Сценарий внеклассного мероприятия "Детство, опалённое войной" для обучающихся 9 -х классов.
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Журавлева Оксана Сергеевна

Внеклассное мероприятие, посвящённое 75-годовщине в  Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_detstvo_opalennoe_voynoy.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глуховская школа-интернат № 2»

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы

в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Журавлева О. С.

г. Ногинск

2020 г.

Цели:

- расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;

- заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры;

- воспитания уважения к защитникам Родины;

- развивать патриотические чувства.

Оборудование: медиапроектор, песни о войне, надпись на занавесе “Детство, опаленное войной”.

1. Постепенно затихая, звучит марш «Прощание славянки».

Учитель: 

- Каждый раз при звуках этого марша мне становится не по себе. Каждый раз сжимается сердце, а к глазам подступают слезы…

- Я родилась в мирное время, выросла в стране, которая не знает ужасов войны почти семьдесят лет. Но в эти моменты просыпается в моей душе  страх потери. Я знаю: это говорит во мне память поколений, память моих бабушек, провожавших в далеком сорок первом своих  сыновей на кровавую, смертельную битву. И еще я знаю, что эта память останется  со мною на всю жизнь, перейдет к моим детям, внукам и правнукам, которые, повзрослев, обязательно поймут и почувствуют то, что чувствую и понимаю сейчас я.

Ученик:

- Почти 70 лет прошло с начала войны, но до сих пор сердце словно острым ножом пронзают воспоминания очевидцев, фильмы и художественные произведения на тему войны…

  Об этом нельзя забыть. Об этом надо помнить. Ведь и сегодня на земле звучат выстрелы, падают бомбы, гибнут мирные люди. Матери теряют детей, дети становятся сиротами…

   Война - жесточе нету слова…

   Сегодняшняя наша встреча – напоминание об этом.

Ученик:

-Давайте мысленно перенесемся в прошлое нашей страны. 1941 год. Мирное воскресное утро 22 июня. Спят города и села, на выпускных вечерах гуляет молодежь.

Довоенный вальс. Звук военной тревоги. Голос Левитана.

Танцующие замирают, смотрят на радио.

Ученик:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Учитель:

- Ранним утром 22 июня 1941 года все изменилось навсегда. Началась Великая Отечественная война. Самолеты стали сбрасывать бомбы на спящие города и села.

  Тысячи мальчиков и девочек с родителями, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы.

Ученик:

- А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года. Первым кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу.   Тяжелый грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены.

«Война!» - крикнул кто-то.

   И пошли на смертный бой с врагами нашей Родины ее орлы – сыны.

 3. Звучит «Священная война».

Ученик:

Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

Ученик:

- Грозный сорок первый… Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил их светлые мечты.

Ученик:

Б. Окуджава «До свидания, мальчики!»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли -

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите,

И все-таки постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб - разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Ученик:

- Впереди четыре года войны, 1418 дней страшной, жестокой войны. Она унесет миллионы людских жизней. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе. Тяжелые испытания принесла война детям. Горькую чашу пришлось испить им в годы войны. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали жизнь за Победу. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом с взрослыми. Дети войны… Они рано и быстро взрослели…

   Не детская это тяжесть – война, а они хлебнули ее полной мерой.

   Об этом наш сегодняшний рассказ – Час мужества, Час памяти, Час напоминания.

Ученик:

- Первый удар на себя приняла Брестская крепость. На взятие крепости Гитлер отвел 2-3 дня. Однако фашисты встретили отпор защитников.

- Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! О мужестве защитников Брестской крепости говорят надписи на ее стенах, написанные кровью: «Умрем, но не сдадимся! Прощай, Родина!»

Ученик:

- Около месяца затратили фашисты на взятие Брестской крепости. Настолько мужественно сражался малочисленный гарнизон Брестской крепости, что даже сами немцы были поражены подвигом ее героев. И когда последний, истощенный без воды и еды солдат вышел наверх, немецкий офицер отдал ему честь.

