 1 | ||
48 | Борьба за существование | ку | Борьба за существование. Формы борьбы за существование. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «борьба за существование», «формы борьбы за существование». Характеризуют формы борьбы за существование. Приводят примеры их проявления в природе. | § 39 | 1 | ||
49 | Естественный отбор | ку | Естественный отбор. Формы естественного отбора. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «естественный отбор», «формы естественного отбора». Характеризуют формы естественного отбора. Приводят примеры их проявления в природе. | § 39 | 1 | ||
50 | Видообразование | ку | Понятие о микроэволюции. Изоляция. Геогафическое и экологическое видообразование. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэволюция», «изоляция», «географическое и экологическое видообразование». Характеризуют механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника. | § 40 | 1 | ||
51 | Макроэволюция | ку | Понятие о макроэволюции. Направления макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «макроэволюция», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация», «биологический прогресс», «биологический регресс». Характеризуют главные направления эволюции. Сравнивают микро и макро эволюции. | § 41 | 1 | ||
Раздел 5. Экосистемный уровень | (6 ч) | |||||||
52 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | уинт | Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. биогеоценоз | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество, или биоценоз», «экосистема», « биогеоценоз». Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня. Характеризуют аквариум как искусственную экосистему | § 42 | 1 | ||
53 | Состав и структура сообщества | ку | Видовое разнообразие. Морфологическая и пространственная структура сообщества. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Жизненные формы. Трофический уровень. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообществ. Анализируют структуру биотических сообществ по схеме | § 43 | 1 | ||
54 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме | ку | Типы биотических взаимоотношений. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях | § 44 | 1 | ||
55 | Потоки веществ и энергии в экосистеме | уинт | Потоки веществ и энергии в экосистеме. Пирамиды численности и биомассы | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. | § 45 | 1 | ||
56 | Саморазвитие экосистемы Смена биогеоценоз | ку | Экологическая сукцессия. Равновесие. Первичная и вторичная сукцессия. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют процессы саморазвития экосистемы. Сравнивают первичную и вторичную сукцессии. | § 46 | |||
57 | Обобщающий урок - экскурсия | Экскурсия в биогеоценоз | 1 | |||||
Раздел 6. Биосферный уровень | (10 ч) | |||||||
58 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | уинт | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: биосферы», структура биосферы, свойства биосферы. Уметь характеризовать живое, биокосное вещество биосферы; объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; | § 47 | 1 | ||
59 | Круговорот веществ в биосфере | круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Уметь описывать биохимические циклы воды, С, N, Р.; объяснять значение круговорота веществ в природе; характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах, роль живых организмов в жизни планеты и устойчивости биосферы. | § 48 | 1 | |||
60 | Эволюция биосферы | уинт | Эволюция биосферы. Живое вещество. Биогенное вещество. Биокосное вещество. Косное вещество. Экологический кризис | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют процессы раннего этапа эволюции биосферы. Устанавливают причинно-следственные связи между деятельностью и экологическими кризисами | § 49 | 1 | ||
61 | Гипотезы возникновения жизни | уинт | Гипотезы возникновения жизни. Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гипотеза», этапы развития жизни. Уметь характеризовать основные представления о возникновении жизни; объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни; высказывать свою точку зрения по вопросу возникновения жизни. | § 50 | 1 | ||
62 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современнее состояние проблемы | уинт | Развитие представлений о происхождении жизни. Современнее состояние проблемы | Характеризуют основные этапы возникновения и развития жизни на земле. Описывают положения основных гипотез возникновения жизни. Сравнивают гипотезы А.И. Опарина и Дж. Холдейна. | § 51 | 1 | ||
63 | Развитие жизни на земле. Эры древнейшей и древней жизни | ку | Развитие жизни на земле. Эры древнейшей и древней жизни | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: ароморфоз; приспособления растений и животных в протерозое. Пприводят примеры растений и животных протерозоя и палеозоя. Причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. | § 52 | 1 | ||
64 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | ку | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | Приводят примеры растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое. Ароморфозы растений и животных в мезозое и кайнозое. Примеры идиоадаптаций. Причины процветания отдельных групп животных и растений и причины их вымирания; причины заселения динозаврами различных сред жизни; выделять факторы, которые в наибольшей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов | § 53 | 1 | ||
65 | Антропогенное воздействие на биосферу | ку | Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера. Природные ресурсы | Знают роль человека в биосфере факторы вызывающие экологический кризис; антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Высказывают предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы; предлагать пути преодоления экологического кризиса; анализировать и оценивать: последствия деятельности человека и экосистемах; объяснять необходимость защиты окружающей среды; использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. | § 54 | 1 | ||
66 | Основы рационального природопользования | ку | Основы рационального природопользования. Общество одноразового потребления. | современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализируют и оценивают последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; прогнозировать последствия экологических проблем; предлагать пути решения глобальных экологических проблем | § 55 | 1 | ||
67 | Обобщающий урок - конференция | Урок - конференция | Знают основные понятия тем Умеют применять на практике полученные знания. | 1 | ||||
68-70 | Резервное время – 3 ч |
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Биология. Введение в общую биологию» для учащихся 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2004). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева - М: Дрофа, 2013 г.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов Биология. Введение в общую биологию 9 класс – М.: Дрофа, 2014.- 288 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов Биология. Введение в общую биологию 9 класс; Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Введение в общую биологию 9 класс. – М.: Дрофа, 2016. – 118 с.
