Рабочая программа по биологии 5 класс Сонин
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по биологии 5 класс Сонин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5_klass_biologiya.docx | 83.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Иволгинский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Ринчинова М.В. Протокол № __ от «_____» августа 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _________Банзаракцаева С.М. «____» августа 201___г. | «Утверждено» Директор. _____________ Очиров Д.Б. Приказ №____ от «____» августа 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «БИОЛОГИЯ»
Класс: 5
Уровень образования – основное общее образование
Уровень изучения предмета – базовый уровень
Срок реализации программы – 2018/2019 учебный год
Количество часов по учебному предмету:1 ч./неделю, всего – 35 ч/год
Рабочую программу составил(ли):
Ринчинова М.В., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории
Нижняя Иволга,
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования Универсальных учебных действий, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по биологии.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 5 класса предусматривает 1 час в неделю, всего35 часов.
Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл.Концентрический курс)» и реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина, Дрофа, 2012.Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина, А.А. Плешакова. Биология. Введение в биологию. 5 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2012 г.
Изучение курса «Биология» в 5 классе направлена на достижение следующих целей: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека.
Основными задачами реализации курса являются
- Осознание учащимися целостности и многообразия окружающего мира
- Формирование модели безопасносного поведения в условиях повседневной жизни.
Тип программы:концентрическая, базового уровня.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Рабочая программа включает 4 раздела:
- Живой организм: строение и изучение
- Многообразие живых организмов
- Среда обитания живых организмов
- Человек на Земле
Программа курса обеспечивает целостное изучение курса за счет реализации трех следующих принципов:
1)предметных
2)метапредметных
3)личностных
Результаты обучения приведены в графах: предметные результаты уровень владения целостной компетентностью и Универсальные учебные действия, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
Проводят дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов природы. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н. И. Биология 5класс: рабочая тетрадь к учебнику Биология, с тестовыми заданиямиЕГЭ Вертикаль, 2012 г. В рабочую тетрадь включены вопросы и задания, которые позволяют диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Для осуществления контроля с целью проверки усвоения знаний в программе предусмотрены тестирования к каждому разделу.
Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Для успешного решения задач важны экскурсии, обеспечивающие непосредственное взаимодействие с окружающей средой. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Таким образом, в примерной программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне целей; на уровне метопредметных, предметных и личностных образовательных результатов; на уровне учебных действий.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Введение в биологию» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе.
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе.
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.
- формирование у учащихся познавательной культуры, эстетической культуры как способности к эмоцианально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Нормативно-правовая база
Рабочая программа «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе документов:
Нормативные федеральные документы:
1.Закон об образовании Российской Федерации ст.28. от 10 июля 1992г. №3266-1, ст.32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ);
2.Калинова Г.С. ФГОС основного общего образования и содержание обучения биологии /Биология в школе,5, 2012, с29-37.
3.Сонин Н.И., Захаров В.Б. Программа основного общего образования. Биология 5-9 класс. Концентрический курс. Дрофа, 2012 г
4.Суматохин С.В. Учебники биологии сегодня: проблема выбора/Биология в школе 4,2012, с 26-30.
5.Федеральный государственный стандарт основного общего образования «О введении федеральных государственных образовательных стандартов» от 06 октября 2009 года № 373, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от17 декабря 2010 г № 1897
6.Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
Локальные акты образовательного учреждения:
1.Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения;
2.Положение о рабочей программе учебного курса;
3.Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программыучебного курса.
Планируемые результаты освоения
курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс.
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- Основные признаки живой природы;
- Устройство светового микроскопа;
- Основные органоиды клетки;
- Основные органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки;
- Ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- Характеризовать методы биологических исследований;
- Работать с лупой и световым микроскопом;
- Узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- Объяснять роль органических и неорганических веществ в клетке;
- Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Систематизировать и обобщать разные виды информации;
- Составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2.Многообразие живых организмов.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
- Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- Основные признаки представителей царств живой природы;
- Учащиеся должны уметь;
- Определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- Устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- Различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- Устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- Объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты.
