«Удивительный мир животных», 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Сайчишина Юлия Витальевна

Рабочая программа факультативного курса  по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_biologii_7_klass.docx56.39 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

по биологии

«Удивительный мир животных»

7  класс

2018-2019гг.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………….3

2. Результаты освоения факультативного курса………………………………4

3. Содержание факультативногокурса с указанием форм организации и видов деятельности……………..…………………………............................................8

4. Тематическое планирование…………………………………….…………...13

5. Календарно-тематическое планирование…………………….…………….14

6. Используемые ресурсы……………………………………………………17


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель рабочей программы:

формирование у учащихся интереса к изучению животных, систематизация и углублениезнаний о животном мире.

Задачи рабочей программы:

– расширение знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды;

–  познакомить с многообразием животного мира;

–  развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепараторами), компьютером (создание презентаций);

– сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира.

Программа курса «Удивительный мир животных»разработана на основе следующих нормативных документов:

  • ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г. с изм. от 06.04.2015 г.). Ст. 2,12.;
  • ПриказаМинобрнауки России «Об утв. ФГОС ООО» от 17.12.10 г. № 1897 (в ред. от 31.12.2015 № 1577);
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в ред. от 02.11.2015)
  • ОО приказ№ 272 от 01.09.18

Структура. Рабочая программа включает: пояснительную записку,

результаты освоения факультативного курса, содержание факультативного курса с указанием форм организации и видов деятельности, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, используемые ресурсы.

В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, книги, рассказы ученых и т.д.), выполнение учащимися практических работ.

Успешность освоения курса изучается в процессе педагогического наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, ее интерпретацией и представлением. Занятия рассчитаны на 34 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОТНЫХ»

Результаты изучения факультативногокурса направлены на реализацию деятельностного и личностно- ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.

Предметными результатами изучения факультативногокурса «Удивительный мир животных» являются следующие умения:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов животных) и процессов, характерных для животных;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных;
  • аргументировать, приводить доказательства различий животных;
  • осуществлять классификацию животных на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль животных в жизни человека;
  • осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными;
  • приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.)
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности животных к среде обитания;
  • различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям различные виды животных или их изображения, выявлять отличительные признаки животных;
  • сравнивать животных, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы  ухода за домашними животных;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Также учащиеся  получат возможность научиться:

  • находить информацию о животных в научно-популярной литературе, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о животных, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности животных, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Метапредметными результатами изучения элективного курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Изучение факультативного курса даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • сформированность основ экологической культуры;
  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

3.СОДЕРЖАНИЕФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Название раздела

Форма организация занятия

Основные виды деятельности

1.

Среда обитания и её жители

Викторина

Беседа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Просмотр видеофрагмента

Познавательная игра.

Работа с иллюстрациями, карточками.

Составление схем, таблиц.

Ответы на вопросы.

Классификация объектов.

Конспектирование.

Формулирование выводов.

Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного.

Формулирование выводов.

2.

Простейшие

Практическая работа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Беседа

Просмотр видеофрагмента

Работа с микроскопом. Приготовление  временного микропрепарата.

Работа с наглядным материалом.

Подготовка презентаций “Опасные простейшие”

Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного.

Формулирование выводов.

Конспектирование.

3.

Многоклеточные животные

Беседа

Практическая работа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Творческая работа

Просмотр видеофрагментов

Работа с иллюстрациями, таблицами и схемами, муляжом Речного Рака, влажными препаратами Речного Рака и Беззубки

Поиск информации в источниках различного типа

Презентация результатов деятельности

Обоснование рассуждений

Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного.

Формулирование выводов.

Конспектирование.

4.

Ядовитые животные

Беседа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Творческая работа (презентация)

Просмотр видеофрагментов

Самостоятельное решение задач

Формулирование определений и понятий

Работа со схемами

Приведение доказательств

Поиск информации в источниках различного типа

Презентация результатов деятельности

Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного.

Формулирование выводов.

5.

Животные - рекордсмены

Беседа

Познавательная игра

Работа в группах

Индивидуальная работа

Творческая работа (презентация)

Просмотр видеофрагментов

Конспектирование.

Поиск информации в источниках различного типа

Презентация результатов деятельности

Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного.

6.

Животные – родители

Беседа, дискуссия

Индивидуальная работа

Работа в парах Творческая работа

Просмотр видеофрагментов

Решение проблемного вопроса

Обоснование рассуждений

Поиск информации в источниках различного типа

Презентация результатов деятельности

Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного.

Формулирование выводов.

Конспектирование.

7.

Интеллект животных

Беседа, дискуссия

Индивидуальная работа

Просмотр видеофрагментов

Творческая работа

Конспектирование.

Работа с текстом. Ответы на вопросы.

