Система оценивания образовательных достижений
статья по биологии

Воротникова Ольга Алексеевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

Вариативность и содержательное многообразие школьного биологического образования привели педагога  к необходимости создания механизма диагностики овладения учащимися содержанием базового биологического образования вне зависимости от выбранной учителем программы и учебника.

Основными принципами педагога в оценке качества знаний учащихся  по предмету являются: системность, учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход.

В ходе освоения образовательной программы в рамках ФГОС остро стоит необходимость в системе оценки достижения планируемых результатов. Целью системы оценки является текущий, промежуточный и итоговый мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов на определенном этапе обучения. Система оценки направлена на решение задачи оптимизации развития обучающихся.

Формирующая оценка – это, как обратная связь для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Структура системы оценки:

    Инструменты формирующего оценивания позволяют перенести акцент на процесс преподавания и учения. Активная роль в этом процессе отводится ученику.

Эффективными способами индивидуальной и коллективной работы для гибкого оценивания достижений ученика становятся следующие методы и формы формирующего оценивания:

  • листы самооценки (технологические карты) на уроке, которые играют решающую роль в социальной адаптации ученика, влияют на понимание ими учебных целей, позволяют научить школьника анализировать причины трудностей и способы преодоления их;

Технологическая карта урока биологии 5 класс

«Запасают ли живые организмы питательные вещества»

1 группа

Ф.И ученика_______________________

Баллы за выполнение задания

Баллы за устный ответ

Задания

Самооценка

Задание 1 . Вставьте в текст пропущенные слова, внесите ответы в таблицу

        

Текст для первой группы

Растения и животные  сходны тем, что они……(А)  и…….(Б).

Питаются они……….(В) веществами, которые обеспечивают их…..(Г).

Тратят  они ее на……(Д).

Выбор ответов:

  1. Органические
  2. Питаются
  3. Рост, развитие, движение.
  4. Энергией
  5. Двигаются

А

Б

В

Г

Д

Самооценка выполнения задания

3 балла– без ошибок

2балл – 1 ошибка

1 балл – 2 ошибки

0 баллов – 3 и более ошибок

Задание 2 . Найдите и подчеркните в тексте ключевое слово, которое отражает смысл вашего текста.

2 балла – слово выделили правильно;                          

0 баллов - слово выделили  неправильно

Задание  3. Найдите правильно составленную пищевую цепь, обведите цифру,  под которой она находится

1.Заяц →клевер→ медведь→ блоха

2.Клевер←заяц←медведь←блоха

3.Клевер→заяц→медведь→блоха

2 балла -  №3;            

1 балл -    №2;          

0 баллов - №1

Задание 4.  Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Задание 6  Работа в группах

  1. Группа   Работа с учебником стр.152 рис.162
  2. Группа   Работа с учебником стр.152 рис.163
  3. Группа   Работа с учебником стр.153 рис.164

Ответьте на вопрос:

Что объединяет в строении или в процессах жизнедеятельности изображенные организмы?

Оценка:

тестовые задания-

За устные ответы -

Перевод баллов  левой колонки  в оценку:

6-7баллов – оценка 5

4-5 баллов –  оценка 4

3 балл3 – оценка 3

Менее 3 баллов – оценка 2

Технологическая карта урока биологии 5 класс

«Запасают ли живые организмы питательные вещества»

2 группа

Ф.И.ученика________________________

Баллы за выполнение задания

Баллы за устный ответ

Задания

Самооценка

Задание 1 . Вставьте в текст пропущенные слова, внесите ответы в таблицу

        

Текст для второй группы

Растения в отличие от животных сами образуют……(А) вещества, в процессе…..(Б). Поэтому движение у них …….(В). А животные питаются……(Г) органическими веществами и двигаются они……(Д).

Выбор ответов:

  1. Фотосинтез
  2. Ограниченное
  3. Активно
  4. Готовыми
  5. Органические

А

Б

В

Г

Д

Самооценка выполнения задания

3 балла – без ошибок

2балл – 1 ошибка

1 балл – 2 ошибки

0 баллов – 3 и более ошибок

Задание 2 . Найдите и подчеркните в тексте ключевое слово, которое отражает смысл вашего текста.

2 балла – слово выделили правильно;                          

0 баллов - слово выделили  неправильно

Задание  3. Найдите правильно составленную пищевую цепь, обведите цифру,  под которой она находится

1.Заяц →клевер→ медведь→ блоха

2.Клевер←заяц←медведь←блоха

3.Клевер→заяц→медведь→блоха

2 балла -  №3;            

1 балл -    №2;          

0 баллов - №1

Задание 4.  Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Задание 6  Работа в группах

  1. Группа   Работа с учебником стр.152 рис.162
  2. Группа   Работа с учебником стр.152 рис.163
  3. Группа   Работа с учебником стр.153 рис.164

Ответьте на вопрос:

Что объединяет в строении или в процессах жизнедеятельности изображенные организмы?