- Но силы были неравны. Оборона крепости пала, дорога была открыта, и гитлеровцы продолжали наступление вглубь, к Москве – «сердцу» нашей Родины.

   Но прежде чем пойти на Москву, гитлеровская армия решила захватить не менее значимый город для нашего государства, второй после Москвы, город Ленинград.

 На фоне симфонии Шостаковича:

Ученик:

- Для ленинградцев Гитлер уготовил чудовищную расправу. Медленную смерть города.

   Были перекрыты все дороги, по которым можно было подвозить горючее, боеприпасы, продовольствие.

Ученик:

   - Сотни тысяч людей гибли от голода, но помощи ждать было неоткуда, т. к. все дороги к Ленинграду были заняты фашистами.

   Ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все тяготы в условиях блокады. Давайте послушаем воспоминания детей-ленинградцев о войне и представим, как тяжело им было в годы блокады.

Ученик:

-   Мы ели …воду… Придет время обеда, мама ставит на стол кастрюлю горячей воды. И мы ее разливаем по мискам. Вечер. Ужин. На столе кастрюля горячей воды. Белой горячей воды, зимой и закрасить нечем. Даже травы нет.

   От голода брат съел угол печки. Грыз, грыз каждый день, когда заметили, в печке была ямка. Мама ездила на рынок и меняла последние вещи на картошку, на кукурузу. Сварит тогда каши, разделит, а мы на кастрюлю поглядываем, просим: можно облизать? Облизывали по очереди. А после нас еще кошка лижет, она тоже ходила голодная. Не знаю, что еще и ей оставалось в кастрюле. После нас там ни одной капельки. Даже запаха еды уже нет. Запах вылизан.

   Все время ждали наших…

Ученик:

- Кончились у нас дрова. Топить печку было нечем. И я по дворам потихонечку собирала щепки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, это было очень страшно, так как кругом были крысы – как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку (веревочку я всегда носила с собой) и тащишь по снегу.

Ученик:

- Маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева.

Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Имя Тани и ее дневник известны на весь мир.

   Этот дневник нельзя читать без боли и содрогания: «Женя умерла 28 декабря, в 12 часов утра, 1941 года, а бабушка умерла 25 января 1942 г…

   Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой, совсем легкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву «С»: Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.

Ученик:

- Дети и подростки Ленинграда дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи, ухаживали за ранеными и больными, помогали инвалидам и пенсионерам, семьям фронтовиков. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?...

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом –

Паспорта.

Ученик:

- Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода.

Девчонка руки протянула

И головой – на край стола…

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Ученик:

- В блокадном Ленинграде оставалось более 2, 5 миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. «Ленинградские дети», - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце.

О. Бергольц «Ленинградская поэма»

…Ленинград ожег мне душу

Своими бедными детьми.

Я в Ленинграде, правда, не был,

Но знаю – говорят бойцы:

Там дети плачут, просят хлеба,

А хлеба нет… А мы отцы…

И я, как волка караулю

 Фашиста – сутками в снегу

И от моей свирепой пули

Пощады не было врагу.

Палач детей, я здесь, я слышу.

На, получай еще заряд

За ленинградских ребятишек.

Ученик:

- Предлагаю почтить минутой молчания всех тех, кто погиб и выжил во время блокады, за их стойкость, мужество и героизм (звук метронома).

Ученик:

- Судьбы детей военной поры похожи. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети.  

Вот что вспоминает Инна Старовойтова о войне:

«Мама поцеловала нас и ушла. Мы  остались в шалаше вчетвером. Я - самая большая, семи лет. Наша мама разведчица, ее послали на задание, а нам надо ее ждать.

  Вдруг крики: «Немцы! Немцы!». Все стали выбегать из шалашей, звать детей, убегать дальше в лес. А куда мы побежим одни, без мамы? Притаились мы, спрятались. Заглянул немец и сказал по-русски:

 - Все, кто есть – выходите!

