Факторы среды, их влияние на биогеоценозы
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Михин Александр Алексеевич

Материал содержит технологическую карту урока биологии  для 7 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет, класс

  Биология, 7 класс

Тема урока

  Факторы среды, их влияние на биогеоценозы

Учитель

  Михин Александр Алексеевич

Тип урока

  Изучение нового материала.

  Используемый УМК

  Пономарёва И.Н.

Оборудование

 Компьютер, проектор, магнитная доска, таблицы, рисунки

 Цель урока

 Выяснить, что такое экологические факторы среды, их влияние на биогеоценозы

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

 познакомить учащихся с

развивать умение

работать с

воспитать бережное отношение к

текстом  учебника,

рисунками,

природе.

экологическими факторами:

со ст авлению  схем,  делать

абиотическими, биотическими

сравнительный анализ.

(формами взаимоотношений

между организмами), влиянием

деятельности человека на

природу.

Личностные результаты обучения: умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.

Метапредметные результаты обучения: умение применять

понятия, работать с различными источниками информации,

схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный

Приветствие. Надеюсь, вы сегодня

(1 мин)

настроем на учебу. Итак, начнем наш

Коммуникативные-

урок.

умение

сотрудничать с

2.Актуализация

Давайте, ребята, проверим как вы

Отвечают на вопросы

учителем

подготовились к уроку.

знаний, умений,

1.Что такое биоценоз? Приведите

навыков

примеры.

Личностные:

(6 мин)

2.Какие организмы называют

формируют оценку

продуцентами, консументами,

редуцентами?

Самооценка и

и самооценку

3.Какие биоценозы можно выделить в

взаимооценка.

знаний

нашей местности?

3.Изучение нового

Ребята мы приступаем к изучению

Материала

нового материала.

(30 мин)

Но, прежде чем объявить тему урока

послушайте стихотворение:

Для каждого организма

необходимы

Почему у нас в селе

определенные условия

Ясно и тебе и мне

Температурный режим,

Познавательные-

Холодно им тут.

вода, свет.

умение выражать

А в походе по грибы

У нас зимой


На лесной дороге

недостаточно света.

Вряд ли встретятся тебе

Очень низкие

Слоны и носороги.

температуры.

- Ребята, как вы думаете, о чем это

стихотворение.

Да, это стихотворение об условиях,

месте, или – по другому – о среде

обитания.

Формулируют цель урока.

Вот об этом мы и поговорим сегодня на

уроке.

Откройте тетради и запишите тему

урока:

«Факторы среды и их влияние на

биоценозы».

Как вы думаете, какая цель нашего

урока?

Откройте учебник на с. 272 1 абзац.

Найдите ответ на вопрос. Что такое

среда обитания? Это совокупность

Составление интеллект-

условий жизни, прямо или косвенно

карты для животных

действующая на живые организмы.

разных сред обитания.

Запишите определение в тетрадь.

Условия среды, влияющие на живые

организмы биоценозов, называются

экологическими факторами.

А какие условия (факторы) влияют на

жизнь животных, рисунки которых

лежат перед вами? Составьте


свои мысли.

Регулятивные:

умение слушать в

соответствии с

целевой

установкой.

Определять

учебную цель и

задачу, дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Коммуникативные:

сотрудничество с

учителем и

одноклассниками

Познавательные:

развивать

операции

мышления,

преобразовать

информацию в

схему.


интеллект-карту.

Подводим итоги индивидуальной

работы.

Несмотря на многообразие факторов

природы, их можно разделить на три

группы. Подумайте, какие?

Факторы среды делят на абиотические,

биотические и антропогенные.        Составление схемы.

Составляем схему на магнитной

доске.

Вывод : к основным абиотическим

факторам относятся температура, свет,

влажность, ветер, давление, состав

почвы, рельеф местности.

Животные живут в тесной взаимосвязи

  • другими организмами: животными, растениями, грибами, бактериями. Такие экологические факторы называют биотическими.

Найдите в учебнике определение биотические факторы. Рассмотрим примеры биотических

взаимоотношений:

Работа с таблицей

  1. мутуализм - взаимовыгодные отношения между видами (+; +). Примеры мутуалистических, или симбиотических, взаимоотношений: энтомофильные растения - насекомые-опылители;
  2. комменсализм - одностороннее

Коммуникативные:

вступать в учебный

диалог, умение

выражать свои

мысли, строить

высказывания.