Структура программы
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; основное содержание курса с перечнем разделов; тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы, перечнем лабораторных работ и определением основных видов учебной деятельности школьников; требованием к уровню подготовки; список литературы; нормы и критерии оценивания.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.
Общая характеристика предмета
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях ее организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Литература
1.Федеральный Государственный стандарт.
2.Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
3.Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.
4. В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов Биология. Введение в общую биологию 9 класс.– М.: Дрофа, 2014.- 288 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов Биология. Введение в общую биологию 9 класс; Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Введение в общую биологию 9 класс. – М.: Дрофа, 2016. – 118 с.
Дополнительная литература для учителя:
1) Биология. Введение в общую биологию 9 класс: Методическое пособие.- М.: Вента-Граф, 2005.
2) Лернер Г. И. ГИА - 2011. Биология: сборник заданий: 9 класс- М.: Эксимо, 2011.
3) Введение в общую биологию 9 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника/ авт-сост Е.Ю.Щелчкова. - Издательство «Учитель».
Содержание тем учебного курса
Биология. Введение в общую биологию. 9 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (3 ч)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация
Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- свойства живого;
- методы исследования в биологии;
- значение биологических знаний в современной жизни;
- профессии, связанные с биологией;
- уровни организации живой природы.
Раздел 1. Молекулярный уровень (11 ч)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
- представления о молекулярном уровне организации живого;
- особенности вирусов как неклеточных форм жизни;
Учащиеся должны уметь:
- проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.
Раздел 2. Клеточный уровень (12 ч)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модель-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения клетки;
- особенности строения клетки эукариот и прокариот;
- функции органоидов клетки;
- основные положения клеточной теории;
- химический состав клетки;
- клеточный уровень организации живого;
- строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
- обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;
- рост, развитие и жизненный цикл клеток;
- особенности митотического деления клетки.
Учащиеся должны уметь:
- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов.
Раздел 3. Организменный уровень (15 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- сущность биогенетического закона;
- мейоз;
- особенности индивидуального развития организма;
- основные закономерности передачи наследственной информации;
- закономерности изменчивости;
- основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
- особенности развития половых клеток.
Учащиеся должны уметь:
- описывать организменный уровень организации живого;
- раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
- характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (10 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция – элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида.
Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- критерии вида и его популяционную структуру;
- экологические факторы и условия среды;
- основные положения теории эволюции Ч.Дарвина;
- движущие силы эволюции;
- пути достижения биологического прогресса;
- популяционно-видовой уровень организации живого;
- развитие эволюционных представлений;
- синтетическую теорию эволюции.
Учащиеся должны уметь:
- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.
Экскурсия
Биогеоценоз.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- определение понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;
- структуру разных сообществ;
- процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой.
Учащиеся должны уметь:
- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;
- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.
Раздел 6. Биосферный уровень (10 ч)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия
В краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
- особенности антропогенного воздействия на биосферу;
- основы рационального природопользования;
- основные этапы развития жизни на Земле;
- взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
- круговороты веществ в биосфере;
- этапы эволюции биосферы;
- экологические кризисы;
- развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
- значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать биосферный уровень организации живого;
- рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
- приводить доказательства эволюции;
- демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
- классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
- самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
- при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
- применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
- демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Личностные результаты обучения
- Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
- осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступками действиям на благо природы;
- умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
- понимания значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- признания права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Резервное время – 3ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-602680-1425300722.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов
Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-710714-1472846248.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-440771-1411296571.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114925-1549781182.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-1114577-1569933441.jpg)
Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)
Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)...