Оценка :

тестовые задания-

За устные ответы -

Перевод баллов левой колонки в оценку:

6-7баллов – оценка 5

4-5 баллов –  оценка 4

3 балла – оценка 3

Менее 3 баллов – оценка 2

  • взаимооценка – прием, используемый при взаимообмене тетрадями, проверочными работами, обсуждении проектов и выставлении отметок в группах, что становится одним из инструментов гибкого оценивания результатов;
  • метод оценивания продуктов учебной, исследовательской, проектной, творческой деятельности;

В процессе обучения проектированию учитель развивает у учащихся систему проектировочных умений:  разрабатывать проект, осуществлять его экспертизу,   оформлять проект в соответствии с общепринятыми нормами, публично выступать,   оценивать себя.

Как показывает опыт работы, учащиеся испытывают затруднения не столько на этапе защиты проекта, сколько на этапе его экспертизы, не владеют приемами оценки деятельности товарищей в процессе защиты проекта. Поэтому учащимся предлагается схема оценки деятельности проектанта, в которой выполнение и защита каждого проекта оценивается самим проектантом, учителем и учащимися класса.

  • Оценка проводится в баллах (0, 10, 20 и т.д) по критериям (см. таблицу) каждого вида работы.  
  • СХЕМА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТАНТА

Критерии выполнения и защиты проекта

Максимальный балл

Оценка

проектанта

учителя

учащихся

рейтинговая

Выполнение проекта

1. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.

25

2. Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, предлагаемых решений

20

3. Аргументированность предлагаемых  решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость

25

4. Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование текста, качество эскизов, схем рисунков

10

Защита проекта

5. Качество доклада:  композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, убежденность

20

6. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи

20

7. Педагогическая ориентация: культура речи, манера изложения, использование наглядных средств,  чувство времени, импровизация,  удержание внимания аудитории

20

8. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы

20

9. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение,  стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность

20

  • Рейтинговая оценка рассчитывается как среднеарифметическое трех показателей.
  • Суммарная оценка защиты проекта:
  • «Отлично» - 150 – 180 баллов;
  • «Хорошо» - 100 – 149 баллов;
  • «Удовлетворительно» - менее 100 баллов.
  • При обучении учащихся оценивать себя им предлагается следующий алгоритм  рефлексии (алгоритм рефлексии разработан аттестующимся учителем):

Я        -  

как чувствовал себя в процессе создания проекта, было ли мне комфортно, с               каким  настроением работал, доволен ли собой.

МЫ    -  

насколько комфортно мне работалось в малой группе (были ли у меня                затруднения  в работе с группой).

ДЕЛО -

я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы; в чем                 затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.

  • В результате создания  Информационных поисковых проектов их защиты, экспертизы и рефлексии, учащиеся овладевают системой ориентировочных умений и приобретают новые интеллектуальные качества – способность учиться на собственном опыте и опыте других.
  • Тестирование. Методом исследования уровня знаний, умений, навыков является такая форма контроля, как тест. От других методов диагностики тесты отличаются тем, что позволяют проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов, сокращают временные затраты на проверку знаний, практически исключают субъективизм учителя как в процессе контроля, так и в процессе оценки.

Типы тестовых заданий для оценки уровня знаний учащихся

по теме «Кровообращение»

Задания с выбором одного ответа

  1. Большой круг кровообращения начинается:

А) в левом предсердии

В) в левом желудочке

Б) в правом желудочке

Г) в правом предсердии

Ответ:

2. Малый  круг кровообращения начинается:

А) в левом предсердии

В) в левом желудочке

Б) в правом желудочке

Г) в правом предсердии

Ответ:

  1. Между левым предсердием и левым желудочком находится клапан:

А) 3-х створчатый

В) 2-х створчатый

Б) полулунный

Г) кармановидный

Ответ:

  1. Между правым предсердием и правым  желудочком находится клапан:

А) 3-х створчатый

В) 2-х створчатый

Б) полулунный

Г) кармановидный

Ответ:

5. Сосуды,  несущие кровь к сердцу называются:

А) аорта

В) вены

Б) капилляры

Г) артерии

Ответ:

6. Сосуды,  несущие кровь от  сердца называются:

А) аорта

В) вены

Б) капилляры

Г) артерии

Ответ:

Задания на установление последовательности

  1. Установите правильную последовательность движения крови по большому кругу кровообращения:

А) аорта

Б) левый желудочек

В) капилляры

Г) артерии

Д) правое предсердие

Е) вены

А

Б

В

Г

Д

Е

  1. Установите правильную последовательность движения крови по малому кругу кровообращения:

А) легочные вены

Б) правый  желудочек

В) капилляры

Г) легочная артерия

Д) левое  предсердие

А

Б

В

Г

Д

  1. Установите последовательность расположения кровеносных сосудов по мере уменьшения в них кровяного давления:

А) вены

Б) капилляры

В) артерии

Г) аорта

А

Б

В

Г

  1. Установите последовательность расположения кровеносных сосудов по мере уменьшения в них скорости тока крови:

А) вены

Б) капилляры

В) артерии

Г) аорта

А

Б

В

Г

Работа с текстом

  1. Закончите предложения, вставив пропущенные слова, предложенные в таблице под номерами:

А) Кровь, насыщенная углекислым газом  называется …..

