Урок биологии "Живые царства. Бактерии". 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Фролова Вера Валериевна

УМК:

Учебник А.А. Плешакова, Э.Э. Введенского. Биология. «Введение в биологию».Линия «Ракурс» / авт.-сост..: С.Н.Новикова, Н.И. Романова. – 2-е изд.. -Москва. ООО «Русское слово- учебник», 2013.(ФГОС. Инновационная школа)

Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию» для 5 класса общеобразовательных организаций / С.Н. Новикова, Н.И. Романова. 6-е изд. - М.: «Русское слово – учебник», 2017.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по учебнику «Биология. Введение в биологию», 5 класс

Авторы: Плешаков А.А., Введенский Э.Л.

Тема: «Живые царства. Бактерии»

Технологическая карта изучения темы. Разработана учителем биологии ГБОУ школы № 609 Фроловой В.В.

Тема

Живые царства. Бактерии

Цель  урока

Изучение бактерий как представителей отдельного царства живой природы

Планируемый

 результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

1.Давать определение изучен-

ных понятий:

бактерии,

кокки,

бациллы,

спириллы,

вибрионы

2.Выявлять

отличительные признаки

представителей царства

Бактерии.

3. Умение находить сходства

и  

 различия бактериальной

клетки с клетками животных

и растений

3.Называть  и находить на

картинках, моделях

основные части

бактериальной клетки

4. . Обосновывать

роль бактерий в природе и

жизни человека

В ценностно-ориентационной

 сфере:

Формирование отношения к

бактериям как  самым древним

живым организмам на Земле,

 с которых началось развитие и усложнение всего живого на

 нашей планете.

В сфере безопасности

жизнедеятельности:

выделение отрицательной

роли болезнетворных

 бактерий в жизни человека

Личностные: 

1.Принятие социальной роли обучающегося

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование

 личностного смысла учения

3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в

разных учебных ситуациях.

5. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

 Регулятивные: 

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 Познавательные: 

  1. Осуществлять поиск информации с использованием различных

 ресурсов.

2. Устанавливать причинно-следственные связи.

3.Давать определения понятиям.

 Коммуникативные: 

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою

точку зрения в диалоге.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

 деятельность с партнёрами, умение работать в парах

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Основные

понятия

Бактерии, оболочка, цитоплазма, наследственный материал, жгутик, бациллы, кокки, вибрионы, спириллы

                Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная

Парная

Фронтальная

Учебник А.А. Плешакова, Э.Э. Введенского. Биология. «Введение в биологию».Линия «Ракурс» / авт.-сост..: С.Н.Новикова, Н.И. Романова. – 2-е изд.. -Москва. ООО «Русское слово- учебник», 2013.(ФГОС. Инновационная школа)

Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию» для 5 класса общеобразовательных организаций / С.Н. Новикова, Н.И. Романова. 6-е изд. - М.: «Русское слово – учебник», 2017.

Раздаточный материал

Проектор

Компьютер

Презентация, разработанная учителем

Мультимедийное приложение к учебнику

Доска

                Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап Организационный момент.

Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет наличие рабочих тетрадей и учебников.

Осуществляет анализ

самостоятельной

работы по теме «Экскурсия в мир клеток»

Организация рабочего пространства.

Анализ выданной работы совместно с учителем

Работа с ресурсами

Взаимодействуют с учителем в ходе обсуждения ошибок, допущенных в самостоятельной работе на предыдущем уроке

Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения

Выявляют причины ошибок, допущенных в самостоятельной работе

Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности

2 – ой этап.  Актуализация знаний. Определение темы урока

Определение темы занятия и составление плана изучения Царства живой природы в сотрудничестве с обучающимися.и

(на столах у обучающихся таблички «Микробиологи»)

Вопросы для актуализации знаний обучающихся:

- Какая самая маленькая единица классификации?

- Какая самая большая единица классификации?

- Назовите царства  живой природы.

- Какое царство живой природы мы будем изучать сегодня на уроке?

