Программа кружка по биологии
учебно-методический материал по биологии (5, 6, 7, 8 класс)

Жамсаранова Бальжима Базаргуруевна

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.          

В основу данной программы заложено нравственно – экологическое  и художественно – эстетическое  воспитание детей среднего школьного возраста через знакомство с живой природой Родного края, её законами. Это позволяет привить детям чувство любви к Родине, родному дому, семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_kruzhka_po_biol.docx54.18 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Южно-Аргалейская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю________________

Директор школы: Жалсанов А.Ж.

«____»____________________    20___ г

Программа кружка

«Юные исследователи природы»

на 2 года обучения

возраст: 11-15 лет

часовая нагрузка: 1 час в неделю

Автор программы:

Жамсаранова Бальжима Базаргуруевна,

учитель биологии

Квалификация: высшая

Пояснительная записка

Введение. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми и при самостоятельном общении с природой, и далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.

На  занятиях в  кружке  «Юные исследователи природы»  обучающиеся  имеют возможность погрузиться в мир природы, сформировать реалистическое представление об ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, воспитать любовь, бережное и заботливое отношение к ней. 
Для детей запланированы познавательные викторины, практические занятия с животными, работа с природным материалом.

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.          

В основу данной программы заложено нравственно – экологическое  и художественно – эстетическое  воспитание детей среднего школьного возраста через знакомство с живой природой Родного края, её законами. Это позволяет привить детям чувство любви к Родине, родному дому, семье.

Образовательная программа актуальна, поскольку выполняет социальный заказ на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом ценностных ориентиров,  без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. В возрасте 11-15 лет у детей хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно – образное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

Программа «Юные исследователи природы»  являясь прикладной, носит практико –ориентированный характер, позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, способствует развитию креативности мышления.

Программа предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные способности. Так же  имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента, как основных методов биологической науки. Проводя эксперименты, наблюдения за теми или иными явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности.

 Программа разработана на основе типовой программы для государственных школьных учреждений, с учетом стандартов общеобразовательных школ России образовательной области

 «Биология».

Новизна данной программы заключается  в использование во внеурочной деятельности различных заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, организацией экологических акций.  Постановка опытов и выполнение практических работ, общественно полезная работа по охране природы развивает у школьников исследовательские склонности, позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, помогает им выбрать будущую профессию.

Конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы все это способствует развитию мышления учащихся, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. 

Таким образом, внеурочная работа по биологии и экологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, таки в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом.

Главные педагогические принципы:

  • использование на занятиях наглядности, технических средств;
  • связь с жизнью;
  • прочность знаний умений и навыков;
  • доступность;
  • использование межпредметных  связей ( физика, химия, математика, рисование, история, география).

            Цель:

  • Развитие экологической культуры поведения обучающихся в окружающей среде.

Задачи:

образовательные:

  • развивать  представления о природе как о единой целостной системе.
  • познакомить с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
  •  формировать начальные навыки исследовательской работы.

воспитательные:

  • воспитывать  гражданские качества, патриотическое  отношение к России и своему краю;
  • воспитывать инициативу, ответственность;
  • прививать любовь к родному краю.

развивающие:

  • развивать  познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
  • стимулировать стремления знать как можно больше о родном крае.
  • формировать умения формулировать проблему;  разрабатывать и проводить эксперимент;  делать выводы и предложения;  претворять предложения в жизнь.

Сроки реализации образовательной программы:

 По программе «Юные исследователи природы»  могут заниматься дети 11-15 лет. Курс обучения планируется на 2 года (68 часов). Занятие проводится один час в неделю по одному часу. Кружок посещает   15 человек.

Содержание программы:

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.

1.Введение.(1ч.)

2.Исследовательская деятельность, её назначение и задачи.(3ч.)

Виды исследовательской деятельности, их задачи, применение в научной работе. Наблюдение, как доступный метод познания природы.  

3. Экологическая культура (5ч.)

 Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. Значения овладения основами экологии, пропагандистская деятельность. Экология жилища, дворов, улиц.

Практические занятия: Участие в природоохранных мероприятиях. Организация экологических праздников (участие в субботниках, в акциях по благоустройству природных территорий села, пришкольного участка).

4. Экологический календарь. (2ч.)

Знакомство с датами экологического календаря.

Практические занятия: Выпуск экологических бюллетеней к экологическим датам. (работа ведётся в течение года)

5.Фенологические наблюдения. (3ч.)

 Природа - целостная взаимосвязанная динамическая система. Основные царства живой природы, их краткая характеристика. Дать представление о науке фенологии, ее методах. Практические занятия: Научить выявлять закономерности изменчивости срока наступления сезонных явлений.

6.  Охрана природы. (5ч.)

Основные документы по охране природы. Природоохранная деятельность. Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ): памятников природы, заповедников, заказников, национальных парков.

