Урок по теме: "Передвижение веществ в ор­ганизме животного"
учебно-методический материал по биологии (6 класс)

Дерезина Татьяна Сергеевна

Урок по Биологии в 6 классе по теме: "Передвижение веществ в ор­ганизме животного"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peredvizhenie_veshchestv_u_zhivotnyh.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Передвижение веществ в организме животного.

Задачи урока:

познакомить учащихся с особенностями процесса передвижения веществ у животных;

научить учащихся определять значение передвижения веществ в жизни животных;

формировать у учащихся познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями процесса передвижения веществ у животных; учатся определять значение передвижения веществ в жизни животных; овладевают умением объяснять роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного в осуществлении связи между его органами.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью животных, учатся работать с разными источниками информации.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению

жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру.

Основные понятия урока: гемолимфа, кровь, сердце, кровеносные сосуды.

Деятельность учащихся: работа с текстом учебника и в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении тем проекта.

                                                    Ход урока

1.Организационный момент:

Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, решения проблем, подготовка к выполнению проекта. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

( внимательными, активными, смелыми, организованными)

2.Актуализация знаний. 

- Итак, ребята, для начала давайте вспомним, то, что вы уже знаете и ответим на несколько вопросов по прошлой теме:

  • Какие вещества необходимы для жизни растений?
  • Откуда растения получают воду и минеральные соли?
  • Какие вещества образуются в листьях?
  • Какой ещё орган занимается транспортом?
  • Как поступают вода и минеральные вещесва в растение?
  • По чему  и куда передвигаются органические вщества в растении?

-Молодцы! А сейчас самое время определить тему сегодняшнего урока.

-Посмотрите на фрагмент карты нашей страны. СЛАЙД 2

-Что на ней обозначено? ( Реки)

-Каково назначение крупных рек ( Перевозят различные грузы)

-Как одним словом это назвать? (Транспорт)

-В любом организме существуют транспортные линии.

Тема урока «Передвижение веществ в организме животного» - запись в тетрадь. СЛАЙД 3

-Сегодня на уроке нам предстоит составить темы проектов, поставить цели, определить объекты исследования, наметить пути выполнения работы.

3.Определение тем проектов.

Ребята, как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы. СЛАЙД 4

  • Какие вещества и как перемещаются в организме животных?
  • Какая система органов занимается перемещением этих веществ?
  • Есть ли различия в строении этой системы органов у разных животных?

-Для одноклеточных и многоклеточных  организмов характерно движение.  Движение осуществляет не только организм, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это перемещение веществ. Таким образом, перенос веществ в организме – это важный процесс жизнедеятельности. СЛАЙД 4

 Тема проекта 1. Перемещение веществ у одноклеточных организмов - запись в тетрадь. СЛАЙД 5

- Вспомните представителей одноклеточных животных.

-Может ли быть кровеносная система у простейших?

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить, как перемещаются вещества в их клетке?-  запись в тетрадь. СЛАЙД 5

 Тема проекта 2. Перенос веществ у беспозвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 6

-В ходе эволюции появилась особая система органов – кровеносная система. Дождевой червь имеет развитую кровеносную систему, которая состоит из сосудов. По ним циркулирует кровь. Кровь разносит питательные вещества и кислород. Движение крови по сосудам обеспечивается у червя сокращением «сердец». Кольцевые сосуды соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую кровеносную систему. У моллюсков и насекомых по сосудам течет гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, которая выполняет функции крови. Их кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Потом она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Рассмотреть циркуляцию жидкости у беспозвоночных животных, отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой- запись в тетрадь. СЛАЙД 6

Тема проекта 3. Строение кровеносной системы позвоночных- запись в тетрадь. СЛАЙД 7

-Прежде чем начать рассматривать роль кровеносной системы позвоночных животных в переносе веществ, попробуйте найти черты сходства в строении кольчатых червей и позвоночных. СЛАЙД 8

( И у тех, и у других кровеносная система замкнутая и состоит из сосудов)

-В чем произошло усложнение кровеносной системы? ( Появилось хорошо развитое сердце)

- У всех позвоночных животных кровеносная система устроена по единому плану. СЛАЙД 9

  • Сердце состоит из предсердий и желудочков.
  • Предсердия собирают кровь из вен, проталкивают ёё в желудочки.
  • Желудочки принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ёё в артерии.
  • Артерии несут кровь от сердца, самые крупные сосуды.
  • Вены несут кровь к сердцу, имеют клапаны.
  • Капилляры мельчайшие сосуды, пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Рассмотреть особенности строения и работы кровеносной у позвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 9

Тема проекта 4 Состав крови позвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 10

- Сейчас поговорим о составе крови позвоночных животных. Для этого поработайте с текстом учебника и заполните схему: «Состав крови». СЛАЙД 10

  • Плазма крови – это межклеточное вещество, принимает участие в транспорте веществ и свертывании крови.
  • Эритроциты красные клетки крови. Содержат пигмент гемоглобин, соединяясь с кислородом, разносит его по всему организму. Имеют форму двояковогнутого диска.
  • Лейкоциты бесцветны, имеют непостоянную форму. Они активны, могут самостоятельно передвигаться, защищают организм от микробов.
  • В крови есть кровяные пластинки, их функции связаны с процессом свертывания крови.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить связь состава крови с выполняемой функцией- запись в тетрадь.СЛАЙД 10

4.Домашнее задание.

Выполнить проект на одну из тем, которую определит тест. СЛАЙД 11

   1.У одноклеточных организмов вещества перемещаются по

                   А) сосудам      Б) цитоплазме    В) кровеносной системе

2. У дождевого червя кровеносная система  

                    А) замкнутая      Б) незамкнутая            В) круглая

3.Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков, называется        

                     А) гемолимфа         Б) гемоглобин            В) гематоген

4.Красные клетки в крови

               А) свёртывают крови             Б) разносят кислород             В) убивают микробов

Проверка теста. СЛАЙД 11

 Номер вопроса соответствует номеру темы: неправильный первый ответ-тема вашего проекта, все правильные ответы - тема на выбор

Вспомним:

-Как мы можем оформить проект? (презентация, сообщение, макет).

- Обязательные пункты проекта (тема, цель, обоснование моего выбора, выполнение работы, вывод, используемые источники)

5.Рефлексия

Если вы отвечаете да – то поднимаете правую руку, если нет то левую:

  • Вам понравился урок
  • Было трудно
  • Довольны ли вы темой проекта.

Используемая литература.

1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных  учреждений под редакцией В.В. Пасечника,  М.: Просвещение, 2014г.

2. В.В. Пасечник  «Уроки биологии 5-6 класс» - методическое пособие, М.: Просвещение, 2014г.

3. Рабочая тетрадь: биология 6класс под редакцией В.В. Пасечника; М.: Просвещение 2014г.

4. Мультимидийное приложение к учебнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Передвижение веществ в организме растения"

Презентация на тему "Передвижение веществ в организме растения" к уроку биологии в 6 класс,. линия Сонина...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

Конспект урока по теме: "Передвижение веществ у растений"

Конспект урока Биологии в 6 классе по теме: "Передвижение веществ у растений"...

Тест по теме: "Передвижение веществ в растении"

Данный тест выполнен в 2 варианта и предназначен для проверки знаний в 6 классе по теме: "Передвижение веществ в растении". Подходит для работы по биологи программе Пасечника "Линия жиз...