Общая характеристика грибов
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

Куулар Буянмаа Бай-Вековна

грибы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хондергейская общеобразовательная школа

Открытый урок по биологии на тему:

Общая характеристика грибов

Учитель биологии: Куулар Б.Б.

2019

Цель: познакомить учащихся с общей характеристикой грибов

Задачи:

Образовательные: познакомить с особенностями питания, строения, размножения грибов и о роли грибов в природе и жизни человека.

Развивающие: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий; продолжить формирование умений индивидуальной, парной и групповой работы, а также с текстом учебника; развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; работать в группе; формировать бережное отношение к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Основные понятия урока: хитин, грибница (мицелий)

Деятельность учащихся: лепка из пластилина, работа с текстом учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса

Тип урока: комбинированный с использованием презентации

Формы работы: групповая, парная и индивидуальная

Методы: словесные, наглядные, поисковые

Оборудование: Учебник, мультимедийный проектор, карточки

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний урока
  3.  Мотивация учебной деятельности учащихся
  4. Совместное открытие новых знаний (работа в группах)
  5. Физкультминутка
  6. Первичное усвоение учебного материала
  7. Осознание и осмысление учебного материала
  8. Закрепление
  9. Домашнее задание (инструктаж)
  10. Итоги. Рефлексия

Ход урока:

  1. Организационный момент 1 мин.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на моем уроке. Протягивая Вам свои ладоши, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони. Спасибо, ребята. Садитесь.

Символом сегодняшнего урока будет гриб. Я приготовила для Вас грибы. Каждый гриб означает этап нашего урока. Грибы поочередно крепятся на доске. Прикрепляем 1 гриб на доску.

Сейчас, послушав рассказ каждый представит себе гриб и быстренько вылепит его из пластилина. 3 мин.

Грибной праздник

Наступило лето. Дожди пошли часто, и грибы в лесу приподняли свои шляпки. Когда же, как не летом, можно встать в полный рост!

А один маленький грибок никак не хотел становится большим. И шляпку всё свою прятал. То ему солнышка мало, то ветерок недостаточно тёплый, то дождик слабый.

Но вот однажды..Собрались грибы на полянке. И в вечернюю прохладу устроили себе праздник – Праздник Грибного Лета. Пришли волнительные волнушки, грузные грузди, рыжие лисички, дружные опята, гладкие маслята, и даже крепыши-боровики пожаловали. Грибы сначала стояли подбоченясь, а потом подбрасывали кверху свои шляпки и кричали: «Ура! Лето!»

И тут наш старый знакомый, маленький грибок не выдержал (по секрету вам скажем, что это был подосиновик). Он тоже вышел на полянку и выше всех подбрасывал свою маленькую красную шляпку.

Правильно, когда ещё радоваться, как не летом?

Молодцы! Все справились с заданием, отложили его на край парты, он нам понадобится в конце урока.

  1. Актуализация опорных знаний урока. (Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала) 2 мин. Прикрепляем 2 гриб на доску.

Работа с карточками (разноуровневые задания в карточках) парная работа

Карточка 1

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663796/Image6658.gif

Карточка 2

Соотнести определения с изученными терминами и понятиями

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) прокариоты

Г) эукариоты

1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

2) Организмы, в клетках которых есть ядро

3)  Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества

4) Бактерии, способные в своих клетках образовывать органические вещества из неорганических под влиянием солнечного света

Ответ: А-4   Б-3   В-1   Г-2

Какие царства живой природы вы знаете?

  1. С каким царством мы познакомились на прошлом уроке ?
  2. Как будем называть бактерий, имеющие палочковидную форму? (бациллы)
  3. Шарообразную форму имеет (кокки), изогнутые в виде запятой (вибрионы), спиралевидную форму имеет (спириллы)
  1. Мотивация учебной деятельности учащихся 3 мин. (Мотивация учащихся к определению темы и постановке целей урока)

А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы угадайте, о ком или о чем идет речь.

Что за чудище такое?

То поменьше, то побольше.

Можно встретить под березкой,

На пеньке среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть –

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была? Догадались ли,  вы ребята? Совершенно верно – это гриб. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Давайте правильно сформулируем тему. (Правильно, откроем тетради и запишем тему урока)

И, так добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться на протяжении нескольких уроков.

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную задачу. Что сегодня предстоит нам выяснить? (питание, строение, размножение и роль в природе и жизни человека).

Назовите названия известных вам грибов? (белый гриб, подберезовик, подосиновик, лисичка, опенок, маслята, мухомор сыроежки, навозник…)

  1. Совместное открытие новых знаний 20 мин. Прикрепляем 3 гриб на доску!

Используя текст учебника на стр. 66 выполните следующие задания в группах. Идет обсуждение в группах.

