Формирование УУД на уроках биологии
план-конспект урока по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В этой работе освещается информация о различных способах выработки УУД на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_biologii.docx77.65 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС ООО  И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
        Развитие   Биологического образования зависит от развития образования в целом и определяется требованиями к школе, которые предъявляет к нему государство с учетом социально-экономических условий на определенном этапе.
        
Биологические знания составляют основу формирования экологической, гигиенической и генетической грамотности, обеспечивающей адекватное поведение в окружающей среде, сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих.  Биологическая грамотность в ХХI в. становится социально необходимой.

Компоненты стандарта:  требования к структуре программ, к результатам освоения,  к условиям их реализации. 
        ФГОС является надпредметным,
не содержащим конкретного биологического содержания. Он нацелен на решение таких важнейших задач, как формирование ведущей деятельности обучающихся и универсальных учебных действий (УУД), что отражено в формулировке целей и требований к результатам обучения.

        Государство должно бы гарантировать необходимое материальное обеспечение учебного процесса, чтобы можно было ставить эксперименты, проводить проектную и исследовательскую деятельность, осуществлять тесную связь обучения с практикой, активизировать познавательную деятельность с учетом своих индивидуальных способностей.
Важно  отражение в содержании в программе  
личностных, метапредметных и предметных результатов; определение УУД; сочетание репродуктивной и исследовательской, поисковой и творческой деятельности обучаемого; использование  элементов проблемности, поиска, исследования.
        К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
        Личностные результаты по биологии включают: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий; реализацию установок ЗОЖ; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Сегодня – это отказ от понимания образования как получения готового знания. 

На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, в построении личной карьеры. Основу ФГОС составляет системно-деятельностный подход, позволяющий сформулировать портрет выпускника основной школы, который:

- планирует, контролирует и оценивает свою деятельность;
- проявляет устойчивый познавательный интерес, обладает адекватной самооценкой;
- умеет работать в группе и индивидуально, самостоятельно разрешает конфликты со сверстниками;
- умеет действовать с ориентацией на другую позицию, с учетом разных мнений;
- осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни, оценивает свой вклад в реализацию норм экологической культуры.

        В формировании этих качеств участвуют все учителя, в том числе и биологии. Но личностные характеристики и ценностные ориентации  не подлежат измерению и оценке с помощью измерителей. К тому же ни научного, ни методического обеспечения для этого на сегодняшний день нет. Но проблема формирования личностных качеств учащихся связана с формированием умения учиться, остается чрезвычайно актуальной и нуждается в решении. Это самая позитивная часть стандарта. В этом и состоит в наибольшей степени новизна и перспективность ФГОС.

        К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (УУД), применимые на уроках и в реальных жизненных ситуациях при решении познавательных или практических задач в различных областях человеческой деятельности.

Результаты обучения – показатель общего развития обучаемого, его достижений, выходящих за рамки содержания конкретного предмета.
        Компетентностные результаты по биологии подробно представлены в примерной программе и формируются путем освоения содержания курса биологии основной школы. К ним относят:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения:

 видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умения
работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
         Обучаемый может хорошо знать, как правильно вести себя в природе, как правильно вести себя по отношению к своему здоровью, но проверить, соблюдает ли он эти правила в жизни, мы не можем. Поэтому эти результаты в примерной программе сформулированы так, чтобы некоторые из них можно было проверить с помощью специально подобранных заданий — измерителей: приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ, сердечно-сосудистых, легочных и других заболеваний, осанки, работы различных систем органов, стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции, заболеваний, вызываемых вирусами, бактериями, грибами, растениями и животными.
        О необходимости включения в контроль метапредметных результатов свидетельствуют данные международных исследований TIMSS и PISA, где оценивается способность выпускников школы применять полученные знания и умения в личностно и социально значимых ситуациях, выходящих за пределы чисто учебных. По естественно-научной грамотности наши учащиеся занимают низкие места. Они лучше выполняют задания, проверяющие конкретные знания и плохо справляются с практико-ориентированными заданиями, требующими применения знаний в повседневной жизни, в новых нестандартных ситуациях.
Сильные стороны российского образования — высокий уровень знаний основ наук — не могли проявиться в данном исследовании, так как оно недостаточно ориентировано на личностные и метапредметные результаты.
        В ФГОС основного образования
предметные результаты представлены в более обобщенной форме и сгруппированы в соответствии с основными сферами развития личности и соответствующих видов деятельности. Это результаты в познавательной сфере, ценностно-ориентационной сфере, сфере трудовой деятельности, физической деятельности и эстетической сфере.
        Предметные требования по биологии в данной статье не рассматриваются. Они включены в полном объеме в примерную программу и приводятся в статье С.В.Суматохина «О разработке содержания школьного биологического образования».  К особенностям стандарта второго поколения следует отнести его ориентацию
на деятельностную сторону обучения, на формирование универсальных учебных действий (УУД) своего рода «кирпичиков», из которых строится любая учебная деятельность.
        Универсальное учебное действие
(УУД) — это главная составляющая любого умения, совокупность способов, приемов, которыми пользуется обучаемый которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность обучаемого к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
        Универсальность означает независимость от конкретного предметного содержания и проявляется в том, что УУД носят межпредметный характер, способствуют общекультурному развитию личности, обеспечивают преемственность всех компонентов образовательного процесса, составляют основу организации и регуляции любой деятельности учащихся независимо от ее предметного содержания.
        Без сформированности УУД нельзя развить способность субъекта к самообучению, к саморазвитию, т.е. сформировать его умение учиться.
        В стандарте второго поколения заложены следующие универсальные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

  1. Личностные — то, что характеризует ученика, его способность учиться, способность к познавательной деятельности, любознательность и др. Это внутренняя позиция школьника.
    2. К регулятивным универсальным действиям относят: осуществление действий по образцу и по заданным правилам, т.е. самостоятельно; нахождение ошибки и умение ее исправить, контроль собственной деятельности и ее адекватная оценка.
    3. Особое место занимают познавательные универсальные действия — это общеучебные действия. Они перекликаются с регулятивными, с личностными: формулирование цели, постановка перед собой цели, поиск и анализ информации из разных источников, моделирование, структурирование знаний, 4.Коммуникативные умения, которые проявляются и в диалоге, и в письменных высказываниях. Это и оценка своих действий, это и смысловое мотивированное чтение, формулирование проблемы.
            Универсальные учебные умения
    нельзя сформировать только репродуктивной деятельностью. Для этого нужна, прежде всего, поисковая деятельность, где есть анализ, сравнение, обобщение, диалог, ну и конечно это исследовательская и творческая деятельность.
            Формирование универсальных учебных действий должно объединить все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Понятно, что вне предмета УУД не сформируешь. Поэтому понимая их общий характер, в каждом предмете на конкретном содержании следует реализовывать программу формирования УУД, заложенную в стандарте П поколения.
            Содержание биологического образования на современном этапе определяется уровнем развития биологической науки, ее достижениями. Биология как отрасль научного знания остается достаточно стабильной.  Школьный курс биологии, учитывая общепризнанные достижения биологической науки, отбирает учебный материал, систематизирует и методически объединяет его в целостную систему учебного содержания, адаптирует применительно к возрастным и психологическим особенностям учащихся.
  2. Главное внимание в содержании школьного биологического образования обращается на основы наук, которые составляют базу формирования научного мировоззрения, экологической, генетической, гигиенической грамотности учащихся.
            Изложение биологических знаний на разных этапах обучения осуществляется с учетом принципа доступности, в соответствии с которым в школе изучается
    не наука, как таковая, а основы наук, т.е. знания, которые отличаются от знаний, зафиксированных в самой науке по глубине, объему, но соответствуют им по содержанию и характеру связей между элементами знаний.
            Включение в содержание школьного биологического образования теоретических знаний способствует формированию системных знаний, поскольку теории в школьном курсе выполняют те же функции, что и в научном познании.
    Одна из главных функций теории — объяснительная. Во всех школьных учебниках, прошедших экспертизу в 2011г., реализуется принцип научности. С самого начала изложения материала в учебниках используются научные понятия  ядерные (эукариоты), доядерные (прокариоты), авто- и гетеротрофные организмы, нейрогуморальная регуляция, движущие силы эволюции и др. Учебники не содержат ни фактических ошибок, ни каких-либо домыслов, неверной информации.
            Кроме того, экспертиза учебников выявила и другие
    особенности, отражающие тенденции современной науки о жизни и требования ФГОС: усиление внимания к функциональному подходу при изучении строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы; изучение многообразия органического мира с позиций современной систематики, рассмотрение каждого таксона с нескольких сторон: как систематическая категория, как этап эволюции, место и роль в экосистеме, значение в природе и жизни человека.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Биология»

Тема

Птицы

Цель темы

Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование  системно-деятельностного подхода

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1.Описывать особенности внешнего и внутреннего строения птиц, выявлять прогрессивные признаки в строении систем органов.