Подошел другой немец, тот был в черном. Что-то они переговорили, этот черный показал нам рукой, куда надо идти. Там стояли женщины с детьми, которые не успели убежать. Черный немец навел на нас пулемет, и мне стало страшно, я поняла, что он будет сейчас делать. Я не успела даже закричать и обнять маленьких… проснулась я от маминого плача. Да, мне казалось, что я спала. Приподнялась, вижу: мама копает ямку и плачет. Она стояла спиной ко мне, а у меня не было сил ее позвать, сил хватало, только чтобы смотреть на нее. Мама разогнулась передохнуть, повернула ко мне голову и как закричит: «Инночка!» Она кинулась ко мне, схватила на руки. В одной руке меня держит, другой остальных ощупывает: вдруг кто еще живой? Нет, они были холодные. Когда меня подлечили, мы с мамой насчитали у меня девять пулевых ран. Я училась считать: в одном плечике две пули и в другом – две пули. Это будет четыре. В одной ножке две пули и в другой – две. Это будет уже восемь. И на шейке ранка. Это будет уже девять...

Учитель:

      М. Джалиль «Варварство».

     Они с детьми погнали матерей

     И яму рыть заставили, а сами

     Они стояли, кучка дикарей,

     И хриплыми смеялись голосами.

     У края бездны выстроили в ряд

     Бессильных женщин, худеньких ребят.

     Пришел хмельной майор и медными глазами

     Окинул обреченных... Мутный дождь

     Гудел в листве соседних рощ

     И на полях, одетых мглою,

     И тучи опустились над землею,

     Друг друга с бешенством гоня...

     Нет, этого я не забуду дня,

     Я не забуду никогда, вовеки!

     Я видел: плакали, как дети, реки,

     И в ярости рыдала мать-земля.

     Своими видел я глазами,

     Как солнце скорбное, омытое слезами,

     Сквозь тучу вышло на поля,

     В последний раз детей поцеловало,

     В последний раз...

     Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

     Он обезумел. Гневно бушевала

     Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

     Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

     Он падал, издавая вздох тяжелый.

     Детей внезапно охватил испуг,--

     Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

     И выстрела раздался резкий звук,

     Прервав проклятье,

     Что вырвалось у женщины одной.

     Ребенок, мальчуган больной,

     Головку спрятал в складках платья

     Еще не старой женщины. Она

     Смотрела, ужаса полна.

     Как не лишиться ей рассудка!

     Все понял, понял все малютка.

     -- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --

     Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

     Дитя, что ей всего дороже,

     Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

     Прижала к сердцу, против дула прямо...

     -- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

     Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --

     И хочет вырваться из рук ребенок,

     И страшен плач, и голос тонок,

     И в сердце он вонзается, как нож.

     -- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты

     вольно.

     Закрой глаза, но голову не прячь,

     Чтобы тебя живым не закопал палач.

     Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--

     И он закрыл глаза. И заалела кровь,

     По шее лентой красной извиваясь.

     Две жизни наземь падают, сливаясь,

     Две жизни и одна любовь!

 Ученик:

- Нелегко досталась нам победа. Война нанесла тяжелые раны советским людям. Фашисты расстреливали, закапывали людей живьем, разрушали и сжигали сотни городов и населенных пунктов.

 - В марте 1943 года в белорусской деревеньке Хатынь было сожжено более 100 человек, среди которых 75 – детей.

Учитель:

Дж. Алтаузен. «Девочка играла возле дома»
Выбежала девочка из дома,
Маленькая, в мамином платке,
Старенькие валенки знакомо
Весело блестели вдалеке.
Топала по тропке возле дома,
Щечки на морозе расцвели…
Вдруг, хрустя по снегу незнакомо,
Злые люди к дому подошли.
Разбросали карточки по дому,
Снимки, что в альбомах берегли,
И потом зажженную солому
Равнодушно к двери поднесли…
Черным дымом крыша вся покрылась,
Вспыхнул клен, что рос невдалеке.
Губки задрожали, покатилась
Крохотная слезка по щеке.
Кулачонки маленькие сжала,
— Сердце быстро прыгало в груди,
К рыжему фашисту подбежала
И сказала звонко: - Уходи!
Волосенки ветром растрепало,
Слезы стыли возле самых век.
Треснул выстрел — девочка упала
Личиком курносым прямо в снег.

