Сценарий внеклассного мероприятия "Детство, опалённое войной" для обучающихся 9 -х классов.
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
Внеклассное мероприятие, посвящённое 75-годовщине в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_detstvo_opalennoe_voynoy.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глуховская школа-интернат № 2»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Журавлева О. С.
г. Ногинск
2020 г.
Цели:
- расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;
- заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры;
- воспитания уважения к защитникам Родины;
- развивать патриотические чувства.
Оборудование: медиапроектор, песни о войне, надпись на занавесе “Детство, опаленное войной”.
1. Постепенно затихая, звучит марш «Прощание славянки».
Учитель:
- Каждый раз при звуках этого марша мне становится не по себе. Каждый раз сжимается сердце, а к глазам подступают слезы…
- Я родилась в мирное время, выросла в стране, которая не знает ужасов войны почти семьдесят лет. Но в эти моменты просыпается в моей душе страх потери. Я знаю: это говорит во мне память поколений, память моих бабушек, провожавших в далеком сорок первом своих сыновей на кровавую, смертельную битву. И еще я знаю, что эта память останется со мною на всю жизнь, перейдет к моим детям, внукам и правнукам, которые, повзрослев, обязательно поймут и почувствуют то, что чувствую и понимаю сейчас я.
Ученик:
- Почти 70 лет прошло с начала войны, но до сих пор сердце словно острым ножом пронзают воспоминания очевидцев, фильмы и художественные произведения на тему войны…
Об этом нельзя забыть. Об этом надо помнить. Ведь и сегодня на земле звучат выстрелы, падают бомбы, гибнут мирные люди. Матери теряют детей, дети становятся сиротами…
Война - жесточе нету слова…
Сегодняшняя наша встреча – напоминание об этом.
Ученик:
-Давайте мысленно перенесемся в прошлое нашей страны. 1941 год. Мирное воскресное утро 22 июня. Спят города и села, на выпускных вечерах гуляет молодежь.
Довоенный вальс. Звук военной тревоги. Голос Левитана.
Танцующие замирают, смотрят на радио.
Ученик:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Учитель:
- Ранним утром 22 июня 1941 года все изменилось навсегда. Началась Великая Отечественная война. Самолеты стали сбрасывать бомбы на спящие города и села.
Тысячи мальчиков и девочек с родителями, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы.
Ученик:
- А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года. Первым кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу. Тяжелый грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены.
«Война!» - крикнул кто-то.
И пошли на смертный бой с врагами нашей Родины ее орлы – сыны.
3. Звучит «Священная война».
Ученик:
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
Ученик:
- Грозный сорок первый… Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил их светлые мечты.
Ученик:
Б. Окуджава «До свидания, мальчики!»
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите,
И все-таки постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад.
Ученик:
- Впереди четыре года войны, 1418 дней страшной, жестокой войны. Она унесет миллионы людских жизней. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе. Тяжелые испытания принесла война детям. Горькую чашу пришлось испить им в годы войны. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали жизнь за Победу. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом с взрослыми. Дети войны… Они рано и быстро взрослели…
Не детская это тяжесть – война, а они хлебнули ее полной мерой.
Об этом наш сегодняшний рассказ – Час мужества, Час памяти, Час напоминания.
Ученик:
- Первый удар на себя приняла Брестская крепость. На взятие крепости Гитлер отвел 2-3 дня. Однако фашисты встретили отпор защитников.
- Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! О мужестве защитников Брестской крепости говорят надписи на ее стенах, написанные кровью: «Умрем, но не сдадимся! Прощай, Родина!»
Ученик:
- Около месяца затратили фашисты на взятие Брестской крепости. Настолько мужественно сражался малочисленный гарнизон Брестской крепости, что даже сами немцы были поражены подвигом ее героев. И когда последний, истощенный без воды и еды солдат вышел наверх, немецкий офицер отдал ему честь.
- Но силы были неравны. Оборона крепости пала, дорога была открыта, и гитлеровцы продолжали наступление вглубь, к Москве – «сердцу» нашей Родины.
Но прежде чем пойти на Москву, гитлеровская армия решила захватить не менее значимый город для нашего государства, второй после Москвы, город Ленинград.
На фоне симфонии Шостаковича:
Ученик:
- Для ленинградцев Гитлер уготовил чудовищную расправу. Медленную смерть города.
Были перекрыты все дороги, по которым можно было подвозить горючее, боеприпасы, продовольствие.
Ученик:
- Сотни тысяч людей гибли от голода, но помощи ждать было неоткуда, т. к. все дороги к Ленинграду были заняты фашистами.
Ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все тяготы в условиях блокады. Давайте послушаем воспоминания детей-ленинградцев о войне и представим, как тяжело им было в годы блокады.
Ученик:
- Мы ели …воду… Придет время обеда, мама ставит на стол кастрюлю горячей воды. И мы ее разливаем по мискам. Вечер. Ужин. На столе кастрюля горячей воды. Белой горячей воды, зимой и закрасить нечем. Даже травы нет.
От голода брат съел угол печки. Грыз, грыз каждый день, когда заметили, в печке была ямка. Мама ездила на рынок и меняла последние вещи на картошку, на кукурузу. Сварит тогда каши, разделит, а мы на кастрюлю поглядываем, просим: можно облизать? Облизывали по очереди. А после нас еще кошка лижет, она тоже ходила голодная. Не знаю, что еще и ей оставалось в кастрюле. После нас там ни одной капельки. Даже запаха еды уже нет. Запах вылизан.
Все время ждали наших…
Ученик:
- Кончились у нас дрова. Топить печку было нечем. И я по дворам потихонечку собирала щепки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, это было очень страшно, так как кругом были крысы – как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку (веревочку я всегда носила с собой) и тащишь по снегу.
Ученик:
- Маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева.
Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Имя Тани и ее дневник известны на весь мир.
Этот дневник нельзя читать без боли и содрогания: «Женя умерла 28 декабря, в 12 часов утра, 1941 года, а бабушка умерла 25 января 1942 г…
Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой, совсем легкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву «С»: Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.
Ученик:
- Дети и подростки Ленинграда дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи, ухаживали за ранеными и больными, помогали инвалидам и пенсионерам, семьям фронтовиков. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?...
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом –
Паспорта.
Ученик:
- Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода.
Девчонка руки протянула
И головой – на край стола…
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла.
Ее из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон.
Ученик:
- В блокадном Ленинграде оставалось более 2, 5 миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. «Ленинградские дети», - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце.
О. Бергольц «Ленинградская поэма»
…Ленинград ожег мне душу
Своими бедными детьми.
Я в Ленинграде, правда, не был,
Но знаю – говорят бойцы:
Там дети плачут, просят хлеба,
А хлеба нет… А мы отцы…
И я, как волка караулю
Фашиста – сутками в снегу
И от моей свирепой пули
Пощады не было врагу.
Палач детей, я здесь, я слышу.
На, получай еще заряд
За ленинградских ребятишек.
Ученик:
- Предлагаю почтить минутой молчания всех тех, кто погиб и выжил во время блокады, за их стойкость, мужество и героизм (звук метронома).
Ученик:
- Судьбы детей военной поры похожи. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети.
Вот что вспоминает Инна Старовойтова о войне:
«Мама поцеловала нас и ушла. Мы остались в шалаше вчетвером. Я - самая большая, семи лет. Наша мама разведчица, ее послали на задание, а нам надо ее ждать.
Вдруг крики: «Немцы! Немцы!». Все стали выбегать из шалашей, звать детей, убегать дальше в лес. А куда мы побежим одни, без мамы? Притаились мы, спрятались. Заглянул немец и сказал по-русски:
- Все, кто есть – выходите!
Подошел другой немец, тот был в черном. Что-то они переговорили, этот черный показал нам рукой, куда надо идти. Там стояли женщины с детьми, которые не успели убежать. Черный немец навел на нас пулемет, и мне стало страшно, я поняла, что он будет сейчас делать. Я не успела даже закричать и обнять маленьких… проснулась я от маминого плача. Да, мне казалось, что я спала. Приподнялась, вижу: мама копает ямку и плачет. Она стояла спиной ко мне, а у меня не было сил ее позвать, сил хватало, только чтобы смотреть на нее. Мама разогнулась передохнуть, повернула ко мне голову и как закричит: «Инночка!» Она кинулась ко мне, схватила на руки. В одной руке меня держит, другой остальных ощупывает: вдруг кто еще живой? Нет, они были холодные. Когда меня подлечили, мы с мамой насчитали у меня девять пулевых ран. Я училась считать: в одном плечике две пули и в другом – две пули. Это будет четыре. В одной ножке две пули и в другой – две. Это будет уже восемь. И на шейке ранка. Это будет уже девять...
Учитель:
М. Джалиль «Варварство».
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Ученик:
- Нелегко досталась нам победа. Война нанесла тяжелые раны советским людям. Фашисты расстреливали, закапывали людей живьем, разрушали и сжигали сотни городов и населенных пунктов.
- В марте 1943 года в белорусской деревеньке Хатынь было сожжено более 100 человек, среди которых 75 – детей.