Познавательные:

осуществлять для

решения учебных

задач операции

анализа, синтеза,

сравнения.

Регулятивные:

умение решать

учебные проблемы,

возникающие в

ходе работы.


использование одним видом другого без

вреда для последнего (+; 0). Примеры

комменсализма:

- рыбы-прилипалы на акулах или

черепахах.

3) нейтрализм - независимое

существование видов, при котором

Познавательные:

виды не приносят друг другу ни вреда,

осуществлять для

ни пользы (0; 0).

решения учебных

4) аменсализм - взаимодействие видов,

задач операции

при котором один не получает ни вреда,

анализа, синтеза,

ни пользы, а для другого это

сравнения.

взаимоотношение отрицательно.

Светолюбивые растения, растущие под

елью, испытывают угнетение, а для ели

это взаимоотношение безразлично (-; 0);

5) конкуренция - форма экологических

взаимоотношений, отрицательно

сказывающаяся на обоих

взаимодействующих видах (-; -).

6) хищничество и паразитизм -

одностороннее использование одним

видом (хищник, паразит) другого

(хозяин), при котором первый

уничтожает или эксплуатирует другого

(+; -).

Последний фактор, который мы должны

рассмотреть антропогенный -

воздействие деятельности человека на

биоценозы.

Заполнение чаши весов

Работа в парах с учебником с.273

примерами влияния

Коммуникативные:


4.Закрепление знаний.

 (3  мин)

5. Подведение

итогов

(1 мин)


Вопрос учащимся: Все ли примеры воздействия человека понятны? (Акклиматизация и реакклиматизация, прямое и косвенное воздействие).

Распределить факторы на три группы: абиотические, биотические, антропогенные.

1.Радиоактивное загрязнение воды.

2.Поедание малины медведем.

3.Понижение температуры воздуха.

4.Заражение человека гельминтами.

5.Выбросы вредных веществ в атмосферу.

6.Опыление растений насекомыми.

7.Минеральный состав и содержание гумуса в почве

8.Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий.

9.Эрозия почв в результате чрезмерного выпаса скота .


деятельности человека

(работа в парах).

Просмотр фрагментов

видео фильма.

Отмечают на карточках

правильные ответы.


осуществлять

продуктивное

взаимодействие,

слушать, слышать,

отслеживать

действия партнёра,

сотрудничать с

партнёрами.

Личностные:

Формирование

самооценки.


6.Рефлексия (2 мин)


10.Ультрафиолетовое излучение

11.Рельеф местности.

12.Лесной пожар, возникший по халатности человека.

Ответы:

Абиотические факторы: "3-7-10-11"

Биотические факторы: "2- 4-6-8"

Антропогенные факторы: " 1-5-9-12".

Ребята, мы раскрыли сегодня на уроке очень серьезную тему.

Урок закончим мы на том, Что вся Земля наш общий дом. Что дом мы наш должны беречь. Давай, докажем, что не зря На нас надеется Земля.

Рефлексия:

Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Сегодня на уроке:


Осуществляют

взаимопроверку.

Личностные:

умение оценивать


7.Подведение

итогов

(1 мин)

8.Дом. задание (1 мин)


1)Мне было комфортно, я узнал много

нового и интересного.

2)Мне было трудно, я ничего нового не

узнал.

3) Мне было скучно.

Подведение итогов и выставление

оценок за урок.

§54 ответить, работа в тетради. Творческое задание: привести примеры разных типов взаимоотношений в природе.


свои достижения,

причины неудачи,

умение выражать

доброжелательную

  • эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: умение осуществлять итоговый контр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу "Экология города" с применением интерактивных методов обучения «Факторы среды, их положительные и отрицательные характеристики, влияние на здоровье человека».

Цель занятия: Установить какое влияние оказывают факторы  среды на городского жителя.     Задачи: Показать силу влияния городской среды на здоро...

Урок-презентация. "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы сре...

презентация к уроку"Экологические факторы среды и их влияния на растения" 6 класс.

В презентации раскрыты вопросы влияния факторов среды на растительный организм....

Урок экологии в 8-м классе «Воздействие солнечных лучей на кожу» по теме «Влияние факторов среды на функционирование систем органов».

Данный урок расширяет представление учащихся о роли солнечного света на кожу, на живой организм. Формирует у них знания о солнечной энергии, о закаливании организма, о здоровом образе жизни. Раз...

Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".

В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения  в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...