Рабочая программа по УД Биология для СПО
рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 08.00.00 Техника и технология строительства: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_siezs_2017.docx | 57.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«АНГАРСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор _________ В.Н. Леснов
«____»_____________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.10 БИОЛОГИЯ
Ангарск, 2017 г.
Предметно-цикловая комиссия Естественнонаучного цикла Протокол № _____ Председатель _________ Е.Г. Дорош «___»___________2017г. |
Разработала: Вахитова Евгения Владимировна, преподаватель ГАПОУ ИО АТСТ на основании примерной основной образовательной программы среднего общего образованияодобреннойрешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБИОЛОГИЯ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 08.00.00 Техника и технология строительства:
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общие общеобразовательные учебные дисциплины.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» на уровне среднего общего образования: обучающийся на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» на уровне среднего общего образования: обучающиеся получат возможность научится:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную,эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерностиизменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии;описывать их возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК попредложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических иполовых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза илимитоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлятьсхемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности ииспользуя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака позаданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,прогнозировать возможные последствия деятельности человека длясуществования отдельных биологических объектов и целых природныхсообществ.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
контрольная работа | 1 |
практические занятия | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
В том числе: Самостоятельная проработка конспектов занятий Самостоятельное составление задач и их решение Составление ответов на контрольные вопросы Работа с учебником , конспектом . Подготовка к тестированию по темам . Подготовка к устным и письменным опросам, контрольным работам . Повторная работа над учебным материалом и составление на его основе таблиц для систематизации учебного материала. | 4 3 2 3 3 3 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1 Биология как комплекс наук о живой природе | Содержание | 1 | |||||
1 | Введение в предмет. Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. Современные направления в биологии. Перспективы развития биологических наук. | 1 | |||||
Самостоятельная работа - самостоятельная проработка конспектов; - повторная работа над учебным материалом | 1 | ||||||
Раздел 2. Структурные и функциональные основы жизни | Содержание | 6 | |||||
2 | Химическая организация клетки. Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. | 1 | |||||
3 | Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. | 1 | |||||
4 | Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. | ||||||
5 | Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. | 1 | |||||
6-7 | Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки. | 1 | |||||
Самостоятельная работа: - самостоятельная проработка конспектов; - составление ответов на контрольные вопросы; -работа с учебником и конспектом; - подготовка к устному опросу; - подготовка к письменной работе; - повторная работа над учебным материалом | 4 | ||||||
Раздел 3. Организм | Содержание | 3 | |||||
8 | Организм – единое целое. Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз. | 1 | |||||
9 | Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Способы размножения у растений и животных. | 1 | |||||
10 | Индивидуальное развитие организмов. Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов. | 2 | |||||
Практические занятия | 1 | ||||||
11 | Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | ||||||
12 | Контрольная работа по теме «Клетка. Организм». | 1 | |||||
Самостоятельная работа: -самостоятельная проработка конспектов; -работа с учебником и конспектом; - повторная работа над учебным материалом; - подготовка к устному опросу; - подготовка к письменному опросу; - составление ответов на контрольные вопросы | 3 | ||||||
Раздел 3. Основы генетики и селекции | Содержание | 9 | |||||
13-14 | Основы генетики. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. | 1 | |||||
15 | Законы наследственности Менделя. Хромосомная теория наследственности. | 1 | |||||
17 | Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. | 1 | |||||
18 | Изменчивость: наследственная и модификационная. | 1 | |||||
19 | Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. | 1 | |||||
20 | Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная | 1 | |||||
21-22 | Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность. | 1 | |||||
Практические занятия | 1 | ||||||
16 | Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | ||||||
Самостоятельная работа: -самостоятельное решение задач -поиск и изучение материала по теме. - подготовка опорного конспекта; -индивидуальные задания; - оформление таблиц и схем. | 4 | ||||||
