Проблемное обучение на уроках биологии
презентация к уроку по биологии

В материале представлены приемы использования проблемного обучения на отдельных уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_na_urokah_biologii.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение на уроках биологии Лужинская И.А. Преподаватель ГБПОУ АО « Котласский транспортный техникум»

Слайд 2

Тема «Фотосинтез» Фотосинтез был открыт в конце 18 столетия. В изучение этого процесса внесли свой вклад многие ученые. В 1600 году Бельгийский естествоиспытатель Ян ван Гельмонт поставил первый эксперимент по изучению питания растений. Ян ван Гельмонт

Слайд 3

Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течение 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, Ван Гельмонт обнаружил, что ее вес увеличился на 65 кг, вес земли в горшке уменьшился всего на 50 г. Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ, для ученого осталось загадкой. Студенты должны ответить на этот вопрос. Вся последующая работа по теме строится на разгадку данного опыта, а, следовательно, на разгадку «Тайны процесса фотосинтеза».

Слайд 4

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа под действием солнечного света («фото» - свет, «синтез» - образование) КИСЛОРОД Углекислый газ СВЕТ ВОДА Ф О Т О С И Н Т Е З

Слайд 5

Другая проблемная ситуация сопоставление фактов. Факт 1. Известно , что в спальне не должно быть слишком много растений, так как при этом ухудшается кислородный режим в помещении. Факт 2. Известно также, что растения при фотосинтезе выделяют кислород, обогащая им окружающий воздух. Не кажутся ли вам эти факты противоречащими друг другу? Почему?

Слайд 6

Побочный процесс фотосинтеза Наряду с процессом фотосинтеза для растений присущ процесс дыхания, который, в отличии от фотосинтеза, не прекращается круглые сутки – и на свету, и в темноте. КИСЛОРОД УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ВСЕГДА Д Ы Х А Н И Е

Слайд 7

Задача Человек за сутки потребляет в среднем 430 г кислорода и выдыхает 900 г углекислого газа. Подсчитайте, какое количество углекислого газа выдыхается всеми жителями нашего поселка за сутки, если население поселка10.000 человек? Какое количество кислорода потребляет население поселка в течение суток? Сколько гектаров леса необходимо для восстановления нормального состава воздуха, если известно, что один гектар леса поглощает за сутки столько углекислого газа, сколько выдыхает двести человек?”

Слайд 8

Тема «Вирусы» Во время военных действий на Кавказе в 19-ом веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат, численностью 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было . Причина гибели в чем-то другом. В чем? Вирус иммунодефицита человека Смертельно опасный вирус СПИДа Трехмерное изображение вируса СПИДа

Слайд 9

Почему вирусы отнесли к живым организмам ? Вирус состоит из: 1) Нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) 2) Белковой оболочки – капсид (от лат. слова « capsa » - вместилище).

Слайд 10

Почему вирусы отнесли к отдельному царству? Герпес Грипп Табачная мозаика Бактериофаг Полиомиелит Аденовирус

Слайд 11

Проблемный вопрос Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Слайд 12

Ответы 1 . Маленькие размеры . 2. Быстро приспосабливаются . 3. Встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют, (клетки начинают синтезировать генетический материал вируса) . 4. Изменчивы, быстро мутируют .

Слайд 13

Почему на вирусы не действуют антибиотики? В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившийся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад . Почему?

Слайд 14

Генетика Что делает каждого из нас непохожим на других и вместе с тем наделяет нас неким изначальным сходством как представителей одного вида Homo Sapiens ?

Слайд 15

Почему у кошки всегда рождаются котята, у львицы – львята? Чем объяснить, что дети не только внешне, но и по характеру напоминают своих родителей? Талант тоже наследуется: Биографы Бахов насчитали в восьми поколениях их рода почти пятьдесят известных музыкантов.

Слайд 16

Почему суд оправдал машиниста поезда, который столкнулся со встречным товарным составом? Оказалось, что он красный и зелёный цвет воспринимает как серый. Что такое цветослепота или дальтонизм? Почему одни люди видят все цвета, а другие нет?

Слайд 17

Расстроится ли свадьба принца Уно ? Коварнейшей наследственной болезнью является гемофилия. У людей, страдающих этой болезнью, не свёртывается кровь. Родители Уно знают, что в роду принцессы Беатрис были случаи гемофилии. С какой вероятностью болезнь может передаться потомкам?

Слайд 18

« Ни капли чужой крови»,- гласило правило и согласно ему из поколения в поколение в жилах многих египетских фараонов, правителей греко-македонской династии текла только элитная голубая кровь. Почему же в таких семьях часто появлялись дети, поражённые душевными и телесными недугами? Чем опасен кровно-родственный брак?

Слайд 19

Мальчик? Девочка?

Слайд 20

Почему не бывает трёхцветных котов?

Слайд 21

Почему у кареглазых родителей родился голубоглазый ребёнок? Почему у двух голубоглазых родителей никогда не будет ребенка с карими глазами? Почему у родителей с первой и четвертой группой крови родился один ребенок со второй группой крови, а другой ребенок с третьей группой крови? Почему не передались по наследству группы крови родителей?

Слайд 22

Дискуссия В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство, то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ.

Слайд 23

Как вы считаете, можно ли по одному критерию различить разные виды? Тема «Критерии вида»

Слайд 24

Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Есть виды, морфологически почти неотличимые, так называемые виды-двойники, которые не скрещиваются, генетически изолированы. Например, виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс.

Слайд 25

Виды - двойники 38 хромосом 42 хромосом два вида черных крыс: у одного вида в кариотипе 38 хромосом, а у другого – 42.

Слайд 26

Осовидная муха оса Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому.

Слайд 27

Альбинизм

Слайд 28

Генетический критерий Каждый вид имеет определенный набор хромосом – кариотип , который отличается количеством хромосом, их формой, размерами, строением 48 хромосом

Слайд 29

Генетический критерий 46 хромосом

Слайд 30

Биохимический критерий Например , гемоглобин шимпанзе по последовательности аминокислот не отличается от гемоглобина человека гемоглобин

Слайд 31

Географический критерий Белый медведь населяет ледяные просторы и острова Полярного бассейна к югу до северных побережий Сибири и Северной Америки. Область распространения бурого медведя очень обширна, охватывает всю лесную и лесо-тундровую зоны Евразии и Северной Америки

Слайд 32

По одному из критериев нельзя точно различать виды между собой. Определить принадлежность особи к конкретному виду можно только на основании совокупности всех или большинства критериев. Вывод:

Слайд 33

Преимущества технологии проблемного обучения : способствует не только приобретению студентами необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения.

Слайд 34

Недостатки технологии проблемного обучения: большие затраты времени на достижение запланированных результатов; слабая управляемость познавательной деятельностью студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Проблемное обучение на уроках биологии

Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:начинает воспринимать себя по-иному;бол...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно – ориентированного обучения

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения ...