Программа учебной дисциплины "Биология"
рабочая программа по биологии

Программа общеобразовательной учебной дисциплины Биология разработана в соответствии с ФГОС СПО и примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины Биология для ПОО,рекомендованной ФГАУ "Федеральным институтом развития образования". Программа предназначена для подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oud.13._biologiya_ppkrs.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение Калужской области

«Калужский кадетский многопрофильный техникум»


ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.13.БИОЛОГИЯ

 

общеобразовательного учебного цикла

по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих

технический профиль

Калуга, 2018

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.12. Биология  разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного  Министерством образования и науки Российской Федерации (приказ от 17 мая 2012 года № 413) и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Биология для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (протокол от 21 июля 2015 г. №3; зарегистрирована в Федеральном реестре примерных образовательных программ СПО 20.06.2016 г., регистрационный номер ООЦ-13-160620).

Содержание Программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее - ППКРС) по профессиям:

08.01.26  Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Организация-разработчик:

ГБПОУ КО «Калужский кадетский многопрофильный техникум»

Разработчик:

Косова Т.Н.,  преподаватель высшей  квалификационной категории

Рассмотрена на заседании методической комиссии

общеобразовательных дисциплин

Протокол от «15» мая 2018 г № 10

                                


СОДЕРЖАНИЕ

 Название разделов

стр.

1. Пояснительная записка

4

2. Общая характеристика учебной дисциплины

6

3. Место учебной дисциплины в учебном  плане

8

4. Результаты  освоения учебной дисциплины

9

5. Содержание учебной дисциплины

12

6. Тематическое планирование

17

7.Характеристика основных видов деятельности обучающихся

18

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины

22

9. Литература

24


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины Биология предназначена для изучения биологии в ГБПОУ КО «ККМТ» в ходе реализации образовательной программы среднего общего образования в  пределах  освоения  программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины Биология разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой  специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015№06-259).

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

- получение фундаментальных знаний о биологических системах Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема; истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний  умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология – система наук, изучающая все аспекты жизни на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.

Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.

Биология является одной из основополагающих наук о жизни, поэтому овладение биологическими знаниями — одно из необходимых условий сохранения жизни на планете.

Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, —  рациональное природопользование, охрана окружающей среды и здоровья людей.

При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественнонаучной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Содержание учебной дисциплины Биология предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Изучение учебной дисциплины  завершается  подведением  итогов  в  форме  дифференцированного зачета в рамках промежуточной  аттестации обучающихся.


3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

      Общеобразовательная учебная дисциплина Биология является учебным предметом по выбору из обязательной  предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Общеобразовательная учебная дисциплина Биология входит в общеобразовательный учебный цикл учебного плана ППКРС для профессий СПО технического профиля профессионального образования.


4. РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение обучакющимися следующих результатов:

• личностных:

−сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;

−понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

−способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности  информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

−способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

−готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

−способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

• метапредметных:

−осознание социальной значимости своей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

−способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

−умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

−способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

−способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

• предметных:

−сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

−владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

−сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

       Введение

       Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий среднего профессионального образования.

Тема 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.

ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Понятие генетического кода. Понятие о биосинтезе белка.

Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз.

  Практическое занятие. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

    Тема 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ,

        Размножение организмов. Организм - единое целое. Многообразие организмов. Размножение - важнейшее свойство  живых организмов. Половое и бесполое размножение. Образование половых клеток и оплодотворение. Понятие мейоза.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей различных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

  Практическое занятие. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства.

    Тема 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И  СЕЛЕКЦИИ.

Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека и их профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость.  Модификационная, или ненаследственная изменчивость.  изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина.

Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, её достижения и перспективы развития.

  Практическое занятие. Решение генетических задач.

  Практическое занятие. Анализ фенотипической изменчивости.

Тема 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. 

Практическое занятие. Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

Тема 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Понятие сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Тема 7.  БИОНИКА.

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой  особенностей морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Экскурсии

Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.

Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).

Естественные и искусственные экосистемы своего района.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.

 Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.

 Фотосинтез – уникальное природное явление.

Меры профилактики вирусных заболеваний человека.

Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

Биологическое значение митоза и мейоза.

Драматические страницы в истории развития генетики.

 Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения.

Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

 Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).

Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.


6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

При  реализации  содержания  общеобразовательной  учебной  дисциплины  «Биология» в  пределах  освоения  ППКРС  на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: 54 часа,  

из них  

аудиторная (обязательная) нагрузка  обучающихся, включая  практические  занятия, – 36 часов;

 внеаудиторная  самостоятельная работа – 18  часов;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание обучения

Количество часов

в т.ч. практических занятий

Аудиторные занятия

Введение

1. Учение о клетке

2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

3. Основы генетики и селекции

4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

5. Происхождение человека

6. Основы экологии

7. Бионика

Дифференцированный зачёт

Итого

2

4

4

8

6

4

4

2

2

36

2

2

4

2

10

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка рефератов, докладов, индивидуального

проекта с использованием информационных технологий и др.