Учащиеся должны уметь;
- Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- Самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
Раздел 3. Среды обитания живых организмов.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать;
- Основные среды обитания живых организмов;
- Природные зоны нашей планеты, их обитателей;
Учащиеся должны уметь:
- Сравнивать различные среды обитания;
- Характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- Сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- Выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям;
- Приводить примеры обитателей морей и океанов;
- Наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- Находить и использовать причинно-следственные связи;
- Формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
- Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4.Человек на Земле.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- Предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- Основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- Простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др;
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- Объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- Соблюдать правила поведения в природе;
- Различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- Вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- Работать в соответствии с поставленной задачей;
- Составлять простой и сложный план текста;
- Участвовать в совместной деятельности;
- Работать с текстом параграфа и его компонентами;
- Узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения.
- Формирование ответственного отношения к обучению;
- Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению:
- Формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов;
- Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- Формирование основ экологической культуры.
Результаты учебного предмета изучения.
Освоение курса «Введение в биологию» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
- сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам.
Изучение курса «Введение в биологию» играет значительную роль в достижении метопредметных результатов, таких как:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разумные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
При изучении курса «Введение в биологию» достигаются следующие предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Учащиеся должны знать:
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Учащиеся должны знать:
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Содержание программы «Биология. Введение в биологию». 5 класс
(35 часов, 1час в неделю).
Тема 1. «Живой организм: строение и изучение» (8часов)
Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы.Живые клетки.Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский.
Лабораторные работы.
- Знакомство с оборудованием для научных исследований.
- Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
- Изучение химического состава семян
- Описание и сравнение признаков различных веществ.
- Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский.
Демонстрации:
- Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
- Примеры использования компьютера, микроскопа при проведении естественно научных наблюдений и опытов.
- Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
- Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
- Плакат: Науки о природе.
Тема 2. «Многообразие живых организмов» (14часов)
Как развивалась жизнь на земле.Разнообразие живого. Бактерии. Грибы.Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные (цветковые). Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека
Демонстрации:
- Гербарии растений, муляжи грибов.
- Компьютер
- Микроскоп, лупы
- Плакаты
Тема3. «Среда обитания живых организмов» (5 часов).
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные Зоны Земли. Жизнь в морях и океанах
Демонстрации:
- Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
- Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)
- Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.
Темы 4. « Человек на Земле» (6часов)
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни.
Демонстрации
- Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Практическая работа
- Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резервное время(2часа)
Резервное время используется на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.
Тематический план по биологии 5 класс
№ | Наименование темы, раздела | Кол-во часов | Дата | Контроль | |
По плану | Фактически | ||||
Тема 1. Живой организм: строение и изучение – 8 часов | |||||
1 (1) | Что такое живой организм? | 1 час | 1 неделя сентября | Фронтальный опрос | |
2 (2) | Наука о живой природе | 1 час | 2 неделя сентября | Фронтальный опрос | |
3 (3) | Методы изучения природы Лабораторная работа №1. Знакомство с оборудованием для научных исследований | 1 час | 3 неделя сентября | Практическая работа, фронтальный опрос | |
4 (4) | Увеличительные приборыЛабораторная работа №2 Знакомство с оборудованием для научногомикроскопирования. | 1 час | 4 неделя сентября | Практическая работа, фронтальный опрос | |
5 (5) | Живые клетки Практическая работа №1 «Изучение клетки кожицы чешуи лука» | 1 час | 1 неделя октября | Практическая работа, фронтальный опрос | |
6 (6) | Химический состав клеткиЛабораторнаяработа №3 «Изучение химического состава семян» | 1 час | 2 неделя октября | Практическая работа, фронтальный опрос | |
7 (7) | Вещества и явления в окружающем мире. | 1 час | 3 неделя октября | Тест, фронтальный опрос | |
8 (8) | Великие естествоиспытатели Лабораторная работа №4 «Великие естествоиспытателиК.Линней, Ч.Дарвин, В.В. Вернадский» | 1 час | 4 неделя октября | Тест, фронтальный опрос | |
Тема 2. Многообразие живых организмов – 14 часов | |||||
9 (1) | Как развивалась жизнь на Земле | 1 час | 1 неделя ноября | Тест, фронтальный опрос | |
10(2) | Разнообразие живого | 1 час | 2 неделя ноября | Тест, фронтальный опрос | |
11(3) | Бактерии | 1 час | 3 неделя ноября | Тест, фронтальный опрос | |
12(4) | Грибы | 1 час | 4 неделя ноября | Тест, фронтальный опрос | |
13(5) | Водоросли | 1 час | 1 неделя декабря | Тест, фронтальный опрос | |
14(6) | Мхи | 1 час | 2 неделя декабря | Тест, фронтальный опрос | |
15(7) | Папоротники | 1 час | 3 неделя декабря | Тест, фронтальный опрос | |
16(8) | Голосеменные | 1 час | 4 неделя декабря | Тест, фронтальный опрос | |
17(9) | Покрытосемянные | 1 час | 2 неделя января | Тест, фронтальный опрос | |
18(10) | Значение растений в природе и в жизни человека | 1 час | 3 неделя января | Тест, фронтальный опрос | |
19(11) | Простейшие | 1 час | 4 неделя января | Тест, фронтальный опрос | |
20(12) | Беспозвоночные животные | 1 час | 1 неделя февраля | Тест, фронтальный опрос | |
21(13) | Позвоночные | 1 час | 2 неделя февраля | Тест, фронтальный опрос | |
22(14) | Значение животных в природе и в жизни человека | 1 час | 3 неделя февраля | Тест, фронтальный опрос | |
Тема 3.Среда обитания живых организмов – 5часов | |||||
23 (1) | Три среды обитания | 1 час | 4 неделя февраля | Тест, фронтальный опрос | |
24 (2) | Жизнь на разных материках | 1 час | 1 неделя марта | Тест, фронтальный опрос | |
25 (3) | Природные зоны Земли | 1 час | 2 неделя марта | Тест, фронтальный опрос | |
26(4) | Жизнь в морях и океанах | 1 час | 2\3 неделя марта | Тест, фронтальный опрос | |
27 ( 5) | Обобщение по теме « Среды обитания живых организмов» | 1 час | 1 неделя апреля | Итоговый тест | |
Тема 4. Человек на Земле. - 6 часов | |||||
28 (1) | Как появился человек на Земле | 1 час | 2 неделя апреля | Тест, фронтальный опрос | |
29(2) | Как человек изменил Землю | 1 час | 3 неделя апреля | Тест, фронтальный опрос | |
30 (3) | Жизнь под угрозой. Красная книга Бурятии | 1 час | 4 неделя апреля | Тест, фронтальный опрос | |
31(4) | Не станет ли Земля пустыней? | 1 час | 4 неделя апреля | Тест, фронтальный опрос | |
32 (5) | Обобщающий урок по теме «Человек на земле» | 1 час | 1 неделя мая | Итоговый тест | |
33 | Здоровье человека и безопасность жизни Практическая работа 2. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи». | 1 час | 2 неделя мая | Практическая работа | |
34 | Экскурсия.«Весенние явления в природе Иволгинского района». | 1 час | 3 неделя мая | Экскурсия | |
35 | Итоговый контроль по курсу биологии в 5 классе. Обсуждение заданий на лето | 1 час | 4 неделя мая | Итоговый тест |
Календарно - тематическое планирование по курсу.
