Внеклассное мероприятие «Отчего вымерли мамонты?» (для обучающихся 9-11 классов)
классный час по биологии (9, 10, 11 класс)

Голубева Инна Валентиновна

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся старших классов и может быть проведено на классном часе по экологическому воспитанию или как тематическое в рамках предметной недели биологии, химии, географии, а также в качестве занятия по внеурочной деятельности. Мероприятие актуально в настоящее время, так как каждый человек, должен быть экологически образован и экологически культурен. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Овгортская школа-интернат среднего общего образования»

Шурышкарский район

 Ямало-Ненецкий автономный округ

Внеклассное мероприятие

«Отчего вымерли мамонты?»

(для обучающихся 9-11 классов)

Учитель биологии  и химии:

Голубева Инна Валентиновна

с. Овгорт

2018г.

Описание материала: Внеклассное мероприятие разработано для учащихся старших классов и может быть проведено на классном часе по экологическому воспитанию или как тематическое в рамках предметной недели биологии, химии, географии, а также в качестве занятия по внеурочной деятельности. Мероприятие актуально в настоящее время, так как каждый человек, должен быть экологически образован и экологически культурен. 
Возрастная категория участников: учащиеся 9-11 классов.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения: интерактивная беседа.

Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления, развитие познавательных способностей, устной и письменной речи. 

Задачи: 
- познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
- способствовать воспитанию любви к родной природе; 

- пополнение знаний учащихся по экологии, палеобиологии. 

Предварительная подготовка:

-проведение в классах конкурса рисунков на тему «Мамонты»;
-подбор видео- и аудио-материалов,

-подготовка учащимися кратких сообщений об одной из экологических проблем;
- распределение материала между учащимися;

- составление презентации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки, рисунки учащихся, ситуационные задачи «Гипотезы «Отчего вымерли мамонты?», сигнальные карточки для заполнения учениками зеленого и красного цветов, картинки с изображением природы.

  Оформление кабинета: на доске выставка рисунков учащихся; прикрепить фотографии природы, сельские и городские  промышленные пейзажи; на доске записать тему и эпиграф к мероприятию.

Ресурсы: мультимедийная презентация, аудиозаписи, видеофильм А.Н. Тихонова «Загадки мамонтов».

План мероприятия

  1. Организационный момент. 

Вступительное слово учителя. 

II. Основная часть. 

1. Индивидуальные выступление учащихся по теме «Глобальные экологические проблемы».

2. Работа в микро-группах. Решение ситуационных задач по вопросу «Отчего вымерли мамонты?».

3. Просмотр фрагментов видеофильма «Загадки мамонтов», лекции заведующего Музеем мамонтов, кандидата биологических наук, зоолога А.Н. Тихонова.

III. Заключительная часть.

IV. Подведение итогов мероприятия (рефлексия).

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

(Звучит музыка Ариэля Рамиреса в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа, заставка «В мире животных»)

Вступительное слово учителя:  Добрый день! Сегодня наше мероприятие, посвящено  экологии. Экология… Мы часто слышим это слово. Что же оно означает? (Ответы детей). «Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука. Наука о жилищных условиях организмов. Соблюдать все её законы – это и есть экологическая культура. 

Печальную картину представляет собой жилище - заброшенный дом: стены в грязных подтёках, выбиты стёкла, сломаны двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами труб небо, варварски вырубленные леса, обмелевшие и загрязнённые реки и озёра, наступающие пустыни. А жить в таком жилище не только нам, сегодняшним, но и будущим жителям планеты - нашим потомкам.

Мы живем странно, неправильно. Охраняем ценное, а бесценное не охраняем. Если природе становится плохо, то непременно будет плохо и нам, людям. Современный мир стоит на пороге глобальной экологической катастрофы. А что же это такое, экологическая проблема? Давайте выясним.

Экологическая проблема — одна из глобальных проблем современности. Она тесно связана с вопросами ресурсодефицитности, экологической безопасности и экологического кризиса. Одним из путей разрешения экологической проблемы является путь «устойчивого развития», предложенный в качестве основной альтернативы развития человеческой цивилизации.