18

Промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачёта

2

Всего

54


7.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Ознакомление с биологическими системами разногоуровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картинымира и практической деятельности людей.Обучение соблюдению правил поведения в природе,бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране

1. Учение о клетке

Химическая организация  клетки

Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов.Получение представления о роли органическихи неорганических веществ в клетке

Строение и функции клетки

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Обмен веществ и превращение

энергии в клетке

Умение строить простейшиесхемы энергетического обмена и биосинтеза белка.Получение представления о пространственной струкуре белка, молекул  ДНК и РНК

Жизненный цикл клетки

Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.Умение самостоятельно искать доказательства того,что клетка —элементарная живая система и основная структурно функциональная единица всех живых организмов

2.Организм. Размножение и индивидуальное размножение организмов

Размножение организмов

Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов.Умение самостоятельно находить отличия митоза отмейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки

Индивидуальное развитие организма

Ознакомление с основными стадиями онтогенеза напримере развития позвоночных животных.Умение характеризовать стадии постэмбриональногоразвития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов.Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира

Индивидуальное развитие

человека

Выявление и описание признаков сходства зародышейчеловека и других позвоночных как доказательстваих эволюционного родства.Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека

3.Основы генетики и селекции

Закономерности изменчивости

Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира.

Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале.Анализ фенотипической изменчивости. 

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции. Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных,открытых Н. И. Вавиловым.Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.Умение разбираться в этических аспектах некоторыхдостижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека.Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

4.Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции. Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных.Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)

История развития эволюционных идей

Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.Развитие способности ясно и точно излагать своимысли, логически обосновывать свою точку зрения,воспринимать и анализировать мнения собеседников,признавая право другого человека на иное мнение

Микроэволюция и макроэволюция

Ознакомление с концепцией вида, ее критериями,подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции.Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и ррррррррегггрррегресссрррррррррегресси биологический регресс.

регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов

5.Происхождение человека

Антропогенез

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека

Человеческие расы

Умение доказывать равенство человеческих рас наосновании их родства и единства происхождения.Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях

6.Основы экологии

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

Изучение экологических факторов и их влияния на организмы. Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом. Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.

Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какойибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе

Биосфера — глобальная экосистема

Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах

Биосфера и человек

Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.  Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения.Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение эко-

логических задач.Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности длядостижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране

7.Бионика

Бионика как одно из 

направлений биологии и кибернетики

Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических си-

стем и устройств по аналогии с живыми системами.Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике.Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве


8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение  программы интегрированной учебной дисциплины «Биология» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить  свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение  кабинета  должно  удовлетворять  требованиям  Санитарно-эпидемиологических  правил  и  нормативов (СанПиН  2.4.2  №  178-02)  и  быть  оснащено  типовым оборудованием,  указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В  кабинете должно быть  мультимедийное оборудование, посредством  которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации,  видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Биология» входят:

рабочее место преподавателя;

наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.);

информационно-коммуникативные средства;

экранно-звуковые пособия;

комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,  инструкции по их использованию и технике безопасности;

В библиотечный фонд должны входят  учебники,  учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие  освоение  интегрированной  учебной дисциплины  «Биология», рекомендованные  или  допущенные  для  использования  в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего  образования  в  пределах  освоения  ППССЗ  на  базе  основного  общего  образования.

Библиотечный фонд  может  быть  дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой по разным вопросам биологии.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Биология» студенты должны иметь  возможность доступа  к  электронным  учебным  материалам  по  биологии,  имеющимся  в  свободном  доступе  в  сети  Интернет  (электронным  книгам, практикумам, тестам и др.).


9.ЛИТЕРАТУРА

Для  обучающихся

Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —М.: Просвещение, 2016.

Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М.Феникс, 2015.

В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева. Биология. Учебник для студентов СПО по профессиям и специальностям технического и естественно-научного профилей. Москва. Издательский центр» «Академия».-2015.

Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М.Академия, 2015.

Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. — М.Эксмо-Пресс, 2015.

Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10 класс. — М.: Дрофа, 2018.

Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 11 класс. — М.: Дрофа, 2018.

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М.: Просвещение, 2015.

Для преподавателей

Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 20-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”.

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или  специальности среднего профессионального образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N1578 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г.№ 2/16-з).

Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М.: Высшая школа, 2010.

Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М. ГЭОТАР-Медиа, 2010.

Дарвин Ч. Происхождение видов. — СПб., 2001.

Кобылянский В. А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М.: Гранд, 2010.

Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. — М.: ГЭОТАР- Медиа, 2013.

Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. — М.: ВУНМЦ, 2010.

Интернет-ресурсы

www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).

www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» по профессиям начального профессионального образования.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии  с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....