№ урока | Наименование темы | Тип урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Домашнее задание |
Тема 1. Живой организм: строение и изучение – 8 часов | |||||
1 (1) | Что такое живой организм? | Вводный Изучение нового материала | 1 | Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | Записи в тетради, рассмотреть весь учебник, с. 3-11, вопросы. РТ.с. 6-7. Сообщение «Существуют ли различия между растениями и животными?» |
2 (2) | Наука о живой природе | Комбинированный | 1 | Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | Стр. 12-16, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания, вопросы. РТ с 8-9. |
3 (3) | Методы изучения природы Лабораторная работа №1«Знакомство с оборудованием для научных исследований». | Комбинированный | 1 | Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | с. 17-22, вопросы. РТ с 10-14. Пронаблюдать, поставить свой опыт и провести свои измерения. |
4 (4) | Увеличительные приборы Лабораторная работа №2 «Знакомство с оборудованием для научногомикроскопирования». | Комбинированный | 1 | Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | с. 23-26, вопросы. РТ с 14-16. Составить проблемные вопросы по теме. |
5 (5) | Живые клетки Практическая работа №1 «Изучение клетки кожицы чешуи лука» | Практическая рабтоа | 1 | Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | С. 27-32 вопросы. РТ с 16-20. Изготовите клетку из подручного материала, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания. |
6(6) | Химический состав клетки Лабораторная работа №3 «Изучение химического состава семян» | Практическая работа | 1 | Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | с. 33-38, вопросы. РТ с 20-21. Подумайте как еще можно определить нахождение белков, жиров, углеводов в нашей пище? |
7 (7) | Вещества и явления в окружающем мире. | Комбинированный | Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем | с. 39-46, вопросы. РТ с 22-24. | |
8 (8) | Великие естествоиспытатели Лабораторная работа №4 «Великие естествоиспытателиК.Линней, Ч.Дарвин, В.В. Вернадский». | Комбинированный | 1 | Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | С.47-49вопросы. РТ с 24-25. Защита реферата о Ч.Дарвине |
Тема 2. Многообразие живых организмов – 14 часов | |||||
1 (9) | Как развивалась жизнь на Земле | Изучение нового материала | 1 | Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителе | с. 52-56, вопросы. РТ с 28-31 |
2 (10) | Разнообразие живого | Комбинированный | 1 | Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;м; | с. 57-59, вопросы. РТ с 31-33. Составить вопросы по теме, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания |
3 (11) | Бактерии | Комбинированный | 1 | Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | с. 60-63, вопросы. РТ с 33-36 Изготовить «бактерию», приготовить сообщение на3-5мин . |
4 (12) | Грибы | Комбинированный | 1 | Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | С. 64-67вопросы. Р.т. с 36-39. Сообщение Грибы в моей жизни,приготовить презентацию о грибах. |
5(13) | Водоросли | Комбинированный | 1 | Регулятивные УУД: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | с. 68-72, вопросы. РТ с 40-42. Сообщения про водоросли их применения в нашем быту. |
6 (14) | Мхи | Комбинированный | 1 | Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -разрешение конфликтов– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Личностные УУД: -с помощью учителя определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. ПредметныеУУД. -существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; -основные признаки представителей царств живой природы; -определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; -устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; -различать изученные объекты в природе, на таблицах; -устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; -объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. | с. 73-75, вопросы. РТ с 43-45. |
7 (15) | Папоротники | Комбинированный | 1 | с. 76-78, вопросы. РТ с 45-47. Приготовить сообщение о значении папоротников в жизни человека. | |
8 (16) | Голосеменные растения. Голосеменные растения Бурятии | Комбинированный | 1 | с. 79-82, вопросы. РТ.с 47-50. Обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания. | |
9(17) | Покрытосеменные (цветковые) растения | Комбинированный | 1 | с. 83-87, вопросы. РТс 50-53 | |
10(18) | Значение растений в природе и жизни человека Редкие растения, записанные в Красную книгу Бурятии | Комбинированный | 1 | с. 88-90, вопросы. РТ.с 54-58. Приготовить презентацию о значение растений в природе и жизни Человека. | |
11 (19) | Животные простейшие
