Строение корня
методическая разработка по биологии (6 класс)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи урока:

—        Образовательные:

·        Сформировать у учащихся новые понятия –   зоны корня, зона роста , зона всасывания, зона деление.

·        Разъяснить особенности строения   и образования корневых систем.

·        Продолжать формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.

   Развивающие:

·        Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем.

·        Развивать навыки работы с биологическими терминами,   практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.

·         Анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.

·        Развивать творческое мышление и монологическую речь.

   Воспитательная:

·        Осуществлять сотрудничество в ходе  лабораторной работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка.

·        убедить в необходимости  изучения растений.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся знают выделяемые на продольном срезе зоны корня, особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией.

Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Основные понятия урока: главный корень, боковые, придаточные корни; стержневая и мочковатая корневые системы.

Деятельность учащихся: выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_kornya.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Строение корня

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи урока:

—        Образовательные:

        Сформировать у учащихся новые понятия –   зоны корня, зона роста , зона всасывания, зона деление.

        Разъяснить особенности строения   и образования корневых систем.

        Продолжать формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.

   Развивающие:

        Сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем.

        Развивать навыки работы с биологическими терминами,   практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.

         Анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.

        Развивать творческое мышление и монологическую речь.

   Воспитательная:

        Осуществлять сотрудничество в ходе  лабораторной работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка.

        убедить в необходимости  изучения растений.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся знают выделяемые на продольном срезе зоны корня, особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией.

Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Основные понятия урока: главный корень, боковые, придаточные корни; стержневая и мочковатая корневые системы.

Деятельность учащихся: выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

План работы

Этап I организационный (2мин)

Содержание этапа

 Приветствие учителя и организация рабочего места обучающимися

Деятельность обучающихся

Организация рабочего места и настрой на учебную деятельность

Деятельность учителя

Приветствие и наблюдение за учащимися

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Подготовить рабочее место к работе, настроившись на учебную деятельность

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организовывать себя на предстоящую работу; выполнять НОТ школьника

Этап II Проверка домашнего задания (5 мин)

Содержание этапа

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы

Деятельность учителя

Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

  1. Что такое корень?
  2. Какие виды корней вы  знаете?
  3. Какие типы корней мы на прошлом уроке изучали?

Планируемые результаты

Знают что такое корень, типы корневых систем.

Дают определение биологическим терминам;

 Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

Этап III актуализация знаний (5 мин)

Содержание этапа

Актуализация опорных знаний и умений.

Деятельность обучающихся

Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.

Деятельность учителя

Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Мы с вами уже знаем немного о корне. Ведь знания помогают нам правильно выращивать растения. Каждому из нас приходится заниматься растениями, и каждый должен знать, что сила растения кроется в корне. Имея ещё более глубокие знания о корне, мы сможем более эффективно ухаживать за ними.

 Что мы ещё недостаточно хорошо знаем о корне?

Какие новые сведения о корне мы можем получить на уроке?

Планируемые результаты

знает строение корня, значения корневой системы

Умеет планировать свои действия.

 

 Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

Этап IV  Усвоение новых знаний (10 мин)

Содержание этапа

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материал

Заполняют таблицу

Деятельность учителя

Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

  1. Зоны (участки) корня. Взаимосвязь строения клеток зоны с выполняемой функцией. (Объяснение учителя с элементами беседы. Демонстрация таблицы и рисунков 7—9 учебника.)
  2. Лабораторная работа «Корневой чехлик и корневые волоски». (Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 18 учебника и оформляется в рабочей тетради (задания 11 и 12).)

Зоны корня

Ткани

Особенности строения клеток

Функции

1. Корневой чехлик

Покровная

Клетки мелкие с толстой оболочкой

Защита от повреждения

2. Зона деления

Образовательная

Клетки мелкие с тонкой оболочкой

Рост корня

3. Зона растяжения

Образовательная

Вытянутые клетки с тонкой оболочкой

Рост корня

4. Зона всасывания

Всасывающая

Корневой волосок

Всасывание растворенных веществ

5. Зона проведения

Проводящая

Клетки вытянутые (сосуды, ситовидные трубки)

Перемещение веществ

Все зоны

Механическая

Клетки с толстой оболочкой

Опора органа

Планируемые результаты

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Знают из каких зон состоит корень.

Умеют различать зоны корневой системы

давать определения биологическим терминам;.

 Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

Этап V Закрепление изученного материала (5 мин)

Содержание этапа

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

Деятельность обучающихся

Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя

Деятельность учителя

Постановка вопросов. Помощь, при формулировке ответов на них.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Попробуем вместе ответить на несколько вопросов. Не забывайте оценивать свою работу.

  1.  Сколько всего зон имеет корень? Назовите их.
  2. Сколько разных видов тканей входит в состав корня? Назовите и покажите по таблице.
  3. Дайте определение ткани. Каких тканей нет в корне?
  4. Почему растения при пересадке болеют?
  5. У семени фасоли, которое проращивалось на свету, части побега вскоре стали зелёными, корень сохранил свою первоначальную окраску. Почему так произошло? Выскажите свои предположения.

Физкультминутка

Планируемые результаты

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Знают строения корня

Умеют различать зоны корневой системы;

давать определения биологическим терминам;

 Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия

Этап VI Контроль (10 мин)

Содержание этапа

Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры.

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы учителя

Самостоятельно заполняют  предложенную таблицу, используя текст учебника.

Деятельность учителя

Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Что мы узнали?

  • Корень имеет несколько зон, выполняющих несколько функций.
  • Функции корня зависят от клеток корня.

Планируемые результаты

самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации.

Знать: строение корневой системы

Уметь: различать зоны корневой системы; работать с предложенными таблицами и схемами.

 Познавательные:

заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

классифицировать методы изучения живой природы.

Регулятивные: прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

Этап VII Рефлексия (2 мин)

Содержание этапа

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Деятельность обучающихся

Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.

Деятельность учителя

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»

Планируемые результаты

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества.

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

Этап VIII Домашнее задание (по выбору учащихся) (1 мин)

Содержание этапа

Деятельность обучающихся

Фиксируют домашнее задание.

Деятельность учителя

Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Вот несколько вариантов домашнего задания, каждый из вас выбирает один из них и выполняет его.

1.        Параграф 3 учебника В.В. Пасечник (стр.12-15)-выучить параграф и уметь кратко пересказать самые главные пункты;

2.        Ответить на вопросы в конце параграфа-письменно, в рабочей тетради;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."

При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...

Презентация «Корень. Внешнее и внутреннее строение корня»

Данная презентация может быть использована как сопроводительный материал к уроку "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."...

внешнее и внутреннее строение корня

Презентация к уроку  корень. Может использоваться для объяснения нового материала или изучения учащимся темы самостоятельно. (Расчитана на програму по биологии 1 час в неделю)...

Презентация "Строение корня. Корневые системы"

Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Корень. Строения корня" биология 6 класс....

Открытый урок "Внешнее строение корня. Виды корней"

Открытый урок для учителей. Используются элементы теории критического мишления. Для получения сертификата...

урок биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.Значение корней и их многообразие"

презентация к уроку биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня"....

план-конспект урока биологии на тему "Строение корня. виды корней"

Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Строение корня. виды корней и типы корневых систем"...