Рабочая программа (10 класс профиль)
рабочая программа по биологии (10 класс)

Зубан Светлана Ивановна

Рабочая программа для профильного класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_a_profil_biologiya_zuban.doc807 КБ

Предварительный просмотр:


Рабочая программа  по биологии для обучающихся 10 класса разработана на основе:

- основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;  

- программы авторского коллектива: Биология. 10—11 классы. Рабочие программы к линии УМК Сонина Н. И.: учебно-методическое пособие / И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. — М.: Дрофа, 2017. — 35 с.

- учебника: Биология. Общая биология. Базовый и углубленный уровни 10 кл.:учебник/И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов-М.:Дрофа,2015-207с.

- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

Рабочая программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю (резервное время - 4 часа). Из  них  выделено  дополнительно по часу на изучение следующих тем:

- Обобщение и повторение по теме: «Возникновение жизни на Земле»

- Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов

- Обобщение  и повторение за курс 10 класса

-  Итоговая контрольная работа

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Ученик научится:

оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей; оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии; устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук; обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

проводить учебно­исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов.

выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма; решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности; делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцеп­ ленное (в том числе с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний; сравнивать разные способы размножения организмов; характеризовать основные этапы онтогенеза организмов; выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов; обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, при­ меняя синтетическую теорию эволюции;

характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде; обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Ученик получит возможность научиться:

организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и пре­ образовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований; прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.


Содержание учебного предмета

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социо-гуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Клетка — структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение  и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.

Организм

Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.

Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.

Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.

История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики.  Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения.

Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.

Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.

Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К.  Линнея  и  Ж. Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно­анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно­генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди — Вайнберга. Молекулярно­генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы

эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

Развитие жизни на Земле

Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.

Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.

Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.


Календарно-тематической  планирование

        (углубленный уровень, 3ч  в  неделю, всего  105 ч )

№ п.п

Количество часов

Тема

Дата

Примечание

План

Факт

Введение (1ч)

1.

1

Биология как наука. Роль биологии в формировании научных представлений о мире

6.09.17

6.09.17

 Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи (5ч)

2.

1

Уровни организации живой материи и принципы их выделения

3.

1

Организация биологических систем. Клеточное строение организмов

4.

1

Обмен веществ и энергии в живых системах. Энергозависимость живых систем

5.

1

Процессы, происходящие в живых системах

6.

1

Обобщение и повторение по теме: «Многообразие живого мира»

Возникновение жизни на Земле (8 ч)

7.

1

История представлений о возникновении жизни. Мифологические представления. Представления античных ученых

8.

1

Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни

9.

1

Предпосылки возникновения жизни на Земле. Эволюция материи

10.

1

Современные представления о возникновении жизни

11.

1

Первичная атмосфера Земли. Условия среды на древней Земле

12.

1

Теория происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов

13.

1

Начальные этапы биологической эволюции. Прокариотические клетки

14.

1

Обобщение и повторение по теме: «Возникновение жизни на Земле»

Химическая организация клетки (13 ч )

15.

1

Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Элементный состав живого вещества

16.

1

Вода, ее химические свойства и биологическая роль

17.

1

Биологические полимеры-белки. Их свойства и функции

18.

1

Углеводы. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Роль углеводов в живых организмах

19.

1

Липиды. Функции липидов

  20.

1

Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК

21.

1

ДНК-носитель наследственной информации

22.

1

Редупликация ДНК

23.

1

Виды РНК

24.

1

Генетический код. Ген. Свойства генетического кода

25.

1

Решение задач по молекулярной биологии

26.

1

Обобщение и повторение по теме: «Химическая организация клетки»

27.

1

Контрольная работа по теме: «Химическая организация клетки»

Реализация наследственной информации. Метаболизм (8 ч)

28.

1

Метаболизм - обмен веществ и энергии в живых организмах

29.

1

Анаболизм. Ассимиляция

30.

1

Биосинтез белка.

31.

1

Реализация наследственной информации

32.

1

Энергетический обмен. Структура и функции АТФ

33.

1

Автотрофный и гетеротрофный типы обмена веществ

34.

1

Фотосинтез

35.

1

Хемосинтез

Строение и функции клеток (16 ч)

36.

1

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клеток

37.

1

Прокариотическая клетка. Строение

38.

