Урок по теме: "Вид. Критерии вида. Популяция"
методическая разработка по биологии (9 класс)

Дерезина Татьяна Сергеевна

Урок по Биологии в 9 классе по теме: "Вид. Критерии вида. Популяция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vid._kriterii_vida.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Вид.  Критерии  вида.  Популяция

Цель: изучить понятие вида, его критерии и структуру;  рассмотреть уровни эволюционного процесса, продолжить формирование умений и навыков работы с терминологией.

Ожидаемые  результаты, учащиеся  должны:

иметь представление о работах отечественных ученых в этой области;

знать: определение понятия «вид», основные критерии вида и его структуру, понятия «популяция», «эволюция», «микроэволюция», «макроэволюция»;

уметь: давать определения указанным терминам, объяснять структуру вида, критерии вида.

понимать: представление о работах отечественных ученых в этой области;

Тип урока: изучение нового материала.

Форма обучения:  индивидуальная, парная.

Средства  обучения :  учебник,  компьютерная презентация, дидактический материал,  таблица «Критерии  вида»,  стикеры.

Ход урока

I.Организационный момент.    Психологический настрой

II. Актуализация знаний.

карточки  по  теме  «Доказательства   эволюции»

III.Изучение нового материала.        

Мотивация   к  уроку

1. На  фоне   картинки  леса  звучат  голоса  птиц.  Голоса,  каких  птиц  вы   услышали?  

2.Сравните  два  фото:  заяц  беляк  и  заяц  русак,  в  чем  их  отличие?

Раскрывается тема урока и цель.

Задание: В указанном списке животных посчитайте количество особей, видов и родов.
1. Ёж обыкновенный.      2. Лисица обыкновенная.   3. Медведь гималайский.                  4. Хомячок джунгарский.    5. Заяц-беляк.    6. Медведь бурый.     7. Хомячок сирийский.     8. Заяц-русак.    9. Ёж ушастый.     10. Лисица   степная.  

(10  особей,  9  видов,  10  родов)

Микроэволюция – процессы, протекающие  на  уровне  популяции  и вида.

Макроэволюция  - процессы,  протекающие  на  уровне  выше  видового.

В  результате  эволюции  возникают  новые  виды.

История  развития  взглядов  на  вид  в  биологии  (стр. учебника 179)

Джон  Рей   ( анг.  уч.) -  в 17 в.  понятие  вида  ввел  в  науку

Карл  Линней (шв. уч)  в 18 в. предложил  научное  определение  вида, уточнил  его  критерии.   «Каждый  вид -  результат  отдельного  творческого   акта,  неизменен  и постоянен, не  связан  с другими  видами  родством»

Ж.Б.Ламарк -  виды  изменяются,  и произошли  от  других  видов, включая  человека.

Ч.Дарвин - виды  изменяются,  они  относительно  постоянны  и  являются  результатом  эволюционного  развития.

«Корзина  идей»  -  Что  же  такое  вид?

Работа с текстом, дать определения следующим понятиям темы &39 («Прочитай – запиши – обсуди в паре»)

Вид – группа  особей,  сходных  по  внешним  признакам и  процессам жизнедеятельности,  нуждающихся  в одинаковых  условиях,  обитающих  на  определенной  территории  в виде  групп – популяций.

Критерии  вида (заполнение  таблицы)

Виды  существуют  в  форме  отдельных  популяций.

Популяция  -  совокупность  особей  данного  вида,  которая  длительное  время  существует  на определенном  участке  ареала  и  способна  к  свободному  скрещиванию.

Динамическая пауза (проводится в середине урока)  

Работа  по  таблице:  работа  с  текстом  «Паук – крестовик»  (учитель  читает  отрывок,  а  учащиеся  должны  определить  критерий).

Критерии вида

Содержание критерия

1. Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида, особенностей строения представителей одного вида

2. Физиологический

Сходство всех процессов жизнедеятельности, и прежде всего процесса размножения (свободное скрещивание особей вида)

3. Генетический

Каждый вид характеризуется определенным, присущим только ему набором хромосом и их особой
структурой (размеры, форма, состав ДНК)

4.Биохимический

Видовая специфичность белков и нуклеиновых кислот

5. Экологический

Вид занимает определенное место в природе, имею свою специализацию, набор факторов среды, необходимых для его существования

6. Географический

Вид обладает определенной областью распространения в природе – ареалом

7. Исторический

Общность предков, единая история возникновения  и развития вида

IV.  Закрепление

Задание: на слайде появляются фразы,  вам  нужно проанализировать и сделать вывод о их верности, а если надо поправить

Фразы:

1. Сетчатое жилкование  листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)

2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)

3. Как известно у вида Homo sapiens,  хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю)

4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)

Установи  соответствие.

Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.

Критерии:

1. тело покрыто мантией                                                А) морфологический

2. раковина имеет две створки                                       Б) экологический

3.обитает в пресных водоёмах                                       В) физиологический 

4.кровеносная система незамкнутая

5. питается, фильтруя воду

6. это донное, малоподвижное животное

1

2

3

4

5

6

А

А

Б

А

В

Б

V.  Домашнее задание.  

Создай  проект под названием «Описание вида согласно критериям».

Форма работы может быть любая – текстовый вариант, презентация, слайд-шоу, буклета и т.д.

Рефлексия  «Моя  высота»

Я хорошо усвоил,  что…………………

Теперь я смогу сам и научу других………………

Меня удивило, что ……………………………………….

Мне пригодится в дальнейшем …………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии в 9 классе по теме «Вид. Критерии вида»

Данный конспект  рекомендуется для проведения урока в 9 классе в разделе "Эволюция живых организмов"...

Конспект урока по биологии "Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе. Л.р."Типы биотических связей" в 10 классе.

Урок разработан с использованием учебника "Общая биология 10 класс" , авторская линия И.Н. Пономаревой. Основной целью урока является повторение материала по теме "Приспособленность организмов к совме...

Тест по теме " Вид. Критерии вида". 11 класс.

Тест по теме " Вид. Критерии вида". 11 класс....

Конспект урока биологии в 9 классе по теме «Вид. Критерии вида»

Конспект   урока биологии в 9 классе  по теме «Вид. Критерии вида» Учитель ГБОУ СОШ №455Виноградова Л.А.Тип урока: урок изучения нового материалаЦелевая аудитория:  учащи...

Лабораторная работа по теме: Морфологический критерий вида». 9 кл

Задачи:закрепить знания о морфологическом критерии вида,научить составлять морфологическую характеристику растений и животных.  Оборудование: комнатные растения, гербарии растений разных вид...

Урок по биологии на тему "Вид.Критерии вида."

Тема: Вид. Критерии вида.Цель: Изучение вида и его критериев.Задачи:  Образовательные: создать условия для усвоения понятий «вид», критерии вида», «популяции»; рассм...