Практические занятия: Выявление экологически неблагоприятных мест нашей местности, составление карты.  Работа с Интернет ресурсами.

7. Экологический мониторинг. (8ч.)

Экологический мониторинг, его цели и задачи. Мониторинг в зависимости от территории: глобальный, региональный, локальный. Мониторинг в зависимости от объекта наблюдения. Их цели. Мониторинг по методам ведения: дистанционный и наземный.  Биоиндикационные методы. Мониторинг лесного фитоценоза. Снег – индикатор чистоты воздуха. Проведение мониторинга шума. Предварительное обследование территории. Определение конкретного времени обследования территории. Запись шумового загрязнения. Анализ и оценка записанных на пленку шумов.

Практическая занятия:. Составление формулы древостоя. Инвентаризация зеленых насаждений на школьной территории.  Определение запыленности воздуха.

  8. Охрана вод. (8 ч.)

Вода как фактор жизни. География водных ресурсов. Опасность загрязнения водоемов.

Практические занятия: Составление карт местных водных источников. Обследование водоемов и участие в работе по улучшению их состояния.

9.  Растительный мир нашего края. (11ч.)

Зеленые растения – основной источник пищи и кислорода на земле. Роль растений в жизни человека. Редкие растения Забайкальского края.

Практические занятия: Учет площади зеленных насаждений и определение видового состава и состояния деревьев в районе школы. Определение растений.

10. Охрана леса. (3ч.)

Значение леса. Эстетическое значение леса (лес в поэзии, музыке, живописи, литературе). Общие сведения о лесных пожарах. Правила пожарной безопасности в лесах.

11.  Животный мир нашего края. (12ч.)

Обзор животного мира края. Декларация прав живых существ Редкие и исчезающие животные нашей края.

Практические занятия: Определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности. Конкурс творческих работ, посвященный  охране животных. Обновление стенда «По страницам «Красной книги». Подготовка и проведение беседы с учащимися об охраняемых животных родного края.

12.  Экологическая тропа. (3ч.)

Лес, как пример растительного сообщества. Лес – экологическая система. Знакомство с видовым составом леса.  Значение леса (водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, полезащитное, климатическое, санитарно - гигиеническое, эстетическое, рекреационное). Саморегуляция в биоценозе.  Виды родников, значение.

Практические занятия: Экскурсии по экологической тропе и участие в организации ее работы. Осуществление локального мониторинга на маршрутах. Паспортизация   объектов экологической тропы, родников. Очистка и благоустройство родников.

13. Туризм и охрана природы. (5ч.)

Правила поведения туристов в природе.

Практические занятия: турпоход в природу (зачетного характера).

Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

 1) теоретические  (беседы,  лекции,  доклады,  викторины, самостоятельная работа).

   2) практические (экскурсии, встречи,   работа с дополнительным материалом из СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Техническое оснащение:

Для того чтобы подвести детей 11 - 15 лет, к освоению основ экологии и методов научного исследования, предлагается использование личностно - развивающей концепции, основанной на проблемных методах обучения и проектной деятельности с использованием современных ИКТ – технологий.

Предполагаемые результаты обучения:

В результате освоения образовательной программы «Юные исследователи природы» обучающиеся

Достигнут:

1.Усвоение экологической культуры:

  • правила поведения в природе;
  • бережное отношение к окружающей среде.

2.Овладение новыми знаниями и навыками:

  • природоохранными знаниями;
  • знаниями и умениями работы с научно-популярной литературой, печатными изданиями СМИ;
  • создание листовок, буклетов и др.

3. Личностный рост подростка (развитие лидерских качеств, творческой активности).

К концу обучения в кружке дети должны знать:

  • название своего края;
  • названия рек;
  • растения и животных края;
  • проводить простейшие исследования, работать над совместными  проектами, обрабатывать собранные материалы.

В конце обучения обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Правила техники безопасности на занятиях.

Соблюдать правила техники безопасности и поведения на занятиях при работе с объектами.

Основные понятия исследовательской работы.

Применять методы исследования природы в исследовательской работе.

Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры.

Участвовать  в организации  экологических праздников.

Даты экологического календаря

Выпускать экологические бюллетени.

Что такое фенология.

Наблюдать сезонные изменения ( биоритмы) в жизни животных и растений.

Основные документы по охране природы.

Находить информацию из интернет – ресурсов.

Виды мониторинга охраны природы.

Определять запыленность воздуха по биоиндикаторам.

Причины загрязнения водоемов.

Охранять водные ресурсы.

Роль растений в жизни человека.

Определять растения своей местности.

Роль животных в жизни человека

Определять животных своей местности.

Видовой состав леса.

Составлять маршрут экологической тропы.

Правила поведения туристов в природе.

Собирать снаряжение для турпохода.