Учитель:
Дж. Алтаузен. «Девочка играла возле дома»
Выбежала девочка из дома,
Маленькая, в мамином платке,
Старенькие валенки знакомо
Весело блестели вдалеке.
Топала по тропке возле дома,
Щечки на морозе расцвели…
Вдруг, хрустя по снегу незнакомо,
Злые люди к дому подошли.
Разбросали карточки по дому,
Снимки, что в альбомах берегли,
И потом зажженную солому
Равнодушно к двери поднесли…
Черным дымом крыша вся покрылась,
Вспыхнул клен, что рос невдалеке.
Губки задрожали, покатилась
Крохотная слезка по щеке.
Кулачонки маленькие сжала,
— Сердце быстро прыгало в груди,
К рыжему фашисту подбежала
И сказала звонко: - Уходи!
Волосенки ветром растрепало,
Слезы стыли возле самых век.
Треснул выстрел — девочка упала
Личиком курносым прямо в снег.
Ученик:
- Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба – история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое, возвратилось.
Ученик:
- Практически все мужчины ушли на фронт. Но для фронта нужны были вооружение, еда, одежда. И у станков встали женщины и подростки. Часто дети не доставали до станков, и тогда им подставляли ящики под ноги. Подростки работали много часов наравне со взрослыми, и часто спали рядом со станками.
Ученик:
Л. Щасная. «Детство»
Мы были серыми, как соль,
А соль – на золото ценилась.
В людских глазах застыла боль.
Земля дрожала и дымилась.
Просили, плача: «Мама, хлеба!»
А мама плакала в ответ
И смерть обрушивалась с неба,
Раскалывая белый свет.
Да, мало было света, хлеба,
Игрушек, праздников, конфет.
Мы рано выучили это
Безжалостное слово – «Нет!»
Так жили мы, не зная сами,
Чем обделила нас война.
И материнскими глазами
В глаза смотрела нам страна
Мы были бережно хранимой
Ее надеждой в горький час –
И свет, и соль земли родимой,
И золотой ее запас.
Ученик:
- Дети 40-х годов никогда не забудут своего военного детства. К сожалению, такие страшные воспоминания не сотрутся из памяти никогда.
Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода,
И не всегда была еда,
И как отец его тогда
За счастье воевал!
На фоне «Шумел сурово брянский лес»
Ученик:
- Фашисты заняли нашу территорию, часть жителей ушла в партизаны.
Партизанская война шла на всей оккупированной территории. Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные мальчишки и девчонки. Даже самые юные подпольщики предпочитали смерть предательству.
Сколько испытаний выдержали они!
Сколько их было…пионеров-героев…Они сражались повсюду. Давайте назовем их имена.
На фоне «Аве Мария»
Ученик:
- Дети войны – понятие неоднородное. Многих ребят немцы увезли в Германию и поместили в концлагерях. На них ставили опыты преступники-врачи, а из вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, сжигали в печах. Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки небольших размеров.
Ученик:
- Вспоминает Аня Павлова. Ей было 9 лет, когда началась война.
«Собаки рвали детей… а немцы хохотали. Сядут фашисты над ребенком, которого разорвали собаки, и ждут, когда сердце у него остановится… А мы потом снегом присыпем…вот ему и могилка до весны…»
Ученик:
- Фашизм – это когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали, пока ребенок не умирал. Детей гнали из концлагеря в концлагерь (слайды).
Ужасы концлагерей могли пережить не все взрослые. Голод, холод, непосильный труд, а зачастую пытки ждали детей в плену.
Вдумайтесь в эти цифры:
каждый день теряли 9168 детей,
каждый час – 382 ребенка,
каждую минуту – 6 детей,
каждые 10 секунд – 1 ребенок.
Ученик:
- Скорбь об этих детях велика, хотя даже она забываема.
Война прошла по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьезно:
Страдали тяжко дети от войны…
- Если бы человечество захотело почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то пришлось бы замолчать на 25 лет.
Ученик:
«На фотографии в газете»
На фотографии в газете
нечетко изображены
бойцы, еще почти что дети,
герои мировой войны.
Они снимались перед боем -
в обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
о них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый
и чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,-
жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
была зеленая трава.
Забыть тот горький год неблизкий
мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
как души, рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,-
жить начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зеленая трава.
Ученик:
Р. Рождественский. «Реквием»
Разве погибнуть
Ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
Обещала,
Любовь
Обещала,
Родина.
Разве для смерти
Рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
Нашей
Смерти,
Родина?
Пламя
Ударило в небо!-
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
На помощь…»
Родина!
Славы
Никто у тебя не выпрашивал,
Родина!
