Урок географии и биологии в 5 классе.
методическая разработка по биологии (5 класс)

Цыганова Тамара Романовна

Комбирированный урок географии и биологии в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_g_i_b_2017.doc302.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок география+биология

УМК:  учебники по географии 5 класс и биологии 5 класс, рабочие тетради, атласы.

Предметная область: интегрированный урок география и биология

Тип урока:  игровой урок  (обобщения знаний)

Тема:  Хочу всё знать. Загадки материков.

 

Этапы урока

Содержание       деятельности

Формирование  УУД

Приложение

учитель

ученик

  1. Орг. момент.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте

Дети настраиваются на урок.

Коммуникативные: умение слушать и слышать;  личностные: осознание себя как ученика.

  1. Актуализация знаний.

  На столе передо мной

закрутился шар земной  -

 Арктика, экватор, полюс,

 Уместил всю землю

 дети отвечают хором. ...       (Глобус)

 Показывают знания, отвечая на вопросы

-экватор,

- полюс,

- Арктика,

- Антарктика,

- белый медведь,

- пингвин.

Познавательные: логические (доказательство правильности выбранного ответа); коммуникативные: высказывание своей точки зрения.

 Сайд 1

  1. Постановка темы и цели урока.

.

  Каждый день мы просыпаемся, умываемся, одеваемся, выходим на улицу. А там нас ждет мир, полный чудес и загадок. Иногда, спеша,  мы проходим мимо, не замечая их. Иногда мы пытаемся отгадать загадки природы. А для этого надо учиться. Древний китайский философ говорил: «Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это неприятно».

Сформулируйте ваши ожидания от урока.

 

Дети пытаются самостоятельно формулировать тему и задачи   урока.

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме (познавательные и общеучебные)

 

На доске буквы

 ки гад за

ков ри те ма

(слайд 2)

4.Работа по теме урока.

 

Сегодня мы попутешествуем по нашей планете. Каждый уголок нашей Земли прекрасен и уникален, там живут замечательные животные и растут удивительные растения

- мы предлагаем вам поработать в экипажах. На столе …  

  Ход игры. Объясняет учитель.

порт

 

 

  Народные пословицы, поговорки

  Увидел грача – весну встречай. Ласточка под кровлей – к счастью.

Снега много – хлеба много. Мыши завозились – к голоду. Лягушка квакает – дождь зовет.

 

Вопросы от доктора околовсяческих практических наук.

 

  • Что такое агар-агар, из чего его получают и где используют? (Из водорослей, мармелад).
  • Если поранили руку в лесу, какой мох можно использовать для оказания первой помощи? Почему?     ( Сфагнум.  Бактерицидные и влаговпитывающие свойства ).
  • Из чего получают шелк? (тутовый шелкопряд).
  • Как образовался каменный уголь?  (Древние папоротникообразные).
  • Какое растение называли раньше «чертовыми ягодами, а теперь «второй хлеб»? (картофель)
  • Название, какого растения переводится на русский язык «золотое яблоко»? (помидор)

По морям, по волнам.

Волн неистовым прибоем

Беспрерывно вал морской

 с ревом, свистом, визгом, воем

бьет в утес береговой.  Ф.И.Тютчев

Образование, каких волн вызывает внеземной объект?

Какое море самое соленое?

Какое море?

 Кто лучше ориентируется на карте мира? На карте цифрами показаны моря, узнать какие.

1 – Карибское, 2 – Красное,

 3 – Средиземное, 4 - Черное

Водолейка.

  • Почему яйцо не тонет в соленой воде? (плотность соленой воды больше)
  • Можно ли высушить белье на морозе?  (можно, но холодная вода испаряется медленней)
  • Какой водопад самый высокий?   (Анхель)
  • Какой водопад считается самым мощным в мире?   (Ниагарский)
  • Может ли вода течь вверх?  (в сосудах растения)
  • Назовите 8 наименований состояния воды, принятых в метеорологии.  (Пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, тучи).

Угадайка..

1.Без нее, как в песне поется, «и ни туды, и ни сюды». (вода)

2.Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами.  (пролив)

3.Какое озеро самое глубокое?  (Байкал)

4.Что в огне не горит и в воде не тонет? (лед)

Там на неведомых дорожках…  

  • Какое дерево в нашем лесу самое высокое?  (сосна)
  • В  какой летний месяц  зацветает папоротник?   (размножается спорами, не цветет)
  • Какое хвойное растение осенью сбрасывает листву?  (лиственница)
  • Буря выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?  (корни сосны уходят глубоко,  а ели стелются в поверхностном слое почв).