Ученик:

- Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба – история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое, возвратилось.

Ученик:

 - Практически все мужчины ушли на фронт. Но для фронта нужны были вооружение, еда, одежда. И  у станков встали женщины и подростки. Часто дети не доставали до станков, и тогда им подставляли ящики под ноги. Подростки работали много часов наравне со взрослыми, и часто спали рядом со станками.

Ученик:

Л. Щасная. «Детство»

Мы были серыми, как соль,

А соль – на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просили, плача: «Мама, хлеба!»

А мама плакала в ответ

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было света, хлеба,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

Безжалостное слово – «Нет!»

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела нам страна

Мы были бережно хранимой

Ее надеждой в горький час –

И свет, и соль земли родимой,

И золотой ее запас.

 Ученик:                       

- Дети 40-х годов никогда не забудут своего военного детства. К сожалению, такие страшные воспоминания не сотрутся из памяти никогда.

Тот не забудет никогда,

Хоть был он очень мал,

Как дорога была вода,

И не всегда была еда,

И как отец его тогда

За счастье воевал!

На фоне «Шумел сурово брянский лес»

Ученик:

- Фашисты заняли нашу территорию, часть жителей ушла в партизаны.

 Партизанская война шла на всей оккупированной территории. Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные мальчишки и девчонки. Даже самые юные подпольщики предпочитали смерть предательству.

  Сколько испытаний выдержали они!

  Сколько их было…пионеров-героев…Они сражались повсюду. Давайте назовем их имена.

На фоне «Аве Мария»

Ученик:

- Дети войны – понятие неоднородное. Многих ребят немцы увезли  в Германию и поместили в концлагерях. На них ставили опыты преступники-врачи, а из вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, сжигали в печах. Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки небольших размеров.

Ученик:

- Вспоминает Аня Павлова. Ей было 9 лет, когда началась война.

«Собаки рвали детей… а немцы хохотали. Сядут фашисты над ребенком, которого разорвали собаки, и ждут, когда сердце у него остановится… А мы потом снегом присыпем…вот ему и могилка до весны…»

Ученик:

- Фашизм – это когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали, пока ребенок не умирал. Детей гнали из концлагеря в концлагерь (слайды).

Ужасы концлагерей могли пережить не все взрослые. Голод, холод, непосильный труд, а зачастую пытки ждали детей в плену.

Вдумайтесь в эти цифры:

каждый день теряли 9168 детей,

каждый час – 382 ребенка,

каждую минуту – 6 детей,

каждые 10 секунд – 1 ребенок.

Ученик:

- Скорбь об этих детях велика, хотя даже она забываема.

Война прошла по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьезно:

Страдали тяжко дети от войны…

- Если бы человечество захотело почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то пришлось бы замолчать на 25 лет.

Ученик:

«На фотографии в газете»

На фотографии в газете

нечетко изображены

бойцы, еще почти что дети,

герои мировой войны.

Они снимались перед боем -

в обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Никто не знает их фамилий,

о них ни песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын и чей-то милый

и чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,-

жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Забыть тот горький год неблизкий

мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

как души, рвутся из земли.

...Они прикрыли жизнь собою,-

жить начинавшие едва,

чтоб было небо голубое,

была зеленая трава.

Ученик:

Р. Рождественский. «Реквием»

Разве погибнуть

Ты нам завещала,

Родина?

Жизнь

Обещала,

Любовь

Обещала,

Родина.

Разве для смерти

Рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты

Нашей

Смерти,

Родина?

Пламя

Ударило в небо!-

Ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте

На помощь…»

Родина!

Славы

Никто у тебя не выпрашивал,

Родина!

Просто был выбор у каждого…

Я или Родина!

Ученик:

- С ужасом фашизма боролась вся страна. Победа пришла!  Долгожданная, со слезами на глазах. Наши деды мечтали о счастливом будущем для своих детей, и эти мечты сбылись. Мы живем в красивом городе, в теплых домах, учимся в красивой современной школе. Мы улыбаемся и не голодаем благодаря солдатам Великой Отечественной войны, благодаря детям войны.