1 группа: Питание грибов

По характеру питания

Чем питаются грибы? ________________________________________

Способ поглощения пищи - __________________________________

2 группа: Строение грибов

Строение грибов по количеству клеток

Хитин – это ___________________________________________________

Грибница (мицелий)  - это __________________________________________

3 группа: Размножение грибов

Виды размножения грибов

4 группа: Роль грибов в природе и жизни человека

Роль грибов

в природе

в жизни человека

+

-

+

-

  1. Физкультминутка 1 мин. Прикрепляем 4 гриб на доску

В лес пойдем мы за грибами,

Соберем с тобой их сами.

Раз – грибок, два – грибок,

Вот уж целый кузовок!

Дождь закапал ой-ой-ой!

Побежим скорей домой!

  1. Первичное усвоение учебного материала 5 мин. Прикрепляем 5 гриб на доску. Работа с терминами.

Микология - (от греч.  микес - "гриб", логос - "учение") наука, изучающая грибы.

Хитин – это органическое вещество, характерное для клеток животных.

Грибница (мицелий) – тонкие белые нити (гифы), образующие тело гриба

  1. Осознание и осмысление учебного материала 3 мин.

Возвращаемся проблемному вопросу. Почему грибы относят к отдельному царству?

- Сочетают в себе признаки и растений, и животных

- Имеют особенное строение тела (грибница (мицелий))

  1. Закрепление (взаимопроверка) 5 мин. Прикрепляем 6 гриб на доску.

Карточка 3

Выбрать правильные утверждения

1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

2. Гифы - это корни.

3. Все грибы растут в лесах.

4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).

5. Все грибы - это многоклеточные организмы.

6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).

7. Все грибы – паразиты.

8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.

9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.

10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.

  • Да - 1, 4, 6, 8, 9, 10
  1. Домашнее задание 1 мин. (инструктаж)

Прочитать параграф 13 с. 66 нарисовать рис. 38 Мицелий гриба под микроскопом

Для желающих: найти загадки о грибах

  1.  Рефлексия 1 мин.

Закончите предложения:

  1. Я узнал на уроке…
  2. Мне понравилось на уроке..
  3. Я научился на уроке…

А сейчас вернемся к вашим грибочкам из пластилина и мы создадим грибочную поляну. Прикрепите свой гриб к тому этапу урока, какой этап вам больше всего понравился.

Приложение 1

Карточка 1

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663796/Image6658.gif

Карточка 1

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663796/Image6658.gif

                                                    Карточка 2                       Приложение 2

Соотнести определения с изученными терминами и понятиями

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) прокариоты

Г) эукариоты

1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

2) Организмы, в клетках которых есть ядро

3)  Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества

4) Бактерии, способные в своих клетках образовывать органические вещества из неорганических под влиянием солнечного света

Карточка 2

Соотнести определения с изученными терминами и понятиями

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) прокариоты

Г) эукариоты

1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

2) Организмы, в клетках которых есть ядро

3)  Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества

4) Бактерии, способные в своих клетках образовывать органические вещества из неорганических под влиянием солнечного света

По характеру питания

Чем питаются грибы? ________________________________________

Способ поглощения пищи - ____________________________________

Строение грибов по количеству клеток

Хитин – это ___________________________________________________

Грибница (мицелий)  - это __________________________________________

Виды размножения грибов

Роль грибов

в природе

в жизни человека

+

-

+

-

Карточка 3

Выбрать правильные утверждения

1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

2. Гифы - это корни.

3. Все грибы растут в лесах.

4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).

5. Все грибы - это многоклеточные организмы.

6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).

7. Все грибы – паразиты.

8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.

9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.

10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.

Карточка 3

Выбрать правильные утверждения

1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

2. Гифы - это корни.

3. Все грибы растут в лесах.

4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).

5. Все грибы - это многоклеточные организмы.

6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).

7. Все грибы – паразиты.

8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.

9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.

10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общая характеристика грибов

Слайд 2

Проблема:??? Факт 1 Факт 2 Грибы могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами

Слайд 3

Работа в группах 1 группа: Питание грибов 2 группа: Строение грибов 3 группа: Размножение грибов 4 группа: Роль грибов в природе и жизни человека

Слайд 4

Питание грибов Сапротрофы Паразиты

Слайд 5

мукор дрожжи Одноклеточные Многоклеточные шляпочные пеницилл трутовики Строение грибов

Слайд 6

Размножение грибов Половое слияние специализированных клеток спорами вегетативно частями грибницы почкование Бесполое

Слайд 7

Роль грибов В природе В жизни человека + - + - Симбиоз с деревьями Вызывают болезни Получение лекарств Вызывают болезни Участвуют в круговороте веществ пища Портят продукты питания, жилые постройки

Слайд 9

Проверь себя Правильные ответы: 1,4,6,8,9,10 Все верно или одна ошибка - 5 Две-три ошибки - 4 Четыре-пять ошибок -3 Больше пяти – 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс

Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

Грибы. Общая характеристика грибов

Конспект урока " Грибы. Общая характеристика грибов"...