2.Определять и классифицировать представителей птиц. Устанавливать взаимосвязь  строения и размножения птиц с условиями их обитания.

Основные понятия

Систематика, строение скелета, кровеносная система, среднее ухо, плечевой пояс, тазовый пояс, двойное дыхание, легкие, размножение и развитие, признаки приспособленности к среде обитания.

Личностные: 

  1. Принятие социальной роли обучающегося.
  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 Регулятивные: 

  1. Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.
  2. Умение планировать и регулировать свою деятельность.
  3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
  5. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление  основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 Познавательные: 

  1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.
  2. Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.
  3. Смысловое чтение.

Коммуникативные: 

1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

3. Использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии птиц.

4. Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География.  Экология. Биология.

Парная.  Групповая. Фронтальная.

Учебник. Рабочая тетрадь. Интерактивная доска. Компьютер, диски. Дополнительная литература: книга для чтения, энциклопедии, справочники. Мел. Доска. Таблицы.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология»

 является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).

Технологическая карта изучения темы.

"Виды УУД и их характеристика"

УУД

Характеристика

Регулятивные УУД

Целеполагание

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно

Планирование

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий

Прогнозирование

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Контроль

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Оценка

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Волевая саморегуляция

Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Познавательные УУД

Моделирование: замещение, кодирование, декодирование

Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (в пространственно-графическую или знаково-символическую)

Преобразование модели

Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре

Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации

Понимание

Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Постановка вопросов

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Разрешение конфликтов

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Управление поведением партнера

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

КОНСТРУКТОР ЗАДАЧ  (Л.С. ИЛЮШИН)

Ознаком-ление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и

обоснуйте…

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяю-щий…

23.Проанализируйте

структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план,

позволяющий (пре-

пятствующий)…

37.Определите, какое

из решений является оптимальным для…

3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяющий…

38.Оцените значимость…

для...

4.Расположите в определён-

ном

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме

текста…

12.Прокомментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предложите новую

(свою)

классификацию…

40.Выскажите критические

суждения

о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформу-

лируйте) идею о том, что…

20.Проведите презентацию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите

возможный

(наиболее

вероятный)

сценарий

развития…

41.Оцените возмо-жности…

для…

7.Прочитайте самостоятельно…

14.Приведите пример того, что  (как, где)…

21.Рассчитайте на основании данных о…

28.Выявите принципы, лежащие в основе…

35.Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42.Проведите экспертизу состояния…

   «Цель обучения ребенка состоит в том,  чтобы сделать

                                         его способным   развиваться дальше без помощи учителя»  Элберт Хаббарт

        В основе ФГОСов основного общего образования – системно-деятельностный подход, который предполагает:

- признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания.

УУД делят на: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Условия развития УУД:

Необходимо исключить

Нужно стремиться

Цель обучения

Передача готовых знаний

Развитие умений по применению знаний

Содержание

Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания

Учитель – режиссер. Ученик сам открывает знания через содержание УМК

Методика

Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей

Продуктивные знания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

        На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. По сути, происходит переход:

- от обучения как преподавания системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений;

- от освоения отдельных предметов к полидисциплинарному (межпредметному)  изучению сложных жизненных ситуаций.

        Важнейшей задачей школы и каждого педагога является повышение качества обучения и воспитания, а также познавательного интереса у учащихся. Особенно это важно на уроках по темам, где материал излагается по одному алгоритму, изменяется лишь содержание.  Это снижает интерес и качество усвоения материала. Даже самые интересные уроки, в которых используется прекрасный иллюстрационный материал, но проводимые по одной схеме будут эмоционально утомительны. Использование проектных и исследовательских  методов позволяет решить эти проблемы.