Отвечая на вопросы учителя, формулируют тему урока, определяют его задачи

Умение четко отвечать на поставленные вопросы и находить связь между наукой и объектом изучения

Взаимодействуют с учителем по определению темы урока

Умение слушать и вступать в диалог, умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Составляют совместно с учителем план изучения Царства

Живой природы

Умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий

3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний

Учитель организует обсуждение видео фрагмента (Что нового вы узнали о бактериях? Что отличает бактерии от представителей других царств?)

Учитель организует работу по построению модели  «Бактерия» при помощи раздаточного материала и по построению схемы «Строение бактериальной клетки» в тетради

Составление модели «Бактерия» на основе информации, полученной из видеофрагмента и с помощью учебника.

Составление схемы «Строение бактериальной клетки»

Умение различать части бактериальной клетки, формировать

цельный объект из составляющих его частей, определять лишний фрагмент при составлении модели объекта живой природы, преобразовывать информацию

в схему.

 Работа в парах,  организуют учебное сотрудничество

Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Выполнение работы, следуя указаниям учителя

Оценивают объективные трудности

Учитель демонстрирует разнообразные виды бактерий, знакомит с бактериями, вызывающими у человека различные заболевания, просит выявить внешнее сходство  у представленных видов.

Обучающиеся выявляют сходства у представленных

на слайде видов бактерий, формируют группы бактерий по их форме.

Выполнение задания в рабочей тетради № 3 (стр. 12)

Умение сравнивать

биологические объекты, группировать их по признакам,

устанавливать соответствие между названиями бактерий и их формой

Взаимодействуют с учителем, выполняя задания по его указаниям

Умение воспринимать разные виды информации, отвечать на вопросы учителя

Последовательное выполнение заданий учителя

Умение организовывать выполнение заданий учителя

Демонстрация схемы «Роль бактерий в природе и жизни человека», обсуждение с обучающимися отрицательного и положительного влияния бактерий на жизнь человека

Участвуют в обсуждении

Выстраивают  причинно- следственные связи

Обсуждение вопросов, связанных с влиянием объектов живой природы на жизнь человека

Умение слушать и вступать в диалог, умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Формулировка имеющихся знаний о роли  бактерий в природе и жизни человека

Развитие навыков анализа информации

6-й этап. Домашнее задание.

Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание

1уровень -  прочитать § 7, стр.26-29, ответить на вопр. – устно («Проверьте свои знания»).

2 уровень – творческое задание «Ромашка» на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека»

Воспринимают информацию

Осознанно фиксируют информацию

Взаимодействие с учителем  

Умение задавать вопросы

Выбирают уровень д/з

Умение оценивать свои возможности при выборе формы задания

4-й этап.  Итоги занятия. Рефлексия

Организует обсуждение результатов (Выполнили ли мы задачи по изучению царства Бактерии?

Оцените свою научную деятельность и определите свою должность: младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник)

Участвуют в обсуждении

Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение  о работе и  полученном результате

Умение обмениваться информацией, приходить к общему выводу

Оценивают выполнение задач урока

Развитие навыков самооценки и самоанализа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Царство Бактерии", 6 класс (учебник И.Н. Пономаревой)

Урок биологии по  теме "Царство бактерии", 6 класс ( учебник И.Н. Пономаревой. урок проблемного изложения знаний, предесмотренна групповая работа на уроке, просмотр презентации....

разработка урока по теме "Царство Бактерии", 6 класс (учебник И.Н. Пономаревой)

Урок биологии по  теме "Царство бактерии", 6 класс ( учебник И.Н. Пономаревой. урок проблемного изложения знаний, предесмотренна групповая работа на уроке, просмотр презентации....

Конспект урока "Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность."

Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча...

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

План урока биологии для 6 класса "Царство Грибы".(Викторов В.П., А.И. Никишов А.И. «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», 6 класс)

Урок для повторения темы "Царство Грибы" с использованием игротехнических приемов....

Контрольное тестирование по биологии в 5 классе по разделам "Царство Бактерии" и "Царство Грибы".

Контрольное тестирование по биологии в 5 классе по разделам «Царство Бактерии» и «Царство Грибы» 1. Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обоз...

Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."

Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...