Урок "Дыхание растений"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Дерезина Татьяна Сергеевна

Урок по Биологии в 6 классе по теме: "Дыхание растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhanie_rasteniy.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  Дыхание растений

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование знаний о дыхании организмов как составной части обмена веществ; о дыхании растений и его сущности; о роли устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.
  2. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.
  3. Научить учащихся применять знания о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями дыхания у растений; учатся определять значение дыхания в жизни растений; овладевают умением объяснять роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.

Метапредметные:  учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью растений; учатся в ходе простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности растений в учебнике, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.

Основные понятия урока: устьица, чечевички.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов опытов.

                                                 

Ход урока

1. Организационный момент:        

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

2. Проверка знаний (фронтальный опрос). СЛАЙД 2

  • Что такое дыхание?
  • Как дышат насекомые?
  • У кого клеточное дыхание?
  • Как называется дыхание при помощи жабр?
  • Кто дышит жабрами?
  • Наземные позвоночные животные дышат…
  • Земноводные дышат…
  • Как называется такое дыхание?

3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эпиграф урока «Я дышу, а значит, я живу!». СЛАЙД 3

                                            В.С. Высоцкий

- О дыхании каких организмов мы с вами только что говорили? (О животных)

- Какие газы из воздуха участвуют в этом процессе? (Кислород и углекислый газ)

- А дышат ли так другие организмы? (Растения, записываем тему урока в тетрадь).

 4. Актуализация и пробное учебное действие. СЛАЙД  4      

- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (Заполняем 1 столбик таблицы)

- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (Заполняем 2-ой столбик таблицы)

- Третью графу заполнить в конце урока.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание – это свойство всех  живых организмов

 Как дышат растения

При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

5. Выявление места и причины затруднения. СЛАЙД 5        

Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

6. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. СЛАЙД 6

У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

- Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

- Узнать, что такое дыхание?

- Что нужно для дыхания?

- Что образуется в процессе дыхания?

- Что вызвало гибель мышонка?

7. Решение проблемы

- Я Вам расскажу продолжение истории  опыта Джозефа Пристли.

"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".

- Что же произошло? (Процесс фотосинтеза у ветки мяты)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

8. Дополнительна информация. СЛАЙД 7

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить больше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь больше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите, мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

- Кто же в этом случае прав? (Мышонок задыхается)

- Почему у богатой дамы разболелась голова? (В темноте растения не выделяют кислород)

Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.

- Почему? (Было много углекислого газа)

9. Проблемный вопрос и его решение:

- А все ли органы растения дышат?  

Демонстрация опытов. ДИСК «КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ» биология 6 класс урок  9 № 7, урок 15 № 6.

Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую  - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку, зажженную свечу.

- Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут? (Учащиеся делают вывод: о том, что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли).

- Получается, что растения дышат только в темноте? (Растения – живые организмы и они дышат круглосуточно, при любых условиях)

- Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.

Физминутка:

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

10. Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания. СЛАЙД 8

Заполнение таблицы:  

    Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В клетках, содержащих хлоропласты

 Во всех клетках растения

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ

 Кислород

3. Какой газ выделяется?

Кислород

 Углекислый газ

4. В какое время суток происходит?

Днём

 Круглосуточно

5. Что происходит с органическими веществами?

Образуются

 Окисляются (распадаются)

6. Энергия?

Накапливается

 Выделяется

11. Постановка вопроса. СЛАЙД 9

- Есть ли у растений специальные органы для дыхания?

Работа с учебником. стр.108 пункт «Дыхание растений» 1 абзац и рис. 59.

У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.

12. Охрана растений. СЛАЙД 10

- Итак, мы с вами установили,  что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода  живые существа жить не могут. Ребята,  как  мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» (Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относиться к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.)

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса

Мы должны их  охранять всегда.

Нам жить в одной семье,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

13. Подведение итога урока. СЛАЙД 11

- Проанализируйте знания, полученные на уроке, и сделайте вывод: что нового узнали о дыхании растений? (заполняем 3-ой столбик таблицы)

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание – это свойство всех  живых организмов

 Как дышат растения

 Растение дышит через чечевички, устьица и корневые волоски.

При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

Для окисления органических веществ, для жизни

Мы узнали:

  • что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу;
  • при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ;
  • процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет;
  • растение дышит через чечевички и устьица.

14. Домашнее задание: СЛАЙД 12

1. Изучить § 29, раздел «Дыхание растений», ответить на вопрос 3 после параграфа.

2. Написать мини-сочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению».

15. Рефлексия. СЛАЙД 13

Нарисуйте в тетради настроение на сегодняшнем уроке, используя обозначения кислорода (О).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

Учитель знакомит детей со способом пересадки растения, называемым - перевалка. При данном способе пересадки не нарушается корневая структура пересаживаемого растения и не повреждается земляной ком....

Тесты для 6 класса по темам: "Жизнь растений" и "Размножение растений"

Тесты для учащихся 6 класса по темам: "Жизнь растений" и "Размножение растений"  Можно использовать учителям работающим по программе: В.В. Пасечника "Биология. Растения"...

Тест по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"

В тесте по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"  тридцать вопросов. Имеется ключ и критерии оценивания. Время выполнения теста 15-17 минут. Уровень сложности - средний....

Проверочная работа по теме: "Мир растений. Условия жизни растений", 6 класс.

Эти тестовые задания могут быть использованы в качестве проверки знаний по теме "Мир растений. Условия жизни растений"....

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...

«Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления».

Цель: ознакомить учащихся с понятием побега, с особенностями вегетативных и генеративных почек.Задачи:-         Сформировать представление о побеге как сложном ...