Учебно –тематический план кружка:

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

В том числе

Теор.

Практ.

Первого года обучения

1

Введение

1

1

2

Исследовательская деятельность, её назначение и задачи

3

3

3

Экологическая культура

3

2

1

4

Экологический календарь

2

1

1

5

Фенологические наблюдения

3

1

2

6

Охрана природы

5

4

1

7

Экологический мониторинг

8

6

2

8

Охрана вод

8

6

2

Второго года обучения

9

Растительный мир нашего края

11

6

5

10

Охрана леса

3

3

11

Животный мир нашего края

13

7

6

12

Экологическая тропа

3

2

1

13

Туризм и охрана природы

3

1

2

Всего:

68

45

23

Учебно – тематический план первого года обучения:

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Практические занятия

1.Введение.                                 (1ч.)

1

Инструктаж по правилам Т.Б.

1

1

2.Исследовательская деятельность,

 её назначение и задачи.               (3ч.)

2

Значение исследовательской деятельности. Основные понятия, необходимые при выполнении научно-исследовательских работ.

1

3

Литературный обзор. Научная статья

1

4

Основные понятия научно-исследовательской работы. Виды исследований.

1

3.Экологическая культура. (3ч.)

5

Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры.

1

6

 Значения овладения основами экологии. Участие в природоохранных мероприятиях.

1

7

Экология жилища, дворов, улиц. Благоустройство природных территорий села, пришкольного участка.

1

4.Экологический календарь. (2ч.)

8-9

Знакомство с датами экологического календаря.

1

1

5.Фенологические наблюдения. (3ч.)

10

Растения и животные осенью.

1

11

Листья желтые летят

1

12

Знатоки природы

1

6.Охрана природы.               (5ч.)

13

Основные документы по охране природы. Природоохранная деятельность.

1

14

Задачи особо охраняемых природных территорий

1

15-16

Охраняемые территории Нижегородской области.

2

17

Выявление экологически неблагоприятных мест нашей местности.

1

7.Экологический мониторинг.  (8ч.)

18

Экологический мониторинг, его цели и задачи.

1

19

Мониторинг по методам ведения: дистанционный и наземный.

1

20

Биоиндикационные методы.

1

21

Снег – индикатор чистоты воздуха.

1

22

Проведение мониторинга шума.

1

23

Источники искусственного загрязнения.

1

24

Составление формулы древостоя.

1

25

Инвентаризация зеленых насаждений на школьной территории.  

1

8.Охрана вод.                           (8ч.)

26

Вода как фактор жизни.

1

27

Путешествия капельки.

1

28

География водных ресурсов.

1

29

Опасность загрязнения водоемов.

1

30-31

Составление карт местных водных источников.

1

1

32-33

Обследование водоемов и участие в работе по улучшению их состояния.

1

1

34

Подведение итогов 1 года обучения

1

1

Всего

34

25

9

Учебно – тематический план второго года обучения:

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Практические занятия

9.Растительный мир нашего края.     (11ч.)

335

Зеленые растения – основной источник пищи и кислорода на Земле.

1

336-37

Роль растений в жизни человека.

2

338-39

Редкие растения Забайкальского края

2

440

Основные проблемы нерационального использования и защиты растительных ресурсов нашей области

1

441

Учет площади зеленных насаждений  в районе школы.

1

442

Определение видового состава и состояния деревьев в районе школы.

1

443

Определение растений семейства Розоцветные.

1

444

Определение растений семейства Бобовые.

1

445

Определение растений семейства Злаки.

1

10.Охрана леса                            (3ч.)

446

Значение леса

1

447

Эстетическое значение леса

1

448

Общие сведения о лесных пожарах.

1

11.Животный мир нашего края.      (13ч.)

449

Роль животных в круговороте веществ.

1

550

 Влияние деятельности человека на животный мир.

1

551

Сокращение видового состава.

1

552-53

Охрана животных в Забайкальском крае.

2

554-55

Красная книга животных Забайкальском крае..

2

556-57

Определение животных нашего края.

2

558

Конкурс творческих работ, посвященный  охране животных.

1

559

Изучение видового состава местных птиц.

1

660 -61

Определение голосов птиц.

2

12.Экологическая тропа.     (3ч.)

662-63

Лес – как пример  растительного сообщества. Экологическая система.

2

664

Экскурсия по экологической тропе.

1

13.Туризм и охрана природы.       (3ч.)

665

Правила поведения туристов в природе.

1

666-67

Турпоход в природу .

2

668

Подведение итогов второго года обучения

1

1

Всего

34

20

14

Методическое обеспечение реализации программы:

 Программа предлагает инновационные формы организации занятий, эффективные методы образовательно – воспитательной деятельности работы с детьми: беседа – обсуждение, беседа – показ, лекции, ситуационно- ролевые игры, игры –конкурсы, викторины, самостоятельная работа, заочные экскурсии, подготовка и проведение фотовыставок.

