Конспект урока «Многообразие живых организмов» (5кл)
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Коршунова Елена Владимировна

Урок «Многообразие живых организмов» (5кл)

Педагогическая цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся многообразии живых организмов

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок «Многообразие живых организмов» (5кл)

Педагогическая цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся многообразии живых организмов

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Планируемые предметные результаты: обучающийся будет знать о многообразии живых организмов; научиться использовать приобретённые знания для соблюдения правил поведения в природе, бережно относиться к растительным и животным организмам.

Личностные результаты: будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности.

Метапредметные универсальные учебные действия:

  • регулятивные – научиться выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получить возможность научиться структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, видеть каждое новое знание; обобщать; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами;
  • познавательные – научиться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; организовывать свою учебную деятельность;
  • коммуникативные – научиться использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить приятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации (сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию)

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами), практические (составление схем, поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Понятия и термины: живые организмы, растения, животные, бактерии, грибы, их многообразие.

Оборудование: мультимедийные проектор.


Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический приём

 Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий контроль

осуществляемые действия

формируемые действия

I.

Мотивация учебной деятельности обучающихся. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации и принятие учениками цели учебно-познавательной деятельности.

Составление плана работы.

Вводная беседа

2 мин.

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- Сегодня нам предстоит урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Многообразие живых организмов». А это значит, что каждый из вас имеет возможность получить хорошую отметку по изученному ранее материалу.

Озвучивает тему и цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

-  Мы уже изучили царства живых организмов.

Слушают и понимают рассказ учителя,  ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, планируют и организуют своё рабочее место.

Устные ответы на вопросы учителя.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

Фронтальная беседа, фронтальный контроль

5 мин.

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Назовите их (Царства растений, животных, бактерий, грибов)

-  Приведите примеры живых организмов царства Растений? Животных? Бактерий? Грибов?

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы  на вопросы учителя

III.

Обобщение и систематизация знаний

Выявление уровня знаний учеников по теме, высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по теме.

Парная работа

Фронтальный и индивидуальный контроль

1мин + 7 мин + 15 мин. = 23мин.

Формулирование задание:

Итак, друзья, предлагаю некоторым из вас поработать в парах. Сейчас каждая пара получит задание. В течение 7мин. вы должны воспроизвести строение и образ жизни определенного царства по инструктивным карточкам. Также вы должны подготовить ответы на вопросы и зарисовать некоторых представителей. Затем мы все прослушаем каждую пару. Кто из вас будет представлять вашу работу решите сами. Время на подготовку 7 мин., пока длиться игра «Царь горы».

Учитель называет учеников, кому предстоит работать в паре и раздаёт инструктивные карточки.

Формулирование задание: Всем остальным предлагаю игровую форму работы «Царь горы». Напоминаю правила: выбираем двух царей знаний, а все остальные с помощью вопросов пытаются победить царей. Перед тем как задать вопрос, нужно назвать имя того, к кому адресован вопрос.  Если царь отвечает на вопрос, он зарабатывает плюс, пять плюсов – отметка в журнал. Если ответа у царя нет, нужно самому дать правильный ответ на вопрос, чтобы занять место царя. Учебником пользоваться можно тем, кто готовит вопросы.  На игру отводим 7 минут.

Организация и проведение игры

-Молодцы! Поздравляем царей знаний!

- Пришло время предоставить слово тем, кто работал в парах.

Учитель обеспечивает положительную реакцию на работу одноклассников.

Выполняют задания.

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы  на вопросы одноклассников

IV.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Выявление обучающимися новых знаний, развитие умений находить ответы на проблемные вопросы.

Фронтальная работа

3 мин.

Учитель задаёт вопросы:

-Скажите, пожалуйста, к какому царству относится человек?

-Можем ли мы сказать, что человек часть природы?

- Какое практическое значение имеют знания о живой природе?

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы  на вопросы одноклассников

V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция

Индивидуальная работа (письменная)

8мин. + 3мин. (на проверку)

Биологический диктант

1.Одноклеточные организмы, не имеющие ядра? (Бактерии).

2.Какие организмы имеют такие органы, как корень, стебель, лист? (Растения).

3.Подберёзовик - представитель царства …(грибов).

4.Инфузория - туфелька относится к царству…(животные).

5.К какой группе многоклеточных организмов относится дождевой червь…(беспозвоночные животные).

6. К какой группе многоклеточных организмов относится змея и ящерица …(позвоночных животных).

7. Тело амебы состоит из одной клетки, поэтому её относят к …(простейшим или одноклеточным)

8. Морская лилия относится к царству…(животные).

Взаимопроверка биологического диктанта.

Слушают вопросы учителя, письменно отвечают на вопросы,

Анализ изученной информации

Письменные ответы на вопросы.

V.

Рефлексия учебной деятельности.

Фронтальная работа

4 мин.

-Поднимите руку, у кого отметка «5»

-Поднимите руку, у кого отметка «4»

-Поднимите руку, у кого отметка «3»

-Поднимите руку, у кого отметка «2»

-После звонка работы сдадите мне, чтобы я выставила отметки в журнал.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии?

Мнение учителя о работе каждой из групп.

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают своё мнение и позицию

Устные ответы

VI.

Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Обобщающая беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищем

Устные ответы

Домашнее задание

По желанию подготовить буклет «Эти удивительные организмы» (интересные факты про растения, животных и т.д.)

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы.

Наблюдение


Инструктивные карточки:

1. Бактерии.

  1. Где обитают бактерии?
  2. Какое строение имеют бактерии? Зарисуйте клетку бактерии и отметьте ее части?
  3. Как размножаются бактерии?
  4. Для чего бактерии образуют споры?
  5. Какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека?

2. Грибы.

  1. Приведите примеры съедобных и несъедобных грибов.
  2. Зарисуйте плодовое тело гриба, отметьте его части.
  3. Как питаются грибы?
  4. Как размножаются грибы?
  5. Какое значение в природе и жизни человека имеют грибы?

3. Растения.

1.Какие вы знаете группы растений? Приведите примеры к каждой группе.

2.Зарисуйте Цветковое растение и отметьте его органы.

3.Как питаются растения?

4.Какое значение в природе и жизни человека имеют растения?

4.  Животные (одноклеточные)

1.Какие животные называются простейшими? Приведите примеры.

2. Какое строение имеет амёба? Зарисуйте амёбу, отметьте её составные части.

3. Где обитают простейшие?

4. Какое значение в природе и жизни человека имеют одноклеточные животные?

5. Животные (многоклеточные)

 1. Какие животные называют многоклеточными?

2. На какие группы делятся многоклеточные животные?

3.  Приведите примеры беспозвоночных и позвоночных животных.

4. Какое значение имеют в природе и жизни человека многоклеточные животные?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...

План-конспект урока-экскурсии "Многообразие живых организмов", биология, 5 класс

Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии...

Конспект урока "Ткани живых организмов"

Урок заканчивает тему «Ткани живых организмов», которая тесно взаимосвязана с предыдущей темой «Строение клетки»План урока ориентирован на активную деятельность детей, централь...

Презентация к уроку "Многообразие живых организмов"

Слайд-шоу к уроку "Многообразие живых организмов"...

Конспект урока "Признаки живых организмов"

Это первый урок  по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Методическая разработка содержит подробный план-конспект, презентацию к уроку. Презентация поможет пятиклассника...