Поиск информации в источниках различного типа

Презентация результатов деятельности

Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного.

Формулирование выводов.

8.

Животные – символы

Познавательная игра

Беседа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Работа с текстом. Ответы на вопросы.

Поиск информации в источниках различного типа

9.

Вымершие и самые редкие животные планеты

Викторина

Беседа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Творческая работа

Просмотр видеофрагментов

Познавательная игра.

Работа с учебником.

Составление схем, таблиц.

Ответы на вопросы.

Конспектирование.

Поиск информации в источниках различного типа

Презентация результатов деятельности

Просмотр видеофрагментов, обсуждение и анализ увиденного.

Формулирование выводов. Оценивание своих учебных достижений

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

 «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОТНЫХ»

7 класс

(34 ч, 1 ч в неделю)

Среда обитания и её жители(4ч)

Среды обитания и приспособленности животных. Защитные покровы животных, относительность их защиты. Значение разнообразия внешних покровов. Разнообразие форм животного мира.

Простейшие (2ч)

Простейшие под прицелом. Простейшие-вредители.

Практическая работа № 1.«Особенности передвижения одноклеточных»

Многоклеточные животные (17ч)

Губка Боб – организм-фильтратор. Гидры и медузы - тип Кишечнополостные. Плоские, круглые и кольчатые черви – друзья или враги?Творцы жемчуга. Тип МоллюскиМорские “Звёзды”. Тип ИглокожиеТип Членистоногие.Класс Ракообразные. Речной рак.Класс Паукообразные. Самые крупные и опасные пауки. Класс Насекомые. Паразиты и трудоголики.Класс Хрящевые рыбы. Самые крупные и опасные акулы.Класс Костные рыбы. Особенности северной рыбалки.Класс Земноводные или Амфибии. Отряды: Бесхвостые, Хвостатые и БезногиеКласс Пресмыкающиеся или Рептилии. Ядовитые змеи.Уникальные птицы. Класс Птицы. Класс Млекопитающие. Породы домашних млекопитающих.

Практическая работа № 2«Изучение внешнего строение дождевого червя»

Практическая работа №3 «Внутреннее и внешнее строение беззубки»

Практическая работа№ 4 «Внешнее строение Речного рака»

Практическая работа №  5«Изучение представителей отрядов насекомых»

Практическая работа № 6 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

Практическая работа № 7 «Внешнее строение голубя»

Практическая работа № 8 «Внутреннее и внешнее строение крысы»

Ядовитые животные (1ч)

Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности. Самые опасные животные на планете.

Животные – рекордсмены (2ч)

Самые сильные и быстрые  животные планеты. Спортивные рекорды животных

Животные – родители (2ч)

Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве.Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства  птиц и млекопитающих.

Интеллект животных (2ч)

Способность животных к обучению. Талантливые животные.Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.

Животные – символы (1ч)

Животные на гербах и флагах стран мира

Вымершие и редкие животные планеты (3ч)

Самые редкие животные нашей планеты. Вымершие животные нашей планеты.Причины сокращения численности и вымирания животных. Государственная политики по охране животных.  Красная книга

4. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Кол-во занятий

Из них:

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Среда обитания и её жители

4

4

2.

Простейшие

2

1

1

3.

Многоклеточные животные

17

10

7

4.

Ядовитые животные

1

1

5.

Животные - рекордсмены

2

2

6.

Животные – родители

2

2

7.

Интеллект животных

2

2

8.

Животные – символы

1

1

9.

Вымершие и самые редкие животные планеты

3

3

Итого:

34

26

8

        

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Практическая работа

Дата

Среда обитания и её жители (4ч)

1.

Разнообразие животного мира

Урок-викторина «Знаете ли вы животных?»

1

2.

Среды обитания и приспособленности животных

1

3.

Защитные покровы животных, относительность их защиты

1

4.

Значение разнообразия внешних покровов

1

Простейшие (2ч)

5.

Простейшие под прицелом

1

П.р. № 1 «Особенности передвижения одноклеточных»

6.

Простейшие-вредители

1

Многоклеточные животные (17ч)

7.

Губка Боб – организм-фильтратор

1

8.

Гидры и медузы - тип Кишечнополостные

1

9-10.

Плоские, круглые и кольчатые черви – друзья или враги?

3

П.р. № 2 «Изучение внешнего строение дождевого червя»

11-12.

Творцы жемчуга. Тип Моллюски

2

П.р. № 3

«Внутреннее и внешнее строение беззубки»

13.

Морские “Звёзды”. Тип Иглокожие

1

14.

Тип Членистоногие.Класс Ракообразные. 

Речной рак.

1

П.р. № 4

«Внешнее строение Речного рака»

15.

Класс Паукообразные. Самые крупные и опасные пауки.

1

16.

Класс Насекомые. Паразиты и трудоголики.