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену,

Продержались, выжили, смогли!

В этот день и горестный, и светлый,

Поклониться от души должны

Мы живым и недожившим детям

Той большой и праведной войны!

Учитель:

- Помните: во время Великой Отечественной войны погибло 13 миллионов детей. Самое лучшее, что есть на земле – это дети.

Учитель:

- Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что в них трудно даже поверить, но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться.

Ученик:

Рисуют мальчики войну.

Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и “Катюши”.
Висят во всю длину листа
Снаряды жёлтые, как груши.
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, не знакомы.
И берегут они свои
Огнём кричащие альбомы.
Да будет светлой жизнь детей,
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
В земле достаточно убитых!

Благодарю свою страну
И тех, кто пал в последнем шаге,
За то, что мальчики войну
Узнали только на бумаге.

Ученик:

-Земли Российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей вознесли вы знамя.

По-разному зовутся дети –

Нас очень много на планете!

Есть Насти, Вовы и Алены,

Детей повсюду миллионы!

По-разному зовутся дети,

Для нас все лучшее на свете.

Песня «Детство»

Ученик:

- Нужны нам яркие игрушки!

И Буратино и Петрушки!

Нужны нам книжки, песни, пляски

И увлекательные сказки!

Мультфильмы, игры и конфеты

И в цирк бесплатные билеты!

Хотим мы вырасти врачами,

Художниками, скрипачами.

Хотим под мирным небом жить

И радоваться, и дружить!

Хотим, чтоб всюду на планете,

Войны совсем не знали дети!

Звучит песня «Солнечный круг»

Список используемой литературы:

1) «Куда летишь, журавлик?: Докум. повесть/ И.В.Валько;.-М.: Молодая гвардия, 1978 г. 
2) «Великая Отечественная война: в фотографиях и кинодокументах» – М. : Планета, 1980 г.
3) «Великая Отечественная война, 1941 – 1945» : словарь– справочник. – М. : Политиздат, 1985 г.
4) «Дети военной поры»/ Сост. Э.Максимова.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988. 
5) «История войн», М., «Аванта-плюс»,2007 г.
6) «Опалённое детство»/ Н.Д.Луговой.-М.: Молодая гвардия, 1984 
7) «Когда протрубили тревогу...»: Докум. повести/ В.Н.Морозов; Ил. А.Волков.-Минск: Мастацкая лит., 1973.-339с.: ил. 
8) «О подвигах, о доблести, о славе..».: Сб. рассказов и очерков/ Сост. Г.Н.Яновский; Предисл. Г.Берегового.-М.: Дет.лит., 1985 г.
9) «Дети войны»/ А. Сухова.-М.: Звонница-МГ, 2004 г.

https://www.youtube.com/watch?v=ckXVbH2YlMM

https://www.youtube.com/watch?v=ZAtRykr2vkg

https://www.youtube.com/watch?v=10nb18DQCFU

https://www.youtube.com/watch?v=R9U6aKZ5t5g

https://www.youtube.com/watch?v=BCoQAzX6qAE

https://www.youtube.com/watch?v=_UYAzZC-NMo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов на тему "Паралимпийская олимпиада"

Целивнеклассного мероприятия:Расширить представления учащихся об Паралимпийских играх.Познакомить с паралимпийскими символами и традициями.Познакомить с паралимпийскими зимними видами спорта: сл...

Сценарий внеклассного мероприятия для 8-11-х классов "Мисс Весна"

Сценарий внеклассного мероприятия - конкурс красоты и талантов "Мисс Весна" для учащихся 8-11 классов....

Сценарий внеклассного мероприятия "Мир животных" для 6 класса

Сценарий для проведения итогового занятия по теме "Животные" в шестом классе, содержит материал для проведения викторины и красочную презентацию....

Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству Гоголя. 6 класс.

Внеклассное мероприятие по творчеству Н.В.Гоголя.6 класс....