Рабочая программа (10 класс профиль)
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа для профильного класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 807 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии для обучающихся 10 класса разработана на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- программы авторского коллектива: Биология. 10—11 классы. Рабочие программы к линии УМК Сонина Н. И.: учебно-методическое пособие / И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. — М.: Дрофа, 2017. — 35 с.
- учебника: Биология. Общая биология. Базовый и углубленный уровни 10 кл.:учебник/И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов-М.:Дрофа,2015-207с.
- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
Рабочая программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю (резервное время - 4 часа). Из них выделено дополнительно по часу на изучение следующих тем:
- Обобщение и повторение по теме: «Возникновение жизни на Земле»
- Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов
- Обобщение и повторение за курс 10 класса
- Итоговая контрольная работа
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей; оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии; устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук; обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
проводить учебноисследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов.
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма; решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности; делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцеп ленное (в том числе с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний; сравнивать разные способы размножения организмов; характеризовать основные этапы онтогенеза организмов; выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов; обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, при меняя синтетическую теорию эволюции;
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде; обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Ученик получит возможность научиться:
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и пре образовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований; прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Содержание учебного предмета
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социо-гуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.
Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Клетка — структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.
Организм
Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.
Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.
Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.
История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения.
Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.
Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.
Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительноанатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярногенетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди — Вайнберга. Молекулярногенетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы
эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира.
Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.
Развитие жизни на Земле
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.
Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.
Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.
Календарно-тематической планирование
(углубленный уровень, 3ч в неделю, всего 105 ч )
№ п.п | Количество часов | Тема | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Введение (1ч) | |||||
1. | 1 | Биология как наука. Роль биологии в формировании научных представлений о мире | 6.09.17 | 6.09.17 | |
Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи (5ч) | |||||
2. | 1 | Уровни организации живой материи и принципы их выделения | |||
3. | 1 | Организация биологических систем. Клеточное строение организмов | |||
4. | 1 | Обмен веществ и энергии в живых системах. Энергозависимость живых систем | |||
5. | 1 | Процессы, происходящие в живых системах | |||
6. | 1 | Обобщение и повторение по теме: «Многообразие живого мира» | |||
Возникновение жизни на Земле (8 ч) | |||||
7. | 1 | История представлений о возникновении жизни. Мифологические представления. Представления античных ученых | |||
8. | 1 | Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни | |||
9. | 1 | Предпосылки возникновения жизни на Земле. Эволюция материи | |||
10. | 1 | Современные представления о возникновении жизни | |||
11. | 1 | Первичная атмосфера Земли. Условия среды на древней Земле | |||
12. | 1 | Теория происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов | |||
13. | 1 | Начальные этапы биологической эволюции. Прокариотические клетки | |||
14. | 1 | Обобщение и повторение по теме: «Возникновение жизни на Земле» | |||
Химическая организация клетки (13 ч ) | |||||
15. | 1 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Элементный состав живого вещества | |||
16. | 1 | Вода, ее химические свойства и биологическая роль | |||
17. | 1 | Биологические полимеры-белки. Их свойства и функции | |||
18. | 1 | Углеводы. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Роль углеводов в живых организмах | |||
19. | 1 | Липиды. Функции липидов | |||
20. | 1 | Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК | |||
21. | 1 | ДНК-носитель наследственной информации | |||
22. | 1 | Редупликация ДНК | |||
23. | 1 | Виды РНК | |||
24. | 1 | Генетический код. Ген. Свойства генетического кода | |||
25. | 1 | Решение задач по молекулярной биологии | |||
26. | 1 | Обобщение и повторение по теме: «Химическая организация клетки» | |||
27. | 1 | Контрольная работа по теме: «Химическая организация клетки» | |||
Реализация наследственной информации. Метаболизм (8 ч) | |||||
28. | 1 | Метаболизм - обмен веществ и энергии в живых организмах | |||