Радел 4. Теория эволюции | Содержание | 7 | |||||
23-24 | Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. | 1 | |||||
25 | Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. | 1 | |||||
26 | Микроэволюция и макроэволюция. | 1 | |||||
27 | Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. | 1 | |||||
28 | Движущие силы эволюции. Их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции. | 1 | |||||
29 | Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы | 1 | |||||
Самостоятельная работа: | 4 | ||||||
- самостоятельная проработка конспектов; - самостоятельная работа с учебником; - самостоятельная работа с конспектом урока; - самостоятельная подготовка к тестированию по учебнику; - подготовка к устному опросу; -повторная работа над учебным материалом; - подготовка к письменной работе. | |||||||
Раздел 5. Развитие жизни на Земле | Содержание | 2 | |||||
31 | Основные этапы эволюции органического мира на Земле. | 2 | |||||
32 | Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство. | 2 | |||||
Практическое занятие | 1 | ||||||
30 | Гипотезы происхождения жизни. | ||||||
Самостоятельная работа -самостоятельная проработка конспектов; - самостоятельная работа с учебником; - самостоятельная работа с конспектом урока; - самостоятельная подготовка к тестированию по учебнику; - подготовка к устному опросу | 1 | ||||||
Раздел 6. Организмы и окружающая среда | Содержание | 3 | |||||
33 | Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. | 1 | |||||
34 | Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния | 2 | |||||
35 | Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере. | 2 | |||||
Самостоятельная работа -самостоятельная проработка конспектов; - самостоятельная работа с учебником; - подготовка к устному опросу; -повторная работа над учебным материалом; | 1 | ||||||
36. Дифференцированный зачет | 1 | ||||||
Всего | 54 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета естественных дисциплин
Оборудование учебного кабинета естественных дисциплин:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- экран ЖК
- демонстрационный стол;
- комплект учебно-методических пособий по биологии;
- лабораторное оборудование (микроскоп и микропрепараты, модель ДНК, гербарий, лабораторная посуда и химические реактивы)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Общая биология . Учебник. В.М. Константинов ,А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. Издательский центр « Академия» М., 2010 г.
Дополнительные источники:
- Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2006.
- Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья. - М.: Веншана Граф, 2004
- Энциклопедический словарь юного биолога/составитель Аспиз М.Е.. - М.: Педагогика, 2006/
- Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Пособие для педагогов. - М.: Владос, 2008
- Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова ЕГ., Биология. Общая биология. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. -М., 2002
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. - М., 2002.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл.Учебник. - М., 2002.
- Страхова Н.А., Омельченко Е.В., Экология и природопользование. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ
Группа результатов «Обучающийся научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается преподавателем в отношении всех обучающихся. Группа результатов «Обучающийся получит возможность научиться» обеспечивается преподавателем в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность научиться» не выносятся на промежуточную аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть предоставлена каждому обучающемуся.
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт, проходит в форме тестирования.
Формы текущей аттестации: Устный опрос на каждом уроке; тестирование«Организм - единое целое. Индивидуальное развитие организма», «Генетика. Селекция», «Эволюционное учение»; контрольная работа «Клетка. Организм», «Основы генетики и селекции»,Теория эволюции,. Происхождение и развитие жизни на Земле»; оценка выполнения практического задания (работы) «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства», «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания», «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной среде»; подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией «Царство Бактерии», «Царство Вирусы», «Научная деятельность Г.Менделя», «Научная деятельность Ч.Дарвина», «Возникновение жизни на Земле», «Происхождение человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа консультаций по биологии "Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ"
Современная система школьного образования ставит задачу приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемы...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа кружка по биологии "Занимательная биология"
Рабочая программа кружка "Занимательная биология" составлена с целью стимулировать учащихся к получению новых знаний, проектной деятельности....
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
Рабочая программа спецкурса по биологии "Биология для начинающих". 5 класс.
Спецкурс «Биология для начинающих» является дополнением к основному учебному предмету по биологии в 5 классе и предназначен для работы по учебникам биологии, созда...