1

Формы бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий

39

1

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Цитоплазматическая мембрана

40.

1

Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. ЭПС, рибосомы

41.

1

  Органоиды общего и специального назначения в клетке

42.

1

Клеточное ядро. Строение ядра

43.

1

Обобщение и повторение по теме: «Органоиды клетки»

44.

1

Жизненный цикл клетки. Интерфаза

45.

1

Митоз. Стадии митоза.

46.

1

Митоз. Стадии митоза. Биологическое значение митоза

47.

1

Контрольная работа по теме: «Клетка»

48.

1

Особенности строения растительной клетки

49.

1

Клеточная теория

50.

1

Вирусология. Вирусы - неклеточная форма жизни

51.

1

Вирусные заболевания человека, животных, растений

Размножение организмов (7 ч)

52.

1

Размножение организмов. Бесполое размножение.

53.

1

Формы бесполого размножения

54.

1

Особенности полового размножения

55.

1

Гаметогенез

56.

1

Мейоз. Первое мейотическое деление

57.

1

Мейоз. Второе мейотическое деление. Биологическое значение мейоза

58.

1

Партеногнез. Осеменение и оплодотворение

Индивидуальное развитие организмов (19 ч)

59.

1

Краткие исторические сведения об изучении развития организмов

60.

1

Онтогенез. Оплодотворение

61.

1

Типы яйцеклеток. Дробление

62.

1

Бластула

63.

1

Гаструла

64.

1

  Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Гисто и органогенез

65.

1

Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция

66.

1

Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов

67.

1

Причины нарушения эмбрионального развития

68.

1

Эмбриональное развитие человека

69.

1

Обобщение и повторение по теме: «Эмбриональный период развития»

70.

1

Закономерности постэмбрионального периода развития

71.

1

Прямое и непрямое развитие

72.

1

Общие закономерности онтогенеза. Непрямое развитие

73.

1

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и  постэмбриональном развитии организма

74.

1

Критические периоды развития

75.

1

Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсических веществ

76.

1

Контрольная работа по теме: «Размножение и развитие организмов»

77.

1

Понятие о регенерации. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных

Закономерности изменчивости (6 ч)

78.

1

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость

79.

1

Мутации. Генные, хромосомные и геномные

80.

1

Свойства мутаций. Причины и частота мутаций. Мутагенные факторы

81.

1

Комбинативная изменчивость

82.

1

Уровни возникновения различных комбинаций генов и их эволюционное значение

83.

1

Фенотипическая изменчивость норма реакции

Основные понятия генетики (2 ч)

84.

1

История развития генетики

85.

1

Основные понятия генетики

Закономерности наследования признаков (13 ч)

86.

1

Методы изучения наследственности и изменчивости

87.

1

Моногибридное скрещивание. Первый закон Г.Менделя- закон доминирования Полное и неполное доминирование; множественный аллелизм

88.

1

Второй закон Г.Менделя- закон расщеплению Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование .Анализирующее скрещивание

89.

1

Третий закон Г.Менделя – закон независимого комбинирования

90.

1

Решение генетических задач по законам Г. Менделя

91.

1

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов

92.

1

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Решение задач

93.

1

Генетическое определение пола. Характер наследования признаков у человека

94.

1

Генотип как целостная система

95.

1

Взаимодействие аллельных генов (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование)

96.

1

Взаимодействие неаллельных генов (комплементарность,  эпистаз и полимерия

97.

1

Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов

98.

1

Обобщение и повторение по теме: « Закономерности наследственности»

Основы селекции (5 ч)

99.

1

Создание пород животных и сортов растений

100

1

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости

101

1

Методы селекции растений и животных

102

1

Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия

103

1

Достижения современной селекции в растениеводстве и животноводстве

104

1

Обобщение  и повторение за курс 10 класса

105

1

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории профиль 11 класс

Календарно- тематическое планирование 11 класс история...

Рабочая программа 10 класс (профиль)

Рабочая программа составлена по учебнику И.Г. Семакина. Профильный уровень. 4 ч в неделю....

рабочая программа 10 класс гуманитарный профиль алгебра

алгебра 10 класс гуманитрный профиль...

Рабочая программа 11 класс профиль

Курс общей химии изучается в 11 класс...

Рабочая программа 10 класс обществознание профиль

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профиль)...