29. | 1 | Анаболизм. Ассимиляция | |||
30. | 1 | Биосинтез белка. | |||
31. | 1 | Реализация наследственной информации | |||
32. | 1 | Энергетический обмен. Структура и функции АТФ | |||
33. | 1 | Автотрофный и гетеротрофный типы обмена веществ | |||
34. | 1 | Фотосинтез | |||
35. | 1 | Хемосинтез | |||
Строение и функции клеток (16 ч) | |||||
36. | 1 | Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клеток | |||
37. | 1 | Прокариотическая клетка. Строение | |||
38. | 1 | Формы бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий | |||
39 | 1 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Цитоплазматическая мембрана | |||
40. | 1 | Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. ЭПС, рибосомы | |||
41. | 1 | Органоиды общего и специального назначения в клетке | |||
42. | 1 | Клеточное ядро. Строение ядра | |||
43. | 1 | Обобщение и повторение по теме: «Органоиды клетки» | |||
44. | 1 | Жизненный цикл клетки. Интерфаза | |||
45. | 1 | Митоз. Стадии митоза. | |||
46. | 1 | Митоз. Стадии митоза. Биологическое значение митоза | |||
47. | 1 | Контрольная работа по теме: «Клетка» | |||
48. | 1 | Особенности строения растительной клетки | |||
49. | 1 | Клеточная теория | |||
50. | 1 | Вирусология. Вирусы - неклеточная форма жизни | |||
51. | 1 | Вирусные заболевания человека, животных, растений | |||
Размножение организмов (7 ч) | |||||
52. | 1 | Размножение организмов. Бесполое размножение. | |||
53. | 1 | Формы бесполого размножения | |||
54. | 1 | Особенности полового размножения | |||
55. | 1 | Гаметогенез | |||
56. | 1 | Мейоз. Первое мейотическое деление | |||
57. | 1 | Мейоз. Второе мейотическое деление. Биологическое значение мейоза | |||
58. | 1 | Партеногнез. Осеменение и оплодотворение | |||
Индивидуальное развитие организмов (19 ч) | |||||
59. | 1 | Краткие исторические сведения об изучении развития организмов | |||
60. | 1 | Онтогенез. Оплодотворение | |||
61. | 1 | Типы яйцеклеток. Дробление | |||
62. | 1 | Бластула | |||
63. | 1 | Гаструла | |||
64. | 1 | Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Гисто и органогенез | |||
65. | 1 | Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция | |||
66. | 1 | Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов | |||
67. | 1 | Причины нарушения эмбрионального развития | |||
68. | 1 | Эмбриональное развитие человека | |||
69. | 1 | Обобщение и повторение по теме: «Эмбриональный период развития» | |||
70. | 1 | Закономерности постэмбрионального периода развития | |||
71. | 1 | Прямое и непрямое развитие | |||
72. | 1 | Общие закономерности онтогенеза. Непрямое развитие | |||
73. | 1 | Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма | |||
74. | 1 | Критические периоды развития | |||
75. | 1 | Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсических веществ | |||
76. | 1 | Контрольная работа по теме: «Размножение и развитие организмов» | |||
77. | 1 | Понятие о регенерации. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных | |||
Закономерности изменчивости (6 ч) | |||||
78. | 1 | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость | |||
79. | 1 | Мутации. Генные, хромосомные и геномные | |||
80. | 1 | Свойства мутаций. Причины и частота мутаций. Мутагенные факторы | |||
81. | 1 | Комбинативная изменчивость | |||
82. | 1 | Уровни возникновения различных комбинаций генов и их эволюционное значение | |||
83. | 1 | Фенотипическая изменчивость норма реакции | |||
Основные понятия генетики (2 ч) | |||||
84. | 1 | История развития генетики | |||
85. | 1 | Основные понятия генетики | |||
Закономерности наследования признаков (13 ч) | |||||
86. | 1 | Методы изучения наследственности и изменчивости | |||
87. | 1 | Моногибридное скрещивание. Первый закон Г.Менделя- закон доминирования Полное и неполное доминирование; множественный аллелизм | |||
88. | 1 | Второй закон Г.Менделя- закон расщеплению Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование .Анализирующее скрещивание | |||
89. | 1 | Третий закон Г.Менделя – закон независимого комбинирования | |||
90. | 1 | Решение генетических задач по законам Г. Менделя | |||
91. | 1 | Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов | |||
92. | 1 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Решение задач | |||
93. | 1 | Генетическое определение пола. Характер наследования признаков у человека | |||
94. | 1 | Генотип как целостная система | |||
95. | 1 | Взаимодействие аллельных генов (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) | |||
96. | 1 | Взаимодействие неаллельных генов (комплементарность, эпистаз и полимерия | |||
97. | 1 | Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов | |||
98. | 1 | Обобщение и повторение по теме: « Закономерности наследственности» | |||
Основы селекции (5 ч) | |||||
99. | 1 | Создание пород животных и сортов растений | |||
100 | 1 | Центры происхождения и многообразия культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости | |||
101 | 1 | Методы селекции растений и животных | |||
102 | 1 | Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия | |||
103 | 1 | Достижения современной селекции в растениеводстве и животноводстве | |||
104 | 1 | Обобщение и повторение за курс 10 класса | |||
105 | 1 | Итоговая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории профиль 11 класс
Календарно- тематическое планирование 11 класс история...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/25/picture-58652-1535222898.jpg)
Рабочая программа 10 класс (профиль)
Рабочая программа составлена по учебнику И.Г. Семакина. Профильный уровень. 4 ч в неделю....
рабочая программа 10 класс гуманитарный профиль алгебра
алгебра 10 класс гуманитрный профиль...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/25/picture-75647-1577292662.jpg)
Рабочая программа 10 класс обществознание профиль
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профиль)...
Рабочая программа 11 класс профиль
Программа...