II. Основная часть 

1. Индивидуальные выступление учащихся по теме «Глобальные экологические проблемы».

Научно-технический прогресс поставил перед человечеством ряд новых, весьма сложных проблем, с которыми оно до этого не сталкивалось вовсе, или проблемы не были столь масштабными. Среди них особое место занимают отношения между человеком и окружающей средой. В XX столетии на природу легла нагрузка, вызванная 4-кратным ростом численности населения и 18-кратным увеличением объема мирового производства. Ученые утверждают, что примерно с 1960-1970-х гг. изменения окружающей среды под воздействием человека стали всемирными, т.е. затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называть глобальными. О наиболее актуальных среди них послушаем сообщения.

  1. Индивидуальные выступления учащихся  с подготовленными сообщениями по теме «Экологические проблемы современности»:
  • изменение климата Земли;
  • загрязнение воздушного бассейна;
  • разрушение озонового слоя;
  • истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана;
  • загрязнение земель, разрушение почвенного покрова;
  • оскудение биологического разнообразия и др.

2. Работа в микро-группах. Решение ситуационных задач по вопросу «Отчего вымерли мамонты?». Выступление представителей микро-групп по гипотезам о вымирании мамонтов.

Учитель: Как вы думаете, всегда ли были такие проблемы на Земле? (Ответы детей). Проведём экскурс в историю развития жизни на планете. Вам предстоит в группах обсудить экологическую проблему вымирания крупных млекопитающих – мамонтов.

Шерстистые мамонты - самые большие представители плейстоценовой мегафауны. Зачастую их рост в холке был больше 3,5 метров. Жили шерстистые мамонты на северной территории Евразии и Северной Америки с 300 по 8 тысяч лет до н.э. Вымирание мамонтов совпало с окончанием ледникового периода и произошло за относительно короткие сроки. В связи с этим ученые до сих пор пытаются выяснить, что же могло погубить таких, казалось бы, несокрушимых гигантов. На сегодняшний день существует несколько гипотез. Каждая группа в течение 2-3 минут знакомится с одной из них и выступает перед аудиторией (приложение 1).

3. Просмотр фрагментов видеофильма «Загадки мамонтов».

        Учитель: Что думают ученые по этому вопросу? Предлагаю посмотреть фрагменты лекции «Загадки мамонтов», заведующего Музеем мамонтов, кандидата биологических наук, зоолога А.Н. Тихонова, который является заместителем директора Зоологического института РАН, г. Санкт-Петербург.

Видеофрагменты об изменении климата, истощения кормовой базы, истреблении мамонтов первобытными людьми, эпидемии крупных животных.

Учитель: Так или иначе, вымирание мамонтов до сих пор остаётся загадкой, и постоянно ведутся дискуссии на эту тему. Возможно истина в том, что было одновременно несколько причин, например глобальное изменение климата, уничтожение человеком на оставшихся участках обитания и генетическое вырождение изолированных популяций, но опять-таки это всего лишь догадки...

III. Заключительная часть.

        Учитель: Как вы считаете, происходит ли в наше время исчезновение видов? (Ответы детей утвердительные). С чем это связано? (Повторение глобальных экологических проблем).

«Мозговой штурм»: Что можно сделать в наше время, нашими силами?

Ученики записывают предложения по улучшению экологического состояния на зеленых листах бумаги. Предложения по запрещению вредной для окружающей среды деятельности записывают на листах красного цвета. Листы с предложениями прикрепляют на доску магнитом и озвучивают их.

        Учитель: А так ли уж плохо изменение климата для России и для Ямала?! Вот что об этом говорит Российский гидрометцентр (приложение 2). 

Учитель: Мы несем ответственность за сохранение родной природы нашей малой родины и всей планеты в целом. Поскольку девиз экологов «Думай глобально – действуй локально!» очень актуален в современном мире.

IV. Подведение итогов мероприятия (рефлексия).

Учитель: Ребята, наше мероприятие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, что вам запомнилось, что вас удивило, что вы узнали, что вы поняли?

