Урок биологии "Покрытосеменные растения"
план-конспект занятия по биологии на тему

Урок обобщения построен с использованием элементов критического мышления, развивающего и личностно-ориетированного обучения, обучения в сотрудничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по теме «Покрытосеменные растения»

Цель: 1) закрепить знания учащихся о многообразии покрытосеменных растений, об отличительных признаках растений различных семейств; проверить теоретические знания школьников о семействах цветковых растений и практические навыки определения растений;

          2) развивать общеучебные навыки, познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии;

          3) воспитывать положительную мотивацию учения, правильную самооценку и чувство ответственности, взаимопомощи и взаимоподдержки в процессе совместной работы.

Тип урока: урок обобщения.

Оборудование: гербарий растений, определительные карточки, цветовые карточки, оценочный лист, набор предметов быта и продуктов питания.

Схема урока:

   1. Стадия вызова – проведение блеф-игры «Верно ли…».

   2. Закрепление знаний – работа по цветовым карточкам на распределение растений по семействам; задание на определение морфологического сходства и практической значимости растений; лабораторная работа по определение растений; зачет «Вертушка».

   3. Рефлексия – контрольный тест; «авторский стул» - резюме на тему «Цветковые растения в нашей жизни».

                                                     

                                                         Ход урока:

1. Организационный момент. Постановка целей урока, доведение их до учащихся. Инструктаж по работе с оценочным листом. Методический прием активизации внимания и познавательной деятельности Мэри Макбита (канадский учитель химии).

2. Стадия вызова. Блеф-игра «Верно ли…»

1. У двудольных растений стержневая корневая система.

2. У однодольных растений двойной околоцветник.

3. Стебель злаков – соломина.

4. Капуста относится к семейству лилейных.

5. У растений семейства пасленовых плод стручок.

6. У подсолнечника соцветие корзинка.

7. Дурман относится к семейству бобовых.

8. В цветке растений семейства пасленовых пять тычинок.

9. Сросшиеся лепестки цветка гороха называются весла.

10. В цветке растений семейства крестоцветных четыре лепестка.

11. На корнях пасленовых находятся клубеньки.

12. У злаков плод зерновка.

13. Лук относится к классу двудольных

14. У гороха плод стручок.

15. В цветке растений семейства розоцветных много пестиков.

16. У злаков соцветие сложный колос.

17. Цветки растений семейства тыквенных обоеполые.

18. Малина относится к семейству розоцветных.

19. У сложноцветных могут быть перистовидные цветки.

20. Цветковые растения могут размножаться бровями.

3. Стадия закрепления знаний.

1) Распределить растения по семействам – работа с цветовыми сигналами.

Учащиеся поднимают цветовые сигналы-семейства, соответствующие перечисленным растениям: рябина, ромашка, хрен, ковыль, арахис, василек, тюльпан, табак, арбуз, капуста и т.д. (отметка в оценочном листе)

2) Дать морфологическую характеристику растению, раскрыть его практическое значение. Демонстрация изделий – горчичники, огурцы, макаронные изделия, крахмал, настойка солодки голой, хризантема, томатная паста, алоэ. Учащиеся при помощи карточки определяют изделие, называют соответствующее растение, его семейство, дают полную морфологическую характеристику, раскрывают практическое значение (ставят отметку в оценочный лист).

3) Лабораторная работа «Определение растений».

Учащиеся выбирают гербарий растения по желанию, называют семейство и его признаки, по которым они определили семейство и определяют вид растения по определительной карточке. (ставят отметку в оценочный лист)

4) Зачет «Вертушка». Учащиеся получают маршрут для сдачи зачета, делятся на группы. Определяется эксперт группы, которым выдаются протоколы и блоки вопросов.

Стол «А»: 1. Семейство крестоцветные                2. Семейство злаковые

                  3. Семейство розоцветные                    4. Семейство сложноцветные

Стол «В»: 1. Семейство бобовые                           2. Семейство лилейные

                  3. Семейство пасленовые                      4. Семейство тыквенные

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

А-1

А-2

А-3

А-4

В-1

В-2

В-3

В-4

В-2

В-1

В-4

В-3

А-3

А-4

А-1

А-2

Учащиеся в микрогруппах отвечают на вопросы. Эксперты оценивают ответы учащихся, отметки выставляются в протокол и в оценочный лист.

4. Стадия рефлексии.

1) Контрольный тест.

2) «Авторский стул». Выступить с резюме на тему «Цветковые растения в нашей жизни» (учащийся для выступления определяется с помощью приема Макбита).

           Оценочный лист_______________________________________

Блеф-игра

Цветовые сигналы

Индивидуальные ответы

Лабораторная работа

Зачет «Вертушка»

Тест

             

Стол «А»

1. Семейство крестоцветные

2. Семейство злаковые

3. Семейство розоцветные

4. Семейство сложноцветные

Стол «В»

 1. Семейство бобовые

2. Семейство лилейные

3. Семейство пасленовые

4. Семейство тыквенные

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

А-1

А-2

А-3

А-4

В-1

В-2

В-3

В-4

В-2

В-1

В-4

В-3

А-3

А-4

А-1

А-2

                                             

                                             

                                              Протокол эксперта

№ карточки

Фамилия, имя

Отметка

замечания

Стол «А»

Стол «В»

                                                   

                                                       Контрольный тест

1. Классами являются:

      А) злаковые и сложноцветные;                      Б) голосеменные и покрытосеменные;    

      В) однодольные и двудольные;                      Г) лилеецветные и букоцветные.

2. Корневая система растений класса однодольных:

      А) стержневая;                Б) мочковатая;               В) придаточная;               Г) корневищная

3. Среди перечисленных семейств к классу двудольных относят:

      А) злаки и крестоцветные;                              Б) сложноцветные и бобовые;    

      В) пасленовые и лилейные;                            Г)  розоцветные и орхидейные.

4. Соцветие корзинка характерно для семейства:

     А) пасленовые;           Б) сложноцветные;      В) злаки;               Г) бобовые.

5. Плод зерновка характерен для семейства:

     А) пасленовые;           Б) сложноцветные;      В) злаки;               Г) бобовые.

6. Ядовитые растения чаще всего встречаются среди растений семейства:

     А) злаки;                     Б) пасленовые;             В) бобовые;          Г) сложноцветные.

7. Клубеньки развиваются на корнях растений семейства:

     А) лилейные;             Б) пасленовые;             В) сложноцветные;           Г) бобовые.

8. Плод одуванчика называется:

     А) семянка;             Б) крылатка;                В) зерновка;                    Г) парашютик.

9. Среди перечисленных растений к семейству розоцветных относят:

     А) шиповник и яблоня;     Б) малина и липа;     В) тополь и дуб;     Г) клубника и мандарин.

10. Формулой цветка пасленовых является:

     А) * Ч4Л4Т4+2П1;         Б) * Ч5Л5Т5П1;          В) * Ч(5)Л(5)Т5П1;           Г) * Ч5Л3+(2)Т(9)+1П1.

11. Плод стручок характерен для растений:

    А) фасоль, горох, соя;           Б) арахис, морковь, сурепка;         В) астра, нут, житняк      Г) капуста, горчица, хрен.

12. Для семейства розоцветных характерен плод:

     А) ягода;                  Б) костянка;                 В) тыквина;                          Г) коробочка.

13. Формулой цветка ландыша является:

      А) * О3+3Т3+3П1;                 Б) * О6Т3П1;                 В) * О6Т6П1;              Г) * О(6)Т3+3П1.

14. Плод огурца называется:

     А) тыквина;                Б) ягода;                    В) померанец;                  Г) коробочка.

15. Среди перечисленных растений к семейству злаковых относят:

     А) овес и гречиха;       Б) ячмень и овес;      В) кукуруза и горчица;      Г) мятлик и клевер.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»

Презентация к интегрированному уроку по географии и биологии для 6-х классов «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»...

конспект и презентация к уроку "Характеристика растений семейства Лилейные"

Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме «Характеристика растений семейства Лилейные» для учащихся 7 класса, по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить характерные особенности семейства...

биология 6 класс Тема урока: "Мир растений. Наука о растениях - ботаника."

Цель: Сформировать знания о предмете изучения наук биологии и ботаники; датьпонятие «царство»; дать представление о многообразии растений; познакомить справилами ТБ в кабинете биологии.Задачи:Образова...

биология – 6 класс Тема урока:«Ткани растений. Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»».

№ п/пЭтап урока, времяСодержание Деятельность учащихсяДеятельность учителя 1Организацион-ный этап2 мин.- Подготовка учащихся к работе на уроке,- обеспечить нормальную внешнюю  обстановку для...

Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»

(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...

Конспект открытого урока. «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры.Технология выращивание комнатных растений»...

Презентация к уроку " Царство Растений. Строение семени покрытосеменных растений" для 6 класса

Презентация к уроку состоит из двух частей. Дело в том, что Царство растений по УМК Пасечника подробно изучается в 5 классе. А физиология и анатомия растений  - в 6 классе. Чтобы подвести к изуче...