На занятиях дети делают записи в тетради  основных понятий биологии и экологии.

Каждое занятие заканчивается подведением итогов работы ( рефлексии).

Формой подведения итогов дополнительной образовательной программы « Исследователи природы» является фотовыставка, где представлены фотографии основных  КТД.

Тема

Форма занятия

Примеры и методы

Дидактичес-кий материал

Техни-ческое оснащение

Форма прове-дения

Введение

Групповая

Словесно наглядные

Видеоматериалы словарь терминов.

лекция

Исследовательская деятельность, её назначение и задачи

Групповая

Практические, наглядные, словесные

Видеоматериалы, словарь терминов.

Лекции

Экологическая культура

Индивидуальная

Словесно наглядные

Видеоматериалы, словарь терминов.

Беседа

Экологический календарь

Индивидуальная

Словесно наглядные

Видеоматериалы, словарь терминов.

Экскур-сия (заочная)

Фенологические наблюдения

Групповая

Словесно наглядные

Видеоматериалы, словарь терминов.

Коллекция видио материала

Экскур-сия (заочная)

Охрана природы

Групповая

Практические, наглядные, словесные

Видеоматериалы, словарь терминов.

Лексия

Экологический мониторинг

Групповая

Видеоматериалы, словарь терминов.

диктафон

лекция

Охрана вод

Групповая

Словесно наглядные

Видеоматериалы, словарь терминов.

Беседа-обсуждение

Растительный мир нашего края

Групповая

Практические, наглядные, словесные

Видеоматериалы, словарь терминов.

Гербарный материал для учащихся школ.

презентации

КТД

Показ видиома-териала

Охрана леса

Групповая

Словесно наглядные

Видеоматериалы, словарь терминов.

Коллекции насекомых вредителей леса

Экскур-сия

Самостоятельная работа

Животный  мир нашего края

Групповая

Практические, наглядные, словесные

Видеоматериалы, словарь терминов.

Презентация

Конкуры

Викто-рины

Экологическая тропа

Индивидуальная

Практические, наглядные, словесные

Видеоматериалы, словарь терминов.

Беседа

Туризм и охрана природы

Индивидуальная

Словесно наглядные

Видеоматериалы, словарь терминов.

Конкурс

Нормативно – правовая база

1.Закон  Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями)

2.Консти.уция РФ.

3.Конвенция ООН о правах ребёнка.

Литература

  1. Дружинин С.В. « Исследование воды и водоёмов в условиях школы». М.: Чистые пруды,2008.-32с. ( Библиотека « Первого сентября», серия «Биология»вып.20).
  2. Кузнецов В.Н. « Правовые основы природопользования». М.: Чистые пруды,2008.-32с.            ( Библиотечка « Первого сентября», серия «Биология»вып.21).
  3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е.. «Нравственно – экологическое воспитание школьников» .М.: 5 за знания,2005.-208с.
  4. Миркин М.. «Экология России 9-11 класс», М. ,АО МДС, Юнисам 1995 года.
  5. Михеев А.В. «Биология птиц. Определитель птичьих гнёзд». М, «Цитадель»,1996 г.
  6. Рыков Н.А. « Зоология с основами экологии животных ». М.; Просвещение,1981
  7. Смелова В.Г. « Игры на обобщающих уроках ботаники». М.: Первое сентября,2005.-32с.( Библиотечка « Первого сентября», серия «Биология»вып.21).
  8. Чередниченко И.П. «Экология».6-11 классы». Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2010.-134с.

Электронные ресурсы

1.http//www.ecosystema.ru

2. http//www.priroda.ru

3. http//www.science.ru

4. http//www.uchportal.ru

5. http//bio. 1september.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Программа кружка по биологии.

Данная программа связаня с тематикой " Цветоводство". Расчитана программа на два года. В программе тразработано тематическое планирование и содержание занятий....

Программа кружку по биологии "Занимательная ботаника"

Рабочая программа  биологического кружка "Занимательная ботаника" для учащихся 11-12 лет...

рабочая программа кружка по биологии

Рабочая программа кружка "Занимательная биология", целевая аудитория 10-11 лет. Пригодится во внекласной работе по предмету...

Рабочая программа кружка по биологии "Занимательная биология"

Рабочая программа кружка "Занимательная биология" составлена с целью стимулировать учащихся к получению новых знаний, проектной деятельности....

Программа кружка по биологии на основе МПС с ИЗО_6 кл

Программа кружка по биологии "Зеленый патруль" на основе МПС с ИЗО для учащихся 6-х классов рассчитана для лагеной смены с дневгым пребыванием детей. Данная программа предполагаает воспитание экологич...

Рабочая программа кружка "Занимательная биология"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, ожидаемые результаты, методы организации детей. программа рассчитана на 34 часа....