План урока биологии для 6 класса "Царство Грибы".(Викторов В.П., А.И. Никишов А.И. «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», 6 класс)
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Урок для повторения темы "Царство Грибы" с использованием игротехнических приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

         Предмет: Биология.

УМК: Викторов В.П., А.И. Никишов А.И. «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», 6 класс.

Тема урока: Царство Грибы.

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: урок-игра.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Царство Грибы».

Задачи:

Оборудование:

План проведения урока:

1) Подготовительный этап- 2 минуты

2) Выполнение заданий- 38 минут

3) Подведение итогов- 5 минут

Ход урока:

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительному миру грибов. В путешествии вам предстоит посетить четыре станции:

1. Плесневые грибы и дрожжи;

2. Головневые, спорыньевые и другие паразитические грибы;

3. Шляпочные грибы;

4. Лишайники.

На каждой станции вам предстоит выполнить задания, за которые вы будете получать баллы. От вас требуются все ваши знания о грибах, смекалка, сообразительность, воображение и хорошее настроение. А сейчас вам необходимо разделиться на две команды и отправляться в путь по загадочному и интересному миру грибов. Победителем станет та команда, которая наберет большее количество баллов.

Первая станция: «Плесневые грибы и дрожжи».

1 задание «Охота на грибы». Учитель проводит устный опрос по теме, но вопросы записаны на бумажных грибочках, с приклеенными к ним небольшими магнитами. Капитаны команд получают «удочки» с магнитами на концах, которыми вылавливают грибы. Каждой команде достается по три вопроса, они совместно готовят ответы на них и отвечают. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Вопросы:

1) Какой гриб образует налет на поверхности почвы, навоза, растительных остатков и пищевых продуктов? (Ответ: мукор)

2) Какой гриб можно обнаружить на долго хранившихся варенье и фруктах? (Ответ: пеницилл)

3) У какого гриба одноклеточная грибница, у какого многоклеточная? (Ответ: одноклеточная у мукора, многоклеточная у пеницилла)

4) Где в природе можно встретить дрожжевые грибы? (Ответ: на поверхности растений, в нектаре цветов, на плодах, в почве)

5) Каким способом размножаются дрожжи? (Ответ: почкованием)

6) Используют ли люди дрожжевые грибы? Как? (Ответ: в хлебопечении, пивоварении, виноделии, животноводстве)

Вторая станция: «Головневые, спорыньевые и другие паразитические грибы».

На этой станции ребятам предстоит сыграть в «Светофор». Каждая команда получает по две таблички разных цветов. Учитель читает факты о головневых, спорыньевых и паразитических грибах, как верные, так и ошибочные. После каждого факта команда должна поднять зеленую табличку, если считают этот факт верным, и красную, если считают, что факт не верный. За каждый правильный ответ, то есть за поднятую зеленую табличку при достоверном факте, и за поднятую красную, если факт ложный, команде присуждается один балл.

Факты, которые зачитывает учитель:

1) Головневые грибы обычно поражают овощи и фрукты. (Неверно)

2) Во время образования головневым грибом черных спор колосья становятся похожи на обугленные головешки. (Верно)

3)Спорынья паразитирует на ржи, многих дикорастущих злаках и осоках. (Верно)

4) Споры спорыньи прорастают на рыльцах цветов. (Верно)

5) Хлеб, испеченный из муки, содержащей рожки спорыньи, способен вызвать тяжелое заболевание. (Верно)

6) Фитофтора не приносит вред картофелеводству. (Неверно)

7) Ржавчинные грибы улучшают жизнеспособность растений. (Неверно)

8) Мучнистая роса проявляется в виде белого налета. (Верно)

9) Споры спорыньи образуются на черно-фиолетовых рожках. (Верно)

10) Заболевание ботвы и гниение клубней картофеля вызывают головневые грибы. (Неверно)

Третья станция «Шляпочные грибы».

На данной станции учащиеся должны вспомнить, какие шляпочные грибы они знают. В этом им помогут загадки, которые загадывает учитель. Сначала загадку дают первой команде, затем второй. Если команда не отвечает, или отвечает неправильно, то балл отдается другой команде. За каждый правильный ответ учащиеся могут получить один балл.

Загадки:

1) Золотистые ... -

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом…(Лисички)

2) Бледная она стоит,

У нее съедобный вид.

Принесешь домой - беда,

Будет ядом та еда.

Знай, что этот гриб - обманка,

Враг наш - бледная…(Поганка)

3) На лесной опушке дальней

Яркий гриб стоит печально:

Хоть и славный он на вид.

Но уж очень ядовит…(Мухомор)

4) Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой…(Опята)

5) Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще…(Подберёзовик)

6) Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я - …(Подосиновик)

7) Когда растёт-асфальт ломает,

Сухую землю пробивает,

Среди грибов-он чемпион,

Деликатесный…(Шампиньон)

8) Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это …(Сыроежки)

9) Не сучок, не листок,

А на дереве растет…(Трутовик)

10) У тенистого лога

Вырос гриб-недотрога:

Чуть нажмешь на бочок -

Глядь, уже синячок…(Моховик)

Четвертая станция « Лишайники».

На данной станции, которая является последней на уроке, учащимся предстоит решить кроссворд про лишайники. Каждой команде дается листок, на котором находится кроссворд. За правильное решение всего кроссворда присуждается

5 баллов, при одной ошибке – четыре балла, если в кроссворде две ошибки - три балла, в случае большего количества ошибок – ноль баллов.

1)»Олений мох». (ягель)

2) Лишайник - это симбиоз гриба и …? (водоросли)

3) Образуются в плодовом теле гриба. (споры)

4) Лишайник, тело которого образовано пластинками. (листоватые)

5) Совместное взаимовыгодное существование организмов, например одноклеточных водорослей и грибницы. (симбиоз)

6) Лишайник золотисто – желтого цвета, часто встречающийся на коре осин. (золотянка)

7) Тело лишайника. (слоевище)

8) Название лишайников, плотно прирастающих к твердым телам, например камням. (накипные)

2 в

 

о

5 с

д

И

6 з

1 я

о

М

3 7с

п

О

р

ы

г

р

Б

л

Л

е

о

И

о

О

4 л

И

с

т

О

В

А

Т

ы

е

Т

ь

л

З

в

Я

И

и

Н

щ

к

8 н

а

К

И

П

Н

ы

е

а

Учитель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие, целью которого было обобщить и систематизировать знания по теме «Царство Грибы» и я думаю, что вам это удалось. Вы отгадывали загадки, решали кроссворд, искали ошибки и отлично со всем этим справились. Теперь настало время подсчитать баллы и объявить команду победителей.

Учитель считает заработанные учениками баллы. Команда, набравшая большее количество очков, становится победителем. Учитель ставит оценки, основываясь на наблюдении за детьми во время игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год

Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы....

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 6 класса "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"

Итоговая контрольная работа по биологии, 6 класс, 2 варианта (по УМК В.В. Пасечника)....

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Разработка урока по биологии 5 класс по ФГОС "Бактерии, Грибы,Водоросли,Лишайники, Мхи"

Урок разработан для 5 класса по ФГОС по программе "Школа 2100"...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....

Презентация к уроку по программе курса 6 класса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой

план урока1.Контроль знаний (проверка домашнего задания, тест, индивидуальные карточки). 2.Изучение нового материала:ØСемя как орган полового размножения растений (самостоятельная работа – задани...