        Проектные и исследовательские методы в первую очередь связаны с реализацией деятельностного содержания образования, когда предметом освоения становится не просто «базовый объем» знаний, а способы и средства деятельности и стоящая за ним культура проектирования и исследования. Сегодняшний выпускник школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум.

        Метод учебного проекта – это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Метод учебных проектов подразумевает:

- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;

- выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование;

- социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.

Учебные проекты классифицируют на:

По направленности:

- исследовательские, информационные, творческие и др;

- групповые или индивидуальные;

- монопроекты или межпредметные;

По продолжительности:

- мини, краткосрочные и долгосрочные

«Органы чувств».

План. Учащиеся делятся по желанию на группы по 4-5 человек. Каждая группа выбирает задание представить один из органов чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, тактильные ощущения. Учащиеся распределяют роли в группе по поиску, оформлению, презентации материала, выбирают руководителя проекта. Результатом работы группы должен быть самостоятельно проведенный урок, где новый материал представлен в виде презентации. Группа проверяет усвоение материала другими учениками класса, ставит оценки. По излагаемой теме создается памятка или инструкция по сохранению здоровья, которая публикуется для всех учеников класса или школы. Приветствуется использование художественных средств. Руководитель группы оценивает работу каждого члена группы, а группы оценивают работу друг друга по следующим критериям:

- содержание материала, полнота изложения;

- дизайн презентации;

- представление и защита проекта, использование творческих приемов.

По итогам взаимооценки выбирается самая творческая и успешная группа. Взаимооценка групп придает элемент соревновательности, что значительно повышает мотивацию учеников на работу по мини-проекту.

Педагог участвует в роли консультанта в самостоятельной работе учащихся над проектом, проверяет правильность подобранного для контроля знаний материала.

Для работы по проекту предлагается памятка:

Как представить проект по теме «Органы чувств»

1

Найти информацию по теме в учебнике, Интернете, дополнительной литературе

2

Составить презентацию для объяснения материала другим учащимся (шрифт текста не менее 20 кегль, цвет шрифта черный, иллюстрации 1/2  экрана). Включить материал по плану:

- строение органа чувств;

-функции анализатора,

- нарушения и заболевания данного органа,

- меры профилактики (памятка)

3

Подготовить задания для проверки усвоения материала учениками, используя тесты для подготовки к ГИА и ЕГЭ

4

Руководителю группы оценить работу каждого участника, соответственно вкладу в работу по проекту

Каждый ученик может выбрать себе форму участия по интересам, где он может быть более успешен. Знатоки компьютера создают презентации, любители Интернета ищут информацию, артистичные ребята выступают на защите  презентации. Урок, который идет с позитивным настроем, приносит радость учащимся и удовлетворение учителю.

В процессе работы над проектом формируются следующие УУД:

 Коммуникативные:

- планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнерами;

- строить речевые высказывания и ставить вопросы;

Личностные:

- различать виды ответственности внутри своей учебной работы;

- осваивать новые виды деятельности;

Регулятивные:

Умение ставить цель, определять задачу, соотносить поставленную цель и условия ее достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные:

- добывать, перерабатывать и представлять информацию;

- оформлять результаты исследования и представлять их;

- осознавать познавательную задачу.

        Таким образом, за время урока удается комплексно развивать различные универсальные умения, причем поддерживая устойчивый интерес к предмету изучения за счет различной его презентации и элемента соревновательности между группами. Подобный метод можно применять и на уроках изучения других тем, это может быть основой для организации работы в различных классах.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Формирование познавательных УУД 5 класс 

«Бактерии: строение и жизнедеятельность"

Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.  Н. Рерих

Системно-деятельностный подход,  позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования УУД, которыми должны овладеть учащиеся.

Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли.

Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение.

Для жизнедеятельности человека важно не наличие багажа всего усвоенного, а возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а деятельностные качества. “научить учиться”.

Термин “универсальные учебные действия” (УУД):

  • в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
  • в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Познавательные действия включают общеучебные и логические УУД.

Общеучебные универсальные действия включают:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). Номенклатура логических действий включает:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
  • анализ - выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
  • классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  • обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  • вывод следствий;
  • установление аналогий.

Приёмы формирования познавательных УУД.

В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых - формулирование цели. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.

Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - Интернет и печатные источники. Существуют три основных способа поиска информации в Интернете.