| Комбинированный | 1 | с. 91-93, вопросы. РТ.с 54-60 Изготовить простейшее, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания. | |
12 (20) | Беспозвоночные: | Комбинированный | 1 | с. 94-96, вопросы. РТ.с 60-62 Приготовить презентацию. | |
13(21) | Позвоночные | Комбинированный | 1 | РегулятивныеУУД: -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; | с. 97-99, вопросы. РТ.с 63-67 |
14(22) | Значение животных в природе и жизни человека Животные, записанные в Красную книгу Бурятии | 1 | с. 100-102, вопросы. РТ.с 67-69. Обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания. | ||
Тема 3.Среда обитания живых организмов – 5часов | |||||
1(23) | Три среды обитания | Комбинированный | 1 | с. 104-108, вопросы. РТ с 72-75 | |
2 (24) | Жизнь на разных материках | Комбинированный | 1 | с. 109-114, вопросы. РТ.с 72-75. Приготовить сообщение об интересных животных Северной и Южной Америки. | |
3 (25) | Природные Зоны Земли. | Комбинированный | 1 | - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; | с. 115-120, вопросы. РТ с 76-79 |
4 (26) | Жизнь в морях и океанах. Жизнь в озере Байкал | Комбинированный | 1 | - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. ПредметныеУУД: -предков человека, их характерные черты, образ жизни; -основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; -правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; -простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др; -объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; -объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;-соблюдать правила поведения в природе; | с. 121-124, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания, вопросы. РТ.с 79-84 Составить презентацию |
5 (27) | Обобщение по теме «Среда обитания живых организмов» | Контрольный тест | 1 | Повторить с. 104-124, вопросы. РТ с 79-84 | |
Тема 4. Человек на Земле. 6 часов | |||||
1(28) | Как человек появился на Земле: | Комбинированный | 1 | с. 128-134, вопросы. Р.т. с 72-75 Нарисовать Дриопитека, австралопитека, неандерталеца, кроманьонеца | |
2(29) | Как человек изменил Землю. | Комбинированный | 1 | с. 135-139, вопросы. РТ с 89-94, сообщения | |
3 (30) | Жизнь под угрозой. Красная книга Бурятии | Комбинированный | 1 | с. 140-145, вопросы. РТ.с 94-97 | |
4 (31) | Не станет ли Земля пустыней? | Комбинированный | 1 | с.143-145, Сообщение Воздействие человека на живую природу | |
5 (32) | Обобщающий урок по теме «Человек на земле» | Контрольная работа | 1 | Повторить с. 128-157, вопросы. | |
6 (33) | Здоровье человека и безопасность жизни Практическая работа 2. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи». | Практическая работа | 1 | -различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; -вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. МетапредметныеУУД: -уметь работать в соответствии с поставленной задачей; -составлять простой и сложный план текста; -участвовать в совместной деятельности; -работать с текстом параграфа и его компонентами; -узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. ЛичностныеУУД: -формирование ответственного отношения к обучению; -формирование познавательных интересов и мотивов к обучению: -формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов; -осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; Формирование основ экологической культуры. | с. 146-153, обратитесь к электронному приложению и выполните предложенные задания, вопросы. РТ с 98-101 |
1 (34) | Экскурсия. «Весенние явления в природе Иволгинского района». | Экскурсия | 1 | Повторить материал учебника | |
2(35) | Итоговый контроль по курсу биологии в 5 классе. Обсуждение заданий на лето | Контрольная работа | 1 | Повторить материал учебника |
Использование национально- регионального компонента
№ | Тема урока | Инструментарий |
14 (1) | Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы , встречаемые в Р.Бурятия | сообщения |
16(1) | Голосеменные растения. Голосеменные растения Бурятии | сообщения |
18(1) | Значение растений в природе и жизни человека Редкие растения, записанные в Красную книгу Бурятии | Сообщения, презентации |
22(1) | Значение животных в природе и жизни человека Животные, записанные в Красную книгу Бурятии | Сообщения, презентации |
26(1) | Жизнь в морях и океанах. Жизнь в озере Байкал | Сообщения, презентации |
30(1) | Жизнь под угрозой. Красная книга Бурятии | сообщения |
34(1) | Экскурсия. «Весенние явления в природе Иволгинского района» | экскурсия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...
Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии, концентрический курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина...