Урок биологии в 5 классе "Покрытосеменные растения"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Орлова Людмила Львовна

Урок по теме «Покрытосеменные» является завершающим   в разделе «Царство Растения». Покрытосеменные являются наиболее высокоорганизованным отделом растений и занимают важнейшее место среди всех современных растений. Курс биологии 6 класса  о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; взаимосвязи строения и функций органов называется «Многообразие покрытосеменных растений»

 На уроке использовалось сочетание методов фронтальной работы, самостоятельной, индивидуальной работы, а также работа в парах,  что обеспечивает более полное  усвоение нового материала. Применялись элементы технологии ИКТ, дифференцированного обучения,   проблемного изучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_pokrytosemennye_rasteniya.doc409.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока Покрытосеменные растения

Тип урока: урок открытия нового знания.

 Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через поиск  решений проблемных вопросов, выполнение практических заданий; организация условий, инициирующих способности осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно дидактическая  цель: формирование условий для усвоения учащимися знаний о растениях отдела Покрытосеменные, их многообразии; сформировать представление о жизненных формах и продолжительности жизни покрытосеменных растений; изучить роль покрытосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека

Планируемые   результаты:

Предметные

  1. Школьники будут актуализировать знания об особенностях строения растений отдела Покрытосеменные.
  2. Уметь  выявлять группы покрытосеменных растений по жизненной форме и продолжительности жизни
  3. Уметь  находить сходство и отличия между покрытосеменными и ранее изученными группами  растений и  выявлять черты более высокой организации у покрытосеменных растений в сравнении с  голосеменными.

Метапредметные

 1.     Познавательные:

  •    научиться находить и использовать существенную информацию из учебника, дополнительных текстов  – смысловое чтение, из собственного жизненного опыта, анализировать, структурировать, преобразовывать   её  из  одной формы в другую;
  • учиться анализировать, сравнивать, обобщать, объяснять явления, процессы, связи и отношения.

2.     Коммуникативные:

  • учиться слушать и понимать речь другого человека.
  • учиться самостоятельно организовывать учебное сотрудничество,  определять общие способы работы при работе в паре, способы взаимодействия;        
  • учиться ставить вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

3.     Регулятивные:

  • учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)
  • учиться планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • учиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и проводить необходимую корректировку.

Личностные

  1. Осознавать единство и целостность мира.
  2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы
  3. Личностное самоопределение и смыслообразование.

 Основные понятия, изучаемые на уроке: покрытосеменные (цветковые), цветок, плод, жизненные формы: деревья, кустарники, травы; однолетние, двулетние, многолетние растения

Учащийся  должен знать: признаки, свойственные покрытосеменным растениям; особенности строения покрытосеменных растений;  значение покрытосеменных в природе и жизни человека.

Учащиеся должны  уметь:   различать покрытосеменные растения;  называть черты отличия между споровыми и семенными растениями,  давать характеристику покрытосеменным растениям

Формы работы на уроке: фронтальная работа, работа в парах, индивидуально

Методы: проблемного обучения, частично - поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Обеспечение урока: мультимедийное  оборудование, презентация к уроку «Покрытосеменные растения»,   учебники, рабочие тетради,   дидактический раздаточный материал, листы оценивания    

Ход урока

  1. Организационный этап. (мотивирование на учебную деятельность) (1мин.)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Людмила Львовна. И сегодняшний урок у вас проведу я.

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

  1.   Актуализация знаний (3 мин. – 2 мин на выполнение , 1 мин на проверку и самооценивание)

Слайд №1.

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

 И голосеменные: сосны, пихты, ели,

Но властелины царства не они

Как вы думаете, почему?(ответы учащихся).

Вам сложно ответить на этот вопрос.

Я попрошу вас о следующем. На слайде вы видите    изображения растения. Вы должны распределить предложенные объекты в три группы:

  • Низшие споровые
  • Высшие споровые
  • Голосеменные

Слайд №2.

Проверка правильности выполнения задания, Объяснение принципов выбора детьми. Самооценивание .

  1. Создание проблемной ситуации.(2 мин.)
  • Какие из растений не вошли ни в одну группу?
  • Что у них общего?
  • Что образуется на месте цветка?
  • Где располагаются семена? (окружены или покрыты плодом)

Слайд №3 –проблема урока  «Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле»

  • Какова тема сегодняшнего урока?  Формулирование темы урока

Слайд №4 – тема урока

  1. Целеполагание.
  2. Планирование (2 мин). (поиск путей решения проблемы)

Формулирование целей урока

Что бы вы   хотели узнать на уроке. Составление плана конспекта в виде отдельных листочков с вопросами на доске. По мере изучения листочки убираются.

  • Почему растения называются покрытосеменными
  • Каковы общие  особенности покрытосеменных растений
  • Как делятся покрытосеменные растения по внешнему виду
  • Многообразие растений по срокам жизни

  1. Открытие» нового знания (7-8  мин.)

Прошло более 200 млн. лет после выхода растений из водной среды на сушу, прежде чем появились покрытосеменные. Что же объединяет все эти растения?

  1. Характерные  признаки покрытосеменных растений Почему же их называют Покрытосеменные? – 3 мин (2 мин на выполнение, 1 мин на проверку и самооценивание)

  Упражнение «Редактор»(работа в парах) уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся

Используя текст о покрытосеменных растениях, укажите, какие признаки отличают покрытосеменные от других растений

Кто выполнил задание – поднимают руку

Главной особенностью покрытосеменных растений является то, что у них образуется цветок, даже если растение за свою жизнь цветет только один раз.

– Какую роль играют цветки для растений? (Они привлекают насекомых, которые их опыляют.)

– После цветения на месте цветка образуется плод, внутри которого находятся семена. Они не располагаются открыто, как у голосеменных, а находятся
в защитной оболочке плодов. Поэтому цветковые также получили название «покрытосеменные». Самой главной особенностью цветковых является наличие цветков, плодов и семян.

Слайд №4.  (Имеется орган семенного размножения –  цветок. Семя развивается внутри плода, т.е. защищено завязью (покрыто).       

Сравните свои ответы по ключу и оцените правильность выполнения задания №2  в оценочном листе

  1. Жизненные формы растений -2 мин 

– В настоящее время известно более 250 тысяч  разных видов покрытосеменных растений.

Как же классифицировать эти растения? На какие бы группы вы распределили покрытосеменные растения. (работа с учебником рис.80 на с. 49, зад. №75 в Р.т. на с. 49) – 1мин.

Среди них встречаются травы, кустарники, деревья.

 Формулирует задание:

Приведите примеры деревьев, кустарников и трав.

Рассмотрите  растения, изображенные на слайде. Найдите существенные отличия  жизненных форм растений друг от друга.

Динамическая пауза – 1мин

А теперь я предлагаю немного размяться

«Я буду называть различные растения покрытосеменные, а вы делать движения. Если это дерево – руки тянем вверх, если это трава – приседаем, ну а если кустарник или кустарничек – прыгаем. Как только слышим название растения не относящееся к отделу покрытосеменные, значит физкультминутка закончена.»
«шиповник, смородина, груша, береза, одуванчик, ромашка, липа, сирень, тюльпан, ландыш, ламинария…»

  1. Разнообразие растений по продолжительности жизни (работа с учебником, рис.  81  На с. 130 ) -2 мин( 1 мин на работу с рисунком, 1 мин на проверку)

Однолетние растения – это растения, чей жизненный цикл от семени до семени длится всего один вегетационный период.

Двулетние растения   полностью формируются в течении первого года, а вот уже цветут и дают плоды на второй год.

Многолетние растения   цветут  и живут  намного больше двух лет.

Многообразие покрытосеменных по условиям произрастания, по размерам ( демонстрация слайдов презентации) 1 мин

Где можно встретить цветковые растения? (На всех материках.)

  • Самое маленькое растение на  планете – Вольфия бескорневая.  Её крошечный листочек  имеет диаметр не более 2мм.
  • Самый большой цветок имеет Раффлезия Арнольда. Диаметр цветка -1м , вес около 6 кг.
  • Самые большие листья у южноамериканского растения Виктория амазонская. Диаметр ее листьев достигает двух метров. Они способны выдержать вес в несколько десятков килограмм.
  1. Роль цветковых растений в природе и жизни человека

Какую роль в природе и для человека играют цветковые растения?

Обобщает все ответы учащихся:

1) Выделяют кислород, необходимый для дыхания.

2) Являются местом обитания многих животных.

3) Служат пищей для животных и человека.

4) Используют в сельском хозяйстве и в качестве корма для животных.

5) Применяют для получения тканей (хлопок, лен).

6) Служат основой лекарственных препаратов.

7) Используют для украшения городов, садов, домов.

В последние десятилетия деятельность человека пагубно влияет на природу. Какие действия человечеству необходимо предпринять для сохранения многообразия растений? (Очищать воздух от загрязнений, применять на заводах фильтры, сажать деревья, восстанавливать леса, очищать реки и озера, сохранять исчезающие виды растений, увеличивать количество заповедников.)

  1. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (5 мин.= 4 мин на выполнение + 1 мин на проверку)

Решение проблемы

Предлагаю сравнить   голосеменные и покрытосеменные растения и ответить на вопрос: почему голосеменные и покрытосеменные называются высшими семенными растениями и в чем их преимущества перед высшими споровыми растениями?

Работают с таблицей (работа в парах)

Признаки

Покрытосеменные

Голосеменные

Органы растений

Корень, стебель, лист, цветок, плод, семя

Корень, стебель, лист, семя

Форма листьев

Разнообразная

   В виде хвоинок

Расположение семени

Семена, защищенные оболочками плода

Семена лежат открыто на чешуйках шишек

Жизненные формы

Деревья, травы, кустарники

Деревья, кустарники

Проверка правильности заполнения таблицы

Теперь вы можете ответить на вопрос: почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?

 (Они имеют различные формы: травы, кустарники, деревья; образуют цветки, плоды, которые защищают их от неблагоприятных условий; могут расти в различных условиях)

  1. Первичное закрепление(4мин. На  выполнение) – не проверяют!!!

Выполнение дифференцированных заданий

Тестовые задания по теме «Покрытосеменные»

 

Часть А. Выберите  один правильный вариант ответа

1. Особенность строения покрытосеменных растений – это:

А) наличие цветков и плодов;              Б) размножение семенами;

В) почвенное питание;                          Г) фотосинтез на свету.

2.  Семена находятся внутри плода у:

А) Сфагнума          Б) Ели             В) Вишни             Г) Лиственницы

3.В настоящее время господствующей группой растений на нашей планете являются

А) мхи;                                     Б) папоротники;            

В) голосеменные;                    Г) покрытосеменные;

4. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является

А) Наличие цветка                    Б)  Размножение спорами

В) Размножение семенами       Г)  Отсутствие органов и тканей    

Часть В. Установите соответствие между названиями растений и отделами, к которым они принадлежат

Название растения:                                 Отделы:

А)  Ромашка                                        1. Голосеменные

Б)   Туя                                                 2.Покрытосеменные

В)   Ель

Г)   Сосна

Д)   Яблоня

Е)   Одуванчик

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

А

Б

В

Г

Д

Е

Дополнительные задания

  1. Почему яблоню относят к покрытосеменным растениям?
  2. В приведенном ниже списке  названы органы  растения. Все они за одним исключением имеются у современных покрытосеменных.

Выпишите название органа, который выпадает из общего

ряда и не характерен для растения, изображенного на

рисунке.  Объясните свой выбор.

Органы: корень, шишка, лист, плод, семя.

  1. Домашнее задание. (2 мин).

  1. §24, читать отвечать на вопросы с.
  2.  Выполните задание №2 на с. 131. Выясните, какие покрытосеменные растения растут в районе вашей школы. Охарактеризуйте несколько из них, заполнив таблицу.  (задание №2 с.65)

Название растения

Жизненная форма

Продолжительность жизни

Сколько раз в жизни цветет

Где растет

  1. **Подготовить сообщение на тему  «Покрытосеменные растения в моей жизни» ( не 5-6 слайдов)
  2. ***На гербАх многих стран имеются изображения растений или животных. Цветы каких растений изображены на гербАх?

  1. Рефлексия.(2 мин).

Давайте вспомним, какую цель мы ставили пред собой на уроке.  Как вы считаете, удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок помог вам больше узнать  о многообразии растений.

А вы знаете, что сегодня на уроке

  • Я узнал….
  • Я научился…..
  • Самым сложным для меня сегодня было…

Ребята, спасибо большое вам за работу на уроке. Я довольна  нашей работой и общением с вами сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Лекарственные растения Владимирской области"

Работа будет интересной не только учителям биологии, но и обучающимся. материал может использоваться не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности...

Урок биологии "Покрытосеменные растения"

Урок обобщения построен с использованием элементов критического мышления, развивающего и личностно-ориетированного обучения, обучения в сотрудничестве....

Разработка урока биологии "Хвойные растения", 5 класс

В данной разработке имеется план урока, презентация, Приложения к уроку. Данную разработку можно использовать при изучении темы "Голосеменные"....

Обобщающий урок биологии "Классификация растений" 6 класс

Увлекательный игровой урок  с региональным компонентом. Проводится в конце учебного года  для обобщения учебного материала по разделу: "Классификация растений"...

Урок биологии " Семенные растения"

Урок систематизации и углубления знаний по теме " Семенные растения" соотвествует требованиям системно деятельностного подхода и обеспечивает создание условий для  развития познавательн...