Просто был выбор у каждого…
Я или Родина!
Ученик:
- С ужасом фашизма боролась вся страна. Победа пришла! Долгожданная, со слезами на глазах. Наши деды мечтали о счастливом будущем для своих детей, и эти мечты сбылись. Мы живем в красивом городе, в теплых домах, учимся в красивой современной школе. Мы улыбаемся и не голодаем благодаря солдатам Великой Отечественной войны, благодаря детям войны.
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!
Учитель:
- Помните: во время Великой Отечественной войны погибло 13 миллионов детей. Самое лучшее, что есть на земле – это дети.
Учитель:
- Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что в них трудно даже поверить, но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться.
Ученик:
Рисуют мальчики войну.
Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и “Катюши”.
Висят во всю длину листа
Снаряды жёлтые, как груши.
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, не знакомы.
И берегут они свои
Огнём кричащие альбомы.
Да будет светлой жизнь детей,
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
В земле достаточно убитых!
Благодарю свою страну
И тех, кто пал в последнем шаге,
За то, что мальчики войну
Узнали только на бумаге.
Ученик:
-Земли Российской преданные дети,
Бессмертными вы стали на планете
Навстречу солнцу чистыми руками
Победы нашей вознесли вы знамя.
По-разному зовутся дети –
Нас очень много на планете!
Есть Насти, Вовы и Алены,
Детей повсюду миллионы!
По-разному зовутся дети,
Для нас все лучшее на свете.
Песня «Детство»
Ученик:
- Нужны нам яркие игрушки!
И Буратино и Петрушки!
Нужны нам книжки, песни, пляски
И увлекательные сказки!
Мультфильмы, игры и конфеты
И в цирк бесплатные билеты!
Хотим мы вырасти врачами,
Художниками, скрипачами.
Хотим под мирным небом жить
И радоваться, и дружить!
Хотим, чтоб всюду на планете,
Войны совсем не знали дети!
Звучит песня «Солнечный круг»
Список используемой литературы:
1) «Куда летишь, журавлик?: Докум. повесть/ И.В.Валько;.-М.: Молодая гвардия, 1978 г.
2) «Великая Отечественная война: в фотографиях и кинодокументах» – М. : Планета, 1980 г.
3) «Великая Отечественная война, 1941 – 1945» : словарь– справочник. – М. : Политиздат, 1985 г.
4) «Дети военной поры»/ Сост. Э.Максимова.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988.
5) «История войн», М., «Аванта-плюс»,2007 г.
6) «Опалённое детство»/ Н.Д.Луговой.-М.: Молодая гвардия, 1984
7) «Когда протрубили тревогу...»: Докум. повести/ В.Н.Морозов; Ил. А.Волков.-Минск: Мастацкая лит., 1973.-339с.: ил.
8) «О подвигах, о доблести, о славе..».: Сб. рассказов и очерков/ Сост. Г.Н.Яновский; Предисл. Г.Берегового.-М.: Дет.лит., 1985 г.
9) «Дети войны»/ А. Сухова.-М.: Звонница-МГ, 2004 г.
https://www.youtube.com/watch?v=ckXVbH2YlMM
https://www.youtube.com/watch?v=ZAtRykr2vkg
https://www.youtube.com/watch?v=10nb18DQCFU
https://www.youtube.com/watch?v=R9U6aKZ5t5g
https://www.youtube.com/watch?v=BCoQAzX6qAE
https://www.youtube.com/watch?v=_UYAzZC-NMo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по алгебре в 7 классе "В мире чисел"
Внеклассное мероприятие для 7 классов....
Сценарий Внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов на тему "Паралимпийская олимпиада"
Целивнеклассного мероприятия:Расширить представления учащихся об Паралимпийских играх.Познакомить с паралимпийскими символами и традициями.Познакомить с паралимпийскими зимними видами спорта: сл...
Сценарий внеклассного мероприятия для 8-11-х классов "Мисс Весна"
Сценарий внеклассного мероприятия - конкурс красоты и талантов "Мисс Весна" для учащихся 8-11 классов....
Сценарий внеклассного мероприятия "Мир животных" для 6 класса
Сценарий для проведения итогового занятия по теме "Животные" в шестом классе, содержит материал для проведения викторины и красочную презентацию....
Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству Гоголя. 6 класс.
Внеклассное мероприятие по творчеству Н.В.Гоголя.6 класс....
Сценарий внеклассного мероприятия по математике в 8 классе (в рамках недели математики) "Устами младенца"
Методическая разработка по математике (8класс)...
Сценарий внеклассного мероприятия по биологии для 6 класса.
Внеклассное мероприятие....