Рабочая программа по биологии 11 класс Сонин
рабочая программа по биологии (11 класс)

Ринчинова Мираида Валерьевна

Рабочая программа по биологии 11 класс Сонин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_11_klass_biologiya.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Иволгинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ (Ринчинова М.В.)

Протокол № __

от «_____» августа 201__г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР:

_________Банзаракцаева С.М.

«____» августа 201___г.

«Утверждено»

Директор.

_____________ Очиров Д.Б.

Приказ №____

от «____» августа 201__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебного предмета «БИОЛОГИЯ»

Класс: 11

Уровень образования – среднее полное общее образование

Уровень изучения предмета – базовый уровень

Срок реализации программы – 2018/2019 учебный год

Количество часов по учебному предмету: 2 ч./неделю, всего – 68 ч/год

Рабочую программу составил(ли):

Ринчинова М.В., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории

Нижняя Иволга,

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы среднего (полного) образования по биологии для 11 класса базовый уровень «Биология» В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В 11 классе изучают материал следующих глав: «Эволюционное учение», «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека», «Экосистема», «Бионика».

На изучении биологии на базовом уровне, согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, но в последнее время очень актуальной стала поступление детей в медицинские ВУЗы и колледжи и поэтому было выделено 1 час из вариативной части базисного плана. Программа по биологии адресована учащимся 11 класса ориентирована для работы по учебнику для 10-го класса (авторы  В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов,  Н.И.Сонин), 2 часа в неделю.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Содержание программы учебного предмета

Развитие биологии в додарвиновский период

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Микроэволюция.

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюции.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Биосфера, ее структура и функции

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

■         Лабораторные и практические работы

Составление  схем  передачи  веществ  и  энергии (цепей питания).

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.

Биосфера и человек

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
  • Практическая работа

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

Учебно-тематический план

Название тем, количество часов

1

Учение об эволюции органического мира (20  часов)

2

Развитие органического мира (7 часов)

3

Происхождение человека (8 часов)

4

Биосфера, её структура и функции (3 часа)

5

Жизнь в сообществах. Основы экологии (12 часов)

6

Биосфера и человек. Ноосфера (5 часов)

7

Повторение (6 часов)

8

Бионика (3 часа)

Всего часов – 68 часов, резервное время – 4 часа.    

Контрольные работы – 4.

Лабораторные и практические работы – 4.

Календарно-тематическое планирование по биологии

Класс  11

Учитель: Ринчинова Мираида Валерьевна

Количество часов

Всего: 68 часов; в неделю 2 часа.

Контрольные работы – 4. Лабораторные и практические работы – 4.

Планирование составлено на основе учебника  для 11 класса базовый уровень «Биология» В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин

Наименование темы

Количество часов

Сроки

Форма контроля, Домашнее задание

По плану

Фактически

Раздел 1.Эволюционное учение(19ч)

1

История представления о развитии жизни на Земле.        

1 неделя сентября

Сообщения

2

Работы К.Линнея по систематике растений и животных

1 неделя сентября

С.347-349 вопросы с 354

3

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

2 неделя сентября

С.350-352 вопросы с.354  (4,5)

4

Предпосылки возникновения  учения Ч.Дарвина

2 неделя сентября

С357-360 вопр.с361, заполнить табл

5

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

3 неделя сентября

С.361-368 , тест

6

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

3 неделя сентября

С.368-372

7

Борьба за существование и естественный отбор

4 неделя сентября

Повторить №12

8

Вид, его критерий, структура

4 неделя сентября

С.376-379 вопр.с379

9

Эволюционная роль мутаций

1 неделя октября

С379-381

10

Генетические процессы в популяциях. Закон Харди-Вайнберга

1 неделя октября

С381-385

11

Формы естественного отбора(

2 неделя октября

С386-390

12

Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора

2 неделя октября

С391-399 , заполнить табл

13

Лабораторная работа» Изучение приспособленности организмов к среде обитания

3 неделя октября

Повторить с376-399

14

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании ( С.С. Четвериков, Л.Л.Шмальгаузен)

3 неделя октября

С.406-407

15

Микроэволюция (обобщение)

4 неделя октября

С399-409

16

Главные направления эволюции. Биологический прогресс Арогенез, аллогенез

4 неделя октября

С.415-420

17

Пути достижения биологического прогресса Главные направления эволюционного

процесса.Катагенез

1 неделя ноября

С.420-422

18

Основные закономерности эволюции

1 неделя ноября

С423-429

19

Обобщение знаний по теме: «Учение об эволюции органического мира»

3 неделя ноября

Повторить с406-429

Раздел 2. Развитие органического мира( 14 ч)

20

Развитие жизни в архейскую, протерозойскую эры

3 неделя ноября

С435-443, реферат с презентациями

21

Развитие жизни в палеозойскую эру

4 неделя ноября

С444-450 реферат с презентациями

22

Развитие жизни в мезозойскую эру

4 неделя ноября

С.450-453 реферат с презентациями

23

Развитие жизни в кайнозойскую эру

2 неделя декабря

С.456-460 реферат с презентациями

24

Обобщение знаний по теме: «Развитие жизни на Земле»

2 неделя декабря

Повторить с.453-460

25

Происхождение человека        Положение человека в системе животного мира                            

3 неделя декабря

С.466-467 сообщения об истории взглядов на происх. Чел.