1

П.р.№  5

«Изучение представителей отрядов насекомых»

17.

Класс Хрящевые рыбы. Самые крупные и опасные акулы.

1

18.

Класс Костные рыбы. Особенности северной рыбалки.

1

19.

Класс Земноводныеили Амфибии. Отряды: Бесхвостые, Хвостатые и Безногие

1

П.р. № 6 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

20.

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Ядовитые змеи.

1

21.

Уникальные птицы. Класс Птицы

1

П.р. № 7«Внешнее строение голубя»

22-23.

Класс Млекопитающие. Породы домашних млекопитающих.

1

П.р.№  8

«Внутреннее и внешнее строение крысы»

Ядовитые животные (1ч)

24.

Самые опасные животные на планете

1

Животные – рекордсмены (2ч)

25.

Самые сильные и быстрые  животные планеты

1

26.

Спортивные рекорды животных

1

Животные – родители (2ч)

27.

Забота о потомстве у животных.

1

28.

Типы заботы о потомстве

1

Интеллект животных (2ч)

29.

Способность животных к обучению

1

30.

Талантливые животные

1

Животные – символы (1ч)

31.

Животные на гербах и флагах стран мира

1

Вымершие и редкие животные планеты (3ч)

32.

Самые редкие животные нашей планеты

1

33.

Вымершие животные нашей планеты

1

34.

Итоговое занятие.

Викторина «Удивительный мир Животных»

1

Итого

34

8

6. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

№ п/п

Название раздела

Название видеофрагмента

Ссылка

1.

Среда обитания и её жители

«Защитные покровы животных»

https://yandex.ru/video/search?filmId=3894839340568177676&text=Защитные%20покровы%20животных%20

2.

Простейшие

«Простейшие – паразиты человека. Амебиаз. Трипаносомоз»

http://biology-online.ru/video/zoologija-7-klass/prosteishie

3.

Многоклеточные животные

«Тип Кишечнополостные»

https://ok.ru/video/8497399077

«Тип Плоские черви»

«Нематоды»

«Тип Кольчатые черви»

https://yandex.ru/video/search?filmId=12127202044723759508&text=значение%20плоских%20ервей

https://www.youtube.com/watch?v=E92X0q-0nnA

https://ok.ru/video/380898052789

«Самые опасные и ядовитые пауки в мире»

https://ok.ru/video/398537919127

 «Хрящевые рыбы.

Самые опасные акулы в мире»

https://www.youtube.com/watch?v=YGDQhwCwhls

http://biology-online.ru/video/zoologija-7-klass/bescherepnye-kruglorotye-ryby

«Змеи»

https://www.youtube.com/watch?v=dws1UUuE7Wg

«Райские птицы. Колибри»

https://www.youtube.com/watch?v=z0nkamDBlhw

4.

Ядовитые животные

«Самые опасные животные в мире»

https://www.youtube.com/watch?v=33xHMCwECYI

https://www.youtube.com/watch?v=Px8KLSomC6A

5.

Животные - рекордсмены

«Рекорды животного мира»

https://www.youtube.com/watch?v=lvKY9Z9zROM

https://www.youtube.com/watch?v=49Y3N6bx7Xg

6.

Животные – родители

«Забота о потомстве»,

«Животные -родители»

https://www.youtube.com/watch?v=syXFGB8J6lA

https://www.youtube.com/watch?v=pYQj3FN2akI

https://www.youtube.com/watch?v=9b02Tm73Em0

7.

Интеллект животных

«Поразительные умственные способности животных»,«Удивительные способности животных»

https://www.youtube.com/watch?v=GUQ6UXsEF4k

https://www.youtube.com/watch?v=QzaR2jqh8DI

8.

Животные – символы

9.

Вымершие и самые редкие животные планеты

«Вымершие животные»

 «Самые редкие и необычные животные нашей планеты»

https://www.youtube.com/watch?v=x9QvxUCQgwg

https://www.youtube.com/watch?v=M4hjiZu4bOE

https://www.youtube.com/watch?v=gSo7DuAxbmM

https://www.youtube.com/watch?v=bXtSRJyZsZg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 7 классе "Это удивительное причастие"

Урок-закрепление наиболее трудных орфограмм по теме "Причастие"...

Презентация к уроку "Это удивительное причастие"

презентация к уроку по теме "Причастие"...

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Удивительная наука - геометрия

Методическая разработка и презентация по названной теме....

Открытое занятие "Удивительный мир экологиии" Тема " Удивительные существа- эти лягушки!"

Эпиграф занятия "Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны!"(Марк Твен)...

Дистанционный урок литературы. Даниэль Дефо. "Робинзон Крузо" - удивительная книга об удивительных приключениях. 5 класс

Предложен материал для самостоятельного изучения пятиклассниками  темы в условиях дистанционного обучения....