По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника: 

  • найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;
  • уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);
  • поставь вопросы к данному абзацу;
  • составь суждение по тексту параграфа...;
  • выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
  • расскажи по опорным словам (разверни информацию);
  • заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;
  • создай таблицу (сверни информацию) по ...;
  • составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);
  • составь набор понятий темы...;
  • составь предложения по теме ..., используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;
  • зашифруй понятия темы ... в символы, систему или последовательность символов;
  • составь разные предложения с одним и тем же понятием ....

Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.

Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы.

Алгоритм составления схемы:

  • Запишите тему, выделите ключевые слова.
  • Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
  • Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
  • Приведите примеры.

Задания для диагностики и формирования познавательных УУД:

“найди отличия”; “на что похоже?”; поиск лишнего; “лабиринты”; “логические цепочки”; хитроумные решения; составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта; работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.) составление и распознавание диаграмм; работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

Формирование познавательных УУД на разных этапах урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?

Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?

Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?

Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?

УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

2. Формулирование темы урока, постановка цели

В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.

  • Что же это за существа?
  • Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?
  • Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?
  • Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

3. Изучение нового материала 

  • Рассмотрите микропрепараты клетки растений и клетки бактерии. Сравните клетки растений и бактерий. В чем их отличие?
  • Найдите определение в учебнике, как называются клетки, в которых отсутствует ядро?
  • Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?

УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.

На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).

Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер:

http://festival.1september.ru/articles/632374/img2.gif

УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму

В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий

В 1 г воды – 6 тысяч бактерий

Почему их так много?

Демонстрация ресурса “Размножение бактерий”

Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий.

УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.

Задание: прочитайте 2 абзац на стр. 41 и подумайте:

Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ?

Откуда получают органические вещества остальные бактерии?

Как называются эти бактерии?

Закончите схему:

http://festival.1september.ru/articles/632374/img1.gif

УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. 

Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях

В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но, как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия.

Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий? 

Анимация “Спорообразование у бактерий”

Сделайт

е вывод о значении спор в жизни бактерий и запишите его в тетрадь.

УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.

4. Контролирующее задание.

Задание: закончите предложения, используя текст параграфа. 

  1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что...
  2. Бактерии, имеющие округлую форму называются...
  3. Клетки, в которых отсутствует ядро...
  4. Бактерии размножаются путем...
  5. Бациллами называют бактерии, у которых...
  6. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических...

Соотнести определения с изученными терминами и понятиями:

А) автотрофы Б) гетеротрофы В) сапротрофы Г) паразиты Д) цианобактерии

Е) аэробы Ж) анаэробы З) прокариоты И) эукариоты К) фотосинтез


1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород

3) Организмы, в клетках которых присутствует ядро

4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ

5) Бактерии, способные к фотосинтезу

6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности.

7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества

8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала.

9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред

10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.

УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я...

2) Больше всего мне понравилось...

3)  Самым интересным сегодня на уроке было...

4)  Самым сложным для меня сегодня было...

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял...

7) Сегодня я научился...

8) Сегодня я задумался....

9) Сегодняшний урок показал мне

10)  На будущее мне надо иметь в виду

В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:

В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях .Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него .Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

        В блок регулятивных УУД  входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование ,  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  составление плана и последовательности действий; прогнозирование   предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;  оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.                                                                        

В блоке познавательных УУД выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания ; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной  информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.) Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия : анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения,   классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.                                                                                                              

   В блоке   коммуникативных УУД  выделяют социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.  

Задания для диагностики и формирования УУД

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

–  участие в проектах;– подведение итогов урока;– творческие задания;– самооценка события, происшествия;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

 – «Найди отличия» (можно задать их количество);– Поиск лишнего– Упорядочивание– «Цепочки»– Составление схем-опор– Работа с разного вида таблицами– Составление и распознавание диаграмм

    Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

– «Преднамеренные ошибки»– Поиск информации в предложенных источниках– Взаимоконтроль– «Ищу ошибки»

     Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:                                                                      

   – работа в группах

  – составь задание партнеру;– отзыв на работу товарища;– групповая работа по составлению кроссворда;

         Приёмы формирования познавательных логических универсальных учебных действий. В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные приемы.

         Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Рассмотрим   несколько примеров:                                                                                                                   

  6класс           1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных. А – в семени две семядоли  Б – в семени одна семядоля В – корневая система стержневая Г – корневая система мочковатая Д – жилкование листьев сетчатое Е – жилкование листьев параллельное Ж – запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме З – запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.                                                                                            

   9класс           2. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ. А – дождевой червь Е - клевер Б – заяц-беляк     Ж – голубь В – мукор З – бактерии Г – волк  И – хламидомонада Д – пшеница                        

    9класс            3. Найдите соответствие: А – Неклеточные формы  Б – Прокариоты В – Эукариоты                  1. Простейшие 2. Цианобактерии 3. Вирусы 4. Бактерии 5.Грибы 6. Животные 7. Растения 8.Фаги.                                                                                                                        

Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.                         Рассмотрим несколько примеров                                                                                                    

6класс: Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.

8класс: Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий) кровь – кость, фибриноген – гемоглобин, ДНК – РНК, митохондрии – рибосомы

6класс: Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка, семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.

      Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Рассмотрим несколько примеров

 9класс. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.  

b) Целлюлоза – глюкоза = белок - ?

a. А – нуклеотиды В – аминокислота

b. Б – глицерин Г – липид

c. Д – углевод

Подобные вопросы побуждают ученика к классификации объектов по различным основаниям.

        Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить. Как сравнивать объекты?   Для этого необходимо

1. Определить объекты сравнения.

2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3. Найти общие черты.

4. Найти черты отличия.

5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

  Рассмотрим несколько примеров

  1. Работа с рисунками

9класс: Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении

6класс: Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие?

 9класс: В чем сходство и различие митоза и мейоза?

Умение заполнения таблиц 8класс

Название анализаторов

Функции

Части анализатора

Воспринимающие раздражение

Проводящие возбуждение

Различающие раздражение

Умение составление  схемы 5класс

 Умение составлением тематических  синквейнов,

Текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:

1 строка – 1 существительное (тема), 2 строка – 2 прилагательных (описание темы ), 3 строка – 3 глагола (описание действий), 4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).

Приёмы формирования личностных универсальных учебных действий

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования. Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию. Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся

1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.  

3. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. (рисунки, видео)

4. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим несколько примеров:

 Выдвижение проблемного вопроса

9класс  Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?

 Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого

9класс: Как вы объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»?

 Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту

  9класс: Приспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют: а) как результат создания видов творцом (К.Линней); б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк); в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему?

 Сообщение парадоксального факта

 6класс: Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение воды – массовое размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?»

Выполнение творческих заданий

 9класс: Подготовка и защита творческих работ по теме: Экологические кризисы (в виде презентаций, сообщений ,рисунков.) Бионика.

9класс: Подготовка теста по теме: Размножение и индивидуальное развитие организмов: 1задание:  3 вопроса с выбором  одного правильного ответа.

                  2задание:   из 6 утверждений выбрать три верных.

                   3задание:  на соответствие

Приемы формирования коммуникативных универсальных  учебных действий.  Одной из форм формирования коммуникативных универсальных  учебных действий работа учеников в группе  она помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми. Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, например по 3—6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности. Во время работы учеников по группам учитель может      быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, а также наблюдателем.  Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы,   которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами: внимательно выслушать ответ товарища, обратить внимание на логику   изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными примерами, обоснование оценки ответа. Учитель также объясняет, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все за и против при обсуждении идей других участников.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

"Виды УУД и их характеристика"

УУД

Характеристика

Регулятивные УУД

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Волевая саморегуляция

Познавательные УУД

Моделирование: замещение, кодирование, декодирование

Преобразование модели

Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре

Понимание

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Управление поведением партнера

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятий на уроках биологии

Чтобы научится формировать понятия на уроках биологии можно использовать следующие методы и приёмы....

Формирование УУД на уроках биологии.

Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии возможно только в условиях развивающего обучения и воспитания. В связи с этим можно выделить следующие аспекты успешного урока биол...

формирование ууд на уроках биологии

В сообщении предлагаются  различные формы организации учебной деятельности ,направленные на формирование личностных,ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫЙ УНИ/ВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ...

Формирование УУД на уроках биологии

Работа по ФГОС нового поколения на уроках биологии. Научить детей учиться....

Способы формирования УУД на уроках биологии

Формирование универсальных учебных действий....