Спасибо всем за работу и неравнодушное отношение к экологическим мероприятиям, проводимым в нашей школе.

Информационные источники

https://music1.my.mail.ru/file/dfbc4c766f25281ad41e0e8057c9a4a9.mp3?session_key=df7d606b9ada0428aaa841465e85a559

https://pikabu.ru/story/otchego_vyimerli_mamontyi_6073460

http://www.vseznaika.org/biology/kogda-vymerli-mamonty-i-pochemu-eto-proizoshlo/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мамонты

https://www.youtube.com/watch?v=sd6S6U-_-Zg

Приложение 1

Ситуационные задачи для микро-групп. Почему вымерли мамонты?

Гипотеза 1. Потепление климата.

Исследование показало, что мамонты как вид почти вымерли примерно 120 тысяч лет назад, когда на планете на некоторое время несколько потеплело. От нескольких миллионов особей их общая численность уменьшилась до десятков тысяч. Однако, во время следующего ледникового периода численность популяции фактически возобновилась. Животные имели множество приспособлений к условиям сурового климата: густая шерсть с плотным подшерстком, маленькие уши и короткий хвост, жировые горбы (как у верблюдов),  позволяющие им пережить недостаток влаги в зимнее время. (Около 20-15 тыс. лет назад началось массовое вымирание мамонтов. Климат в это время был холодным.

Гипотеза 2. Охота на мамонтов первобытными людьми.

Считается, что примерно 32 тысячи лет назад люди обосновались на севере Евразии, а 15 тысяч лет назад добрались до Северной Америки и стали активно добывать пищу охотой. Безусловно, они не могли полностью уничтожить весь вид, но в этом им «помогло» глобальное потепление, которое наступило вслед за ледниковым периодом и привело к сокращению мамонтовой фауны.

Около 10 тысяч лет назад мамонты исчезли на материках, несколько позже (3700-3500 лет) - на удаленных арктических островах. Конечно, другие животные, в том числе и люди, после окончания ледникового периода стали более активными, поэтому межвидовая конкуренция и охота тоже могли стать факторами, приведшими к вымиранию мамонтов, однако они явно не были главными.

Могли ли мамонтов съесть неандертальцы? Однозначно, нет. Они питались вареными овощами, корневищами съедобных растений, редко вареным мясом диких мелких животных, рыбой (найдены кости лосося в пещерах неандертальцев). Крайне редко общинам удавалось поймать мамонта или мамонтенка.

Могли ли мамонтов съесть кроманьонцы? Они уже существовали в это время. Рядом с некоторыми стоянками Homo sapiens найдены останки мамонтов с наконечниками стрел внутри. Люди могли добыть мамонта, но опять же крайне редко. К тому же в теплом климате мясо быстро портилось, и хранить огромную тушу (а вес мамонта 10-12 тонн) было опасно: приходили дикие звери, гниющее мясо вызывало отравления и неприятный запах. Основной пищей кроманьонцев были растения, рыба, птица, олени и другие мелкие животные.

Известно не более дюжины случаев находки каменных наконечников копий или стрел в костях мамонтов. Первые американцы жили в основном за счет съедобных плодов и кореньев, собирали птичьи яйца, охотились на мелких животных. Трудно предположить, что люди могли выбить, например, всех крупных ленивцев, они ведь тоже соседствовали с мамонтами.

Гипотеза 3. Истощение кормовой базы мамонтов.

Во время последнего ледникового периода, длившегося между 50 и 20 тысяч лет назад, популяции мамонтов активно мигрировали. В то время, когда исчезали мамонты, на Земле было так холодно, что трава, которой питались животные, стала редкостью. Еще стремительнее количество мамонтов начало падать в конце ледникового периода - возможно, из-за того, что луга, на которых паслись животные, превратились в леса на юге и тундру на севере.

Гипотеза 4. Эпидемия среди крупных животных.