Б) Способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце,  называется…..

В) При артериальном кровотечении накладывают……

  1. Закончите предложения, вставив пропущенные слова, предложенные в таблице под номерами:

А) Прибор для измерения артериального давления называется…..

Б) Кровь, насыщенная кислородом называется….

В) При венозном  кровотечении накладывают……

  1. артериальная
  1. жгут

8.автоматия

  1. Тугую давящую повязку
  1. венозная

9. тонометр

  1. спирометр
  1.  пульс

10.стерильную повязку

Ответ:

А

Б

В

7.Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений,  в которых они сделаны, исправьте их.

 (1)  Сердце человека четырехкамерное. (2).Оно состоит из двух предсердий и двух желудочков. (3) Между предсердиями и желудочками находятся полулунные клапаны. (4) Они обеспечивают ток крови из желудочков в предсердия. (5)Между желудочками и кровеносными сосудами большого и малого кругов кровообращения находятся кармановидные клапаны. Они обеспечивают ток крови из желудочков в аорту и легочную артерию. В правой половине сердца человека кровь – венозная, а в левой половине – артериальная.

Задания на установление соответствия

Установите соответствие между типом кровеносного сосуда и типом крови в нем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тип кровеносного сосуда

Тип крови

А) Легочная артерия

Б) Аорта

В) Легочная вена

Г) Нижняя полая вена

  1. Артериальная
  2. Венозная

Ответ:

А

Б

В

Г

        Тестовая система проверки знаний является эффективным заданием для самоконтроля.

Систематический контроль знаний воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить дифференцированный подход к оценке качества знаний учеников.

  • Устный опрос. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.
  • Контрольные срезы. Это эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения больших тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

5класс

Контрольный срез

«Биология – наука о живом мире»

1 вариант

При  выполнении  заданий  (1-5)  выберите один правильный ответ

1. Наука о живой природе носит название:

а) физика  б) биология   в) химия   г) география

2. Какой прибор используют для изучения строения клеток:

а) телескоп  б) барометр в) микроскоп  г) спидометр

3. Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и выполняемым функциям называют:

а) тканью     б) клеткой   в) веществом   г)  органом

4. Растительная клетка отличается от животной клетки:

а) наличием ядра                                    б) наличием цитоплазмы  

в) наличием хлоропластов                     г)  наличием клеточной мембраны

5. Найдите неорганическое вещество, входящее в состав клетки:

а) белок  б) жиры   в) вода  г) крахмал

                Часть II

При  выполнении  заданий  №6 выберите три верных ответа из шести, цифры запишите в порядке возрастания.

6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры под которыми они указаны.  «Семья» биологических наук включает в себя:

1) ботанику  2) астрономию  3) зоологию   4) микологию  5) физику   6) географию

7.  Установите соответствие между объектами живой природы  и объектами неживой природы. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

Объекты природы:                                Природа:

А)  яблоня                                                 1) Живая природа                                            

Б) Солнце                                                  2) Неживая природа                                                                  

В)  собака                                                    

Г)  камень

Д)  ветер

Е)  голубь

  • Устные и письменные зачеты. Носят чаще всего индивидуальный характер. Так как при таком подходе ученик полнее раскрывает свои способности.

Виды оценки качества знаний учащихся в профильных классах максимально приближены:

  1. к вузовской системе оценки для дальнейшей успешной адаптации выпускников к обучению в  высших учебных заведениях;
  2. к ЕГЭ и ОГЭ  по биологии для успешной сдачи выпускниками такого экзамена.

1.Участие в семинарских занятиях

Оценивается уровень подготовленности ученика по вопросам семинарского занятия, его выступление перед аудиторией, умение вступать в дискуссию, отстаивать свою позицию, аргументировать ее.

2.Выполнение лабораторно – практических занятий

Оценивается качество оформления работы, умение ученика правильно и грамотно формулировать выводы на основе полученных результатов

3.Зачеты:

- Защита рефератов:

- зачеты по заранее предложенным вопросам;

4.Экзамены (зимняя, летняя сессии)

При ответах оценивается полнота, глубина знаний, умение грамотно и логично излагать материал, умение пользоваться наглядным материалом и лабораторным оборудованием.

Индикаторами эффективности используемых автором форм и методов контроля качества знаний учащихся являются:

  • Высокая  успеваемость и положительная динамика качества знаний учащихся;
  • Успешная сдача ЕГЭ и ОГЭ по биологии;
  •  Победители, призеры олимпиад разных уровней;
  • Успешное продолжение учащимися биологического образования в вузах;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

Система оценивания образовательных достижений учащихся

Выступлкние на педсовете  «Система оценивания образовательных достижений учащихся: проблемы, необходимость реальность»Система оценивания образовательных достижений учащихся...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...