Рабочая программа по УД Биология для СПО
рабочая программа по биологии

Вахитова Евгения Владимировна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 08.00.00 Техника и технология строительства: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_siezs_2017.docx57.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«АНГАРСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор _________ В.Н. Леснов

«____»_____________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.10 БИОЛОГИЯ

Ангарск, 2017 г.

Предметно-цикловая комиссия

Естественнонаучного цикла

Протокол № _____

Председатель _________ Е.Г. Дорош «___»___________2017г.

Разработала: Вахитова Евгения Владимировна,   преподаватель ГАПОУ ИО АТСТ на основании примерной основной образовательной программы среднего общего образованияодобреннойрешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБИОЛОГИЯ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 08.00.00 Техника и технология строительства:

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общие общеобразовательные учебные дисциплины.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» на уровне среднего общего образования: обучающийся на базовом уровне научится:

– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;

– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

– объяснять последствия влияния мутагенов;

– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» на уровне среднего общего образования: обучающиеся получат возможность научится:

– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную,эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерностиизменчивости;

– характеризовать современные направления в развитии биологии;описывать их возможное использование в практической деятельности;

– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК попредложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

– решать задачи на определение количества хромосом в соматических иполовых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза илимитоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлятьсхемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности ииспользуя биологическую терминологию и символику;

– устанавливать тип наследования и характер проявления признака позаданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,прогнозировать возможные последствия деятельности человека длясуществования отдельных биологических объектов и целых природныхсообществ.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

контрольная работа

1

практические занятия

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

В том числе:

Самостоятельная проработка конспектов занятий

Самостоятельное составление задач и их решение

Составление ответов на контрольные вопросы

Работа с учебником , конспектом . Подготовка к тестированию по темам .

Подготовка к устным и письменным опросам, контрольным работам .

Повторная работа над учебным материалом   и составление на его основе таблиц для систематизации учебного материала.

4

3

2

3

3

3

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Биология как комплекс наук о живой природе

Содержание

1

1

Введение в предмет. Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. Современные направления в биологии. Перспективы развития биологических наук.

1

Самостоятельная работа

- самостоятельная проработка конспектов;

- повторная работа над учебным материалом

1

Раздел 2. Структурные и функциональные основы жизни

Содержание

6

2

Химическая организация клетки. Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

1

3

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

1

4

Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

5

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

1

6-7

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

1

Самостоятельная работа:

- самостоятельная проработка конспектов;

- составление  ответов на контрольные вопросы;

-работа с учебником и конспектом;

- подготовка к устному опросу;

- подготовка к письменной работе;

- повторная работа над учебным материалом

4

Раздел 3. Организм

Содержание

3

8

Организм – единое целое. Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.

1

9

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Способы размножения у растений и животных.

1

10

Индивидуальное развитие организмов. Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

2

Практические занятия

1

11

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

12

Контрольная работа по теме «Клетка. Организм».

1

Самостоятельная работа:

 -самостоятельная проработка конспектов;

-работа с учебником и конспектом;

- повторная работа над учебным материалом;

- подготовка к устному опросу;

- подготовка к письменному опросу;

- составление ответов на контрольные вопросы

3

Раздел 3.

Основы генетики и селекции

Содержание

9

13-14

Основы генетики. Методы генетики. Генетическая терминология и символика.

1

15

Законы наследственности Менделя. Хромосомная теория наследственности.

1

17

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

1

18

Изменчивость: наследственная и модификационная.

1

19

Генетика человека.  Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

1

20

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная
изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

1

21-22

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.

1

Практические занятия

1

16

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Самостоятельная работа:

-самостоятельное решение задач

-поиск и изучение материала по теме.

- подготовка опорного конспекта;

-индивидуальные задания;

- оформление таблиц и схем.

4

Радел 4. Теория эволюции

Содержание

7

23-24

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина.

1

25

Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы.

1

26

Микроэволюция и макроэволюция.

1

27

Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции.

1

28

Движущие силы эволюции.  Их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.

1

29

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы
классификации, систематика.

1

Самостоятельная работа:

4

- самостоятельная проработка конспектов;

- самостоятельная работа с учебником;

- самостоятельная работа с конспектом урока;

 - самостоятельная подготовка к тестированию по учебнику;

- подготовка к устному опросу;

-повторная работа над учебным материалом;

- подготовка к письменной работе.

Раздел 5. Развитие жизни на Земле

Содержание

2

31

Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

2

32

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

2

Практическое занятие

1

30

Гипотезы происхождения жизни.

Самостоятельная работа

-самостоятельная проработка конспектов;

- самостоятельная работа с учебником;

- самостоятельная работа с конспектом урока;

 - самостоятельная подготовка к тестированию по учебнику;

- подготовка к устному опросу

1

Раздел 6.

Организмы и окружающая среда

Содержание

3

33

Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме.

1

34

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния
деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

2

35

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.

2

Самостоятельная работа

-самостоятельная проработка конспектов;

- самостоятельная работа с учебником;

- подготовка к устному опросу;

-повторная работа над учебным материалом;

1

36.  Дифференцированный зачет

1

Всего

54


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация   программы   дисциплины   требует   наличия   учебного кабинета естественных дисциплин

Оборудование учебного кабинета естественных дисциплин:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • компьютер с лицензионным программным обеспечением
  • экран ЖК
  • демонстрационный стол;
  • комплект учебно-методических пособий по биологии;
  • лабораторное оборудование (микроскоп и микропрепараты, модель ДНК, гербарий, лабораторная посуда и химические реактивы)

3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Общая биология . Учебник.  В.М. Константинов ,А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. Издательский центр « Академия» М., 2010 г.

Дополнительные источники:

  1. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология.     - М., 2006.
  2. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья. - М.: Веншана Граф, 2004
  3. Энциклопедический словарь юного биолога/составитель Аспиз М.Е.. - М.: Педагогика, 2006/
  4. Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Пособие для педагогов. - М.: Владос, 2008
  5. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова ЕГ., Биология. Общая биология. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. -М., 2002
  6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. - М., 2002.
  7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл.Учебник. - М., 2002.
  8. Страхова Н.А., Омельченко Е.В., Экология и природопользование. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007


4.    КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ

Группа результатов «Обучающийся научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается преподавателем в отношении всех обучающихся. Группа результатов «Обучающийся получит возможность научиться» обеспечивается преподавателем в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность научиться» не выносятся на промежуточную аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть предоставлена каждому обучающемуся.

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт, проходит в форме тестирования.

Формы текущей аттестации: Устный опрос на каждом уроке; тестирование«Организм - единое целое. Индивидуальное развитие организма», «Генетика. Селекция», «Эволюционное учение»; контрольная работа «Клетка. Организм», «Основы генетики и селекции»,Теория эволюции,. Происхождение и развитие жизни на Земле»; оценка выполнения практического задания (работы) «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства», «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания», «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной среде»; подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией «Царство Бактерии», «Царство Вирусы», «Научная деятельность Г.Менделя», «Научная деятельность Ч.Дарвина», «Возникновение жизни на Земле», «Происхождение человека».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа консультаций по биологии "Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ"

Современная  система школьного   образования ставит задачу приобретение интегрированных   умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемы...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа кружка по биологии "Занимательная биология"

Рабочая программа кружка "Занимательная биология" составлена с целью стимулировать учащихся к получению новых знаний, проектной деятельности....

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Рабочая программа спецкурса по биологии "Биология для начинающих". 5 класс.

 Спецкурс «Биология для начинающих»  является дополнением к основному учебному предмету по биологии в 5 классе и  предназначен для работы по учебникам биологии, созда...