Стоп-кадр

Задание: по фотографиям и рисункам определить,  что за объект изображен. Кто быстрее, поднимаем руку.

Водоросль  хламидомонада,  лишайник,  лама,  плаун,  папоротник,  пиранья,  мох кукушкин лен, айсберг.

Загадки..

  • Шило впереди, клубок – посреди, ножницы – сзади. (ласточка)
  • Белая корзинка, Золотое донце. В ней лежит росинка И сверкает солнце.  (ромашка)
  • Красная мышка С белым хвостом в норке сидит Под зеленым листом.  (свекла)
  • Виден край да не дойдешь. (горизонт)

Верните нас в родные места. Распределить,   представленных на  рисунках животные и растение по материкам, на которых они обитают. Командам даны карточки с названиями материков, участники пишут на карточках названия организмов.

Анаконда – Южная Америка.  Секвойя – Северная Америка.

Осетр – Евразия. Утконос – Австралия.

Работают в  3-х экипажах.

 Команды по очереди открывают корабли, по гиперссылкам осуществляется переход к нужному заданию и возвращение на главное панно.

Командам раздаются карточки с половинками пословиц, задание: собрать пословицы. (пословицы одинаковые). Кто собирает первый дополнительный балл.

 .

На слайде по вопросу каждой команде.

Ответы на

листочках

Задание одновременно выполняют все команды, кто быстрее.

 

 

Отвечают  одновременно на листочках, затем проверяем ответы.

Кто быстрее ответит

Каждой команде по 2 вопроса, пишут на листочках

Сейчас мы попадаем в наш северный лес. Хорошо ли вы знаете растения тайги?

 Задание: обсуждаем вопрос, отвечаем,  кто быстрее).

Кто знает ответ, поднимает руку

Отвечают, кто быстрее

Выбирают объекты

Коммуникативные: умение слушать и вести диалог;

регулятивные: сравнение результата с заданным эталоном, коррекция.

Личностные: поиск и выделение информации на основе личного опыта

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные: переносят на свой жизненный опыт

Регулятивные: оценивают и сравнивают

Познавательные: учащиеся узнают информацию о  

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: саморегуляция.

 

 

 (слайд 3)

 

 (слайды  5-10)

(слайды 11-14)

 

(слайды 15-19)

 (слайды 19-26)

(слайды 27-29)

(слайды  30-34).

 

  (слайды 35-43).

(слайды 44-48)

(слайды 49-53)

  1. Закрепление изученного.

 Работа с контурами

 

 

Записывают название и 1-2 растения и 1-2 животных

Коммуникативные: умение правильно и чётко выражать свою мысль; умение вести диалоговую речь; умение слушать и слышать других

Регулятивные: умение оценивать ситуацию

Личностные: переносят информацию на свой жизненный опыт.

 

6.Физминутка

  Потрудились – отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо, поворот.

Наклониться, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

Дети выполняют движения.

7.Обобщение знаний. Дифференцированная работа.

  Кроссворд

 

Самостоятельная работа в тетрадях.

Самопроверка

Регулятивные: составление плана и последовательности действий, контроль в форме сравнения результата с эталоном, коррекция и оценка учащимися качества выполнения работы.

Познавательные: умение строить речевое высказывание в письменной форме.

 .

8. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу.  Подведём итоги игры.

По количеству фонариков на корабле,  определить команду победительницу. Награждение победителей.

Вот и закончилась наша игра, но путешествие по стране знаний, по нашей планете не закончится никогда

Что вы узнали нового? Где вы можете применить эти знания? Что особенно вам понравилось на уроке?

Расскажите об этом своим родителям.

Ответы детей.

- Мы узнали, что  

 

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

9.Рефлексия.

 

- Какие задания на уроке вам было интересно выполнять?

- Какие задания вызвали затруднения?

  Ответы детей.

А я  сказал бы  главные слова                                                                                    Прекрасной быть должна Земля                                                                                                                    А мы — хозяева Земли                                                                                                                                       И охранять её должны.                                                                                                                          Мы сохраним зверей и птиц,

Бобров, гепардов и лисиц,

Дроздов, грачей и глухарей,

Малиновок и снегирей Под небом зашумят леса,

Не смолкнут птичьи голоса.

И торжество природы  

Благословят   народы.

Познавательные: контроль и оценка своей   деятельности

Коммуникативные: высказывают свое мнение.

 

10. Итог урока.

Оценивание

Д.з.

.

.

Приложение

 Найди самое маленькое число. Выпиши в рамочку только нечётные числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.  

.

  14

  13

  12

  11

  10

   9

   8

 

   7

   6

   5

   4

   3

   2

   1

  У

  К

  З

И

  И

  Р

  Ф

  Е

  Я

  Т

   В

  А

   Л

   М

Увидел грача –

весну встречай.

Ласточка под кровлей –

 к счастью.

----------------------------------

Снега много –

 хлеба много.

----------------------------------

 Мыши завозились –

 к голоду.

----------------------------------

Лягушка квакает –

дождь зовет.

--------------------------------

Северная Америка

Южная Америка

Африка

Евразия

Австралия

Северная Америка

Южная Америка

Африка

Евразия

Австралия

2. Запиши,  какие океаны омывают каждый из материков.

 

             МАТЕРИКИ        

               

                                     ОКЕАНЫ

АНТАРКТИДА

АВСТРАЛИЯ

АФРИКА

ЕВРАЗИЯ

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Тест.

1.Количество материков на Земле:

а) четыре; б) шесть; в) пять;

2.Самый большой материк:

а) Африка; б) Северная Америка; в) Евразия;

3. Самый маленький материк:

а) Антарктида; б) Австралия; в) Южная Америка;

4. Баобаб растет в:

а) Африке; б) Северной Америке; в) Евразии;

5. Слоны, жирафы, бегемоты обитают:

а) Австралии; б) Южной Америке; в) Африке;

6. Скунсы, волки – койоты, бизоны – представители материка:

а) Антарктиды; б) Евразии; в) Северной Америки;

7. Деревья – гиганты в Северной Америке:

а) секвойя; б) эвкалипт; в) баобаб;

4. Взаимопроверка.

На доске ответы: 1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-в,7-а.

Кроссворд «Жизнь на разных материках»

Жизнь на разных материках

1. Самые известные растения Австралии.

2. Самые высокие животные на Земле, достигающие 6 м. в высоту.

3. Животное Северной Америки, испускающее отвратительный запах.

4. Самый холодный материк планеты.

5. Африканское растение, которое может накопить до 120 т. воды.

6. Эти животные обитают только в Австралии и носят детёнышей в сумке на животе.

7. Растение, родина, которой – Юго-Восточная Азия.

8. Дерево-гигант, растущее в Северной Америке.

9. Самый большой в мире жук. Обитает в Южной Америке, длина тела до 18 см.

10. Материк, на котором находится наша страна.

11. Самая большая в мире бабочка.

12. Нелетающие птицы, обитающие только на материке Антарктида.

13. Материк, который населяют кенгуру.

14. Кувшинка, встречающаяся на реке Амазонке.

Ответы

Жизнь на разных материках

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по Географии и биологии 6 класс

Интегрированный урок по предмету географии и биологии  на тему "Растительный и Животный мир Тихого океана"...

География: скучная или полезная? Формы работы с учащимися на уроках географии и биологии

В статье раскрывается значимость изучения географии через разнообразные формы работы с учащимися....

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Интегрированный урок географии и биологии в 8 классе коррекционной школы 8 вида "Животный мир Австралии"

Интегрированный урок географии и биологии в 8 классе коррекционнойшколы 8 вида формирует представления детей об уникальной природе материка Австралия. С помощью интеграции на уроке образовательных тех...

Бинарный урок география и биология Тихий океан и его обитатели" коррекционная школа 8 класс

                                              Бинарный урок география и б...

Интегрированный урок географии и биологии для 8 класса Стихийные бедствия и оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях.

Тема урока географии: Стихийные бедствия.Тема урока биологии: Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях.Цель урока:научить определять вид бедствия и правильно действовать в случае возн...

«Профессиональная компетентность учителя географии в рамках внедрения ФГОС» с выступлением на тему «Формирование личностных УУД на уроках географии и биологии»

Как понять себя и чувства другого?Эта деятельность обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решен...