26

Эволюция приматов. Древние люди

3 неделя декабря

С468-470

27

Стадии эволюции человека

4  неделя декабря

С471-474

28

Современный этап эволюции человека. Человеческие расы

4 неделя декабря

С474-479

29

Происхождение человека ( обобщение)

2 неделя января

Повторить с 466-479

30

. Развитие органического мира. Обобщение.

Контрольная работа. Эволюционное

 учение. Развитие органического мира.

2 неделя января

Повторение тем Эволюция и развитее орган. мира

Раздел 3. Взаимодействие организма и среды( 14 ч)

31

Биосфера, ее структура и функции        Структура биосферы

3 неделя января

С.487-490

32

Круговорот веществ в природе.

3 неделя января

С491-495

33

Жизнь в сообществах. Основы экологии.

4 неделя января

С500-504

34

История формирования сообществ живых организмов                    

Биологические области

4 неделя января

С 505-515 конспект

35

Взаимоотношения организма и среды. Биогеоценозы, биоценозы и их характеристика

1 неделя февраля

С516-518

36

Абиотические факторы среды

1 неделя февраля

С519-525

37

Взаимоотношения организма и среды. Взаимодействия факторов среды

2 неделя февраля

С526-533

38

Биотические факторы среды.          

2 неделя февраля

С535-536

39

 Цепи и сети питания.

3 неделя февраля

С537-541

40

Смена биоценозов

3 неделя февраля

С542-543 творч. Задание : все изменения в лесу после пожара

41

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения- симбиоз

4 неделя февраля

С546-550 сообщения о разных формах симбиоза

42

Антибиотические отношения        

4 неделя февраля

С.551-564 вопросы с 568

43

Конкуренция. Нейтрализм

1 неделя марта

С565-568

44

Обобщение по теме Взаимодействие организма и среды

1 неделя марта

Повторить с 505-668

Раздел 4 Биосфера и человек . Основы экологии( 11 ч)

45

Биосфера и человек

2 неделя марта

С 573-574

46

Биосфера и человек. Ноосфера Воздействие человека на природу в процессе становления общества.                          

2 неделя марта

С.574 реферат с презентациями

47

Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы

3 неделя марта

С 575-578

48

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

3 неделя марта

С 579 реферат с презентациями

49

Загрязнение воздуха, пресной воды, Мирового океана, озера Байкал

3 неделя апреля

С 581-584 реферат с презентациями

50

Радиоактивное заражение биосферы

1 неделя апреля

С585-586

51

Антропогенное влияние человека на природу Иволгинского района

1 неделя апреля

С 575-586

52

Проблемы рационального природопользования. Заповедники и заказники Бурятии

2 неделя апреля

С 587-591

53

Охрана окружающей среды. Охрана озера Байкала

2 неделя апреля

С.591-592Защита рефератов, сообщений

54

Охрана природы и перспективы рационального природопользования. Красная книга Бурятии.

3 неделя апреля

С 593сообщения

55

Бионика

3 неделя апреля

С 596

Раздел 5  Повторение курса общей биологии( 11ч)

56

Уровни организации живой материи. Подготовка к ЕГЭ

4 неделя апреля

повторить с 12-19

57

Клетка-структурно-функциональная единица

живого. Химическая организация клетки. Подготовка к ЕГЭ

4 неделя апреля

Повторить с 85-249

58

Метаболизм – основа существования

живых организмов. Подготовка к ЕГЭ

4 неделя апреля

С 118-126

59

Автотрофный тип обмена веществ. Подготовка к ЕГЭ

1 неделя

мая

С 126

60

Строение и функции клеток. Подготовка к ЕГЭ

С 135-181

61

Размножение организмов. Подготовка к ЕГЭ

1 неделя

мая

С 191-199

62

Индивидуальное развитие организмов. Подготовка к ЕГЭ

2 неделя

 мая

С 214-238

63

 Основы генетики. Закономерности наследования признаков. Подготовка к ЕГЭ

2 неделя

мая

С 251-292

Решить задачи

64

Закономерности изменчивости.

3 неделя

мая

С 300-310

65

Основы селекции. Подготовка к ЕГЭ

3 неделя

мая

С318-336

66

Учение об эволюции органического мира. Подготовка к ЕГЭ

4 неделя

мая

С343-406

67

Подготовка к ЕГЭ

4 неделя

 мая

повторить

68

Итоговая контрольная по биологии

4 неделя

мая

повторить

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература для учителя

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
  6. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  8. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  9. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
  10. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Литература для учащихся:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.

Рабочая программа по биологии, концентрический  курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК  Н.И.Сонин, В.И. Сонина...