Главные вкладки

    Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»
    план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

    Климова Светлана Витальевна

    (игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ БСОШ

    Обобщающий урок

    Биология растений

    6 класс

     

    Урок-игра:

    «Биологические раскопки»

    (игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)

                                                                                                Подготовила:

                                                                                                 Климова С.В.

                                                                                        учитель биологии

                                                                МБОУ Бутурлиновская СОШ

    Бутурлиновка.

    Цели урока:

    1.Образовательные:

    - обобщить и систематизировать знания о характерных признаках покрытосеменных растений, их значении в природе и жизни человека;

    - закрепить знания по данной теме.

    2. Развивающие:

    - развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

    -развивать умения пользоваться определительными карточками;

     - развивать память учащихся;

    - вырабатывать навыки распознавать растения данного семейства среди других растений;

    - расширять кругозор;

    - развивать познавательный интерес к предмету.

     3. Воспитательные:

    - воспитывать бережное отношение к природе;

    - воспитывать экологическую культуру подростков;

    4.Развлекательные:

    - создать благоприятную атмосферу на занятиях, превратить урок из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

    5.Коммуникативные:

    - научить работать в коллективе по принципу «Один за всех и все за одного»;

    - установление эмоциональных контактов.

    6. Релаксационные:

    - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

     

    Оборудование:

    Карточки с шифрограммами, загадками, ребусами.

    Гербарии  растений класса однодольные и двудольные растения.

    Определительные карточки.

    Карточки с названиями семейств.

    Ход урока:

    Учитель:

    Сегодня у нас необычное занятие, мы произведём с вами биологические раскопки. Нам предстоит поработать на семи холмах и посетить лабиринт. Тот, кто успешно поработает на раскопках, сможет преодолеть лабиринт и получить хорошую оценку за урок.

    Класс делится на три команды. На доске вывешивается  «Карта маршрута» и

     «Дневник раскопок», где будут по ходу работы  делаться соответствующие записи.

    Карта маршрута.

    1. Холм памяти
    2. Холм знаний
    3. Холм узнавания
    4. Холм умений
    5. Холм загадок
    6. Холм ребусов
    7. Холм творчества
    8. Лабиринт

    Дневник раскопок.

    Холм памяти

    баллы

    Холм  знаний

    Холм узнавания

    Холм умений

    Холм загадок

    Холм ребусов

    Холм  творчества

    Лабиринт

    Учитель:

    Итак, в путь…

    «Холм памяти»

    От каждой команды вызывается 2 человека к доске. Они получают карточку, на которой написана шифрограмма, на доске есть ключ к ней. Они должны составить  характеристику, пользуясь шифром, записать на доске шифр, переписав его с карточки, и указать, характеристика, какой систематической категории была зашифрована. На выполнение задания отводится 3 минуты.

    Ключ к шифрограмме.

    1.    Стержневая корневая система.
    2.    Жилкование параллельное или дуговое.
    3.     Формула цветка кратна 4 или 5.
    4.     Соцветие корзинка.
    5.     Сетчатое жилкование листьев.
    6.     Цветки бывают язычковые, трубчатые, воронковыгнутые.
    7.     Формула кратна 3.
    8.      Мочковатая корневая система.
    9.       Плод семени.
    10. Две семядоли в зародыше семени.
    11. Многолетние травы.
    12. Одна семядоля в зародыше семени.

    Первая команда – 1, 3, 5, 10 – класс двудольные

    Вторая команда – 2, 7, 8, 12 – класс однодольные

    Третья команда – 4, 6, 9, 11 – семейство сложноцветные.

    Команда, закончившая первой, получает 1 балл, второй – 0,5 балла, третьей – 0 баллов. Если допущены ошибки, то минус 1 балл.  За правильность выполнения ещё по баллу.

    «Холм знаний»

    При раскопках обнаружены таинственные письмена. Вы должны их разгадать и рассказать о них, не называя растения. Рассказ может быть в любой произвольной форме. Каждая из команд – соперниц должна догадаться, о каком растении идёт речь.

    На отгадывание и составление рассказа отводится 4 минуты. Затем по очереди каждая команда зачитывает по одному рассказу другой команде 1-2 и 3, 2 – 1 и 3, 3 – 1 и 2. За правильный ответ 1 балл. Ученики, которые  отгадывают название растений и составляют о них рассказ – 1 балл.

    Первая карточка:

    1. В землю крошки, а из земли лепёшки (пшеница)
    2. Анаграмма КЕЧСОН (чеснок)

    Вторая карточка:

    1. У мамы – дочки на шнурочке (земляника)
    2. Анаграмма ДОРПОМИ (помидор)

    Третья карточка:

    1. Золотист он и усат, а в карманах сто ребят (кукуруза)
    2. Анаграмма ПУСТАКА (капуста)

    «Холм узнавания»

    При раскопках обнаружены таинственные растения. Вы должны их узнать. На стульях рядом с  доской лежат стопкой гербарии. Ученики по очереди выбегают к доске, берут лежащий сверху гербарий и записывают название растение. За каждый угаданный гербарий – 1 балл.

    Первая команда:

    Рябина - №1

    Земляника- №2

    Клевер- №3

    Горох- №4

    ромашка- №5

    Вторая команда:

    Земляника- №1

    Горох- №2

    Рябина- №3

    Ромашка- №4

    клевер- №5

    Третья команда:

    Горох- №1

    Клевер- №2

    Ромашка- №3

    Земляника- №4

    рябина- №5

    «Холм умений»

    На каждую парту раздается заранее подготовленные гербарные листы и определенные карточки.

    Ученики работают парами. По команде учителя через 4 минуты все сдают работы. Когда все работы сданы – проверяются правильность определения.

    Если ученики определили названия растения правильно, то они получают по 1 баллу, если неправильно -  то  0 баллов.

    «Холм загадок»

    1. Во лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички.
    2. Название какого цветка связано со звонком?
    3. Название какого цветка -  кондитерское изделие?
    4. Вот так диковинка: на ветке морковинка! Висит, краснеется - на солнышке греется!
    5. Не жил в ягоде жучок, и не кушал червячок, а сорвал её с куста, глядь, а срединка вся пуста.
    6. Помидору брат, а кумачу не рад: он в лиловой рос одёжке, не краснеет даже в ложке.
    7. Был ребёнок – не знал пелёнок, а стал стариком – сто пелёнок на нём.
    8. Из растений, чей портрет выбит на монете, чьих плодов нужнее нет, на земной планете нет.
    9. Цветок  - напрасный, плод – опасный, а поле всё засажено.

    За правильно отгаданную загадку  1 балл.

    «Холм ребусов»

    «Холм творчества»

    Ученики подготовили дома заранее вопросы. Любой член команды может загадать вопрос команде соперников, отвечать может любой ученик, который первым поднимает руку. Каждая команда задаёт по 2 вопроса.

    Если команда не знает ответа, то право ответа предоставляется другой команде. Если ответ правильный, то она получает 1 балл.

    Учитываются только те вопросы, которые составлены строго по данной теме.

    Лабиринт.

    Вот и добрались мы с вами до последнего препятствия. Нам необходимо пройти через лабиринт, чтобы успешно закончить наши раскопки. На доске вывешивается плакат, на котором записаны характеристики семейств. Ученики (по 2) должны записать последовательность цифр, характеризующих определённое семейство, название которого они получают на карточках. Та команда, которая первая вспомнит это задание, получает 1 балл, второй 0,5 балла, третьей – 0 баллов.

    Ученики, выполнившие задание без ошибок, получают ещё по баллу.

     Ответы:

    Семейство сложноцветные – 2, 3, 4, 8, 12.

    Семейство бобовые – 1,5, 9, 14, 15.

    Семейство злаки – 13, 10, 6, 7, 11.

    Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    Литература.

    1. Л.Д.Парфилова  Тематические игры по ботанике.  Методическое пособие. М. творческий центр Сфера.2002 г
    2. Н.М.Верзилин Путешествие с домашними растениями. Л., 1958
    3. А.Е.Богоявленская Активные формы и методы обучения биологии. М., 1996.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по теме Африка (урок-игра)

    Уорк проводится в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому предмету и обобщить полученные знания по теме "Африка"....

    Обобщающий урок по теме "Корень" (урок-игра)

    Уроки проводимые в игровой форме способствуют повышению интереса учащихся к изучаемому предмету, а так же более быстрому и легкому закреплению пройденного материала....

    Урок обобщающего повторения в 7 классе. Урок-игра "Счастливый случай"

    На уроке в игровой форме повторяются все разделы русского языка. Материал урока можно использовать и для внеклассного мероприятия...

    Обобщающий урок биологии 8 класс "Скелет человека"

    Это урок своего рода папка-накопитель, т.е.в презентации есть ссылки на различные методы, используемые на уроке обобщения. Здесь и игровы моменты, и игральные карты, и пазлы, и карточки, и презентации...

    Обобщающее повторение в 6 классе. Урок-игра: «Волшебная сказка.»

    Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе соревнования команд активизировать мышление учащихся, превратив процесс обучения в процес активной поисковой деятельности, закрепить опорные знания получ...

    Обобщающий урок по теме « Еда». (Урок игра) 3 класс. УМК Биболетова М. З.

    Обобщающий урок по теме « Еда».  (Урок игра) 3 класс. УМК Биболетова М. З....

    Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

    Обобщающий урок биологии для обучающихся 6 класса. Данный урок построен на системном подходе изучения биологии, и позволяет повторить и обобщить не только биологические понятия по теме, но и подвести ...