10 ПРАВИЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
статья по биологии

Маркова Ольга Владимировна

С 2007 года я использую в своей практике исследовательские методы обучения, и за эти годы сформировалась определенная система. Предлагаю Вашему вниманию несколько правил, которые могут помочь в осуществлении такого вида работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл markova_o.v._ped.chteniya_2016.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

10 ПРАВИЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА

Маркова Ольга Владимировна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кормиловского муниципального района «Кормиловская средняя общеобразовательная школа №1», учитель биологии

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Бернард Шоу

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес. Именно проектно-исследовательская деятельность способствует развитию соответствующих умений и навыков.

С 2007 года я использую в своей практике исследовательские методы обучения, и за эти годы сформировалась определенная система. Предлагаю Вашему вниманию несколько правил, которые могут помочь в осуществлении такого вида работы.

Правило первое: учителю необходимо мотивировать школьников на исследовательскую деятельность! Мотивацию на исследовательскую деятельность формирую у детей непрерывно с 5 по 11 класс. Большое значение уделяю проведению учебного эксперимента. Сюда относятся все лабораторные и практические  работы по биологии. Выполняя лабораторную работу,  ученики приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы. Домашние задания также могут носить  исследовательский  характер: описание растений и животных по плану, наблюдение за живыми объектами,  опыты с растениями и домашними животными, творческие задания, кроссворды, викторины, презентации. Во внеурочное время проводятся занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, на которых учениками выполняются учебные исследования или их элементы в рамках различных мероприятий: олимпиад, конкурсов, конференций, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах. Такая работа  имеет большое познавательное и воспитательное значение, так как убеждает в реальности существования биологических процессов и явлений, требует поиска путей познания живой природы, приучает школьников к аккуратности, точности, развивает их мышление, пробуждает интерес к предмету.

Правило второе: проблема исследования должна быть актуальна! В этом учебном году Божкова Любовь, ученица10 а класса, работала над темой «Изучение эффективности мытья рук различными влажными салфетками». Тема очень актуальна. В наш быт вошла традиция использовать влажные салфетки. Они удобны в применении, легки и функциональны. Их можно использовать на работе, в машине, дома, на природе - абсолютно везде и для разных целей. Сегодня на рынке представлено изобилие влажных салфеток, перепробовать все – невозможно, на каких именно остановить свой выбор? Цель работы: выявить наиболее эффективные влажные салфетки для обработки рук.

Правило третье: поставьте учебные задачи и оцените время, необходимое для реализации проекта (обязательно с некоторым резервом). Как учитель для себя я поставила методические задачи: способствовать возникновению и поддержанию у воспитанников интереса к предмету, научить учеников видеть актуальное, современное содержание в разделах курса «Биология», развивать кругозор учащихся, отводить конкретное время на реализацию проекта.

Правило четвертое: сотрудничество руководителя и учеников-исследователей  необходимо! Станет ли успешным исследовательский проект, конечно, во многом зависит и от взаимоотношений учителя и учеников. Если они основаны на партнёрстве и уважении друг к другу, вас ждет успех.

Правило пятое: тема должна быть личностно значима! В 2013 году Маркова Аня обратила внимание, что комнатное растение гиппеаструм, (что в переводы означает «звезда») растет в нашем доме второй год, но цветением не радует. У ребенка возникли вопросы: какие условия создать, чтобы гиппеаструм радовал цветением? Можно ли спрогнозировать дату цветения? Третий год Аня занимается исследованием гиппеаструма, оказалось, что если создать необходимые условия, можно спрогнзировать дату цветения. Из работы Ани: «У моей мамы день рождения зимой. Теперь я точно знаю, что к 21 декабря у меня для мамы будет подарок – великолепный букет гаппеаструма. Какая радость самим выращивать гиппеаструм из луковицы и с замиранием сердца ждать начала её великолепного цветения!»

Правило шестое: учитель координирует и корректирует проделанную работу на промежуточных этапах. Опыт работы показывает, что хуже всего в  работе над проектом ученики справляются с отбором информации, соответствующей задачам исследования. Учитель должен научить ребят поиску и отбору наиболее точной и достоверной информации, используя обсуждение и наглядно демонстрируя методы работы с материалом.

Правило седьмое: используйте ИКТ! Во внеурочной деятельности есть консультационные часы для обсуждения с учениками их деятельности. Большие возможности для контактов предоставляет Интернет. Адрес моей электронной почты ученики получают еще на начальном этапе работы над темой. Без ИКТ мы уже не мыслим и создание презентаций.

         Правило восьмое: представление работы (проекта)  обязательно нужно отрепетировать. Слабое место современных школьников – публичное выступление. Необходимо научить ребят укладываться в регламент (не более 10 минут), помочь преодолеть волнение, а для этого им нужно несколько раз выступить в привычной обстановке. Здесь неизбежны временные затраты руководителя проекта, но и результат оправдает ожидания.

Правило девятое: расширяйте аудиторию для представления успешных проектов!

Защита исследовательских работ проходит на уроках или кружках, факультативах. Затем, мы представляем работу на научно-практической конференции учащихся. Как правило, нам удается вызвать большой интерес аудитории. Не ограничивайтесь защитой проектов в классе. Пусть ребята почувствуют важность результатов своей работы, значимость работ. Это не только повышает их самооценку, но и вовлекает в проектно-исследовательскую деятельность новых «исследователей».

Правило десятое: без рефлексии проект теряет смысл! Получить внешнюю оценку и провести самооценку очень важно школьнику.

Таким образом, организовывая проектно-исследовательскую деятельность учеников, я убеждаюсь – это требующая временных затрат работа, но она оказывает колоссальное влияние на учеников, формирует личность, позволяет максимально раскрыть творческий потенциал, повышает эффективность обучения.  Реализовывать исследовательские проекты интересно. Они  всегда разные. Когда заканчивается работа, испытываешь смешанные чувства: гордость за результат, горечь из-за ошибок и грусть, что все завершилось. Время идет, и вот возникает новая идея, и новая проблема ждет своего решения.

Библиографический список:

  1. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  2. Тематические тренинги Intel «Элементы» (курс «Метод проектов», курс «Методы оценивания в классе 21 века», курс «Модель «1 ученик – 1 компьютер»: мотивация учащихся») на сайте http://edugalaxy.intel.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских компетенций учащихся на уроках географии

Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Поэтому ведущей педагогической идеей сегодня является формирован...

Использование цифровой лаборатории в программах дополнительного образования естественнонаучного цикла

Выбор данной темы обусловлен важностью изучения в различных темах курса ботаники и экологии в рамках школьной программы и во внеурочной (экспериментальной) деятельности.Так, в курсе ботаники в 6 класс...

Управление процессом формирования исследовательских компетенций учащихся: от учебного проекта к исследовательской деятельности

В основе данной статьи материалы последних исследований и личный опыт руководства научной работой учащихся...