Гигантов уничтожила какая-то эпидемия, точнее эпизоотия, раз речь идет о животных. Но имеются ли в истории примеры таких болезней, которые уничтожали бы широкий спектр видов, да еще полностью? Да, такие случаи известны.

На Гавайских островах водятся несколько видов птиц цветочниц, причем часть видов живет на уровне моря, а часть - в горах. Примерно 150 лет назад туда случайно завезли малярийных комаров - их личинки оказались в воде, скопившейся на дне трюма корабля, пришедшего в Гонолулу то ли из Сан-Франциско, то ли из Мексики. Комары поселились в местных водоемах, размножились и принялись кусать местных птиц, и те начали целыми стаями гибнуть от не существовавшей до тех пор на островах птичьей малярии. Смертность составляла сто процентов. Поскольку комары не могут залететь высоко в горы, равнинные виды цветочниц вскоре вымерли, а горные существуют до сих пор. Однако, если горную цветочницу поймать и перевезти в клетке на равнину, вскоре ее кусает малярийный комар и птица гибнет.

Другие примеры вымирания из-за болезней связаны с амфибиями. В Панаме и Коста-Рике недавно исчезла оранжевая жаба, до середины 90-х годов бывшая там довольно обычной. Ее погубило неожиданно распространившееся грибковое заболевание.

В африканском заповеднике Серенгети практически вымерли дикие собаки, подцепив собачью чумку от домашних. Кое-где в Центральной Африке еще можно найти стаи диких собак, но зона их обитания значительно сократилась.

Нечто подобное могло произойти с крупными американскими млекопитающими времен плейстоцена. Иначе, как объяснить, что в нашу эру за 500 лет или даже быстрее на всем протяжении континента Америки - от северного берега Аляски до Огненной Земли - вымерли более 130 видов крупных млекопитающих?

Приложение 2

Предполагаемые последствия потепления климата

 для России и для Ямала

Российский гидрометцентр выделяет для России следующие риски, связанные с глобальным потеплением:

  • рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений, случаев опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы — в других;
  • повышение пожароопасности в лесных массивах;
  • деградация вечной мерзлоты с ущербом для строений и коммуникаций;
  • нарушение экологического равновесия, вытеснение одних биологических видов другими;
  • увеличение расходов электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населённых пунктов;
  • обмеление рек и истощение биологических ресурсов.

Положительные же изменения, по мнению члена научно-консультационного комитета климатического центра АТЭС, будут следующими:

  • увеличение периода навигации на Северном морском пути;
  • смещение на север северной границы земледелия, и связанный рост сельскохозяйственных угодий;
  • снижение расходов энергии на отопление в зимний сезон для значительной части населённых пунктов.

Приложение 3

Фотографии участников мероприятия

D:\ФОТОГРАФИИ\2016-04-20 День Земли 22.04.2016\День Земли 22.04.2016 014.JPG

D:\ФОТОГРАФИИ\2016-04-20 День Земли 22.04.2016\День Земли 22.04.2016 003.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Фестиваль русской культуры" для обучающихся 5-11 классов

Мероприятие рассчитано на большую аудиторию, но его также можно провести и с небольшим количеством учащихся. Подготовка к мероприятию предполагает совместную работу учителя и учеников. Фестиваль дает ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7 класса «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» предназначено для обучающихся  7 класса.Цели:способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать и...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Спортландию" для обучающихся 5-6 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в Спортландию" для обучающихся 5-6 классов для популяризации занятий спортом и физкультурой по принципу "ОТ ИГРЫ - К СПОРТУ!...

Внеклассное мероприятие по английскому языку для обучающихся 4-5 классов

Внеклассное мероприятие разработано для обучающихся 4-5 классов с целью повышения уровня мотивации к изучению английского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 8-9 классов. «Занимательный русский язык»

Цель: расширение зоны активного познания школьников, развитие творческих, организаторских способностей.Задачи:- углубить знания обучающихся о русском языке;- развивать интерес к  русскому языку, ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Детство, опалённое войной" для обучающихся 9 -х классов.

Внеклассное мероприятие, посвящённое 75-годовщине в  Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г....