Рабочая программа по биологии 11 класс Сонин
рабочая программа по биологии (11 класс)
Рабочая программа по биологии 11 класс Сонин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_11_klass_biologiya.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Иволгинский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ (Ринчинова М.В.) Протокол № __ от «_____» августа 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _________Банзаракцаева С.М. «____» августа 201___г. | «Утверждено» Директор. _____________ Очиров Д.Б. Приказ №____ от «____» августа 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «БИОЛОГИЯ»
Класс: 11
Уровень образования – среднее полное общее образование
Уровень изучения предмета – базовый уровень
Срок реализации программы – 2018/2019 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 2 ч./неделю, всего – 68 ч/год
Рабочую программу составил(ли):
Ринчинова М.В., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории
Нижняя Иволга,
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы среднего (полного) образования по биологии для 11 класса базовый уровень «Биология» В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В 11 классе изучают материал следующих глав: «Эволюционное учение», «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека», «Экосистема», «Бионика».
На изучении биологии на базовом уровне, согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, но в последнее время очень актуальной стала поступление детей в медицинские ВУЗы и колледжи и поэтому было выделено 1 час из вариативной части базисного плана. Программа по биологии адресована учащимся 11 класса ориентирована для работы по учебнику для 10-го класса (авторы В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин), 2 часа в неделю.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Содержание программы учебного предмета
Развитие биологии в додарвиновский период
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Микроэволюция.
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
- Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Биологические последствия адаптации. Макроэволюции.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Биосфера, ее структура и функции
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
■ Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
Биосфера и человек
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
- Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
- Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Учебно-тематический план
№ | Название тем, количество часов |
1 | Учение об эволюции органического мира (20 часов) |
2 | Развитие органического мира (7 часов) |
3 | Происхождение человека (8 часов) |
4 | Биосфера, её структура и функции (3 часа) |
5 | Жизнь в сообществах. Основы экологии (12 часов) |
6 | Биосфера и человек. Ноосфера (5 часов) |
7 | Повторение (6 часов) |
8 | Бионика (3 часа) |
Всего часов – 68 часов, резервное время – 4 часа.
Контрольные работы – 4.
Лабораторные и практические работы – 4.
Календарно-тематическое планирование по биологии
Класс 11
Учитель: Ринчинова Мираида Валерьевна
Количество часов
Всего: 68 часов; в неделю 2 часа.
Контрольные работы – 4. Лабораторные и практические работы – 4.
Планирование составлено на основе учебника для 11 класса базовый уровень «Биология» В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин
№ | Наименование темы | Количество часов | Сроки | Форма контроля, Домашнее задание | |
По плану | Фактически | ||||
Раздел 1.Эволюционное учение(19ч) | |||||
1 | История представления о развитии жизни на Земле. | 1ч | 1 неделя сентября | Сообщения | |
2 | Работы К.Линнея по систематике растений и животных | 1ч | 1 неделя сентября | С.347-349 вопросы с 354 | |
3 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | 1ч | 2 неделя сентября | С.350-352 вопросы с.354 (4,5) | |
4 | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина | 1ч | 2 неделя сентября | С357-360 вопр.с361, заполнить табл | |
5 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе | 1ч | 3 неделя сентября | С.361-368 , тест | |
6 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе | 1ч | 3 неделя сентября | С.368-372 | |
7 | Борьба за существование и естественный отбор | 1ч | 4 неделя сентября | Повторить №12 | |
8 | Вид, его критерий, структура | 1ч | 4 неделя сентября | С.376-379 вопр.с379 | |
9 | Эволюционная роль мутаций | 1ч | 1 неделя октября | С379-381 | |
10 | Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга | 1ч | 1 неделя октября | С381-385 | |
11 | Формы естественного отбора( | 1ч | 2 неделя октября | С386-390 | |
12 | Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора | 1ч | 2 неделя октября | С391-399 , заполнить табл | |
13 | Лабораторная работа» Изучение приспособленности организмов к среде обитания | 1ч | 3 неделя октября | Повторить с376-399 | |
14 | Микроэволюция. Современные представления о видообразовании ( С.С. Четвериков, Л.Л.Шмальгаузен) | 1ч | 3 неделя октября | С.406-407 | |
15 | Микроэволюция (обобщение) | 1ч | 4 неделя октября | С399-409 | |
16 | Главные направления эволюции. Биологический прогресс Арогенез, аллогенез | 1ч | 4 неделя октября | С.415-420 | |
17 | Пути достижения биологического прогресса Главные направления эволюционного процесса.Катагенез | 1ч | 1 неделя ноября | С.420-422 | |
18 | Основные закономерности эволюции | 1ч | 1 неделя ноября | С423-429 | |
19 | Обобщение знаний по теме: «Учение об эволюции органического мира» | 1ч | 3 неделя ноября | Повторить с406-429 | |
Раздел 2. Развитие органического мира( 14 ч) | |||||
20 | Развитие жизни в архейскую, протерозойскую эры | 1ч | 3 неделя ноября | С435-443, реферат с презентациями | |
21 | Развитие жизни в палеозойскую эру | 1ч | 4 неделя ноября | С444-450 реферат с презентациями | |
22 | Развитие жизни в мезозойскую эру | 1ч | 4 неделя ноября | С.450-453 реферат с презентациями | |
23 | Развитие жизни в кайнозойскую эру | 1ч | 2 неделя декабря | С.456-460 реферат с презентациями | |
24 | Обобщение знаний по теме: «Развитие жизни на Земле» | 1ч | 2 неделя декабря | Повторить с.453-460 | |
25 | Происхождение человека Положение человека в системе животного мира | 1ч | 3 неделя декабря | С.466-467 сообщения об истории взглядов на происх. Чел. | |
26 | Эволюция приматов. Древние люди | 1ч | 3 неделя декабря | С468-470 | |
27 | Стадии эволюции человека | 1ч | 4 неделя декабря | С471-474 | |
28 | Современный этап эволюции человека. Человеческие расы | 1ч | 4 неделя декабря | С474-479 | |
29 | Происхождение человека ( обобщение) | 1ч | 2 неделя января | Повторить с 466-479 | |
30 | . Развитие органического мира. Обобщение. Контрольная работа. Эволюционное учение. Развитие органического мира. | 1ч | 2 неделя января | Повторение тем Эволюция и развитее орган. мира | |
Раздел 3. Взаимодействие организма и среды( 14 ч) | |||||
31 | Биосфера, ее структура и функции Структура биосферы | 1ч | 3 неделя января | С.487-490 | |
32 | Круговорот веществ в природе. | 1ч | 3 неделя января | С491-495 | |
33 | Жизнь в сообществах. Основы экологии. | 1ч | 4 неделя января | С500-504 | |
34 | История формирования сообществ живых организмов Биологические области | 1ч | 4 неделя января | С 505-515 конспект | |
35 | Взаимоотношения организма и среды. Биогеоценозы, биоценозы и их характеристика | 1ч | 1 неделя февраля | С516-518 | |
36 | Абиотические факторы среды | 1ч | 1 неделя февраля | С519-525 | |
37 | Взаимоотношения организма и среды. Взаимодействия факторов среды | 1ч | 2 неделя февраля | С526-533 | |
38 | Биотические факторы среды. | 1ч | 2 неделя февраля | С535-536 | |
39 | Цепи и сети питания. | 1ч | 3 неделя февраля | С537-541 | |
40 | Смена биоценозов | 1ч | 3 неделя февраля | С542-543 творч. Задание : все изменения в лесу после пожара | |
41 | Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения- симбиоз | 1ч | 4 неделя февраля | С546-550 сообщения о разных формах симбиоза | |
42 | Антибиотические отношения | 1ч | 4 неделя февраля | С.551-564 вопросы с 568 | |
43 | Конкуренция. Нейтрализм | 1ч | 1 неделя марта | С565-568 | |
44 | Обобщение по теме Взаимодействие организма и среды | 1ч | 1 неделя марта | Повторить с 505-668 | |
Раздел 4 Биосфера и человек . Основы экологии( 11 ч) | |||||
45 | Биосфера и человек | 1ч | 2 неделя марта | С 573-574 | |
46 | Биосфера и человек. Ноосфера Воздействие человека на природу в процессе становления общества. | 1ч | 2 неделя марта | С.574 реферат с презентациями | |
47 | Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы | 1ч | 3 неделя марта | С 575-578 | |
48 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | 1ч | 3 неделя марта | С 579 реферат с презентациями | |
49 | Загрязнение воздуха, пресной воды, Мирового океана, озера Байкал | 1ч | 3 неделя апреля | С 581-584 реферат с презентациями | |
50 | Радиоактивное заражение биосферы | 1ч | 1 неделя апреля | С585-586 | |
51 | Антропогенное влияние человека на природу Иволгинского района | 1ч | 1 неделя апреля | С 575-586 | |
52 | Проблемы рационального природопользования. Заповедники и заказники Бурятии | 1ч | 2 неделя апреля | С 587-591 | |
53 | Охрана окружающей среды. Охрана озера Байкала | 1ч | 2 неделя апреля | С.591-592Защита рефератов, сообщений | |
54 | Охрана природы и перспективы рационального природопользования. Красная книга Бурятии. | 1ч | 3 неделя апреля | С 593сообщения | |
55 | Бионика | 1ч | 3 неделя апреля | С 596 | |
Раздел 5 Повторение курса общей биологии( 11ч) | |||||
56 | Уровни организации живой материи. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | 4 неделя апреля | повторить с 12-19 | |
57 | Клетка-структурно-функциональная единица живого. Химическая организация клетки. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | 4 неделя апреля | Повторить с 85-249 | |
58 | Метаболизм – основа существования живых организмов. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | 4 неделя апреля | С 118-126 | |
59 | Автотрофный тип обмена веществ. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | 1 неделя мая | С 126 | |
60 | Строение и функции клеток. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | С 135-181 | ||
61 | Размножение организмов. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | 1 неделя мая | С 191-199 | |
62 | Индивидуальное развитие организмов. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | 2 неделя мая | С 214-238 | |
63 | Основы генетики. Закономерности наследования признаков. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | 2 неделя мая | С 251-292 Решить задачи | |
64 | Закономерности изменчивости. | 1ч | 3 неделя мая | С 300-310 | |
65 | Основы селекции. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | 3 неделя мая | С318-336 | |
66 | Учение об эволюции органического мира. Подготовка к ЕГЭ | 1ч | 4 неделя мая | С343-406 | |
67 | Подготовка к ЕГЭ | 1ч | 4 неделя мая | повторить | |
68 | Итоговая контрольная по биологии | 1ч | 4 неделя мая | повторить |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
- Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Литература для учащихся:
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
Электронные издания:
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...
Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии, концентрический курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина...